Полная версия

Главная arrow Литература arrow Когнитивная поэтика: предмет, терминология, методы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ КОГНИТИВНОЙ ПОЭТИКИ

Блендинг - теория концептуальной интеграции (conceptual blending), разработанная М. Тернером и Ж. Фоконье. Когнитивная модель, построенная на основе принципа концептуального проектирования с одного ментального пространства на другое. Базовым элементом теории является бленд (blended space) - совмещенное, интегральное пространство, объединяющее свойства исходных пространств и отличающееся алогичностью и необычностью. Блендинг представляет собой развитие теории концептуальной метафоры Д. Лакоффа и М. Джонсона и претендует на статус универсального механизма креативности. В когнитивной поэтике применяется для моделирования структуры индивидуально-авторских метафор, фантастических образов, жанровых гибридов, механизмов интертекстуальности и др.

Гештальт (от нем. Gestalt - образ, форма)- функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Понятие заимствовано из гештальтпсихологии, где оно обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания, и является единицей анализа психики. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность» (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) идр. Термин активно используется в когнитивной поэтике восприятия.

концепт-гештальт - целостная структура, совмещающая чувственные и рациональные элементы. На языковом уровне гештальты вербализуются абстрактной лексикой. В предложенной нами типологии художественных концептов гештальты противостоят предметным концептам с сенсорным ядром.

Домен - понятийная область концептуализации Категоризация - подведение явления, объекта, процесса под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории, результат классификационной деятельности человека.

отсроченная/отложенная категоризация (delayed categorization) - термин, предложенный Р. Цуром. Задержка категоризации, мгновенной «распаковки» знака, однозначного установления его означаемого, вызванная торможением логических операций и актуализацией сенсорно-эмоциональных аспектов восприятия художественного текста.

Когнитивная модель- схематизированный конструкт, позволяющий представить ненаблюдаемые мыслительные явления и процедуры.

идеализированная когнитивная модель (idealized cognitive model - ICM) - устойчивая ассоциативная связь, образующаяся в воспринимающем сознании. Термин принадлежит Д. Лакоффу, который выделил в качестве основных пропозициональные, образно-схематические, метафорические и метонимические модели. Пропозициональный тип модели имеет несколько разновидностей: простые пропозиции

(структуры, содержащие аргументы и базовый предикат), развертывающиеся на их основе сценарии, признаковые модели, радиальные, градуальные и таксономические структуры (категории). В силу универсального характера этих моделей они могут быть использованы когнитивной поэтикой для описания когнитивной основы процесса порождения индивидуально-авторских смыслов.

Когнитивная структура - способ кодирования и хранения информации, ментальное образование, состоящее из ряда компонентов. Базовой когнитивной структурой является концепт; совокупности концептов образуют сложные когнитивные структуры типа фреймов, скриптов (сценариев), ментальных моделей, категорий и др. В когнитивной поэтике когнитивная структура - моделируемая единица, выводимая на основе языковых репрезентаций.

Когнитивное моделирование - один из основных методов когнитивной поэтики, образно названный методом «вскрытия “черного ящика”», заключающийся в создании схематизированных конструктов, замещающих ненаблюдаемые, «неосязаемые» мыслительные явления. Продуктами когнитивного моделирования являются концепт, концеп- тосфера, когнитивные модели разных типов.

Когнитивные процессы - совокупность психических процессов, служащих обработке и переработке информации. В качестве когнитивных рассматриваются не только процессы «высшего порядка» - мышление и речь,- но и процессы перцептуального, сенсомоторного опыта, а также эмоциональные аспекты восприятия информации.

Когнитивный анализ - разновидность анализа текста, задачей которого является установление взаимосвязи между когнитивными структурами и средствами их текстовой вербализации, определение того, какие компоненты каких когнитивных структур (концептов, фреймов, сценариев, ментальных моделей) актуализированы на определенном участке текста.

Когнитивный стиль - комплекс вербально реализуемых когнитивных процедур, используемых как в первичной, так и во вторичной текстовой деятельности; стиль подачи информации, особенностей ее расположения и структурации в тексте. Когнитивный стиль в нашем понимании включает в себя содержательную (концептосфера) и инструментальную (стилевые параметры) составляющую.

Концепт - единица психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека, те смыслы, которыми оперирует человек в процессах мышления.

Концепт культуры - «сгусток культуры в сознании человека» (Ю.С. Степанов), «вербализованный культурный смысл», «единица коллективного знания/сознания, отправляющая к высшим духовным ценностям, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой» (С.Г. Воркачев). Основным компонентом в структуре культурного концепта является ценностная составляющая. Как синонимичное используется понятиq лингвокультурный концепт.

Концепт художественный - сложное ментальное образование, принадлежащее 1) индивидуальному сознанию, поэтической картине мира автора; 2) в качестве универсального художественного опыта - «психоментальной сфере определенного этнокультурного сообщества» (Л.В. Миллер); образ в пространстве культуры, способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов.

Концептосфера= - совокупность всех концептов данного автора или художественного направления.

Концептуализация - процесс выделения минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении, приводящий к образованию концептов. В когнитивной лингвистике концептуализация рассматривается как «сквозной» для разных форм познания процесс структурации знаний и возникновения разных структур (форматов) представления знаний из минимальных концептуальных единиц, «осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов (т.е. фиксированных в сознании человека единиц знания)» (Н.Н. Болдырев).

Концептуальная метафора - одна из форм концептуализации, когнитивный процесс, который выражает и формирует новые понятия. Он состоит в системном соотношении двух ментальных пространств - доменов («области источника» и «области цели»). В процессе метафориза- ции некоторые области цели (target domain) структурируются по образцу источника (source domain), иначе говоря, осуществляется метафорическая проекция (mapping). Теория концептуальной метафоры была разработана Д. Лакоффом и М. Джонсоном. По их мнению, метафоры структурируют восприятие, мышление и деятельность, т.е. механизм метафоризации является универсальным. Этот механизм позволяет описать не только метафорообразование, но когнитивную природу переносного значения в целом. Понятия концептуальная метафора и когнитивная метафора употребляются как синонимичные.

Концептуальный анализ - исследовательская процедура, задачей которой является моделирование концепта на основе его текстовых экспликаций. Одна из моделей структуры индивидуально-авторского концепта - послойная - предполагает последовательное выделение и описание предметного, понятийного, образного, ассоциативно-символического и ценностно-оценочного слоев. Конечная цель концептуального анализа - моделирование авторской индивидуальной концептосферы.

Ментальная модель - «функциональная высокоуровневая репрезентация <...> образ приемлемой ситуации, описываемой дискурсом <...> трехмерная кинематическая модель мира» (П. Джонсон-Лэард). Ментальные модели могут представлять как реальные и возможные, так и вымышленные ситуации.

Ментальная репрезентация - единица представления реального или вымышленного мира в сознании человека, замещающая в процессе когнитивной обработки реальные или идеальные объекты. В теории ментальной репрезентации акцент сделан на активной роли субъекта, не отображающего, а конструирующего действительность (модель мира). Именно поэтому правомерно использование этого термина в когнитивной поэтике. Выделяются различные формы ментальной репрезентации («картинка», пространственная схема, комбинация чувственно-эмоциональных впечатлений, категориальная интерпретация). Основными типами репрезентаций являются аналоговые (картиноподобные) и пропозициональные (имеющие аргументно-предикатную структуру). В отечественной когнитивной психологии пропозициональным структурам (репрезентациям) приписывается роль связующего звена между вербальными и невербальными репрезентациями, - они считаются устанавливающими связи между разными модальностями (слухом, зрением и т.п.) и языковым выражением. Концепт - один из типов ментальных репрезентаций.

Ментальное пространство - структура представления знаний, которую создает говорящий в процессе осмысления ситуации. Термин, использующийся в теории концептуальной интеграции и частично совпадающий с понятием ментальной модели. Ментальное пространство может представлять взгляд на мир того или иного человека; ситуацию, локализованную во времени; гипотетическую или воображаемую ситуацию и т.п. Внутри этих пространств различные объекты и отношения между ними могут рассматриваться как существующие безотносительно к статусу этих объектов и отношений в реальном мире. Главная функция ментальных пространств - моделирующая: каждое пространство моделирует некоторую возможную реальность. Ментальные пространства корреспондируют с такими структурами, как «возможные миры» в семантике возможных миров Я. Хинтикка.

Ментальный - связанный с разумом, с умственными способностями человека, с сознанием (от англ, mentality - ум, интеллект); мыслительный.

Скрипт - вид динамического фрейма (другое название - сценарий), описывающий привычную ситуацию как стереотипную смену событий. В отличие от фрейма, который является структурой для декларативного представления знаний о типизированной ситуации, скрипт (сценарий) «представляет собой концептуальную структуру для процедурного представления знаний о стереотипной ситуации или стереотипном поведении» (А.Н. Баранов). Термин cultural scripts (культурные сценарии) использует в своих работах А. Вежбицкая, понимающая под ними некие культурные правила, нормы, определяющие специфику поведения этносов в определенной ситуации общения.

Схема - способ представления операциональной информации . Наиболее общий термин для обозначения фоновых знаний, связанных с каким-либо объектом, ситуацией или событием. Может употребляться как родовой термин по отношению к фрейму и сценарию.

Фигуро-фоновые отношения (соотношение фигура - фон) - термины гештальтпсихологии, характеризующие человеческое восприятие. Фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, четко различимая и привлекающая внимание часть феноменального поля, имеющая «вещный» характер. Фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней. Перенос закона фигуро-фоновых отношений на восприятие текста приводит к допущению, что читатель может интерпретировать некоторые части текста как более заметные, значимые, релевантные, т.е. выступающие как фигура по отношению к своей основе (фону) - остальному тексту.

Фрейм - «структура знаний для представления стереотипной ситуации» (М. Минский), единица знаний, организованных вокруг некоторого понятия. Обладая конвенциональной природой, фрейм позволяет выявить типичные для данной культуры характеристики ситуаций. В.В. Красных рассматривает фрейм-структуры сознания как определенным образом структурированную совокупность необходимых обязательных знаний и представлений национально-лингво-культурного сообщества. В когнитивной поэтике фрейм используется в качестве модели культурно-обусловленного знания, позволяющей выявить соотношение узуального и индивидуального в художественной картине мира.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>