Полная версия

Главная arrow Туризм arrow Исследование влияния природно-климатических факторов на формирование архитектурно-художественного образа города

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Генплан и центр города

При проектировании генплана города осознано или интуитивно делаются первые шаги в формировании характеристик художественного образа города. Это выбор структуры города, размещения территорий для основных функциональных зон. Здесь важны пространственные характеристики: котловинность горного рельефа или плоский рельеф, набережная реки, озера или моря. Сразу отмечаются доминирующие элементы ландшафта, которые могут быть основными в будущей структуре города. В уже сложившихся городах необходим специальный анализ взаимодействия развития города с основными элементами природного ландшафта. Это подтверждается многовековым опытом размещения православных храмов на доминирующих элементах ландшафта, возвышенных территориях, высоких набережных в центре города. В генеральном плане необходимо определить места для новых доминирующих ансамблей, парков, скверов, бульваров, крупных общественных и жилых зданий, то есть он должен быть не только функциональным урбанистическим документом территориального планирования, но уже во многом определять будущее качество художественного образа.

Особое значение вопросы формирования архитектурно-художественного образа должны иметь в проектах реконструкции центра и других планировочных элементов. Здесь очень важно не навредить введением инородных элементов.

Проект нового центра города или реконструкции, вопросы развития архитектурно-художественного образа города имеют определяющее значение. Внедрение новых форм должно основываться на следующих принципах:

  • • выявление особенностей и общих черт существующего архитектурного образа;
  • • изучение особенностей влияния комплекса природно- климатических факторов на градостроительство и архитектуру;
  • • формирование концепции, принципов и приемов проектирования новых ансамблей и форм в гармонии с существующими зданиями, а также ландшафтом, его доминантами, другими особенностями природных условий.

Рассмотрим пример реального проекта нового центра Красноярска. В ранее разработанном Ленгипрогором генеральном плане Красноярска было предложено размещение нового центрального планировочного района города, обозначены перспективные районы застройки на месте старого аэропорта. При этом определенна невозможность существующего центра выполнять функции управления городом. Новый центр расположен в геометрическом фокусе перспективного расселения города, связан скоростными магистралями с крупными промышленно-селитебными районами и выходит к акватории Енисея. Эта крупная градостроительная проблема была выставлена на всесоюзный архитектурный конкурс, в котором приняли участие многие проектные институты страны. На этой основе институтом «Красноярскграждан- проект» выполнен проект планировки нового центра (арх. В. И. Круш- линский). Были проанализированы архитектурно-художественные аспекты: окружение города, структура ландшафта в этой части город, озеленение в сопредельных районах, определен масштаб делового центра, сформированы зеленые диаметры и взаимосвязь исторического центра с новым по набережной.

Центральный планировочный район позволил включить в себя обширные территории перспективной застройки левого берега. Вдоль скоростных магистралей сформируются зеленые диаметры с разреженной застройкой, градостроительными ансамблями общественного характера, спортивными парками, территориями отдыха. Такое решение четко определит планировочные границы жилых районов и упорядочит структуру города.

Учитывая особую значимость проекта нового центра, провели всесоюзный конкурс, в котором приняли участие крупнейшие институты Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска. Некоторые решения конкурсантов послужили опорной базой рабочего проектирования. Однако большая часть конкурсных работ неполно учитывала сложившуюся в этом районе планировочную структуру, состояние градостроительных проблем, перспективы развития Красноярска.

Основными градостроительными принципами проектного решения были приняты:

  • • органичность структурно-композиционных связей нового центра с доминирующими элементами природного ландшафта, акваторией Енисея, живописными острогами Саян;
  • • планировочная связь нового центра с существующими крупными промышленными и жилыми районами, с центром;
  • • формирование крупных зеленых диаметров как части экологического каркаса города и мощных территорий для рекреационной деятельности населения;
  • • укрупнение масштаба нового центра, выход его к набережной, формирование водозеленого диаметра города;
  • • создание градостроительных ансамблей нового типа как системы площадей, парков, крупных жилых и общественных комплексов с возможностью их поочередного освоения.

Для осуществления разработанных принципов в проекте решались следующие задачи:

  • • размещение ядра нового центра на одном из зеленых диаметров;
  • • включение в состав главной площади первоочередных объектов;
  • • деление территорий на завершенные планировочные комплексы;
  • • формирование непрерывного озеленения;
  • • многофункциональный характер и связь его с акваторией Енисея;
  • • транспортное обслуживание скоростными магистралями;
  • • создание системы многоуровнего обслуживания.

Архитектурно-художественные требования к проекту заключались в достижении обогащения города эстетически завершенными градостроительными ансамблями нового типа, создании силуэта набережной с акцентами главной площади, формировании живописных террас на набережной Енисея, застройке жилых и общественных зданий, наиболее полно учитывающей местные природно-климатические условия. Функционально-планировочные требования к проекту заключались в достижении планировочной четкости, возможности полноценного функционирования по очередям, в зонировании по степени необходимости транспортной обеспеченности общественных комплексов, а также в создании насыщенной учреждениями обслуживания пешеходной магистрали и одновременно взаимосвязи ее с парковыми комплексами; оборудовании различных стоянок специального индивидуального и общественного транспорта, перспективном размещении станций метрополитена, насыщении центра объектами регионального, уникального характера.

юз

Проект планировки нового центра г. Красноярска. Красноярскгражданпроект

Рис. 3.1. Проект планировки нового центра г. Красноярска. Красноярскгражданпроект

Проектом предусматривалось освоение острова Татышев, который прилегает к новому центру как месту отдыха жителей для центрального планировочного района. На острове предполагалось устройство гидропарка, дендрария, гребного канала, сооружении для отдыха. Наличие крупных озелененных пространств острова и создание в нейтральном планировочном районе зеленых диаметров могло позволить намного улучшить состояние среды в городе и приблизить показатели озеленения к нормативным. К проекту предложена перспективная схема строительства метро. Для его прокладки предусмотрены коммуникационные коридоры, в пределах зеленых диаметров намечены станции метрополитена на наиболее загруженных участках.

Ядро нового центра формируется на одном из зеленых диаметров, примыкающих к Енисею. Создать его предусматривается из крупных планировочных комплексов, объединенных в единый композиционный строй системой перетекающих площадей (рис. 3.1).

Главная площадь им. Ленина образуется зданиями Дома Советов, многоэтажным деловым комплексом с развитым обслуживанием. Здесь же размещается научно-технический планировочный комплекс: библиотека, ЦНТИ, вычислительный центр, Дом знаний, Дом книги. На этой площади разместятся скульптурный комплекс, трибуны для проведения митингов и демонстраций. Намечено создание декоративного бассейна и перетекающих каналов с аллеями.

На высокой набережной Енисея планировать ядро нового центра решено многочастными объемами молодежного центра и гостиничного комплекса с нестандартным обслуживанием на уровне 1-3 этажей. Там же разместится трехзальный кинотеатр, постановка которого на высоком берегу предполагает скульптурное решение объема.

За главной площадью разместится дворцово-парковая зона с примыкающими к ней театральной площадью, культурным и торговобытовым комплексом, рассчитанными на перспективное обслуживание. Парковые территории насыщаются различными рекреационными функциями. С набережной к ядру нового центра на активном рельефе примыкает система лестниц, откосов, озелененных видовых площадок, организованы нижний парк, форум, танцплощадка у молодежного комплекса.

От проблемы к эскизам, от эскизов к макету, от макета к чертежу из одного масштаба в другой - так определялась рабочая программа застройки нового центра. Работа была выполнена коллективом архитекторов: В. И. Крушлинский (гл. арх. проекта), В. Ф. Савина, А. В. Банников, инж. Э. Ф. Вибэ.

Важность такой крупной планировочной работы очевидна. Проект вводит новое масштабное структурное звено в систему расселения, предполагает формирование экологического каркаса города, определяет его образ, упорядочивает структуру города в целом и перспективную застройку Центрального района в частности. Строительство ядра нового центра уже началось: сооружен мост, скоростная магистраль, транспортная развязка, отведены территории и начинается строительство жилых домов и общественных зданий. К сожалению, в годы перестройки зеленые диаметры были распроданы под коммерческое строительство типового жилья и другие объекты.

В проекте планировки нового центра и детальной планировки ядра нового центра решались задачи перспективного расселения города: освоение новых территорий, развитие транспортной системы с созданием метрополитена, возможное размещение промышленных зон, упорядочение существующего расселения. Эскизы, послужившие планировочным обоснованием для этих проектов, создавались на основе принципов взаимодействия природных и градостроительных систем.

Исторический центр Красноярска сложился к началу XIX столетия между реками Енисеем и Качей и транссибирской магистралью. Место для основания города было выбрано удачно: высокий берег Енисея, сосновый бор, живописные горы, защищающие от ветра. Сложилась четкая планировочная структура, в которой прослеживаются два основных композиционных направления: от Стрелки вдоль Енисея и перпендикулярно ему - глубинное раскрытие. На территории сконцентрированы памятники истории, культуры и архитектуры. На Стрелке отмечено место бывшего острога.

Большие изменения произошли с историческим центром в послереволюционный период, и особенно после Великой Отечественной войны. Изменили свое назначение главные площади, снесен Рождественский собор на Новособорной площади (ныне площадь Революции) и Воскресенский собор на Стрелке. Значительно возросла средняя этажность, все меньше остается деревянных строений. Преобразился силуэт города: если раньше над застройкой возвышались церкви и соборы, то сегодня оставшиеся из них приобрели камерное звучание, а силуэт формируется крупными жилыми и общественными комплексами, которые в первое время довольно непривычно заявляют о себе.

Сложившаяся структура уже не выдерживает натиска больших объемов строительства, которые необходимы центру крупнейшего города. Со временем все большую ценность приобретает историческая застройка, и не только отдельные здания или сооружения, а сложившаяся городская среда. Однако эта среда не может быть заморожена, она развивается, происходит функциональная переориентация многих зданий и сооружений. Этот процесс остановить нельзя. Возникает лишь проблема управления этим развитием. Как управлять трансформацией всей многообразной и сложной исторической среды? Более того, процесс управления должен иметь четкую цель: рационально использовать и вовремя ремонтировать все, что было построено ранее, улучшать градостроительный комфорт для живущего в нем населения, совершенствовать систему центра города. Управление градостроительной реконструкции исторического центра застройку ведет фрагментарно, в результате теряются многие интересные сооружения, утрачивается сложившаяся композиционная структура, недостаточно подчеркивается связь градостроительных ансамблей с природной средой. Такие взаимосвязанные проблемы невозможно решить традиционными методами, поэтому в проекте были разработаны методическая программа и системная модель научно-методических исследований для выполнения проектной работы, состоящие из следующих направлений:

  • • структурно-композиционное (оптимизация пространственной структуры исторического центра в системе города), планировочное решение ряда градостроительных проблем, учет и выявление доминирующих исторических и природных элементов;
  • • функционально-планировочное (улучшение функций жилых территорий, учреждений обслуживания и управления, транспортных и пешеходных связей, создание взаимосвязей системы планировочных комплексов, перераспределение функций исторического центра с новым центром города);
  • • архитектурно-художественное (создание образа исторического центра, формирование завершенных градостроительных ансамблей, улучшение качества архитектуры);
  • • градостроительно-экологическое (улучшение состояния окружающей среды средствами градостроительства, формирование экологического каркаса территории, организация средозащитных зон).

Такая программа могла позволить работать по всем направлениям. Были проведены анкетные опросы среди жителей города и экспертный среди архитекторов-специалистов для оценки качества и градоформирующей роли отдельных сооружений. На их основе выполнена планировочная схема оценки качества архитектурной среды, анализ которой позволяет сделать выводы о перспективной направленности градостроительной реконструкции. Оценка состояния окружающей среды в зоне исторического центра (озеленение и загрязненность) позволила выработать рекомендации по улучшению экологической ситуации, выносу или коренному улучшению технологии производства, количеству и качеству средозащитной зелени.

Результатом научно-методической работы явились разработанные архитектурно-планировочные принципы градостроительной реконструкции существующего центра, правил застройки как программы формирования и развития архитектурного образа сибирского города. Этому же будет способствовать и творческое преломление научных принципов на уровне градостроительного проектирования, что во многом улучшит научную обоснованность принятия проектных решений по таким сложным планировочным вопросам.

В проекте прибрежного района, примыкающего к ул. Мичурина, было намечено завершить панораму набережной Енисея в районе Октябрьского моста:

  • • закрепить композиционную ось «левый берег - правый берег - Кузнецовское плато»;
  • • сформировать правобережный планировочный центр и набережную;
  • • решить сложный транспортный узел примыкания крупного моста к существующей сетке улиц.

В этом районе застройка формировалась в 1950-1960-е гг. Представлена она разнохарактерными зданиями. В прибрежной части на высоких берегах Енисея сконцентрировался старый деревянный жилой фонд, поэтому предстояло «развернуть» застройку фасадом к реке и разместить на набережной крупные жилые комплексы. В планировочном центре предложены укрупненные учреждения обслуживания, административный и культурный центры района. Градостроительный анализ этой территории показал большую значимость и сложность решения застройки, которые усугублялись необходимостью выноса предприятий коммунально-складского характера с набережной Енисея. Выявилась необходимость благоустройства большого участка набережной.

Проектом предложено композиционную ось моста закрепить двумя сложными высотными объемами, дав визуальное направление к доминирующему фронту фасада набережной, решить размещением нарастающего ритма масс жилых комплексов из 9-16-этажных зданий, причем такой характер застройки намечен слева от моста на возвышенной части берега.

Особое внимание уделено созданию набережной городского характера, которая вместе с озелененной и проектируемой застройкой создаст панораму правого берега Енисея на фоне великолепного природного окружения. К тому времени правый берег был сформирован промышленными объектами разного типа и стояла актуальная задача выйти к реке. В проекте, в частности, предложено зеленую часть набережной связать пешеходной аллеей со сквером на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий», то есть «привлечь» зеленые массивы с берега Енисея в планировочный центр правобережья. Это позволит повысить качество комфорта в этой части застройки. Большое место в проекте уделено вопросам экологии, решение которых предусматривалось значительным увеличением площади озеленения, упорядочением санитарно-защитных зон.

В проекте детальной планировки жилого района «Слобода весны», который находится как бы в центре горной котловины, возвышается над всем городом, просматривается и продувается, рассматривалась возможность размещения значительного количества жилья как на новой территории, так и в реконструируемой части. Район расположен на Покровской горе и завершает ландшафтно-архитектурный облик левобережья. В работе над проектом этого района ставились следующие цели:

  • • сформировать новый силуэт центральной части левобережья, символизирующий переход к новому масштабу города;
  • • выявить и развить композиционное единство новой многоэтажной застройки с мягким очертанием сопки привычным для горожан ее силуэтом, завершенным часовней (памятником архитектуры);
  • • реконструировать большие территории, занятые ветхим деревянным жильем.

В связи с большой композиционной значимостью этого района в структуре города (он является завершением оси связи правобережья и левобережья, примыкает к зеленым диаметрам нового центра, является фасадом города со стороны Московского тракта) авторы предложили:

  • • улучшить композиционную структуру сложившейся части района на расчлененном рельефе и органично подключить новую часть; сформировать ветрозащитный тип застройки и озеленения;
  • • разместить многоэтажную застройку, высотные акценты на доминирующих элементах ландшафта, формирующих композиционные направления;
  • • объекты бытового обслуживания сконцентрировать на зеленых направлениях;
  • • вокруг часовни на Караульной горе разместить ландшафтный парк, который будет переходным элементом к массовой застройке;
  • • использовать типовые серии домов улучшенного качества.

В жилом районе завода «Крастяжмаш» (мкр. Солнечный), рассчитанном на 120 тыс. жителей, выбранная под застройку территория - это сгрудившиеся в форме амфитеатра холмы, кое-где разрезанные (в пониженных местах) березняками. Панорама хорошо обозревается при движении по Енисейскому тракту. Задача формирования градостроительного комфорта осложнена здесь не только рельефом, но и продуваемостью территорий, отсутствием естественных обводненных пространств. Проектом детальной планировки было предложено поддержать структурные решения генерального плана с некоторыми изменениями ряда зон и транспортных магистралей. Кроме того, в проекте детальной планировки решено сориентировать фасад застройки согласно природному рельефу в сторону Енисейского тракта, к фокусу преимущественного восприятия застройки жилого района. Эта градостроительная гипотеза послужила основой формирования панорамы застройки жилых и общественных территорий.

Микрорайоны застраиваются из компактных ветрозащитных жилых групп, размещенных в соответствии с характером рельефа. Все микрорайоны последовательно формируют одну из главных фронтальных композиционных осей - жилую улицу с размещенными на ней учреждениями обслуживания. Эта улица связывает два подцентра: первоочередной и перспективный.

В районе есть неудобные для застройки территории с повышенными уклонами, на некоторых из них находятся березняки. Запроектировано использовать их для создания парковых зон, зеленых клиньев, а также включить в пространство общественных зон. Для улучшения отдыха трудящихся в летнее время необходимо обводнить территорию, прилегающую к Енисейскому тракту, и разместить здесь парк, связанный с другими зелеными клиньями.

Район застраивается новой серией жилых домов, и при детальном учете местных условий может быть достаточно комфортен. Однако следует отметить большую опасность однотипной застройки жилого района. Ее необходимо разбавлять индивидуальными домами. В центре жилого района было предложено организовать пруд с озелененными берегами.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>