Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика arrow Флористика: технологии аранжировки композиций

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Цветочный этикет

Под цветочным этикетом понимается искусство аранжировки с соблюдением правил дарения растений и учетом «языка цветов», т.е. символики, которую носят те или иные виды в определенной национальной культуре. Цветочный этикет происходит от древних языческих правил составления сакральных венков, гирлянд и прочих композиций, применявшихся в обрядах. Эти правила опирались на верования в магические свойства и особый смысл растений.

Писатель и драматург А. Н. Островский, который с 1856 г. и до самой смерти собирал славянские флоронимы, в пьесе-сказке «Снегурочка», описывая венок Весны, довольно точно воспроизводит языческий символизм цветов1. В венке Весны было девять растений: ландыш, горицвет, незабудка, роза, василек, клевер, смолка, мак, хмель. «Как видно из перечня, Островский поместил в венок Весны почти исключительно дикорастущие растения, соотносимые с топосами поля, луга, леса, устойчиво связанными в нашей культурной памяти с русскими ландшафтами»[1] [2].

Символическое значение этих цветов следующее: о ландыш — ранник, цветок ранней весны и первой любви; о горицвет (у драматурга «барская спесь») — символ кокетства, щеголеватости в нарядах;

о незабудка — цветок девичьей красы, невысказанных чувств;

о роза — символ расцветшей девушки, обозначает также поиск милого; о василек - цветок счастья, «на счастье», он же является эмблемой беззаботного девичества;

о клевер, или кашка, символизировал полноту жизни, а в фольклоре также обозначался как «девичьи румяна»; о смолка (дрема) - символ искушения, магии;

о мак—колдовской цветок и одновременно символ женской красоты; о хмель - в том числе любовный напиток.

В современном фитодизайне народная символика почти не используется, а «язык цветов» включает в себя искусственные конструкты этикета, наработанные аристократией в XVIII— XIX вв. Поэтому не стоит применять символизм растений, если нет прямого указания клиента. Дело в том, что зачастую даже в соседних европейских странах (не говоря уже о странах, разделенных огромными пространствами и непреодолимыми культурными барьерами) один и тот же цветок ассоциируется с несходными понятиями и флорист, даже обладая немалым опытом, рискует совершить грубую ошибку при составлении цветочного «послания».

Сегодня за растениями обычно закреплены следующие значения:

О астра — терпение и упорство;

о гвоздика — красота и гордость;

О гладиолус — сила воли и стойкость духа;

О дельфиниум — непостоянство и переменчивость;

о ирис — комплимент и хорошие пожелания;

О лилия — строгость и целомудрие;

О маргаритка — искренность и кокетство;

О молочай — радость и поздравление с праздником;

О нарцисс — разочарование и холодность;

О календула (ноготки) — изящество и милосердие;

О роза — любовь и страсть;

О хризантема — преданность и красота[3].

Детализированная символика становится большой редкостью, поэтому гораздо чаще применяются менее сложные правила оформления композиций ситуативного характера, т.е. привязанных к определенным датам — календарным праздникам и проч., всевозможным событиям и мероприятиям. Сюда относятся, например, личные торжества — день рождения, крестины, свадьба, памятные даты (годовщина знакомства и т.д.); в том же ряду траурные события — похороны и гражданская панихида, поминальная трапеза, вечер памяти. Мероприятия могут быть личными (званый ужин) или официальными (корпоративный банкет, встреча VIP-клиента). Иного подхода от флориста требуют коммерческие акции, представленные, скажем, рекламными кампаниями (о принципах событийной аранжировки растений см. § 5.7).

Знатоки флористики указывают также на существование правил цветочного этикета, применяемых при дарении цветов[4]:

О букет в подарок должен содержать нечетное число цветов, если содержит до 9 растений. Если растений 10 и более, то их число может быть произвольным (как четным, так и нечетным);

  • 0 во время приветствия цветы держат в левой руке, а затем перекладывают в правую и уже правой рукой вручают получателю;
  • 0 женщина дарит цветы мужчине лишь по случаю важного события (большого юбилея) либо при значительной разнице в возрасте. В остальных случаях мужчину поздравляют устно, зато уместно вручить цветы его супруге, если она присутствует на торжестве;
  • 0 если возникает необходимость поздравить цветами молодую девушку в присутствии ее родителей, то матери девушки подносят такой же букет;
  • 0 в случае опоздания на торжество букет уместно вручить на следующий день не позднее полудня.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Почему цветочный декор помещений имеет большое психологическое значение?
  • 2. Какие три психологические задачи решает флорист, осуществляя свою деятельность?
  • 3. На какие разновидности подразделяется непроизвольное внимание?
  • 4. Какие функциональные классы флористических изделий можно выделить?
  • 5. Перечислите этапы градации карьерного роста профессионала по Е.А. Климову.
  • 6. В чем заключается креативный метод У. Диснея?
  • 7. Дайте определение эстетики.
  • 8. Что собой представляет «золотое сечение»?
  • 9. Дайте определение ряда Фибоначчи.
  • 10. Перечислите важнейшие художественные стили современности.

  • [1] Шарафадина К.И. Флористическая загадка А.Н. Островского // Труды Института лингвистических исследований. 2010. Т. VI. Ч. 1. С. 164—188.
  • [2] Там же. С. 167.
  • [3] Матюхина Ю.А. Указ. соч. С. 232—233.
  • [4] Утенко И. С. Указ. соч. С. 64—65.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>