Полная версия

Главная arrow Психология arrow Введение в экзистенциальную психологию

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПЕРСОНАЛИИ

КЬЕРКЕГОР (Kierkegaard) Сёрен (1813-1855) — датский философ, теолог и писатель. Изучал философию и теологию в университете Копенгагена. В 1841 г. получил степень магистра, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвященную древнегреческим и романтическим концепциям иронии.

Кьеркегор считается родоначальником экзистенциального мышления в философии. До Кьеркегора проблема бытия рассматривалась как центральная представителями ранней греческой философии, но была забыта последующей философией. Выступив против философской системы Гегеля, он поднял главнейший вопрос философии — «Что есть существование?». Кьеркегор считал, что этот вопрос должен задать себе каждый человек и дать на него ответ собственной жизнью. Акцент на субъективности часто расценивается как главный вклад Кьеркегора в философию.

По Кьеркегору, существуют разные способы человеческого существования, и каждый человек делает выбор между ними. Совершая выбор, он принимает на себя полную ответственность за него. Эстетический путь — скорее ориентация на внешний мир, удовольствия, достижения. В силу этого «эстетик» недостаточно свободен, он не контролирует свою жизнь, его существование лишено определенности и смысла. Осознание этого ведет к отчаянию, которое можно подавить или игнорировать, но, поступая таким образом, человек отказывается от своей свободы и ответственности за свою жизнь, что означает саморазрушение. Альтернатива состоит в том, чтобы принять на себя ответственность за собственное существо-

* В качестве основных источников при написании раздела использовались Новейший философский словарь (Минск, 1999), Философский энциклопедический словарь (М., 1983) и другие философские словари и энциклопедии. Работы авторов приводятся в порядке их значимости для усвоения учебного материала.

вание, и первостепенная задача заключается в «выборе себя». Это, по Кьеркегору, этический путь, ориентированный на внутренний мир. «Этик» пытается познать себя и измениться в соответствии с собственным волевым выбором. Возможный синтез этих двух противоположностей — эстетической и этической — образует третий путь, или третью возможную стадию жизни, если рассматривать их последовательно, — религиозный. Религиозное — это диалектический синтез эстетического и этического, объединение внешней и внутренней жизни. Человеческому существованию сопутствует неизбежное отчаяние, осознанное или скрытое, которое и является единственной возможностью прорыва к Богу.

Интерес к работам Кьеркегора возрождается в начале XX в. Кьеркегор является признанным основателем экзистенциализма (хотя сам термин «экзистенциализм» утверждается гораздо позже), его имя неизменно фигурирует в любых работах, обращающихся к экзистенциальной тематике. Считается, что почти все представители экзистенциальной традиции в той или иной мере испытали его влияние, хотя современные работы экзистенциального подхода далеки от текстов Кьеркегора.

Основные работы:

  • Кьеркегор С. Или — или. СПб., 2011.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет. (Понятие страха. Болезнь к смерти). М., 1993 (см. также последующие издания).
  • Кьеркегор С. Критики и кризис в жизни актрисы // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 51-65.

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) — немецкий философ, представитель «философии жизни». В Бонне и Лейпциге изучал классическую филологию. Сильное влияние на Ницше оказали произведения А. Шопенгауэра, а также личное знакомство и дружба с Р. Вагнером. Основные философские представления Ницше связаны с идеями воли к власти, сверхчеловека, «вечного возвращения» (мы снова и снова проживаем свои жизни в вечности). Его стиль философствования отличался от присущего философам того времени. Ницше не склонен к последовательному и методичному изложению своих идей, которые выражены в образах, афоризмах, инсайтах.

В первом философском романе Ницше «Так говорил Заратустра» (1883-1885) появляется идея сверхчеловека, лишенного каких-либо моральных ограничений. Единственное, что им движет, — воля к власти. Воля к власти есть основной и определяющий принцип жизни, источник всех действий человека, его мораль. Жизнь — это полнота обновляющих себя повторений, при этом Ницше призывает «жить в полную силу».

Немалую известность приобрела критика Ницше современной ему культуры. Ницше пишет об эпохе мирового нигилизма. Все ценности, на которых построена культура, должны быть пересмотрены. «Смерть Бога» — один из ключевых символов, используемых Ницше для обозначения наступления новой всемирной эпохи переоценки всех ценностей, следующей за эпохой нигилизма (хотя само выражение «Бог умер», часто приписываемое Ницше, принадлежит Гегелю).

Главные работы Ницше — «Так говорил Заратустра» (1883— 1885), «Человеческое, слишком человеческое» (1878-1880), «Веселая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Сумерки идолов» (1889), автобиография «Ессе Homo» (1888).

Считается, что влияние Ницше на интеллектуальные круги в XX в. было огромным. Практически все крупные европейские философы так или иначе откликнулись на идеи Ницше. Однако наибольшее его влияние связано с литературой, философско- художественной мыслью, и оно практически не распространяется на научную философию.

Основные работы:

  • Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М, 1996. Т. 1. С. 231-490.
  • Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч.: в 2 т.М., 1996. Т. 2. С. 238-406.
  • Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся собою // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М„ 1996. Т. 2. С. 693-769.

ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889-1976) — немецкий философ. В 1909-1913 гг. во Фрайбурге изучал теологию, затем философию, гуманитарные и естественные науки. В 1913 г. защитил диссертацию «Учение о суждении в психологизме» (1914). Работал во Фрайбургском университете, пройдя путь от ассистента Гуссерля до ректора университета (1933).

Считается, что именно Хайдеггер продолжает и развивает идеи С. Кьеркегора и Ф. Ницше, кроме того, на него оказали влияние идеи феноменологии Э. Гуссерля, учеником и младшим коллегой которого он был. Его работы относят к проблематике феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии. Хайдеггера считают видным представителем экзистенциальной мысли XX в., хотя сам он категорически отвергал ярлык экзистенциалиста.

Уже в своих первых работах Хайдеггер отказывается от традиционной системы понятий философии — субъект, объект, материя, дух, познание — и ставит основной вопрос — вопрос о бытии. Человеческое существование, «присутствие», «бытие-в-мире», Dasein имеет дело с целостностью мира в своей «заботе».

Смысл «есть» (иначе говоря, смысл «бытия») становится основой новой философской проблематики и главной темой основного труда Хайдеггера «Бытие и время». Вопрос о смысле бытия решается исходя из активности вопрошающего сущего (человека). В своих более поздних работах Хайдеггер пытается осмыслить бытие «из самого бытия», выяснить, как реализуется открытость самого бытия.

Влияние Хайдеггера испытывали на себе многие, впоследствии видные представители экзистенциальной мысли — такие как Л.Бинсвангер, М.Босс, К. Ясперс, французские экзистенциалисты Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Фигуре Хайдеггера повредили распространенные и, по-видимому, имеющие основания представления о его причастности к идеям национал-социализма. Тем не менее его вклад в философию XX в. продолжает считаться весьма значительным.

Основные работы:

  • Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
  • Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1969) — немецкий психиатр и философ, ведущий представитель экзистенциализма. Изучал право, позднее медицину и психиатрию в немецких университетах. Начинает работу в качестве профессора психологии, затем — профессор философии в Гейдельберге. Позже переезжает в Швейцарию и с 1948 г. преподает в университете Базеля.

Первые работы Ясперса отражают его профессиональную деятельность в роли психиатра и психолога — «Общая психопатология» (1913), «Психология мировоззрений» (1919). В философии Ясперс ищет ответы на вопросы живой жизни. Он обращается к своим предшественникам, работам представителей экзистенциальной мысли — С. Кьеркегора и Ф. Ницше (о котором он даже пишет монографию).

Важнейшей частью идей Ясперса является его представление о так называемых «пограничных ситуациях». Пограничные ситуации — это жизненные потрясения, когда человек оказывается перед лицом «крушения» повседневного существования, критические ситуации, в которых раскрываются подлинный смысл и значение бытия. В эти моменты человек отстраняется от мира повседневности и мира своих представлений, возникает истинное переживание, «озарение экзистенции».

Свою деятельность Ясперс называл не «философией», но «философствованием», делая акцент на деятельностном начале, а также на открытости умственного процесса, в котором вопросы преобладают над ответами. Такое «философствование» дает шанс «экзистенциального высветления» действительности человека.

Масштабы творчества Ясперса по своему богатству оцениваются как сопоставимые с наследием Хайдеггера. Считается, однако, что работы Ясперса во многом еще не использованы экзистенциальной психологией и психотерапией.

Основные работы:

  • Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
  • Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

САРТР (Sartre) Жан-Поль (1905-1980) — французский философ, публицист, литератор. Изучал классическую философию, феноменологию, экзистенциальную философию. В послевоенное время преподавал в колледже, стал соучредителем газеты «Les temps modernes» и целиком посвятил себя литературной и политической деятельности.

Сартр под влиянием идей Гуссерля и Хайдеггера начал увлеченно работать над феноменологической и экзистенциальной проблематикой. С самых первых своих работ он определял человеческое существование как свободу. Свобода человека — это прежде всего его способность к автономии (самоопределению). Свобода становится ключевой идеей экзистенциального подхода Сартра, а сам Сартр считается главным выразителем идеи свободы во французском, а возможно, и во всем экзистенциализме.

Основное произведение Сартра — трактат «Бытие и ничто» (1943), где представлены основные фундаментальные методологические принципы и положения его экзистенциального подхода. Человек самоопределяет себя в бытии, ситуация человека представляет собой нерасторжимый синтез сознания и данного, свободы и фактичности. Бытие есть то, на что человек решается.

Сартр стремится заново обосновать в пространстве философской мысли свободу человека. Пик его активности приходится на время освобождения Парижа от нацистской оккупации, когда тема свободы и самоопределения звучит особенно остро. Человек сильного гражданского темперамента, Сартр ведет бесконечные дискуссии со своими учениками и оппонентами в кафе на левом берегу Сены, что придает французскому экзистенциализму черты своеобразного культурно-исторического феномена. Воинствующая атеистическая позиция Сартра вызывала немало критики. Вместе с тем его влияние на духовный и интеллектуальный климат Европы в течение ряда послевоенных десятилетий было огромным. Сартр справедливо считается важнейшей фигурой французского экзистенциализма.

Основные работы:

  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.
  • Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. М., 1992.
  • Сартр Ж.-П. Тошнота. Избранные произведения. М., 1994.
  • Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.

БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (1881-1966) — швейцарский психиатр.

Получил медицинское образование, обучаясь в Лозанне, Гейдельберге и Цюрихе, специализировался в области психиатрии. Во время работы ассистентом у Э.Блейлера в Цюрихе познакомился с К. Г. Юнгом и проявил интерес к психоаналитическим идеям. Под руководством К. Г. Юнга защитил диссертацию «Психогальванический рефлекторный феномен». В 1907 г. вместе с К. Г. Юнгом принимал участие в заседаниях венских психоаналитиков, проходивших в доме 3. Фрейда. Между ним и 3. Фрейдом установились дружеские отношения. Бинсвангер входил в правление Цюрихской психоаналитической группы, в 1910 г. Л.Бинсвангер был избран президентом швейцарского психоаналитического общества. В 20-е годы познакомился с основателем феноменологии Э. Гуссерлем и одним из основателей экзистенциальной философии М. Хайдеггером. В 30-е годы XX в. Бинсвангер, опираясь на идеи, теорию и методологию экзистенциальной философии М. Хайдеггера и феноменологию Э. Гуссерля, переосмыслил психоаналитические идеи 3. Фрейда и создал собственную версию психоанализа — экзистенциальный анализ.

Экзистенциальный анализ стал переворотом в психиатрии того времени. Бинсвангер сосредоточил внимание на концепте «бытие-в-мире» как принципиальном феномене человеческого существования, исследовал его разнообразные формы, сделал ряд феноменологических описаний субъективных переживаний в процессе лечения.

Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов — прошлого, настоящего и будущего. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. Традиционные методы клинической психиатрии недостаточны, важно понимание другого человека. В истоках психопатологии — особенности строения «жизненного мира» пациента. Игнорируя индивидуальное «бытие-в-мире», традиционная психиатрия и психоанализ приводят к поверхностным описаниям.

Бинсвангер развивает экзистенциальное и феноменологическое понимание психопатологии. Он часто рассматривается как основатель экзистенциальной терапии, а его работы — как важнейший вклад в экзистенциальную психологию.

Основные работы:

  • Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М., 1999.
  • Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология. Экзистенция / под ред. Р. Мэя. М„ 2001. С. 308-332.
  • Бинсвангер Л. Психическая болезнь как феномен жизни-истории и как психическое расстройство. Случай Ильзы // Экзистенциальная психология. Экзистенция / под ред. Р. Мэя. М., 2001. С. 333-360.
  • Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиниче- ское исследование // Экзистенциальная психология. Экзистенция / под ред. Р.Мэя. М., 2001. С.361—511.

БОСС (Boss) Медард (1903-1990) — швейцарский психиатр, один из основателей и лидеров экзистенциального анализа. Изучал медицину в Цюрихе, Париже, Вене и Лондоне. Прошел курс психоанализа у 3. Фрейда. Свою профессиональную карьеру начинал как психиатр, был ассистентом Э. Блейлера, учился у К. Хорни, В. Райха и др., позднее сотрудничает с К. Г. Юнгом. В поисках новых идей и способов повышения эффективности психотерапии Босс начинает проявлять интерес к экзистенциальному анализу Л.Бинсван- гера.

В конце 40-х годов Босс познакомился с немецким философом М. Хайдеггером и с тех пор использовал его идеи для разработки нового варианта экзистенциальной терапии — собственной версии экзистенциального анализа. С 1950-х годов профессор психотерапии Цюрихского университета. Был инициатором и организатором серии семинаров (1959-1970), на которых, по его просьбе, М. Хайдеггер регулярно знакомил психологов, психоаналитиков, психиатров и психотерапевтов с идеями, концепциями и категориями своей философии. В 1970-х годах особенно активно разрабатывал проблему экзистенциальных оснований медицины, психологии и психоанализа. Создал своеобразную программу экзистенциальной перестройки психологии и медицины. Целью экзистенциального анализа считал преодоление предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих бытие от человека. На протяжении ряда лет был президентом и почетным президентом Международной федерации медицинской психотерапии и президентом Института экзистенциальной психотерапии и психосоматики (Цюрих).

Основные работы:

  • Boss М. Psychoanalyse und Daseinsanalytik. Bern; Stuttgart, 1957.
  • Boss M. The analysis of dreams. New York, 1958.
  • Boss M. Die Gestalt der Ehe und ihre Zerfallsformen. Bern, 1944.

МЭЙ (May) Ролло (1909-1994) — американский психолог. Получив филологическое и теологическое образование, Мэй начинает работать в качестве священника. Он знакомится и завязывает тесные дружеские отношения с П. Тиллихом, который оказал огромное влияние на его взгляды и мировоззрение. Мэй также учится в Колумбийском университете, проходя курс по клинической психологии.

Постепенно Мэй окончательно отходит от церковной деятельности и посвящает себя психологии. Занимаясь практической деятельностью, он все более основательно утверждается в своих экзистенциалистских воззрениях. Именно Мэй становится главным пропагандистом идей европейского экзистенциализма в США, творчески развивая их в контексте проблем психологии личности и психотерапии. В конце 1950-х — начале 1960-х годов он наряду с А. Маслоу и К. Роджерсом стал одним из организационных и идейных лидеров гуманистической психологии.

В своих книгах Мэй рассматривает ключевые проблемы жизни человека. Анализируя проблемы современного человека, он выдвигает на передний план проблему тревоги, развивая идеи «нормальной» тревоги, ее функций, способности человека справляться с тревогой. Другие темы — темы становления Я человека, «открытия Бытия», свободы человека. Свобода, по Мэю, соотносится с конкретными данностями и неизбежностями, которые необходимо сознательно принять и только по отношению к которым она и определяется. Эти данности, неизбежности и ограничения, образующие пространство детерминизма человеческой жизни, Мэй называет судьбой. Психотерапия должна стремиться к осознанию человеком своих возможностей, к своей свободе выбирать свой путь, принимая неизбежное. По Мэю, экзистенциальная психотерапия не противостоит другим школам психотерапии, она позволяет расширить и углубить контекст любой психотерапии. Другие ключевые темы творчества Мэя — аутентичность, ответственность, трансцендентность, присутствие, экзистенциальная вина и другие экзистенциальные проблемы.

В 1950-1980-е годы Мэй издает много книг, сделавших его имя известным далеко за пределами психологического сообщества. Его вклад в развитие экзистенциально-психологического подхода в американской и мировой психологии беспрецедентен.

Основные работы:

  • Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1999.
  • Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
  • Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
  • Мэй Р. Открытие Бытия. М., 2004.
  • Мэй Р. Свобода и судьба. М., 2013.
  • Мэй Р. Человек в поисках себя. М., 2013.
  • Мэй Р. Взывая к мифу. М., 2014.

ЯЛОМ (Yalom) Ирвин (род. в 1931 г.) — американский психолог и психотерапевт. Сын выходцев из России, эмигрировавших сразу после Первой мировой войны. Получив медицинское образование, специализируется в области психиатрии. С 1973 г. работает профессором психиатрии в Стэнфордском университете. Ялом посвятил себя развитию идей экзистенциальной психотерапии, изложенных в его многочисленных работах, прежде всего в «Экзистенциальной психотерапии» (1980), ставшей для огромного числа психологов в разных странах мира своего рода введением в экзистенциальную тематику.

Ялом известен своими многочисленными книгами, которые написаны в своеобразном жанре, сочетающем психологизм, художественные достоинства, доступность и увлекательность. Этот выбор Ялома продиктован, по его словам, желанием донести свои идеи до максимально большого числа людей. Эту миссию ему удалось с честью выполнить.

Основные работы:

  • Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
  • Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. СПб.,
  • 2007.
  • Ялом И. Лечение от любви. М., 2004.
  • Ялом И. Мамочка и смысл жизни. М., 2002.
  • Ялом И. Когда Ницше плакал. М., 2001.
  • Ялом И. Шопенгауэр как лекарство. М., 2006.
  • Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. М.,
  • 2008.
  • Ялом И. Проблема Спинозы. М., 2012.

ФРАНКЛ (Frankl) Виктор (1905-1997) — венский психиатр и психотерапевт. Еще в школьные годы начал интересоваться психоаналитическими идеями, вступил в переписку с 3. Фрейдом, по рекомендации которого в 1924 г. опубликовал научную статью в Международном психоаналитическом журнале. В течение нескольких лет Франкл был активным членом Общества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 г. из-за ряда несогласий с позициями А. Адлера и его сторонников. В 1928 г. Франкл основал Центр консультирования в Вене, который возглавлял на протяжении нескольких лет. В 1930 г. получил степень доктора медицины и начал работать в области клинической медицины. Уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных им в различных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей, на основе которых в дальнейшем выросло здание его теории — ло- готерапии и экзистенциального анализа.

С 1942 по 1945 г. Франкл проходит через опыт четырех концентрационных лагерей (Аушвиц, Дахау, Освенцим, Терезиенштадт), где погибли его близкие. Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из него, он описал в книге «Психолог в концлагере» (1946), вышедшей затем на разных языках общим тиражом до 9 млн экземпляров. Именно там получил проверку и подтверждение его взгляд на человека. В нацистском лагере можно было наблюдать, что те, кто знал, что есть некая задача, которая ждет своего решения и осуществления, были в большей степени способны к выживанию. Когда Франкла забрали в Освенцим, его рукопись, уже готовая к публикации, была конфискована, и «только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло выдержать зверства лагерной жизни».

В послевоенное время Франкл работает руководителем Венской неврологической клиники, преподает в университете в Вене, возглавляет Австрийское общество психотерапии. Книги Франкла приносят ему мировую известность. Франкл много выступает по всему миру, он является почетным профессором многих университетов мира, в том числе университетов Гарварда и Стэнфорда в США.

Основной вклад В. Франкла в развитие экзистенциальной психологии связан с созданной им концепцией смысла жизни. Тема смысла жизни — ключевая в его творчестве, предмет его многолетних раздумий, подкрепленных личным драматическим опытом. В своих работах Франкл анализирует природу смысла и происхождение экзистенциальных неврозов, последствия утраты смысла и способы его обретения. Его имя прочно связано и с практической работой — созданием метода логотерапии, практикой работы со смыслом, его утратой и восстановлением. Многолетняя деятельность Франкла и его работы сделали его одной из самых легендарных фигур психологии XX в.

Основные работы:

  • Фанкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концентрационном лагере. М., 2004 (см. также другие издания).
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  • Франкл В. Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии. СПб., 1990.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>