Полная версия

Главная arrow Психология arrow Игровая школа мышления

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СЛУШАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНО НАЙДЕННОМУ И ЗАДАННОМУ ОСНОВАНИЮ, САМОКОНТРОЛЬ

Что за шум?

Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего мела на доске и др. Лучше, если это будет магнитофонная запись. Если такой записи нет, можно попробовать их «озвучить» голосом или провести подручными средствами.

Правила игры очень простые. Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы «озвучиваются» голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.

Ну-ка, прислушайся!

Один из игроков заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по предмету, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.

Чем играем?

Для игры потребуется набор «звучащих» предметов: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.

Игра проводится на поляне или игровой площадке. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хорошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно познакомить.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к игрокам на расстоянии двух-трех метров. Несколько игроков (три—четыре) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Музыкальные инструменты

Для проведения игры необходимо подготовить пленку с записью нескольких музыкальных инструментов (если есть сами инструменты, можно воспользоваться и ими), а также картинки с их изображением. Под каждой картинкой пишется название инструмента.

Детям дается возможность прослушать музыкальный отрывок в исполнении одного из музыкальных инструментов, отгадать, звучание какого из них они слышали, показать его на картинке.

Если инструменты детям достаточно хорошо знакомы (они их неоднократно слышали), то можно провести другой, немного шуточный вариант игры. Один игрок озвучивает (своим голосом) задуманный им музыкальный инструмент, а другие отгадывают его. Затем игроки меняются ролями и игра продолжается.

Узнай песню по нескольким звукам

Ведущий включает магнитофон с самыми популярными песнями и через три-пять секунд выключает. Дети должны назвать произведение. Если оно не отгадано, магнитофон вновь включается на несколько секунд.

Слухачи

Детям предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в классной комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» внутри школы (исключая класс), затем — на звуки, доносящиеся с пришкольного участка, звуки дороги и т.д. По окончании цепочки переключения слухового внимания педагог обсуждает все услышанные звуки с детьми.

Шумящие коробочки

10—12 коробочек от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами, например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекательную игру, в которой ее участники должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек — материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.

Определи по звуку

Для игры потребуется... 3—5 стаканов или какая-то другая емкость, в которую наливают воду. Уровень воды в каждой емкости различен: четверть, половина, больше половины, полная (или просто пустая, без воды). Взрослый — организатор игры несколько раз стучит по емкостям, демонстрируя, как звучит каждая из них. Затем выбирается водящий — ребенок, которые отворачивается, а взрослый или кто-то из детей в это время стучит по той или иной емкости. Ребенок должен определить, по какой именно емкости стучали. При правильном ответе меняется водящий и игра продолжается. Выигрывает тот, кто даст в игре больше всех правильных ответов.

Птицелов

Каждый играющий сам выбирает себе роль птицы, крику которой он может подражать. Птицелов стоит в центре игровой площадки с завязанными глазами, а игроки кружатся вокруг него и нараспев хором приговаривают:

В лесу во лесочке,

На зелененьком дубочке Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет!

Птицы, улетайте!

Птицы разбегаются по площадке. Птицелов хлопает в ладоши — птицы замирают на своих местах, а он начинает (с завязанными глазами) их искать. Как только птицелов коснулся какой-либо птицы, она издает характерный для нее крик. Птицелов должен отгадать название птицы и имя игрока. Если он угадал, узнанный становится птицеловом, если нет — игра повторяется с тем же птицеловом.

Кто сказал комплимент?

В этой игре принимает участие 6—8 детей. Из них выбирается водящий, который поворачивается ко всем участникам спиной и закрывает глаза. После этого остальные игроки вперемешку (но по очереди) говорят ему комплименты, например: «Саша, ты очень умный», «Ты самый аккуратный», «У тебя красивые волосы» и др. Водящему необходимо по голосу узнать, кто это сказал. После 3—4 угадываний водящий меняется; так продолжается до тех пор, пока все игроки не побудут в роли водящего. Обязательное условие этого круга — не искажать звучание своего голоса.

Во втором круге правило изменяется — теперь каждый, кто говорит комплимент, хотя бы чуть-чуть должен изменить свой голос. Введение такого правила значительно усложняет задачу водящему и заставляет игроков, помимо прочего, проявить максимум изобретательности, выдумки, артистизма.

Угадай, кого позову

Педагог предлагает встать тем ученикам, чьи имена состоят из такого количества слогов, сколько хлопков он сделает. Например, учитель хлопает три раза, учащиеся считают (про себя) количество хлопков, после чего встать должны Се-ре- жа, Ма-ри-на, Ок-са-на, Та-ма-ра и др.

Летаетне летает

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог объясняет правила игры: «Я буду называть предмет и говорить слово «летает», например, «голубь летает, «самолет летает» и т.д. Если я назову предмет, который летает, вы тоже поднимете руку. Если я назову нелетающий предмет, руку поднимать не следует, вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руку и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант».

Съедобноенесъедобное

Игроки стоят по кругу, в центре круга — ведущий. Ведущий, называя какой-либо предмет, бросает мяч одному из детей. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет — его ловить не нужно. Допустивший ошибку ребенок платит фант, например, без подготовки называет пять съедобных (или несъедобных) предметов. Это дает ему возможность остаться в кругу игроков.

Выигрывает тот игрок, кто ни разу не ошибся в ходе игры.

Что сажают в огороде?

Взрослый спрашивает детей:

  • — Вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте — если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.
  • — Морковь!
  • -Да!
  • — Огурцы!
  • -Да!
  • — Свекла!
  • -Да!
  • — Сливы!
  • — Нет!...

По этому же принципу могут быть построены игры «Накроем стол для гостей», «Посадим сад», «Одежда» и др.

Вершки и корешки

Перед началом игры взрослый уточняет с детьми, что они будут называть «корешками», а что — «вершками»: «Съедобный корень овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле — «вершками». Затем он называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Педагог предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то, и другое. Игра начинается:

  • — Помидор! — Вершки!
  • — Морковь! — Корешки!
  • — Лук! — Вершки и корешки! и т.д.

Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Играть в эту игру можно и наоборот — взрослый называет слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны именно вершки; на слово «корешки» они отвечают названиями тех овощей, у которых съедобны корни. Победителем в этом варианте игры будет тот, кто назовет последним «вершок» и «корешок».

Живоенеживое

Педагог называет предметы живой и неживой природы, если названо живое существо, дети хлопают в ладоши.

Аналогично проводится игра «Домашние — дикие».

Что растет в лесу?

Трое игроков называют растения, которые растут в лесу. Например, первый говорит: «Малина». Второй: «Малина, ежевика». Третий: «Малина, ежевика, ель». Затем игру продолжает первый игрок и т.д. Тот, кто ошибся и пропустил какое- то слово, из тех, которые были названы раньше, выходит из игры. Другой участник заменяет выбывшего игрока.

Можно предложить детям и другие игровые задания: Что растет в поле? Кто живет в лесу? Кто живет в воде? и др.

Природа и человек

Эта игра — соревнование, в ходе которой дети дают ответы на вопросы взрослого — ведущего игры. При повторном проведении игры в роли ведущего может выступать и ребенок.

«Что сделано человеком?» — спрашивает детей ведущий игры и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он продолжает: «Что создано природой?». Так, чередуя вопросы, ведущий продолжает игру. Закономерно, что в начале игры поток ответов будет казаться неиссякаемым, но через некоторое время паузы между словами будут все продолжительнее. Здесь ведущему следует особенно внимательно следить за принятым перед началом игры правилом — не повторять ответы товарищей.

Победителями игры станут те дети, которые дадут самыми последними ответы на тот или другой вопрос.

Карликивеликаны

Игра чрезвычайно хорошо известна детям, и взрослый может предлагать ее детям тогда, когда требуется дать им немного подвигаться, снять напряжение после умственной работы — во время физкультминуток, перемен и т.п. На сигнал «карлики» все дети должны присесть, а на сигнал «великаны» — встать и поднять руки вверх. Взрослый разными способами старается запутать детей, сбить их в выполнении команд. В конце определяется самый внимательный игрок, который не допустил ни одной ошибки или допустил их меньше других игроков.

Отвечай быстро!

Педагог становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч». Ребенок поймает мяч и назовет предмет этого цвета. После того, как ребенок правильно ответит, он сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь из играющих. Тот ловит мяч и называет предмет и т.д.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный». «Стол», — отвечает поймавший мяч и предлагает свое слово: «Каменный» и т.д.

В следующий раз за основной признак классификации берется форма предметов.

Усложнить игру можно за счет предложения детям называть в ответ на признак не одни, а два или даже три предмета, которые им обладают.

Поиск по признакам

Педагог задает детям сразу два признака, например, «легкий и резиновый». Они должны назвать как можно больше предметов, обладающих этими признаками. Могут быть названы такие предметы, обладающие этими признаками, как, например, «воздушный шар», «резиновые перчатки», «мяч», «резиновые сапоги», «камера от колеса» и др. Выигрывает тот, кто назовет большее количество вариантов.

Игровое задание можно усложнить, если увеличить количество задаваемых признаков (до трех или четырех). Например, попросить игроков назвать предметы «светлые, которые издают звуки и передвигаются» (белые мыши, кошки, самолеты, автомобили и др.).

Подбери слово

Педагог, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу...». «Что можно штопать?» — продолжает вопросы педагог. — «Завязывать?... Надвигать?... Надеть?... Обуть?...».

Особенно интересно эта игра происходит в форме соревнования двух команд. Побеждает та команда, игрок которой назовет слово последним.

Кому что нужно?

«Давайте вспомним, что нужно для работы представителям разных профессий», — предлагает детям педагог. — «Я буду называть профессию, а вы скажете, что нужно для этой работы». «Сапожник», — говорит педагог. «Гвозди, молоток, кожа, игла, швейная машинка...» — отвечают дети.

Ведущий называет далее профессии, хорошо знакомые детям, например: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и игра продолжается. Выигравшим считается тот, кто называет последнее слово.

Охотник

На свободном месте в одном конце площадки стоит группа игроков. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...». Здесь он делает шаг вперед и произносит: «...зайцем». Далее делает второй шаг: «...медведем». Делает третий шаг: «...волком». Делает четвертый шаг: «...лисицей». Делает пятый шаг: «...барсуком...».

При каждом шаге охотник называет какого-нибудь дикого зверя, но нельзя повторяться в названиях зверей. Нельзя называть птиц, но можно играть в птичью охоту, и в этом случае охотник называет только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, произнося с каждым шагом новое название зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов».

Звери, птицы, рыбы

Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих начинает игру. Он берет в руки какой-нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». С этими словами он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица, что за птица?». «Воробей», — отвечает тот и быстро передает предмет следующему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний птиц не будет исчерпан. Дважды одну и ту же птицу называть нельзя, а отвечать надо, не мешкая. Если кто- то повторил название птицы два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

В следующий раз повторить игру можно, называя по предварительной договоренности с игроками, рыб, зверей, насекомых и др.

Зверь, птица, небылица

Играющие становятся в кружок или рассаживаются на стульях, скамейках по кругу. Один из игроков, проходя мимо детей, все время повторяет: «Зверь, птица, небылица...». Внезапно он останавливается против кого-либо, громко называет одно из этих слов и считает до пяти. Играющий, против которого остановились, должен назвать (пока не закончен счет) соответственно зверя или птицу, а если требуется сказать небылицу, то назвать то, чего в лесу не бывает. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру дальше. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также является нарушением), то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт и т.п.

Фруктовый салат

Оптимальное количество игроков для этой игры — 10— 12 детей. Они садятся на стулья по кругу, ведущий стоит в середине (стула для него нет). Он идет по кругу, давая каждому участнику игры название фрукта (яблоко, груша, апельсин, ... яблоко, груша, апельсин, ...) так, чтобы в каждом «фруктовом наборе» оказалось 3—4 игрока. Далее ведущий произносит название одного из фруктов, и соответствующие участники игры, например, «апельсины» должны поменяться стульями. Поскольку ведущий тоже ищет место, а стульев на всех не хватает, кто-то опять остается стоящим в центре круга. Теперь этот игрок выкрикивает название другого фрукта, и игра продолжается. Ведущий, стоящий в центре, может выкрикнуть: «Фруктовый салат!», и в этот момент все участники игры (яблоки, груши, апельсины) должны поменяться стульями. Неизбежно в конце игры дети оказываются сидящими на коленях друг у друга, все смеются, энергия реализуется и напряжение учебного дня спадает.

Четыре стихии

Играющие становятся в круг. Один водящий остается в центре круга. В руках у него небольшой мячик. Он бросает его кому-то из стоящих в круге и произносит при этом одно из четырех слов — названий стихий: земля, вода, воздух или огонь. В момент, когда мячик пойман (но не тогда, когда он еще в полете), водящий начинает быстро считать до трех. Тот, кому брошен мячик, должен успеть, пока идет счет, ответить:

  • ? на слово «земля» — названием какого-либо зверя, который живет на суше;
  • ? на слово «вода» — названием рыбы или морского животного;
  • ? на слово «воздух» — названием птицы или насекомого;
  • ? на слово «огонь» отвечать ничего не надо, а надо три раза повернуться вокруг себя.

Кто не успел всего этого сделать (или ошибся), заменяет водящего.

Скажи пятое!

Играют несколько человек, один из игроков — водящий. Он обращается к кому-либо с предложением — «скажи пятое». При этом он должен быстро назвать подряд четыре каких-либо объекта (растения, птицы, овощи, животные и т.п.), а тот, к кому водящий обращается, должен, как только он закончит говорить, немедленно назвать пятое. Повторять сказанное водящий не имеет права. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим; если нет, водящий остается прежний.

Так бывает или нет?

В игре принимает участие вся группа детей. Их задача — слушать внимательно стихотворение, а если в нем прозвучит какая-либо неточность (или то, что на самом деле не бывает), они должны подать знак — хлопнуть в ладоши. Кто будет играть без ошибок?

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так,

Что же напутал поэт наш, чудак?

И. Семенова

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет?

К. Чуковский

Собака садится играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки, Цветы малыши поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка в куклы играют, А рыбы читают веселые книжки, Отняв потихонечку их у мальчишки...

Шире круг! Шире круг!

Шел по улице индюк,

На цепи бульдога вел И хвостом дорогу мел.

Шире, шире, шире круг,

А навстречу шел утюг,

Шел с корзинкой на базар,

Шел и гладил тротуар.

Шире, шире, шире круг!

Проглотил индюк утюг,

А бульдог — корзинку Скушал, как сардинку.

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете,

Свекла ехала верхом В парусной карете.

А за ней, едва дыша,

Тихо, аккуратно

Два кирпичных беляша

Топали обратно.

А за ними во всю прыть,

Мелкими шажками Шкаф пытался переплыть Блюдо с пирожками.

3. Александрова

Будь внимателен!

Для игры понадобятся карточки со знаками « + » и «-* для каждого из детей. Педагог зачитывает сначала первый список слов, дети должны его просто внимательно прослушать, например: видеофильм, трансформер, компьютер, архитектор, метеостанция, скалолаз, бизнесмен. Через 5 секунд он читает другой список слов, и вот тут уже дети поднимают карточку « + », если слышали это слово чуть раньше, или карточку со знаком «-», если слово звучит в первый раз: консерватория, телевизор, скалолаз, журналист, кооператор, метеостанция, реставрация, бизнесмен, авиация, трансформер, конструктор, компьютер, кинотеатр, видеофильм. Так кто же оказался самым внимательным?

Кто в каком домике будет жить?

Педагог чертит на доске квадраты и сообщает, что в этих квадратах-домиках будут жить животные: в первом домике те, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов.

Игру можно провести в форме соревнования команд. Выигрывает та команда, которая назвала больше животных и не допустила ошибок.

Найди вкусное слово

Эта игра — соревнование между командами детей. Начиная игру, взрослый говорит: «Давайте представим, что сегодня у нашей куклы Наташи — день рождения. Накроем стол к чаю, поставим на него побольше вкусных вещей. Но, выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы их названия состояли только из двух или трех частей (слогов). Одна команда будет называть только двухсложные слова, а другая — только трехсложные. Начинаем игру!».

Слова, называемые представителями каждой из команд, можно обозначать фишками, «галочками» мелом на доске и др. Подсчет их количества по окончании игры позволяет определить, какая команда поставила на стол больше вкусных лакомств.

Подберем куклам одежду

Перед началом игры педагог представляет детям двух кукол: «Знакомьтесь с нашими гостьями. Это — кукла Даша, это — кукла Наташа. Обратите внимание, как они красиво одеты. Расскажите, что надето на Даше? (После того, как дети перечислят предметы кукольной одежды, педагог подводит их к выводу о том, что все названные ими слова — двухсложные). А во что одета Наташа? (Аналогично анализируется слоговой состав названных детьми слов).

Молодцы, вы правильно заметили, что каждая из кукол любит одежду, название которой состоит из такого же количества слогов, что и их имена. Давайте подумаем, а какая еще одежда может подойти каждой из них?...».

Победитель игры — тот, кто последним назовет слово-название предмета одежды и после этого других вариантов больше не последует.

Говорине задерживай

Дети располагаются по кругу. Один из них, начиная игру, по частям (слогам) называет какое-либо слово и передает при произнесении его последнего слога мяч или мелкий предмет, игрушку кому-то из детей. Принимая мяч, второй ребенок повторяет только последнюю часть (слог) названного слова, который является, в свою очередь, началом для нового слова, которое он должен, не мешкая, придумать. Конец его слова должен явиться началом слова для следующего, третьего игрока и т.д.

Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, слишком долго думает, предлагает уже названное слово или ошибается при ответе, он выходит из круга. Постепенно круг игроков сужается и определяются победители — те дети, которые дольше всех удержались в кругу.

У кого хороший слух?

Педагог предлагает детям внимательно слушать слова, которые он будет произносить, и хлопать в ладоши только тогда, когда они услышат в слове заранее названный взрослым звук. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Какой звук слышим?

Для этой игры необходимо, чтобы у каждого из детей была цветная сигнальная карточка (флажок). Педагог произносит звук, а дети, в зависимости от тоге, какой звук — гласный или согласный — они слышат в начале слова, поднимают (или не поднимают) карточки. Если педагог заранее приготовит для каждого ребенка комплект из трех карточек (флажков) красного, синего и зеленого цвета, то при выделении гласных звуков в начале слова дети «сигналят» красными флажками, при выделении твердых и мягких согласных — соответственно синими и зелеными.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибался, поднимал флажок только в нужной ситуации.

Продолжай!

Играют две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (например, «оса», «осень», «окно»). Представители каждой команды определяют самостоятельно принцип подбора слов и по очереди подбирают и называют их. Побеждает та команда, которая придумала последнее слово. Затем набор слов, предлагаемых педагогом, меняется — следовательно, меняется игровое задание детям, и игра продолжается.

В алфавитном порядке

Игроки сидят, заложив руки за спину. Ведущий произносит короткое слово, например, «ручка». Все стараются побыстрее в уме переставить буквы этого слова в алфавитном порядке.

Кому это удается, поднимает руку, с разрешения ведущего идет к доске и записывает буквы данного слова в алфавитном порядке.

Ведущий произносит другое слово — и игра продолжается.

Будь внимателен к словам

Игра проводится в кругу. Педагог предлагает детям быть внимательными, чтобы не пропустить нужное слово. Если будет произнесено слово, обозначающее животное, дети должны присесть, если растение — поставить руки на пояс и т.д. Условия игры могут быть более сложными или простыми. Педагог произносит в разном темпе (быстрее или медленнее) сложные и простые предложения, а дети, услышав нужные слова, выполняют те или иные действия.

Не ошибись!

Группа (класс) делится на команды. Каждой из них предлагается выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та команда, которая назвала большее количество слов, не повторяясь при этом.

Скажи слово с нужным звуком

Педагог предлагает детям придумать слова с тем или иным звуком, например, А. После небольшой паузы он бросает мяч любому из играющих. Поймавший мяч ребенок должен назвать слово с данным звуком и бросить мяч следующему игроку. Тот, назвав слово, бросает мяч еще одному игроку и т.д. Затем называется другой звук, и дети вспоминают слова с этим звуком. Тот, кто не может назвать слово быстро или назвал слово, в котором нет нужного звука, платит фант.

Подумай, не торопись

Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд выполнить несколько заданий, по результатам выполнения которых и определяется команда-победитель.

  • ? Назовите как можно больше слов, которые начинаются на последний звук слова «стол».
  • ? Перечислите птиц, в названии которых был бы последний звук слова «сыр».
  • ? Подберите и назовите такие слова, в которых первым был бы звук К, а последним — Ш.
  • ? Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М.
  • ? Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был У, а последний — К.
  • ? Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук У.
  • ? Отгадайте, называние какой ягоды начинается на звук М, а заканчивается на А.
  • ? Назовите слова, у которых второй слог — ка.
  • ? Как зовут кошку, если последний звук ее клички А?
  • ? Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда эсть звук Р.
  • ? Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на — эрт?
  • ? Кто назовет больше слов, которые начинаются с первого щука слова «лес»? и т.д.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>