Полная версия

Главная arrow Маркетинг arrow Коммуникология: теория и практика массовой информации

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Герменевтический подход к исследованию информационных процессов

Герменевтический подход к исследованию информационных процессов. При исследовании социальных систем и информационных процессов особую роль приобретает герменевтика — наука о способах трактовки, толкования, “дешифровки” текстов различных типов и уровней. (Само слово “герменевтика” греческого происхождения и буквально означает объяснение, изложение, толкование.)

Современное гуманитарное знание предполагает наличие различных отраслей герменевтики: филологической, юридической, теологической, исторической, философской, социальной. Все перечисленные отрасли герменевтики отличаются друг от друга предметом толкования. Филологическая герменевтика трактует литературные произведения, юридическая — правовые акты и законоположения, теологическая — древние тексты основных мировых религий, историческая — соответствующие исторические документы, а также динамику развития исторического сознания, философская герменевтика является общей методологией интерпретации социальных, культурных, духовных явлений.

Для аналитика информационной сферы общества особый статус приобретает социальная герменевтика, основной принцип которой был сформулирован еще древними римлянами (“ищи, кому выгодно”). Этот принцип ориентирован на выявление интересов тех, кто “организует” сообщение[1]. Основным предметом исследования социальной герменевтики являются социальные тексты — знаковые, т. е. получившие социальный резонанс метасобытия.

Слово “текст” происходит от лат. textus (ткань, соединение) и в широком смысле означает последовательность слов, знаков, символов, построенных по правилам того или иного языка и образующих сообщение. Социальный текст обладает своей спецификой, которая заключается в направленности сообщения на социум с целью изменения его психического содержания.

Цели социального текста могут быть различны: создать или изменить общественное мнение, взбудоражить общество, создать общественный резонанс, запугать или, напротив, успокоить людей и т. д. Социальные тексты представляют собой “ткань”, состоящую из отдельных социальных фактов, образующих то самое метасообщение, которое в конечном счете может изменить психическое содержание социума.

Социальный текст формируется реалиями нашей жизни (реально существующими фактами), которые с разной степенью точности отражаются в искусстве, науке и в средствах массовой информации и коммуникации.

В основу методологической базы социальной герменевтики может быть положен принцип “герменевтического горизонта” Х.-Г. Гадамера, а также метод социальной эмпатии.

Как отмечает Гадамер, “понять текст — значит прежде всего понять “герменевтический горизонт” поставленного вопроса, его связь с направленностью текста”[2]. Именно поэтому любой текст, в том числе социальный, может быть понят и расшифрован только по достижении определенного, доступного для понимания герменевтического горизонта, определение границ которого является важнейшей методологической задачей социальной герменевтики.

Как отмечалось выше, в основу методологии социальной герменевтики наряду с методом понимания герменевтического горизонта может быть положен метод социальной эмпатии, представляющий собой интуитивный метод понимания социального текста. Для того чтобы максимально полно понять такой сложный текст, каким является текст социальный, необходимо уметь не только рационально анализировать происходящее, но и вчувствоваться в происходящее, воспринимая фрагменты социальной жизни (социальные тексты) симультанно, как нечто целое и неделимое. А для этого необходимо иметь в арсенале исследовательских методов специальный исследовательский аппарат, основанный на интуитивном, чувственном познании. Таким специализированным нерациональным аппаратом познания социума и является социальная эмпатия — качество, которое характеризуется способностью индивида вчувствоваться в мир социальных систем, процессов, событий, отношений путем интуитивного “схватывания” экзистенциональной сущности перечисленных объектов исследования.

Социальная эмпатия — качество, не относящееся к врожденным характеристикам личности. Это качество развиваемое. Каким образом оно развивается, будет показано в параграфе 2.4.

История XX в. показала, что мир социальных процессов — это мир немарковских процессов, в которых прошлое в значительной степени определяет не только настоящее, но и будущее. Именно поэтому при анализе какого-либо социального явления или поступка отдельного человека в первую очередь следует обращаться к прошлому, искать глубинные исторические, социальные или психологические причины его возникновения. В противном случае невозможно будет ни спрогнозировать развитие этого явления, поступка, ни адекватно отреагировать на него.

  • [1] См.: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2001. С. 29.96
  • [2] Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. С. 435.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>