Полная версия

Главная arrow Психология arrow Введение в экзистенциальную психологию

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Особенности экзистенциальных проблем

Особенности экзистенциальных проблем могут быть обозначены следующим образом.

Важнейшей характеристикой экзистенциальных проблем является их содержание — о чем эти проблемы. Их принципиальное отличие от «обычных» психологических проблем связано с тем, что содержательно экзистенциальные проблемы проистекают из переживания человеком проблем бытия. М.М. Бахтин, отмечая экзистенциальную заостренность мысли героев Ф. Достоевского, пишет о «смысловых позициях по последним вопросам бытия» [Бахтин, 1994, с. 54]. Обычно экзистенциальные проблемы выводятся из базовых экзистенциалов. Самый известный отечественному читателю вариант — это формулировка экзистенциальных проблем как четырех первичных проблем человеческого существования в работе И.Ялома «Экзистенциальная психотерапия». Он обсуждает четыре «конечные данности», или жизненных факта, имеющих принципиальное значение для существования человека: (1) «Смерть» как «наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечность или данность». (2) «Свобода», которая «в экзистенциальном смысле» представляет собой «отсутствие внешней структуры», означающее, что «индивид несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом». (3) «Экзистенциальная изоляция» как фундаментальный факт существования человека, поскольку «каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать». (4) «Бессмысленность» как необходимость решения человеком задачи поиска смысла индивидуального существования [Ялом, 1999]. Если проанализировать описание экзистенциалов в работах ведущих экзистенциально ориентированных авторов, то все они, более или менее, укладываются в эти категории проблем.

Обозначенные проблемы действительно относятся к первичным проблемам человеческого существования, или «последним вопросам бытия», по выражению Бахтина. Базовые экзистенциальные проблемы получают свое уникальное выражение в том, как они вплетаются в жизненный мир человека, как окрашивают его отношения с жизнью, какой способ поиска ответов на эти «жизненные вызовы» пробуждают. Экзистенциальные проблемы и экзистенциальные кризисы — это всегда кризисы существования человека. В качестве иллюстрации приведем рассуждения известного философа и публициста И. Берлина о мучительной внутренней проблеме Л. Толстого, «глубоком внутреннем конфликте между его опытом и системой его представлений, между его видением жизни и его же представлением о том, какой она должна быть, и каким должен быть он сам для того, чтобы подобное видение было физически переносимо; между непосредственно полученными данными, которых человек слишком честный и слишком умный отрицать не мог, и необходимостью толковать так, чтобы не прийти к детским нелепостям предшествующих доктрин» [Берлин, 2001, с.219]. Он формулирует духовную проблему Толстого как «отчаянное противоречие между сведениями, почерпнутыми из опыта, от которых он не мог освободиться и за которыми, конечно, всю свою жизнь признавал первородное право на реальность, и глубоко метафизической убежденностью в существовании системы, в которую они должны укладываться, хочется им этого или нет; конфликт между инстинктивным суждением и теоретической убежденностью — между его дарованием и его мнениями — отражает конфликт между реальностью нравственной жизни, с присущими ей ответственностью, радостями, горестями, чувством вины и чувством успеха — все сплошь одни иллюзии — и законами, царящими надо всем, пусть даже нам доступна лишь ничтожно малая часть знания о них» [Там же, с. 225]. Внутренний конфликт Л. Толстого — это не просто когнитивная проблема противоречия между «реальным» и «идеальным» Я. Духовное содержание жизненного кризиса писателя очевидно. Возможно, наряду с базисными проблемами можно было бы выделить экзистенциальные проблемы «второго порядка», к которым можно отнести проблемы, имеющие экзистенциальное содержание и относящиеся, в частности, к внутренней согласованности экзистенциальных ответов на экзистенциальные вызовы, «вписыванию» человеком этих ответов в общую картину своей жизни и ее содержание.

Экзистенциальные проблемы имеют универсальный характер. Традиционные психологические проблемы, которые берут начало в неблагоприятном опыте человека, не просто по-разному проживаются разными людьми, но, естественно, могут различаться и содержательно.

Экзистенциальные проблемы, как уже неоднократно отмечалось, берут свое начало из конфронтации человека с проблемами бытия. Бытие как огромный мир, как единый жизненный процесс, в который мы все включены, едино для всех. Универсальный характер экзистенциальных проблем связан с тем, что они проистекают из особенностей нашего существования в мире, из нашей человеческой природы, а потому типичны, одинаковы для всех людей. Например, конечность нашей жизни и неизбежность смерти. Независимо от любых наших индивидуальных особенностей, культуры или времени, в котором мы живем, наша жизнь имеет свое завершение, что связано с нашей биологической природой. Однако для человека смерть — это не только (и даже не столько) биологический, но и психологический феномен. Человек — это единственное живое существо, знающее, что его жизнь конечна, и это придает проблеме смерти психологический характер: как мы живем и справляемся с осознанием своего неизбежного ухода из жизни.

Универсальность экзистенциальных проблем проявляется и в том, что они потенциально присутствуют в жизни каждого человека. Мы можем не раздумывать над смыслом жизни и не страдать от предстоящего ухода из жизни, но мы, как и все люди на земле, открыты этим проблемам, а значит, потенциально находимся перед необходимостью их решения.

Экзистенциальные проблемы имеют фундаментальный характер, связанный с их глубиной, о которой пишет Ялом. Они затрагивают самые сущностные вопросы человеческой жизни, а потому их решение оказывает несомненное (а иногда и критическое) влияние на психологическое благополучие человека, его жизнь и судьбу. Безусловно, любые существующие у нас психологические проблемы оказывают влияние на наше самочувствие, поведение, удовлетворенность жизненной ситуацией. Однако мы справляемся или миримся с этими проблемами, они могут иметь частный или ситуативный характер, мы научаемся их преодолевать или компенсировать свои слабые стороны сильными. Экзистенциальные проблемы — это проблемы другого формата, их конструктивное (или неконструктивное) решение имеет принципиальное значение для нашей жизни: наполненность нашей жизни смыслом или ощущение бессмысленности своего существования окрашивает всю жизнь человека, определяет его активность, жизненную мотивацию, отношения с близкими.

Фундаментальность экзистенциальных проблем означает также то, что они имеют базовый характер и лежат в основе других проблем: нерешенные человеком экзистенциальные проблемы могут проявляться, конкретизироваться в самых разных переживаемых им трудностях и жизненных ситуациях. Например, женщина, которая болезненно переживает появление собственной семьи у сына и, в сущности, противится его самостоятельной жизни, может иметь проблемы смыслового характера. Для нее сын — единственный близкий человек, единственный смысл жизни, и его уход лишает ее жизнь смысла. А может быть, она болезненно боится одиночества, и хотя ей искренне кажется, что дело просто в том, что избранница сына ему категорически не подходит, на самом деле присутствие сына заполняет пустоту ее жизни.

Особенностью экзистенциальных проблем является также то, что они не могут быть решены раз и навсегда. Психологическая проблема человека, даже сложная, может быть успешно решена, и человек к ней не возвращается. Экзистенциальные проблемыэто вызовы, которые требуют постоянного ответа. На разных возрастных этапах или под влиянием каких-то жизненных событий перед нами встают те или иные экзистенциальные проблемы. Например, в детстве ребенок узнает о смерти, испытывает страх, но маме удается его легко успокоить. Тема смерти «возвращается» в подростковом возрасте, в период становления ценностно-смысловой концепции человека: подросток часто «играет со смертью» в своем воображении, представляя себе, как будут горевать близкие и как наконец поймут, что были несправедливы к нему, если потеряют его, например, в случае какого-нибудь героического поступка. В зрелом возрасте люди сталкиваются со смертью, переживая потерю самых близких людей. А затем начинают уходить ровесники, и человеку предстоит подготовиться и к собственному уходу. На каждом жизненном этапе в силу каких-то событий или возрастных изменений мы должны находить соответствующие нашему уровню зрелости ответы. Другие экзистенциальные проблемы также не могут быть раз и навсегда решены; например, проблема смысла жизни — на разных жизненных этапах мы находим разные смыслы. Таким образом, экзистенциальные проблемы требуют постоянной работы человека.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>