Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика arrow Флористика: технологии аранжировки композиций

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Первичная обработка растительного материала

При первичной обработке растительного материала используется комплекс техник и приемов, посредством которых части растений приобретают вид и свойства, необходимые для создания завершенного дизайнерского произведения. Существуют три базовых направления первичной обработки: а) сохранение срезанных цветов свежими; б) их сушка, необходимая при создании «зимних букетов», панно, коллажей, ширм и прочих произведений, в которых используются сухоцветы; в) консервирование (стабилизация), применяемая в отношении растений, которые призваны длительный срок играть роль декора в интерьере.

Сохранение цветка свежим позволяет флористу добиться двух биологических эффектов — сохранения высокого тургора в растительных тканях и подавления активности гнилостных микробов, как правило, путем применения специальных химических средств (подкормок и т.д.). Под тургором (от лат. turgere — быть набухшим) понимается физиологическое свойство клеток и тканей удерживать жидкость под давлением, необходимым для оптимальной упругости побегов и листьев. Падение тургора проявляется в вялости растения: оно теряет форму, поникает, становится мягким. Такой цветок обычно теряет натуральную окраску и быстро загнивает.

Ключевые меры по сохранению свежести срезанного цветка следующие:

О удаляются лишние листья и шипы, в первую очередь листья, которые окажутся ниже уровня воды в вазе;

О периодически повторяемая подрезка стебля каждый раз выполняется на погруженном в воду растении для расширения сосудов;

О подрезка осуществляется только с использованием ножа, но не ножниц;

О подрезка производится всегда под углом к стеблю. При повторной подрезке или при жестком, одревесневшем стебле угол по возможности более косой;

О при одревесневшем стебле (ветви) нижняя часть при подрезке зачищается от коры и расщепляется на глубину 20—50 мм (в зависимости от размера побега);

О у стеблей растений, выделяющих млечный сок, после подрезки область надреза погружается на несколько секунд в кипяток или обугливается на огне, после чего растения ставят в холодную воду;

О вода для свежесрезанных цветов должна содержать антисептические средства, угнетающие гнилостных бактерий, например: на 1 л воды 1—2 г марганцовокислого калия («марганцовки»), или 2 г лимонной кислоты, или 1 таблетка ацетилсалициловой кислоты (в чистом виде, без болеутоляющих добавок и витаминов);

О вода для таких растений, как гвоздика, роза, сирень, тюльпан, подслащивается (5 г сахара на 1 л воды). Недопустимо подслащивание воды для амариллиса, ромашки, цикламена;

О воду с добавками меняют каждые 2—3 дня, воду без добавок — ежедневно;

О растения отпаиваются в течение 1—2 ч в растворе «Кризала» перед постановкой в завершенную композицию;

О цветки и соцветия срезаются на стадии окрашенного бутона или полуроспуска, чтобы цветки распустились уже в композиции;

О у таких растений, как зантедесхия (каллы), пион и сирень, срезаются полностью распустившиеся цветки, поскольку их окрашенные бутоны не распускаются после срезания;

О цветы хранят в помещении с температурой воздуха в пределах 5—10 °С при относительной влажности 80—90 %.

В тех случаях, когда цветок или соцветие очень велики и могут ускорить поникание стебля, целесообразно провести процедуру укрепления стеблей. Для этой цели через побег пропускается флористическая проволока подходящей толщины. Ее верхний конец выводится через головку, закручивается колечком и маскируется; нижний конец обворачивается вокруг стебля и при необходимости фиксируется тейп-лентой.

Чтобы улучшить общий вид срезанных цветков, нужно, когда это технически возможно, удалить пыльники — верхушечную часть цветочной тьгчинки (мужского репродуктивного органа), где происходит формирование пыльцевых зерен (рис. 5.4). Эта операция немного продляет жизнь цветка, однако ее истинное назначение иное. Пыльца, осыпаясь из пыльника, способна запачкать лепестки, испортив цветовое решение композиции, поэтому данные части тычинок рекомендуется срезать. Кроме того, удаляя источники пыльцы из композиции, флорист снижает риск вызвать аллергическую реакцию на изделие у своего заказчика.

Строение мужского цветка покрытосеменных с обозначением пыльника

Рис. 5.4. Строение мужского цветка покрытосеменных с обозначением пыльника

Первичная обработка флористического материала завершается его трансформацией — изменением облика растения в нужном направлении для придания ему новых формы, размеров и (или) фактуры. Типичный пример трансформации растений — изготовление букета гламелия, в котором бутоны полностью теряют свою индивидуальность.

Сухоцветы начиная с 1960-х гг. пользуются особой популярностью во флористике, поскольку их изготовление не требует больших трудозатрат и финансовых расходов, но позволяет создавать красивые, фантазийные композиции, сохраняющие свои художественные достоинства на протяжении длительного времени. Слово «сухоцветы» имеет два значения. В узком смысле так называются лишь представители семейства астровых — бессмертники (иммортели), которые при высыхании приобретают особое изящество, а также близкие к ним по свойствам растения. В широком смысле слова так называется любой сухой материал для цветочного дизайна. Сушка применяется в ходе изготовления изделий, предназначенных почти исключительно для декорирования интерьера. Главным видом этих изделий, аранжировку которого обязан освоить начинающий флорист, является «зимний букет».

Особым случаем применения сухоцветов является рафия — высушенные вайи южноафриканских пальм натурального цвета или окрашенные. Рафия используется как декоративное украшение, но гораздо чаще в качестве естественного связочного материала — декоративного (наряду с лентами и бантами) или просто технического.

Засушивание растений проводится по определенной технологии, чтобы растительный материал сохранил свою натуральную окраску или незначительно изменил ее. Это обеспечивают следующие способы сушки, рекомендованные отечественными ботаниками М.П. Бединггауз (1955) и Б.К. Шишкиным (1941)':

О холодная сушка — в листах пористой бумаги под прессом, между досками;

0 горячая сушка — в листах пористой бумаги (можно с ватным настилом), заложенных в гербарные рамки при постоянном притоке теплоты (на солнцепеке, в термостате, сушильном шкафу, духовом шкафу газовой плиты);

о сушка в толстом рыхлом сукне, выполняющем роль прокладки между бумагой и растениями, с заменой ткани каждые 6—8 ч; этот способ слишком трудоемкий и продвигается чересчур медленно, поэтому почти не используется. Его можно посоветовать лишь для засушивания уникальных образцов, которые требуют особого отношения и которые флорист желает сохранить для личной коллекции или в рекламных целях;

0 засушивание в песке — с погружением растения в ящик с прокаленным и предварительно просеянным песком для получения объемной засушки.

Горячее и холодное засушивание предназначены для получения прессованного материала, используемого при изготовлении панно, коллажей и других плоских работ. М.П. Бединггауз считает самым быстрым и дешевым при высоком качестве конечного результата горячее засушивание в гигроскопической вате при температуре 35—50 °С (в крайнем случае этот метод срабатывает и при сушке на солнцепеке). Слой ваты прикрывают марлей, чтобы растительные части не застряли в волокнах ваты.

Сухоцветы для сложных трехмерных композиций вроде «зимнего букета» изготовляют способом сушки в песке, осуществляемым следующим образом: 1) песок очищают, просеивают, тщательно высушивают и прокаливают; 2) вводят в песчаную массу стеарин из расчета 10 г вещества на 1 кг песка; вещество добавляют медленно, непрерывно помешивая песчаную массу; 3) насыпают часть обработанного песка тонким слоем на дно пустого ящика для растений; 4) поверх слоя песка выкладывают растение в горизонтальном или вертикальном положении; 5) засыпают растение остатками песка аккуратно, [1]

стараясь не смещать его, не сломать; 6) помещают ящик в термостат или печь и выдерживают песчаную смесь при температуре в пределах 50—60 °С на протяжении не более 2—3 суток (в зависимости от вида растений). Выдерживание растений более длительное время приводит к их порче: колер, внешний вид и механические свойства растения ухудшаются при нагреве до температуры свыше 60 °С при сушке в песке и свыше 50 °С при любой другой горячей сушке.

Засушиваемое растение — в ящике или под прессом — должно быть расправлено и иметь облик, близкий к естественному, чтобы образец выглядел свободно и привлекательно. Большинство видов при сушке под прессом получает необходимое качество после 10—12 ч обработки.

Растения для последующей засушки берутся без капель влаги на них (следы дождя, росы, полива). Закладка растений осуществляется немедленно после сбора, пока они свежие. Уместно выдержать 20—30 мин слегка увядший цветок в воде с подкормками, чтобы вернуть ему свежесть, и только после этого сушить его. Ветви для плоских композиций обязательно прессуют, а цветки и соцветия обязательно обкладывают ватой. Высушенное растение перед использованием хранят в тех самых листах, в которых оно сушилось, без смены ватного настила (если, конечно, они не испорчены растительным соком). Сами листы помещают в плотно закрывающиеся ящики и несгораемые шкафы, что гарантирует надежное хранение до начала флористических работ.

Стабилизированные растения недавно получили широкое распространение и, вероятно, вскоре потеснят композиции из сухоцветов, хотя и имеют несколько меньшие сроки эксплуатации. Консервация, или стабилизация, растений представляет собой технический процесс по сохранению свежего вида и натуральности окраски растений после прекращения жизнедеятельности их клеток. Сущность процесса состоит в замене растительного сока нетоксичным реагентом, поддерживающим в норме тургор тканей растения, в результате чего оно смотрится, как живое.

Благодаря стабилизации удается продлить срок службы большинства флористических изделий на несколько месяцев и даже до 1 года у некоторых видов. Скажем, стабилизированная роза доживает до 10—12 месяцев, тогда как обычная срезанная роза, сохраняемая при помощи аспирина или других добавок, обычно утрачивает свежесть через 2 недели.

Технология стабилизации успешно применяется в отношении роз, гвоздик, зантедесхий (калл), гардений, гортензий, орхидей, тубероз, лилий и ряда других садовых цветов. Консервированию подлежат и такие средства озеленения, как мхи, ветви сосны и листья многих растений — эвкалипта, аспарагуса, плюща, папоротников и проч. Стабилизированный мох получил широкое применение в озеленении интерьера для создания «живых подушек» (мох-пласты, мох-кочки), внутренних домашних клумб, «зеленых стен», «живых картин» и т.д.

Зеленые стены и крупномерные деревья для офисов после стабилизации сохраняют свои свойства 3—5 лет при отсутствии вредных воздействий — чрезвычайной сухости воздуха, резких перепадов температур в помещении и попадания прямых солнечных лучей. Для консервированных цветов оптимум относительной влажности воздуха составляет 80—90 %, а температурный оптимум — от 5 до + 35 °С.

Стабилизированные растения особенно выгодны в озеленении офисов и общественных мест (холлы гостиниц, автосалоны, аквапарки и т.п.), поскольку такое растение не нуждается в поливе и ином уходе, а также свободно переносит слабую искусственную освещенность: консервированная ткань мертва, и слабый свет, полная темнота даже повышают срок эксплуатации растения.

При озеленении офисов, отелей и т.п. с точки зрения дизайна наиболее удачным решением являются стабилизированные пальмы (чаще всего используются вашингтония и финиковая пальма). Их изготовляют из консервированных натуральных листьев и ствола в виде полой облегченной трубы, покрытой натуральными пальмовыми чешуйками и волокнами (остатками листовых влагалищ и черешков) либо их искусственными имитациями. Полый ствол делает конструкцию более легкой и позволяет размещать внутри пальмы замаскированное оборудование системы видеонаблюдения.

  • [1] Бединггауз М.П. Указ. соч. С. 8—10.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>