Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика arrow Флористика: технологии аранжировки композиций

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Подготовка к использованию флористической посуды

Важно добиться сочетаемости размеров, фактуры и цвета композиции с размерами, фактурой и расцветкой флористической посуды.

Видов собственно флористической посуды для мертвых (срезанных, сухих и консервированных) растений очень мало — несколько типов ваз, вазоны, портбукетницы, флористические поддоны и флористические пробирки. Но довольно часто используются цветочные горшки и кашпо, предназначенные для живых растений. Вазоны иногда могут устанавливаться в вестибюлях и других просторных помещениях, однако все-таки эта посуда предназначена для крупномерных композиций на открытом воздухе.

В действительности наряду с традиционными емкостями при работе с мертвыми цветами дизайнеры применяют самые разнообразные пищевые и декоративные контейнеры, начиная от кофейных чашечек или кружек и заканчивая калебасами из тыквы или стеклянными аквариумами. Можно сказать, что выбор флориста на практике ограничен исключительно сюжетом композиции. Так, большим успехом пользуются типовые фарфоровые кружки и деревянные пивные жбаны, которые не требуют много растительного сырья, но позволяют создавать минималистские и при этом в высшей степени оригинальные произведения.

Ваза была и остается главным видом флористической посуды благодаря в первую очередь своей декоративности, а также давней традиции применять вазы под срезанные или сухие цветы. Большую роль играет и разнообразие ваз, у которых известно около 40 форм. Удобной для флориста типологии ваз по формам не разработано, но все базовые типы ваз существовали еще в античности, когда получили греческие названия, которыми можно пользоваться и сегодня. Целям цветочной аранжировки отвечают такие типы, как: алабастрон, амфора, амфо- риск, арибал, гидрия, канфар, кернос, киаф, килик, кратер, латинос, лидион и т.д. (рис. 5.3)'. Каждый тип отличают особая форма и определенные художественные достоинства.

Амфора — типичный древнегреческий сосуд. Ваза в виде амфоры имеет яйцеобразную форму и снабжена двумя вертикальными ручками по разные стороны корпуса. Дно сужается и образует конус или усеченный конус. Маленькая ваза в форме амфоры называется амфориском (рис. 5.3, б). Ваза в форме амфоры, снабженная высокими ручками в виде дисков, которые крепятся к горлышку или бокам, называется несторидой (рис. 5.3, в). Близок по облику к амфоре и стамнос, которого отличают низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам.

Геометрические типы ваз в соответствии с античной типологией

Рис. 5.3. Геометрические типы ваз в соответствии с античной типологией

Отдаленно напоминают амфору округлым корпусом алабастрон (рис. 5.3, а) и арибал. Алабастрон имеет сходство с грушей и выделяется сильной вытянутостью; его дно полусферич- но, однако сосуд мог стоять вертикально, особенно на мягком грунте или на подставке в виде треноги. Арибал по размеру очень невелик, он напоминает сильно округлую бутыль с коротким горлышком, узким у основания и расширяющимся ближе к венчику. У арибала есть ручка в виде широкой полосы. Обе эти вазы как бы занимают промежуточное положение между амфорами и кувшинами.

Кувшин обладает широким спектром форм, которые сложились в античности: [1]

о кальпида, или гидрия, — стройная вытянутая емкость с длинным горлышком. У классических кальпид имелись три ручки — две горизонтальные по бокам сосуда (малых размеров) и вертикальная посередине (больших размеров);

О гидриск — небольшие гидрии;

О ойнохойя — кувшин с одной ручкой и венчиком, которому придавалась либо округлая форма, либо форма трилистника клевера;

О лагинос — сосуд, похожий на ойнохойя, немного сплющенный сверху, без венчика в виде трилистника;

О лутрофор (рис. 5.3, г) — с длинным и широким горлышком, на котором смыкались ручки особой формы;

О пелика — двуручный сосуд с весьма широким устьем и низкой круглой опорой. Пелика обладала характерной каплевидной формой;

О лидион — переходный сосуд от кувшина к кубку сферической формы без ручек, с узкой конической ножкой; его отличало весьма широкое горлышко с горизонтальным ободом.

Кубок — полусферическая чаша на тяжелой ножке с широкой опорой — смотрится очень эффектно, хотя и несколько массивно. Известно несколько видов кубков:

О канфар — кубок с двумя вертикальными ручками;

О килика — кубок с короткой ножкой, сплюснутой сверху емкостью, с ручками, расположенными не выше кромки чаши.

Известно несколько видов плоских чаш, не имеющих ножки, например лекана — ваза с двумя горизонтальными ручками по бокам; фиала — плоская, подобная блюду ваза без ручек.

Кратер — другой популярный вид вместительных и плоских античных чаш с широкой горловиной и двумя ручками по бокам и обязательно на ножке. Их внешний облик в разных местностях приобретал свои особенности, и разнообразие этих сосудов было весьма велико. Некоторые из них не похожи на классический кратер; например, скифский кратер представлял собой шаровидную вазу с высоким коническим основанием и узкой маленькой горловиной (рис. 5.3, д). Близки к кратеру ок- сибафы, похожие на перевернутый вверх колокол с двумя горизонтальными ручками в нижней части и опорой в виде поддона.

Нередки находки причудливых обликом ваз, например бав- калид (псиктер) — кувшин в виде гриба (рис. 5.3, е), ритон (рис. 5.3, ж) — широкая воронка в виде опущенной вниз головы животного, например барана или козла; иногда ритон выполнялся в виде головы человека.

Античные сосуды (вазы и кувшины), несмотря на внешнюю красоту и разнообразие геометрических форм, выполняли сугубо утилитарные функции. Они предназначались для хранения воды, масла, вина, применялись в ходе жертвоприношений и трапез. Декоративная функция, включая роль подставки под букет, впервые появилась у ваз лишь в эпоху Возрождения. Учитывая этот факт, видный российский популяризатор цветочного дизайна Наталья Васильевна Осипова предложила вычленять в истории вазы три этапа: «От утилитарного использования вазы — через декоративную вазу для цветов — к флористической вазе, где растения поддерживают растения»[2].

Изобретением нашей эпохи являются такие сосуды, как флористические поддоны, портбукетницы, пробирки флористические и др.

Флористические поддоны представляют собой базу для цветочных композиций. Перед использованием поддон заполняется пиафлором. Эта емкость также приспособлена для размещения корзинок и традиционной посуды, например кувшинчиков.

Портбукетницей называется конструкция из каркаса на ножке и оазиса, на основании которой создаются композиции. Растения и прочие элементы закрепляются на оазисе, а благодаря каркасу аранжировка приобретает необходимую геометрическую форму. Металлическая или пластиковая ножка служит опорой для законченного произведения.

Пробирки флористические — компактные сосуды из стекла или из пластика малой вместимости, назначение которых состоит в жизнеобеспечении растений. Кроме того, пробирки выполняют декоративную функцию, поскольку выглядят очень изящно, создавая ощущение легкости и парения в композиции. В пробирке размещаются 1—2 стебля. Их легко скрыть от глаз зрителя, замаскировав декоративными материалами, если по замыслу дизайнера их не должно быть видно, либо, напротив, наличие пробирок можно подчеркнуть, особенно если цветы распределены по пространству композиции с большим разбросом. Сказанное в первую очередь относится к стеклянным пробиркам, которые обеспечивают оригинальные световые эффекты при подсветке электрическими лампочками, при наличии светофильтров и зеркал, которые многократно перенаправляют световой поток на блестящие и преломляющие лучи стеклянные пробирки.

Наряду с посудой для размещения флористических композиций успешно применяются и иные пищевые и непищевые емкости.

Корзины и туески первоначально использовались, как известно, в крестьянском хозяйстве для сбора грибов и ягод, а также хранения этих и других пищевых продуктов. В XVIII— XIX вв. корзинки начинают применяться в торговле цветами, тогда же красиво заполненная цветами корзинка уже сама по себе выглядела как флористическая композиция. Цветочные корзинки получили название жардиньерок, как и букетики на дамские шляпки. Сегодня, когда флорист свободен в выборе посуды, наряду с жардиньерками могут применяться также и туеса.

Флорист может самостоятельно изготовлять плетенки любой формы и размеров и применять их в качестве основы для композиции. Скажем, для весенней композиции идеально подходят ветви вербы, сплетающиеся в виде миниатюрной беседки, внутри которой можно разместить гиацинт или другое подходящее весеннее растение.

  • [1] Классификация дана по: Die griechischen Tongefasse. Berlin, 1983.
  • [2] Осипова Н.В. Цветочный дизайн круглый год. М., 2005. С. 44.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>