Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика arrow Флористика: технологии аранжировки композиций

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Изготовление и аранжировка флористических изделий

Правила изготовления и аранжировки флористических изделий подчинены их назначению, которое может быть либо повседневным, либо ситуативным. Повседневные изделия призваны дополнить внутреннее убранство или внешний облик жилища и могут быть самые разнообразными по замыслу и исполнению. Событийные изделия несколько ограничены в изобразительных средствах, креативность их исполнения подчинена ситуации. В соответствии с ситуативным назначением изделия принято выделять четыре направления аранжировки: праздничное, протокольное, свадебное и траурное.

Праздничное направление композиции к какому-либо торжеству — персональному или официальному; сюда входят: личные праздники (день рождения, именины, крестины и т.д.), корпоративные праздники (день рождения компании) и календарные праздники (Новый год, 23 февраля, 8 Марта, майские праздники, День России и т.д.).

Протокольное направление распространяется на случаи, когда цветочное оформление и вручение букетов востребованы в отсутствие торжества, но в соответствии с правилами этикета (протокола). Флористические услуги в протокольном направлении обычно оказываются корпоративным клиентам, чиновникам, дипломатам. Цветами оформляют такие события в жизни организации, как встреча почетных гостей (официальной делегации), банкет по поводу заключенного контракта, региональная или всероссийская конференция и т.д.; особый случай в жизни коллектива — проводы на заслуженный отдых одного из работников. Еще один пример протокольного направления — цветы артистам театра или эстрады. В личной жизни изделия протокольного направления обычно представлены букетами, которые вручаются гостем хозяйке или кавалером своей даме на романтическом свидании. В среде флористов красивый букет даме на первое свидание считается пробным камнем для проверки мастерства и фантазии.

Свадебное направление посвящено всецело комплексу событий, связанных с заключением мужчиной и женщиной законного брака. В этот комплекс входят такие мероприятия, как торжества по поводу помолвки, церемония бракосочетания, свадебный банкет для гостей и родственников. Цветы также могут использоваться на церемонии церковного венчания, но не внутри храма, а снаружи — во время встречи обвенчанных родственниками и гостями. Свадебные мероприятия отличает наиболее обильное использование цветов (исключительно живых и свежесрезанных, но не сухоцветов и не искусственных). Цветы расходуются на букеты для невесты, подружек невесты, родственников и друзей, на бутоньерки, на декорирование помещений, украшение автомобилей в составе свадебного кортежа.

Траурное направление охватывает комплекс мероприятий, связанных с достойными проводами усопшего. Эти мероприятия объединяются под названием скорбных похоронных и включают в себя услуги, выполняемые ритуальным агентством последовательно по похоронному ритуалу, начиная с момента получения тела умершего до окончания захоронения и последующего поминовения.

Согласно ГОСТ Р 54611 —2011, скорбные похоронные услуги различаются на скорбные и траурные. Скорбные услуги являются предпохоронными и похоронными и оказываются от момента смерти до захоронения усопшего. Траурные услуги оказываются после захоронения останков или праха и до истечения срока траура, по своему характеру это мемориальные услуги. Флористическая продукция востребована в рамках оказаниях обоих видов ритуальных услуг, в особенности на таких церемониях, как скорбный митинг (гражданская панихида), ингумация (погребение), траурный митинг (поминальная трапеза).

Траурное направление предполагает оформление ритуального зала для проведения обряда прощания, декор гроба, оформление помещения для проведения поминок. Это направление отличает особая церемония с применением флористических изделий — возложение цветов на могилу усопшего. Кроме того, обязательно использование погребальных венков, изготовленных, как правило, из искусственных цветов, реже — из натуральных. Довольно часто погребальные венки численно преобладают над всеми прочими флористическими изделиями. Из живых цветов на похороны изготовляют подушки и кресты.

Вне зависимости от направления работ дизайнер должен учитывать конкретное время года, когда эти работы выполняются. Несколько десятилетий назад пренебрежение сезонным характером флористических композиций не считалось дурным тоном, сегодня подобное могут позволить себе лишь креативные представители авангарда. Остальные флористы обязаны считаться с временем года и различать цветы «зимние», «весенние», «летние» и «осенние». Дизайнер Н.В. Осипова утверждает, что «несовременным либо несведущим выглядит человек, который покупает весной в цветочном магазине осенние хризантемы, а не прекрасные живые весенние цветы. Отсюда профессионально неграмотен тот флорист, который боится, что покупатель его “не поймет” с этими весенними цветами, а потому и зимой и летом предлагает один и тот же ассортимент цветов»[1].

Следовательно, формируя букет или иное изделие, дизайнер должен сначала выбрать растения, соответствующие ситуации, а затем произвести вторичный отбор, оставив те цветы, которые соответствуют текущему времени года, чтобы передать соответствующее настроение («зимнее», «весеннее» и т.д.). Конечно, флористические правила имеют исключения, многие из которых объясняются желанием заказчика. Если любимая дочь клиента любит получать на день рождения ландыши, значит, флорист продаст букет из ландышей вне зависимости от времени года.

Разумеется, деление цветов на «зимние», «летние» и т.п. отчасти условно и субъективно. Например, последние хризантемы отцветают в октябре, хотя считаются «зимним растением», поскольку, как представляется мастерам цветочного дизайна, создают «зимнее настроение». Но довольно часто деление цветов по сезонам действительно совпадает с периодом их цветения в природе, поэтому флористу следует учитывать в работе фенологический фактор:

О только весна является периодом цветения таких растений, как айва, барбарис, гиацинт, подснежник, примула грунтовая, пролеска, рябчик;

О май—июнь — аквилегия, анемон, диклитра, ирис, купальница, ландыш, мускари, нарцисс, незабудка, сирень, тюльпан, фиалка ночная;

О май—сентябрь — виола, мак восточный, маргаритка, фиалки душистая и рогатая;

О только лето — борщевик, вероника, гипсофила, дельфиниум летний, золотарник, колокольчик, левкои, лилия, люпин, мак, мальва, пион, пиретрум, роза, ромашка белая, седум, шафран;

О июнь—сентябрь — антириум, вербена, гайлардия, гвоздики, гербера, диморфотека, душистый горошек, ипомена, портулак, роза флорибунда;

О июль—сентябрь — василек, гайлардия, гелениум, гелиотроп, гелихризум, георгина, гладиолус, гомфрена, кермек, кларкия, резеда, рудбекия, скабиоза, табак душистый;

О июль—октябрь — астры, агератум, бархатцы, георгина, герань (пеларгония), иберис, канны, космея, лобелия, настурция, календула (ноготки), петуния, сальвия, флокс, хризантема летняя, цинния;

О август—сентябрь — гортензия;

О только осень — астра многолетняя.

Торжественный обед или званый ужин — важнейшее мероприятие, требующее флористических изделий праздничного или протокольного направления. Такое застолье обычно украшают букетами, реже — иными изделиями. Торжественные обеды разделяются на обеды в официальной обстановке (корпоративные банкеты и т.п.) и в неофициальной обстановке типа пикников в саду или ланча на яхте, что возможно, например, при близких отношениях между коллегами и партнерами по бизнесу, а также в кругу семьи и друзей.

Корпоративный банкет, званый ужин и иные подобные мероприятия предоставляют известную свободу для фантазии. Тем не менее существует несколько традиционных решений, которые послужат подсказками для начинающего фитодизайнера. В первую очередь это большое плато роз ‘Jacqueminot’, украшенное светло-зелеными вайями папоротников и «елочкой» аспарагуса, настольные букетики из роз ‘Duchess de Brabant’ в сочетании с душистым горошком. Допустимы сочетания роз, бегоний и аспарагуса. Помещение можно украсить тонкими венками-обручами из небольшого числа бутонов розовой розы (полуроспуск) с большим количеством зелени в виде листьев винограда, плюща и др.

Если стол рассчитан на 6—8 персон, то в его центре будет хорошо выглядеть компактная, но элегантная и не лишенная фантазии композиция из экзотических растений в цветочной корзинке или кубическом пластиковом контейнере. В состав изделия входят: солист — антуриум (Anthurium ‘African King’); дополняющие цветы — три красные лилии и одна геликония; фоновые цветы — 8 желтых и оранжевых Protea. Такой букет почти не требует расходных технических материалов, кроме тейп-ленты для надежной фиксации стеблей растений в нижней части, скрытой стенками корзинки (контейнера).

Более сложное, но вместе с тем привлекательное изделие — настольный розовый топиар, изобретенный современными американскими дизайнерами М. Уэлфордом и С. Уиксом[2]. Для его изготовления требуются два оазиса, один из которых помещают в декоративный горшок, стилизованный под садовый вазон. В этот оазис втыкают параллельно тонкие веточки березы, возможно, обвязанные для устойчивости декоративной нитью. На вершину пучка веток надевают второй оазис, обязательно шаровидный, к которому приклеивают бутоны розовой розы полностью и наполовину распустившиеся. Сочетание роспуска и полуроспуска должно отвечать законам гармонии. Верхний оазис при правильном размещении цветков становится незаметен, нижний маскируется слоем мха.

Пикник в саду украшают луговыми цветами, цветами плодовых деревьев (яблони, персика); также в качестве апофеоза композиции могут выступить единичные магнолии. Вазу с таким букетом можно поставить на широкое блюдо, на котором затем выложить небольшую горку из фруктов и ягод, таких, как груши, вишни и проч.

В знойный летний день пикник на веранде или в беседке украсит ледяной грот, выполненный по совету одного из классиков цветочного дизайна Эллы Кэмпбелл[3]. Из кубиков льда сооружается грот, внутрь которого помещают слабый источник света (рис. 5.5). Грот затеняют вайями папоротников и пальмовыми ветвями, возможно, с использованием некоторых других композиционно подходящих растений. Над гротом размещается залитая водой посуда — умеренно глубокая пластиковая миска или мелкий керамический горшок с отверстиями в донышке. Эти отверстия заполняются мхом так, чтобы слабо пропускать влагу. На поверхности воды помещаются крупные цветки. Стекающая по льду вода создает эффект прохлады. Ближе к вечеру в пещерке можно включить освещение, и грот будет еще эффектнее.

Конструкция ледяного грота

Рис. 5.5. Конструкция ледяного грота

Ланч на яхте нуждается в декоре обеденного стола и каюты в золотисто-желтых тонах, в основном с использованием хризантем. Стол украшают вазами с хризантемами бронзового и желтого цветов, обвитыми золотыми ленточками. Каюту украшают корзинками с бордовыми хризантемами в обрамлении сухих желтых листьев. Оригинальным решением будет использование 2-3 широких ваз или блюд в форме раковин с небольшим количеством воды, на которой покоятся желтые цветки кубышек, лотоса и т.д.

Особым случаем в работе флориста является оформление ресторанных залов, которое требует иного подхода, чем обслуживание частных обедов. Подробнее о флористических решениях для организаций общественного питания будет рассказано в § 7.3.

Свадьба требует большого количества флористических изделий. Главное изделие — букет невесты. Его исходными материалами являются розы (в первую очередь сорт ‘Bride’) и папоротник Adiantum; на основе этого или подобного сочетания можно выполнять более сложные комбинации. Обычно они выдержаны в стиле бидермейер; в последней четверти XX в. в моду вошел ниспадающий свадебный букет, в котором для достижения эффекта каскада применяются соответствующие растения, а также искусственные материалы — атласные ленты, бумажный серпантин и проч. Столь же стильно выглядит и букет-муфта.

Букет подружек невесты обычно выполняется в стиле бидермейер. Возможно такое оригинальное решение, как использование растений одного вида (а порой даже и сорта), но разной окраски, причем цветовую гамму следует представить максимально полно. Букет должна опоясывать лента того же цвета, который доминирует в композиции. У некоторых подружек невесты букет можно заменить корзинками с розами, римскими гиацинтами и душистым горошком.

Свадебный длинный стол целесообразно украсить букетами в невысоких прозрачных вазах или другой прозрачной посуде, которую можно заполнить доверху орешками, дольками фруктов (киви, апельсин), цветными стеклянными шариками и т.д. Цветы в таких вазах должны образовывать полусферу; желательны крупные экземпляры хризантем (сорт ‘White Reagan’) и роз (сорт ‘Avalanche+’). На маленьких, обособленно стоящих столиках с напитками и закусками размещают корзинки с розами сортов ‘Metallina’, ‘Old Dutch’ или ‘Vendella’ в сопровождении георгин и брахиглоттиса (Brachyglottis ‘Sunshine’). Подставки под букеты из витого металла заполняются веточками для поддержания цветов; основу букета составляют розы сортов ‘Margaret Merry’ и ‘Julia’s Baby’, а также белые пионы и кремовые тюльпаны.

Наибольший объем работ связан с оформлением свадебной беседки, которая должна утопать в цветах. Для украшения в стиле рококо применяются хризантемы, розы ‘Bride’, ‘Jacqueminot’ и ‘La France’, допустимы белые гвоздики и кремовые тюльпаны; красоту цветов подчеркивают непритязательные кизил и плющ. Углы беседки украшаются крупными аранжировками из гладиолусов, тюльпанов и гортензий. Беседку дополняют флористические аксессуары в виде цветочных ковриков, подушек, венков и гирлянд. На них могут расходоваться неброские, но симпатичные цветы — календула, штокроза, перечник, лютик и проч.

Подготовка похоронных композиций входит в круг постоянных и наиболее ответственных обязанностей флориста. Завершенное изделие должно приносить безмолвную дань любви и уважения к усопшему, в связи с чем растения подбираются сообразно его возрасту. Например, на похороны детей готовятся простые и скромные композиции. Белый — собственно цвет детства — должен доминировать; цветы подбираются хрупкие, изящные, миниатюрные — розы, душистый горошек, ландыш, примула и подобные им. Перед гражданской панихидой гроб украшается фрезиями, фиалками или римскими гиацинтами с небольшим добавлением маргариток или голубых незабудок. Для венков из живых цветов используются белые розы и маргаритки, а в качестве зелени — вайи папоротников.

Для юношей и девушек до 25 лет используют смешанные изделия нежных оттенков, преимущественно однотонные. Рекомендуемые комбинации: роза ‘Safrano’, белая гвоздика, виолы (анютины глазки); только розы ‘Niphetos’ в обрамлении папоротника Adiantum, увитые атласной лентой; белая фиалка и синяя незабудка; белые гвоздики и розы, обрамленные папоротником Adiantum’, бутоны белой розы на фоне серебристых листьев бегонии королевской. Обычно для юношей берутся розы сортов ‘Perle’ и ‘Niphetos’, для девушек — ‘Mermet’.

На похороны зрелой женщины показано готовить композиции из следующих растений: только белые азалии («пур»); римские гиацинты, ландыш, розы ‘Mermet’; гелиотроп, виолы (анютины глазки), фиолетовые орхидеи, лаванда и вайи папоротника; хризантемы ‘La Frizure’; розы ‘Jacqueminot’ отдельно от прочих растений; розовые розы, каллы {Zantedesschia), виолы (анютины глазки); камелии, ландыши, перечник зонтичный.

Аранжировка цветов для похорон зрелого мужчины включает в себя: темно-зеленые листья плюща, пуританские розы, белые иммортели (бессмертники), примулы, гвоздики, нарциссы ‘Jonquille’, белые лилии, розы ‘Polyautha’ (в виде букетика в корзинке), синие гиацинты, пальмовые ветви.

Для похорон пожилых и стариков готовятся аранжировки с использованием следующих растений: фиолетовые виолы, гелиотроп, розы ‘Marechal Niel’, фиалки, лаванда, темно-красные и фиолетовые астры, а также некоторые другие, сходные по цвету и форме. В XIX в. существовала традиция украшать подобные композиции колосками пшеницы, которые символизируют жизнь, «скошенную» не ранее положенного срока; этот трогательный обычай вполне имеет право на сохранение в наши дни.

Тем не менее излишняя простота и нетрадиционные растения во флористических изделиях для похорон не приветствуются.

Общим требованием ко всем ситуативным композициям является то, что в них недопустимы рудеральные растения, т.е. растения сорных мест — пустырей, обочин дорог и т.д. Такие растения уместны в повседневных произведениях для фантазийного оформления интерьера, особенно в авангардистском стиле. Сорная трава способна усилить рустикальность подобного изделия — его нарочитую грубоватость и незамысловатость.

  • [1] Осипова Н.В. Указ. соч. С. 28.
  • [2] Welford М., Wicks S. Fresh Flower Arranging. N.Y., 2011. P. 109— 111.
  • [3] Campbell E.G. Practical Hintson Floral Work//Floral Designs. Harrisburg, 1888. P. 128.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>