Полная версия

Главная arrow Литература arrow Когнитивная поэтика: предмет, терминология, методы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

«Сияние» в концептосфере И. Анненского

Гиперлексема «сиянье» представлена в поэзии И. Анненского всего 7 употреблениями: сиянье (3), сиять (2), сияющий (2), однако её семантика вполне отражает интерпретацию образа поэтической традицией.

Понятийный слой концепта словесно-логически описывает перцептивный образ: яркий, сильный свет, исходящий из какого-либо источника. Положительная оценка, сопровождающая свет, является универсальной и на уровне архаического, и на уровне современного мышления. И. Анненский в этом смысле вполне традиционен.

Абсолютность положительного оценочного заряда концепта, его высокая ценность у Анненского подтверждается:

  • • сохранением архаической связи сияния и Бога. Сиянье как Божественный свет атрибутируется Христу в стихотворении «Дети»: «...в них Христос, Весь, со всем своим сияньем»;
  • • совмещением в образной номинации сферы небесного и сферы божественного: сияющий потир = небеса («Маки»);
  • • переводом положительной оценки в разряд эстетических при актуализации переносного значения «обнаруживаться» в сочетании с суб- стантивом краса: «Неопалимою сияла их краса» («Второй фортепьянный сонет»);
  • • локализацией «сияния» в поэтическом пространстве (где-то там, вверху, в «иной среде»): «И, лиловея и дробясь, Чтоб уверяло там сиянье, Что где-то есть не наша связь, А лучезарное слиянье» («Аметисты»).

Ассоциации с высоким, прекрасным, далёким позволяют рассматривать сиянье И. Анненского как вестник и символ иного, идеального мира.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>