Полная версия

Главная arrow Философия arrow Валюативные модели социального: герои и ценности

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Валюативная реинтерпретация социологии религии М. Вебера

Одной из наиболее иллюстративных форм ценностноцентристского моделирования валюатива является религия. Религиозная интерпретация мира, как показал М. Вебер, мотивирована особым типом понимающей активности людей - ценностно-рациональным.

По Веберу, как хорошо известно, есть четыре типа социального действия. Если единство социального действия наполнено рационально осознаваемыми ожиданиями, то речь идет о целе-рациональном типе; если эти ожидания относятся к аффектам и эмоциям, то мы говорим об аффективном типе действия; если смысл действия в реализации длительной привычки, то последняя мотивирует традиционное действие; наконец, можно выделить такой тип вышеупомянутого мотивирующего единства, при котором реализуется ценностно-рациональное действие. Казалось бы, Вебер сказал все в самом названии этого типа действия, действия по убеждениям «о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности предмета любого рода»1, которые как будто и раскрывают ценностную сторону, обеспечивая мотивационную целостность действия, хотя рационального содержания и результата, как правило, не видно, или они оказываются неважными. Вместе с тем у Вебера есть тексты «Социология религии», «Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира», в которых мотивационный «запал», обеспечивающий единство четвертого типа социального действия, обнаруживается во всей полноте. Это предоставляет нам возможность вычитать в произведениях самого Вебера полное содержание мотивационного аспекта ценностно-рационального действия. Оно оказывается совпадающим по сути и содержательному наполнению с тем, что нами названо валюативом и что дает основание говорить о ва- люативном наполнении ценностно-мотивационного действия, отнести именно к нему - к валюативу - все мотивационное единство ценностнорационального действия и включить ценностно мотивированные действия в класс действий валюативных. В этой связи можно рассмотреть данное действие как валюативно-рациональное, имея ввиду панаксиологический валюатив.

Итак:

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>