Начало экономическим реформ в новой России
Экономическое положение накануне реформ
Для создания рыночной экономики предстояло провести комплекс мероприятий по ликвидации старых форм хозяйствования и созданию новых рыночных отношений и механизмов.
Теоретически для этого требовались годы. В распоряжении реформаторов были месяцы, максимум полгода. Запас прочности советской экономики был истрачен в годы перестройки. Новому российскому руководству приходилось начинать свои реформы в несопоставимо более тяжелых условиях, чем М. Горбачеву.
Главной и основной проблемой, стоявшей перед страной в 1991 году, было преодоление экономического кризиса, который достался суверенной России в наследство от Советского Союза. С распадом СССР он еще более обострился начавшимся разрывом экономических связей с бывшими партнерами по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) — странами распавшегося советского блока, а затем и с союзными республиками.
В конце 1991 года страна была накануне экономической катастрофы. За год национальный доход снизился более чем на 11%, сократилось промышленное производство, уменьшилась добыча нефти и угля, валютные запасы были полностью исчерпаны при наличии огромного внешнего долга.
Осенью прилавки магазинов в городах были уже пусты. Пытаясь наладить хотя бы минимальное обеспечение населения продуктами питания, власти вводят карточную систему и талоны. В Москве и Ленинграде продовольствия оставалось всего на 12—14 дней.
Палитра мнений
Н. Шмелев: «...Разрыв нормальных экономических связей с бывшими советскими республиками на первом этапе реформ (1992-1993 гг.) был причиной примерно 50% всего падения ВВП России, еще порядка 20-25% этого падения приходилось на разрыв связей с бывшими странами СЭВ и лишь 25-30% его были следствием собственно проводимых рыночных преобразований»[1].
Надвигалась угроза голода.
Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар — 1 кг на человека в месяц, мясопродукты — 0,5 кг, масло животное — 0,2 кг.
При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года в наличии было только 3 млн тонн. Валюты для закупок продовольствия за границей не было, в кредит никто денег уже не давал.
Ситуация со снабжением крупных городов напоминала 1917 год. Революция или бунт были уже на пороге. Отодвигать в будущее начало реформ не представлялось возможным. Реформы могли быть только рыночными, что было обусловлено кризисом административно-командной экономики и настроениями в обществе.
- [1] Шмелев Н.П. В поисках здравого смысла. М., 2006. С. 244.