Полная версия

Главная arrow Туризм arrow Исследование влияния природно-климатических факторов на формирование архитектурно-художественного образа города

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Результаты социологического опроса экспертов г. Красноярска

Ввиду профессиональной деятельности, вопросы задавались целенаправленно с учетом понимания проблем архитектуры и с учетом субъективных мнений. Имелось в виду, что ответы и мнения специа- листов-архитекторов, работающих в городе и хорошо его изучивших, будут более объективны и точны. Опрос специалистов является экспертным.

Вопрос 1. Какое здание в городе самое красивое? Предполагалось перечисление зданий, которые, по мнению опрашиваемых, имеют художественный образ. Получены следующие результаты (табл. 2.11).

Таблица 2.11

Самое красивое здание до 1995 г

Количество

полученных

ответов

1. Культурно-исторический музейный комплекс (филиал центрального музея В. И. Ленина), пл. Мира, 1 (1980-1986). Архитектор А. С. Демирханов

7

2. КАТЭКНИИуголь, пр. Мира, 10 (1978-1981). Архитектор В. В. Орехов

6

3. Жилой дом (собственный дом архитектора Л. А. Чернышева), ул. Марковского, 21 (1910-1913). Архитектор Л. А. Чернышев (памятник архитектуры)

5

4. Римско-католический костел Преображения господня (зал органной музыки краевой филармонии) ул. Декабристов, 20 (1910-1911). Гражданский инженер В. А. Соколовский (памятник архитектуры)

5

5. Центральный стадион на острове Отдыха, (1965-1968). Архитектор В. В. Орехов (памятник архитектуры)

4

6. Речной вокзал, ул. Дубровинского, 1 (1949-1952). Архитектор А. Н. Голубев

3

Окончание табл. 2.11

Самое красивое здание до 1995 г

Количество

полученных

ответов

8. Архиерейский дом ул. Горького, 27 / пр. Мира, 116 (1895-1900). Архитектор Е. Л. Морозов

3

9. Гарнизонный дом офицеров (здание общественного собрания), пр. Мира, 69/ Перенсона, 20 (1912-1913). Гражданский инженер В. А. Соколовский

3

10. Художественный музей им. В. И. Сурикова (особняк В. Н. Гада- ловой), ул. Карла Маркса, 36/ ул. Парижской Коммуны, 20 (1909— 1910). Гражданский инженер В. А. Соколовский, скульптор А. Г. Попов

3

11. Учреждения и магазины (доходный дом. И. С. Либмана), пр. Мира, 96 (1910-1912). Гражданский инженер В. А. Соколовский

2

12. Дома конца XIX века деревянные Дома по ул. Мира деревянные

  • 2
  • 1

Дома по ул. Горького

1

13. Покровский кафедральный собор, ул. Сурикова, 26 (1785-1795). Мастера: Иван Помаскин, Степан Лещев и др. (памятник архитектуры)

2

14. Часовня Великомученицы Параскевы Пятницы, Караульная гора (памятник архитектуры)

2

15. Комплекс храма Михаила Архистратига, в микрорайоне Ветлу- жанка, ул. Словцова, 1 (1998-2003). Архитектор В. А. Чукреев

1

16. Гарнизонный госпиталь (Духовная семинария), ул. Горького, 2 / ул. Бограда, 83 (1895-1903). Гражданский инженер Е. Л. Морозов

1

  • 17. Церкви
  • 18. Бизнес-центр (здание Трансагентство), ул. Ленина, 113
  • 19. Драматический театр им. А.С. Пушкина, пр. Мира, 73 (1952— 1953). Архитектор Б. Г. Кочар (реконструкция)
  • 20. Центральный банк ул. Дубровинского, 70 (1956-1957). Архитектор М. И. Мержанов
  • 21. Исторический центр
  • 22. Аптека (аптека общества врачей), пр. Мира, 75. 1896
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1

23. Здание (торговый дом Ревильон-братья), пр. Мира, 49 (1914- 1915) Гражданский инженер В. А. Соколовский

2

25. Детский сад (особняк и контора нотариуса И. А. Ицына), ул. Кирова, 25 (1911). Гражданский инженер В. А. Соколовский

1

26. Жилой дом, ул. Вейнбаумана, 24

1

27. Жилой дом с почтампом (дом народной связи), ул. Ленина, 62 (1908-1911). Гражданский инженер В. А. Соколовский

1

По полученным результатам сделаны следующие выводы:

  • 1) 46,4 % от перечисленных зданий относится к памятникам архитектуры.
  • 2) Здания расположены преимущественно в центре города. Запоминаемости зданий способствует их месторасположение:
    • • на улицах, интенсивного транспортного движения;
    • • вдоль набережной Енисея;
    • • на возвышенностях рельефа;
    • • в исторически значимом месте (Стрелка);
    • • на перекрестках;
    • • в застройке площадей.
  • 3) Яркие запоминающиеся здания единичны, их отличает:
    • • нехарактерный стиль для сибирского города (готический, египетский),
    • • специфическое функциональное назначение (органный зал, краеведческий музей).
  • 4) Здания воспринимаются и запоминаются не сами по себе, а в контексте с существующей застройкой:
    • • на контрасте;
    • • в сочетании с зелеными скверами;
    • • в сочетании с природными доминантами (горы, река Енисей). Вопрос 2. Какое современное здание, наиболее удачное, построено за последние десять лет? Предполагался немногочисленный перечень зданий. Получены следующие результаты (табл. 2.12).

Таблица 2.12

Здание с 1995-2005 г.

Количество

опрашиваемых

1. Фитнес-центр «EXCELLENT», ул. Профсоюзов, 60

14

2. Культурно-развлекательный комплекс «Луч» (реконструкция к/т «Луч», ул. К. Маркса, 149 (2001-2002). Архитекторы: Е. А. Зыков, Т. В. Бандура, А. В. Лябчук

11

3. Жилой комплекс «Городок» на Взлетке, ул. Молокова, 1к1-1к4 (2000-2004). Архитекторы: А. Н. Добролюбов, А. Н. Горох и др.

6

4. Торговый комплекс «Хамелеон», ул. Маркса, 125. (2000-2002). Архитектор А. В. Супоницкий

6

5. Реконструкция ж/д вокзала

5

6. Жилой дом «Парус», ул. Конституции СССР, 7 (2000-2003). Архитекторы С. Н. Добролюбов, П. А. Жабин

4

7. Детский дом-интернат им. X. М. Совмена, ул. Конституции, 3 (2001-2003). Архитектор О. Н. Фотоков

3

8. Автомобильный техноцентр «Фольксваген», ул. Лады Кецховели / ул. Копылова (2001-2003). А. Пилипенко

3

Окончание табл. 2.12

Здание с 1995-2005 г.

Количество

опрашиваемых

9. Комплекс храма Михаила Архистратига в микрорайоне Ветлу- жанка, ул. Словцова, 1 (1998-2003). Архитекторы: В. К. Шадрин, В. И. Ульянов, В. А. Чукреев, К. Ю. Шумов

2

10. Тойота-центр, ул. Партизана Железняка, 46а

2

11. Торгово-развлекательный комплекс «Samolet», ул. Краснодарская, 40 А ст1

2

12. Квартал жилых домов «Кода», ул. 78-й Добровольческой бригады, 14а/ пр. (1991-2003). Архитекторы: М. Л. Меркулов, Б. Б. Шаталов

2

13. Жилой дом, ул. Красной Армии, 18

2

14. Торгово-развлекательный комплекс «Атриум», ул. Взлетная, 7

1

15. Жилой дом, пр. Якорный, 5. (1988-2003). Архитектор О. В. Пен- дюков

1

16. Жилой дом, Академгородок, 15и. Архитекторы: В. И. Крушлин- ский, М. В. Крушлинский

2

18. Свято-Никольский Храм - памятник жертв политических репрессий, ул. Коммунальная, 26г (1993-1998). Архитектор В. В. Терехов

1

19. Жилой дом, ул. Карла Маркса, 14

1

20. Реконструкция жилого дома, пр. Мира, 1226. (1999-2000) Архитектор Ф. А. Гильманшин

2

21. Бизнес-центр «Европа», ул. Карла Маркса, 93а (1993-2003) Архитектор А. С. Демирханов

1

22. Жилой дом, ул. Марковского, 19 (1996-2000) Архитектор С. В. Бальцер

1

23. Управление Красноярской железной дороги, пр. Мира, 156 (1985-1992). Архитектор Н. В. Петрова

1

24. Трактир «Мельница», ул. Академика Киренского, 86а

1

25. Другие объекты

8

Получены следующие результаты:

  • 1) Яркие запоминающиеся здания единичны, их отличает:
    • • образ, выраженный в форме (ладья, плывущая по Енисею);
    • • ярко выраженный ориентир;
    • • доминанты в существующей застройке, присутствие интересных деталей и форм на фасаде.
  • 2) Современные здания запоминаются:
    • • огромными площадями остекления;
    • • большим объемом;
    • • новыми функциональными назначениями (супермаркеты, гипермаркеты, техноцентры и т. д.);
    • • отсутствием деталей;
    • • современными искусственными материалами и имитацией природных материалов;
    • • использованием в конструкциях наклонных плоскостей;
    • • контраст в масштабных соотношениях.
  • 3) Месторасположение этих зданий достаточно рассредоточенно:
    • • здания расположены по периметру площади с ориентацией на главную улицу;
    • • здания расположены по периметру площади с ориентацией на набережную;
    • • здания расположены в историческом месте (Стрелка), воспринимаются как со стороны улиц, так и со стороны рек Енисей и Кача;
    • • здания расположены в торце улиц;
    • • на острове реки Енисей;
    • • на перекрестках;
    • • на улице с отступом от красной линии.

Вопрос 3. Какое место в городе и его окружении самое красивое и комфортное? Вопрос был задан с целью выявить наиболее ценное место. Получены следующие результаты (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Самое красивое и комфортное место в городе

Количество

полученных

ответов

Набережная левого берега реки Енисей

16

Стрелка:

Площадь Мира вантовый мост

  • 8
  • 2
  • 2

Театральная площадь (пл. 350-летия г. Красноярска)

11

Старый центр

2

Скверы:

им. В. И. Сурикова, ул. Ленина возле Архиерейского собора, ул. Мира / ул. Горького возле Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, пр. Мира

5

  • 2
  • 1

1

сквер возле универмага «Детский мир», пр. Мира

1

Пр. Мира

5

Парк им. М. Горького

3

Остров Татышев

3

Фонтан «Похищение Европы», Предмостная площадь

3

Фонтан напротив кафе, пр. им. газеты «Красноярский рабочий»; фонтан «Семейный», пр. им. газеты «Красноярский рабочий»; фонтан «Валентин и Валентина», пр. Мира

3

Окончание табл. 2.13

Самое красивое и комфортное место в городе

Количество

полученных

ответов

Сквер «Панюковский»

2

Верхняя территория Академгородка

2

Площадь перед ж/д вокзалом

2

Район храма Михаила Архистратига

2

Ул. Баумана, ул. Новой зари

2

Часть пр. Мира между ул. Горького и ул. Сурикова

1

Набережная реки Качи возле центрального рынка

1

Старые кварталы поселка Энергетиков

1

Фигурная композиция «Слоники» по ул. Копылова

1

Березовая роща

1

Поселок «Сосны»

1

Район реки Базаиха

1

Зоопарк «Роев ручей»

1

Заповедник «Столбы» Гора Такмак

1

Бобровый лог

1

На основе полученных результатов сделаны следующие выводы:

  • 1) Наиболее красивые и комфортные места в городе преимущественно расположены в центре города:
    • • историческое место (Стрелка);
    • • набережные;
    • • улицы;
    • • площади;
    • • парки;
    • • скверы;
    • • памятники архитектуры;
    • • фонтаны с ярко выраженной идеей (центр композиции - скульптура).
  • 2) За пределами центра города, большие территории зелени:
    • • места, предназначенные для массового отдыха горожан;
    • • памятник природы.

Вопрос 4. Какой элемент наиболее привлекателен в городе и его окружении? Этот вопрос был задан с целью выявить, какой ландшафтный элемент наиболее ценен с эстетической точки зрения, а также для того, чтобы в дальнейшем учесть ответы в рекомендациях к проектированию. Получены следующие результаты (табл. 2.14).

Таблица 2.14

Природный элемент города и его окружения

Количество полученных ответов

Заповедник «Столбы»

262

Река Енисей

249

Набережная Енисея

206

Караульная гора

196

Острова на реке Енисей

188

Березовая роща в Академгородке

166

Река Кача

156

Николаевская сопка

139

Вопрос 5. Назовите место, откуда виден город или его часть. Вопрос был задан с целью выявить значимые места с точки зрения полного или частичного восприятия города. Получены следующие результаты (табл. 2.15).

Таблица 2.15

Место, откуда хорошо виден город

Количество

полученных

ответов

Караульная гора

42

Жилой дом, ул. Андрея Дубенского, 4а

1

Памятник погибшим в Афганистане, ул. Игарская

2

Троицкое кладбище

1

Николаевская сопка, трамплины

17

Памятник А. Дубенскому, ул. Белинского

8

Заповедник «Столбы»

6

Такмак

2

Канатная дорога

3

Набережная торгового центра

4

Коммунальный мост

3

Студенческое плато

3

Смотровая площадка «Орбита» в Студгородке

1

Ул. Партизана Железняка возле Октябрьского моста

1

Кузнецовское плато

1

Все горы

1

Ул. Ломоносова (высотные дома)

1

Академгородок (берег с высотным зданием)

1

Пр. Ульяновский в Зеленой роще

1

Николаевка

1

Предмостная площадь

1

Ул. Копылова

1

Ветлужанка

1

Смотровая площадка Царь-рыба

2

Сделаны следующие выводы:

  • 1) Город хорошо виден с доминирующих элементов ландшафта (сопки, горы, возвышенности), там он воспринимается с высоты птичьего полета.
  • 2) Частично город виден с набережных, мостов и улиц.
  • 3) Хорошо виден город со специально отведенных мест - смотровых площадок.

Вопрос 6. Каких объектов не хватает городу? Вопрос был задан с целью выявить, каких конкретных зданий не хватает для формирования полноценной жизни и архитектурно-художественного образа. Были получены следующие результаты (табл. 2.16).

Таблица 2.16

Объекты, в которых нуждается город

Количество полученных ответов

Общеобразовательные учреждения

Детские сады

14

Школы

9

Довузовские образовательные центры

1

Развлекательные комплексы

Аквапарк

8

Кинотеатр повторных сеансов

1

Кафе, детские кафе

2

Развлекательные комплексы

1

Детские клубы

1

Объекты транспортного назначения

Дороги

3

Транспортные развязки

1

Парковки

4

Подземные автостоянки

2

Многоуровневые автостоянки

2

Подземные переходы

2

Метро

2

Мосты

1

Крупные современные общественные здания:

2

Музей современного искусства, музей города

1

Крематорий

2

Объекты культуры (музеи, театры, выставки)

3

Г остиницы

3

Спортивно-оздоровительные учреждения

Спортивные объекты

7

Больницы и поликлиники

2

Ландшафтные объекты:

2

Парк на острове Татышев

8

Окончание табл. 2.16

Объекты, в которых нуждается город

Количество полученных ответов

Уютные масштабные уголки, курдонерчики по набережной

1

Объекты для отдыха в микрорайоне Северном

1

Места для купания

1

Объекты соц-культбыта

Общественные туалеты

1

Бани

1

Жилье

Благоустройство жилой среды

3

Высокие ориентиры в спальных районах

3

Хорошее жилье

1

Разное

Новая телебашня

2

Современная архитектура

2

На основе полученных результатов сделаны следующие выводы:

  • 1) В городе не хватает общеобразовательных учреждений (детские сады, школы).
  • 2) Существенная проблема транспорта, а именно его временное хранение.
  • 3) Не хватает в городе крупных зеленых, благоустроенных территорий.
  • 4) Не хватает объектов для проведения полноценного детского досуга.
  • 5) Недостаточное количество крупных общественных зданий культурного назначения.
  • 6) Недостаточное количество спортивных объектов.
  • 7) Плохое качество жилья и неблагоустроенность дворов.
  • 8) Большое количество трущоб.

Вопрос 7. Существуют ли в городе дисгармоничные элементы? Были получены следующие результаты (табл. 2.17).

Таблица 2.17

Дисгармоничные элементы

Количество

полученных

ответов

Центральный район

Стрелка:

Триумфальная арка 375-летия г. Красноярска, пл. Мира

5

Здание арбитражного суда Красноярского края, ул. Ленина, 1

4

Продолжение табл. 2.17

Дисгармоничные элементы

Количество

полученных

ответов

Детский дом-интернат им. X. М. Совмена, ул. Конституции СССР, 3

2

Жилой дом «Парус», ул. Конституции СССР, 7 (не на месте)

1

Ресторан «Фон Барон», ул. Бограда, 21

4

Административное здание, ул. Карла Маркса , 95 (метеобашня)

3

Часовая башня здания гор. администрации Красноярска, пл. Теат-

2

ральная / ул. Карла Маркса, 93

Площадь Театральная (им. 350-летия Красноярска)

1

Фонтан «Реки Сибири», пл. Театральная

1

Жилые дома, ул. Ленина, 52, 5а

6

Жилые дома, пр. Мира, 52а, 7г

4

Бизнес-центр «Европа», ул. Карла Маркса, 93а (масштаб, диском-

форт, месторасположение, острый угол)

3

Банк Москвы, ул. Ленина, 46

3

Жилой дом, ул. Дубровинского, 100

1

Торговый комплекс «Хамелеон», ул. Карла Маркса, 125

1

Административное здание, ул. Перенсона, 33

2

Завершение главной аллеи в парке им. М. Горького

2

Административное здание, ул. Карла Маркса, 80 / ул. Перенсона, 18

1

Панельные дома по ул. Карла Маркса

1

Реконструкция кинотеатра «Пикра», ул. Перенсона, 29

1

Дом Быта, пр. Мира, 60

1

В центре жилые дома немасштабные

1

Торговый центр, ул. Карла Маркса, 102а (проход с пирамидой)

1

Жилой дом, ул. Ады Лебедевой, 18

1

Железнодорожный район

Некоторые дома на Красной площади (административное здание,

ул. Декабристов, 19/2)

8

Ул. Калинина

2

Старые деревянные дома в Николаевке

1

Перекресток ул. Северной / ул. Маерчака

1

Застройка ул. Копылова

1

Новый ж/д вокзал (архитектура)

1

Советский район

Микрорайон Взлетка

3

Часть ул. Белинского (от Вантового моста до Здания Медакадемии)

2

Район Зеленой рощи

2

Переулок Светлогорский

1

Жилой дом, ул. Партизана Железняка, 16а (надстроенная мансарда)

1

Октябрьский район

Торговый квартал на пр. Свободный

2

Ленинский район

Район Крастэц

3

Микрорайон Энергетиков

1

Таблица 2.17

Дисгармоничные элементы

Количество

полученных

ответов

Ул. Глинки

1

Свердловский район

Набережная правого берега реки Енисей, на съезде с Октябрьского моста

1

Железная дорога на правом берегу

1

Общие элементы

Неблагоустройство спальных районов

10

Все построенные жилые дома, уплотняющие застройку исторического центра (неадекватность к окружающей застройке, этажность)

5

Промышленные объекты по берегу Енисея

4

Типовая застройка (хрущевки)

4

Старые неотреставрированные дома

3

Плохие дороги (ул. Брянская)

2

Негармоничное сочетание старой застройки с новой

2

Летние кафе

1

Ветхое жилье

1

Неорганизованная реклама

1

Фонтаны ( нет художественной идеи)

1

На основе полученных результатов сделаны следующие выводы:

  • 1) Некоторые объекты были перечислены, и как удачные здания, но они не соответствуют своему окружению (масштаб, полное игнорирование существующей застройки, завышенная этажность).
  • 2) Присутствует большая разница в оценках экспертов и городского населения, что требует дополнительного разъяснения.

Вопрос 8. Назовите две-три «черты», характеризующие образ города Красноярска. Вопрос был задан с целью выявить, какие объекты определяют архитектурно-художественный образ города. Получены следующие результаты (табл. 2.18).

Таблица 2.18

Архитектурные элементы

Количество полученных ответов

Часовня Великомученицы Параскевы Пятницы на Караульной горе

20

Коммунальный мост

9

Мосты

4

Вантовый мост

1

КАТЭКНИИуголь, пр. Мира, 6

7

Окончание табл. 2.18

Архитектурные элементы

Количество полученных ответов

Часовая башня здания городской администрации Красноярска, пл. Театральная / ул. Карла Маркса, 93

5

Речной вокзал, ул. Дубровинского, 1

2

Культурно-развлекательный комплекс «Луч», ул. Карла Маркса, 149

1

Жилой комплекс «Городок», ул. Молокова, 1К1-1К4

1

Краевой краеведческий музей, ул. Дубровинского, 84

1

Центральный стадион на острове Отдыха

1

Деревянные дома

1

Районы, площади

Стрелка

4

Исторический центр

2

Городской парк им. М. Горького

2

Пр. Мира

1

Набережная левого берега реки Енисей

1

Природные элементы

Река Енисей

26

Заповедник «Столбы»

14

Окружающая природа

12

Ландшафт

6

Острова (о. Татышев, о. Отдыха)

5

Караульная гора

2

Масштаб города (мелкий)

4

Цвет Красного Яра

3

Неблагоустройство окраин

2

Горы около реки Базаиха

1

Комфортность

1

Подчиненность реке Енисей

1

Гармоничное сочетание исторической застройки с современной архитектурой

1

Черты русской архитектуры начала XX в.

1

Удобная регулярная планировка, легко ориентироваться

1

На основе полученных результатов сделаны следующие выводы:

  • 1) На протяжении многих десятилетий символом города остается часовня Параскевы Пятницы.
  • 2) Основные элементы, которые формируют образ города, сосредоточенны в центре города:
    • • набережная от Стрелки до Коммунального моста с формирующей ее архитектурой,
    • • остров с построенными на нем объектами,
    • • коммунальный мост как связь центра острова и правого берега реки Енисея;
  • 3) Историческая часть города с памятниками архитектуры;
  • 4) Природа, окружающая город. Красный Яр.

Вопрос 9. Как вы понимаете термин «художественный образ города»? Были получены следующие результаты (табл. 2.19).

Таблица 2.19

Количество полученных ответов

Не смогли дать определения

16

Гармоничное сочетание окружающей природы, Исторической части города и новостроек

12

Историческая застройка

2

Город, обладающий определенным характером и стилем

1

Совокупный образ, определяемый качеством локальных участков среды

1

Своеобразие, неповторимость, композиция

1

То, что остается в памяти

1

Образ города - это впечатление о городе и его ярких элементах (дома, набережная, окружение)

1

Градостроительная грамотность

2

Соразмерность и гармоничное сочетание застройки в окружающей среде

1

Качество застройки и благоустройства

1

Живая система

1

Яркие сооружения, которые образуют ансамбль и гармонируют с природой

2

Гармония исторической части с современной застройкой, сохранение памятников архитектуры и истории

6

Комплекс архитектуры, ландшафта, МАФ и гармония между ними

1

Закрепление яркими арх. элементами перекрестков, легко ориентироваться в городе

1

Общая идея (концепция, единый сценарий)

3

Месторасположение и разнообразная застройка

2

Гармоничный, масштабный, сочетающийся с природным окружением

2

Внешний облик, дающий исчерпывающее определение внутреннего состояния

1

Индивидуальная застройка, исторические объекты

2

Статус города, месторасположение, окружающая природа

1

Разнообразие и человечность

1

К центру должны быть более жесткие требования, силуэт города, река-образ

1

Окончание табл. 2.19

Количество полученных ответов

Комплекс ассоциаций

1

Связанность центра с периферией, индивидуальность

1

Качество среды

1

Взаимоотношения архитектуры и инфраструктуры, преобладающие в обществе взаимоотношения

3

Одна концепция, современная архитектура не должна копировать историческую застройку

1

Гармония жилья с общественными зданиями и инфраструктурой

1

Создание психологически комфортной обстановки

1

На основе полученных результатов сделаны следующие выводы:

  • 1) Полного, четкого определения никто не смог дать, многие затруднялись ответить, но из ряда косвенных ответов можно извлечь понимание проблемы и предложения для формулирования.
  • 2) На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что архитектурно-художественный образ города - это гармоничное сочетание окружающей природы, архитектуры исторической части города и масштаб новостроек. В связи с этим возникает вопрос, как достичь этой гармонии.
  • 3) По результатам стало возможным сделать схему, сравнить ее со схемой, полученной на основе опроса населения города. Это даст понять, существует ли диалог между художником и зрителем; выявить дисгармоничные элементы в городе; выполнить общие сводные таблицы и провести анализ художественного образа застройки и природного окружения города. Обобщение характеристик, положенных на схему, может дать ответ на характеристику образа города и его элементы.

Красноярск - один из красивых городов Сибири. Он богат окружающей его природой и могучей рекой Енисеем. Как и у любого города, у него есть своя история, которая дошла до наших дней не только в виде письменных источников, предметов быта и произведений искусств. Эта история, с которой мы сталкиваемся практически каждый день, выражена в зданиях, окружающих нас. На протяжении долгих лет архитектура прошлого подвергалась многим воздействиям, ее целенаправленно уничтожали, ею восхищались, она подвергалась пожарам и разрушалась от времени. На сегодняшний день отношение к памятникам архитектуры разное, но основная задача - это их сохранение. Трудно представить себе город без них.

Проведенный нами анкетный опрос среди жителей и архитекторов Красноярска определил многое. Один из вопросов звучал так: «Какое здание в городе самое красивое?» Были получены интересные результаты, которые перспективны для дальнейших исследований (табл. 2.20).

Таблица 2.20

Здание

Количество полученных ответов от экспертов

Количество полученных ответов от жителей

до 1995 г.

1. Культурно-исторический музейный комплекс, пл. Мира, 1 / пр. Мира, 1 (1980-1986). Архитектор А. С. Демирханов

8

37

2. КАТЭКНИИуголь, пр. Мира, 6 (1978-1981). Архитектор В. В. Орехов

6

43

3. Зал органной музыки краевой филармонии (Римско-католический костел Преображения господня), ул. Декабристов, 20. Гражданский инженер В. А. Соколовский (памятник архитектуры)

5

155

4. Административное здание (собственный дом архитектора Л. А. Чернышева), ул. Марковского, 21 (1910-1913). Архитектор Л. А. Чернышев (памятник архитектуры)

5

25

5. Центральный стадион на острове Отдыха (1965-1968). Архитектор В. В. Орехов

4

-

Продолжение табл. 2.20

Здание

Количество полученных ответов от экспертов

Количество полученных ответов от жителей

6. Речной вокзал, ул. Дубро- винского, 1 (1949-1952). Архитектор А. Н. Голубев

3

52

7. Архиерейский дом, ул. Горького, 27 / проспект Мира, 116 (1895-1900). Архитектор Е. Л. Морозов (памятник архитектуры)

3

9

8. Художественный музей им. В. И. Сурикова (особняк В. Н. Гадаловой), ул. Маркса, 36 / ул. Парижской Коммуны, 20 (1909-1910). Гражданский инженер В. А. Соколовский, скульптор А. Г. Попов (памятник архитектуры)

3

77

10. Драматический театр им. А. С. Пушкина, пр. Мира, 73 (1952-1953). Архитектор Б. Г. Кочар (реконструкция)

1

48

11. Гарнизонный дом офицеров (здание общественного собрания), пр. Мира, 69 / ул. Перен- сона, 20 (1912-1913). Гражданский инженер В. А. Соколовский (памятник архитектуры)

3

1

12. Универмаг «Детский мир» (торговый дом купца Н. Г. Га- далова), пр. Мира, 79 (1872— 1880). Архитектор А. А. Лос- совский (памятник архитектуры)

-

54

Продолжение табл. 2.20

Здание

Количество полученных ответов от экспертов

Количество полученных ответов от жителей

13. Краевой краеведческий музей, ул. Дубровинского, 84 (1929— 1930). Архитектор Л. А. Чернышев (памятник архитектуры)

-

53

14. Красноярский Государственный театр Оперы и Балета на 1 200 мест, ул. Перенсона, 2 (1970— 1978). Архитекторы: И. А. Михалев, Т. В. Милешина

-

39

16. Литературный музей им. В. П. Астафьева (особняк Цукер- мана), ул. Ленина, 66 (1911). Гражданский инженер В. А. Соколовский (памятник архитектуры)

-

32

17. Краевая научная библиотека, ул. Маркса, 1126 (1955-1957). Архитектор Е. А. Зубковский

-

31

18. Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (женская гимназия), пр. Мира, 83 (1881— 1885), Архитекторы: С. В. Нюха- лов, М. Ю. Арнольд (памятник архитектуры)

-

22

19. Аптека (аптека общества врачей), пр. Мира, 75 (1896) (памятник архитектуры)

1

16

Продолжение табл. 2.20

Здание

Количество полученных ответов от экспертов

Количество полученных ответов от жителей

21. Покровский кафедральный собор, ул. Сурикова, 26 (1785- 1795). Мастера: Иван Помас- кин, Степан Лещев и др. (памятник архитектуры)

2

41

1995-2005 гг.

1. Фитнес центр «EXCELLENT», ул. Профсоюзов, 60

14

1

2. Культурно-развлекательный комплекс «Луч» (реконструкция к/т «Луч»), ул. Карла Маркса, 149 (2001-2002). Архитекторы: Е. А. Зыков, Т. В. Бандура, А. В. Лябчук

11

134

3. Жилой комплекс «Городок» на Взлетке*, ул. Молокова, 1к1-1к4 (2000-2004). Архитекторы: А. Н. Добролюбов, М. Л. Меркулов, В. М. Лабутин, А. Н. Горох

6

52

4. Торговый комплекс «Хамелеон»*, ул. Карла Маркса, 125, (2000-2002). Архитектор А. В. Супоницкий

6

105

5. Реконструкция железнодорожного вокзала

5

107

Окончание табл. 2.20

Здание

Количество полученных ответов от экспертов

Количество полученных ответов от жителей

6. Жилой дом «Парус», ул. Конституции СССР, 13 (2000- 2003). Архитекторы: С. Н. Добролюбов, П. А. Жабин

4

24

7. Детский дом-интернат им. X. М. Совмена*, ул. Конституции СССР, 3 (2001-2003). Архитектор О. Н. Фотоков

3

7

8. Квартал жилых домов «Кода»*, ул. 78-й Добровольческой Бригады, 14а / ул. Молокова, (1991-2003). Архитектор Б.Б. Шаталов

2

48

9. Автомобильный техноцентр «Фольксваген» на пересечении ул. Лады Кецховели / ул. Копылова, (2001-2003). Архитектор А.А. Пилепенко

3

-

10. Торговый комплекс «Квант»*, ул. Красной Армии, 10 (2002-2004)

-

35

11. Торговый квартал (завод телевизоров), пр. Свободный

-

28

Исходя из результатов данной таблицы, можно сделать выводы:

  • 1) Яркие запоминающиеся здания единичны, их отличает:
    • • нехарактерный стиль для сибирского города (готический, египетский);
    • • специфическое функциональное назначение (органный зал, краеведческий музей);
    • • образ, выраженный в форме (ладья, плывущая по Енисею);
    • • ярко выраженный ориентир;
    • • доминанты в существующей застройке.
  • 2) Большая часть ярких зданий находится в центре города и относится к памятникам архитектуры.
  • 3) Запоминанию зданий способствует их месторасположение:
    • • на улицах интенсивного транспортного движения;
    • • вдоль набережной Енисея;
    • • на возвышенностях рельефа;
    • • в исторически значимом месте (Стрелка);
    • • на перекрестках;
    • • в застройке площадей.
  • 4) Современные здания запоминаются:
    • • огромными площадями остекления;
    • • большим объемом;
    • • новым функциональным назначением (супермаркеты, гипермаркеты, технические центры и т. д.);
    • • отсутствием деталей;
    • • современными искусственными материалами и имитацией природных материалов;
    • • наклонными плоскостями.
  • 5) Вышеперечисленные здания воспринимаются не сами по себе, а в контексте с существующей застройкой:
    • • на контрасте;
    • • в сочетании с зелеными скверами;
    • • в сочетании с природными доминантами (горы, река Енисей). Больше 60 % из перечисленных зданий относятся к памятникам

архитектуры. Это говорит о ценности памятников архитектуры, прежде всего эстетической. Жители города часто интуитивно чувствуют эстетическую ценность здания. Интересно отметить, что упомянутые здесь здания отличает не только разность архитектурных стилей.

  • 1. Римско-католический костел - кирпичное здание, выполненное в стиле неоготики, является ядром небольшой архитектурноисторической заповедной зоны застройки рубежа XIX-XX вв. Кирпичное здание в формах неоготики с традиционной для средневековой культовой католической постройки объемно-планировочной композицией. В плане латинский крест с небольшими выступами трансепта и граненой апсидой. На западном фасаде симметричные крупно-масштабные высокие башни-колокольни трехъярусные, четырехгранные с очень высокими проемами звона, завершаются узкими шатрами со срезанными углами. Над порталом вход - традиционная роза на фоне вертикальных борозд шириной в полкирпича, которые прорезают всю поверхность западного фасада между колокольнями. Фасад завершен ступенчатым высоким фронтоном-щипцом. Выразительны боковые - северный и южный фасады с высокими стрельчатыми окнами между массивными контрфорсами с четырехгранными фиалами. Участки стен между контрфорсами обработаны, как и на западном фасаде, бороздами и завершены треугольными щипцами. Над средокрестием - небольшая башенка со шпилем. В нижних ярусах колоколен - ниши. Обрамления проемов оштукатурены и имеют светлую окраску. Стены и своды кирпичные, цоколь из гранитных камней. По композиции внутреннего пространства и соотношению размеров и высоты центрального и боковых нефов это трехзальная церковь. Кирпичные столбы и соответствующие им пилястры соединены стрельчатыми арками. Ребра арок и сводов подчеркнуты нервюрами.
  • 2. Перечисленные здания воспринимаются в контексте с окружающей средой, художественный музей им. В. И. Сурикова формирует угол квартала в историческом центре. Это здание выполнено в стиле модерна XX в. с органично вписанными элементами ренессанса и барокко. Одноэтажное каменное здание в сложной объемнопланировочной композиции со своеобразным силуэтом, в деталировке которого сочетаются приемы модерна, ренессанса и барокко, не нарушая цельности облика. Центральная часть здания решена симметрично относительно диагональной оси, подчеркнутой угловым ризалитом, фонариком с высоким восьмигранным чешуйчатым куполом. Трехоконный ризалит завершен треугольными фронтонами, разорванный антаблемент которых поддерживают спаренные полуколонны композиционного ордера, опирающиеся на энергично выдвинутые полки цоколя. С севера фасад завершен полуротондой с яйцевидным чешуйчатым куполом, простенки ротонды оформлены полуколоннами, над тремя лучковыми окнами размещаются небольшие овальные проемы.

Фасады обработаны дощатым рустом и богато оформлены декоративными нишами и накладками изысканных форм с маскаронами, раковинами и гирляндами. Над карнизами поднимаются невысокие фигурные аттики с вазами над фронтонами.

  • 3. Торговый дом Н. Г. Гадалова (ныне магазин «Детский мир») - здание сложной объемно-планировочной композиции - выполнено в формах эклектики с чертами ренессансного стиля. Это здание формирует угол перекрестка ул. Мира, что выражено в угловом акценте (ротонда).
  • 4. Краеведческий музей несет в себе образ древнеегипетской храмовой архитектуры (что неестественно для сложившегося образа Сибирского города, однако в 1913 году был выбран из множества представленных проектов). Именно это здание запоминается ярким образом, несет в себе историю, является одним из важных элементов в формировании панорамы набережной. Нужно отметить, что создание проекта и контроль за ходом работ автор осуществил безвозмездно, как дар родному городу. Главный южный фасад обращен к реке. Он имитирует пилоны египетского храма с размещенным по оси четырехколонным портиком. Вытянутый с севера на юг прямоугольник в плане усложнен выступами угловых башен. Здание двухэтажное с высоким цокольным этажом. Кровля железная, сложной конфигурации, над центральной частью двускатная, над башнями вогнутая. Как пилоны в древних египетских храмах, так и башни в облике музея играют ведущую композиционную роль. Они сужаются кверху, а над крышей на внутренних гранях имеют окна и двери. Боковые корпуса основного объема прорезаны крупными почти квадратными окнами. Между окнами - широкие пилястры, оформленные, как и квадратного сечения колонны портика, упрощенными стилизованными под цветы лотоса капителями и цветными условными каннелюрами фризы, окна башен обрамлены валиком. Большую роль в облике здания играют росписи фасадов, колорит фресок сочный, включает белые пятна, хорошо сочетается с коричневым цветом стен. К сожалению, утрачена градостроительная роль здания из-за близко расположенного моста и изменения окружающей застройки.
  • 5. Здание речного вокзала завершает перспективу ул. Парижской Коммуны и является важным компонентом в формировании панорамы набережной. Речной вокзал находится на историческом месте. Это был главный в городе речной причал. Помимо этого, он является важным визуальным ориентиром речной панорамы города и окружающих кварталов. Симметричное монументальное здание в формах неоклассицизма развито вдоль берега реки и связано с нижней террасой набережной широкой лестницей. Завершенный башней со шпилем кубический центральный объем возвышается над боковыми крыльями по флангам, у которых выступают с севера ризалиты. Здание двухэтажное с цокольным этажом. Кирпичные стены отделаны каменной штукатуркой, крыша вальмовая с металлической кровлей. Аркада, проходящая вдоль южного речного фасада, образует на обоих этажах крыльев прогулочные галереи.
  • 6. Несомненно, во все времена культовые сооружения являлись украшением и гордостью любого города, села, деревни. И по сей день они являются ценностью. К сожалению, сегодня Покровский собор утратил свою главную роль. Масштаб современных зданий и застройка вокруг него уничтожили восприятие собора с разных точек. Но он не утратил свое функциональное назначение и является своеобразным символом среди верующих жителей Красноярска. Это один из немногих памятников сибирского барокко XVII века. Церковь одноэтажная, главный объем которой выполнен в форме трехчастной структуры - колокольни, просторная трапезная, высокий четверик храма с пониженной сильно выступающей полукруглой апсидой, к трапезной примыкают симметричные боковые приделы. Фасады богато декорированы, использовано около 20 типов лекального кирпича, тесаные кирпичи и штукатурные тяги.
  • 7. Еще одно часто упоминаемое здание - особняк Цукермана (граждан, инж. В. А. Соколовский), ныне литературный музей. Находится в ряду застройки ул. Ленина (бывшая ул. Благовещенская), является ярким образцом специфической деревянной архитектуры начала XX в. Выполнен в романтических формах модерна и псевдоготики. Острое силуэтное решение делает здание заметным в застройке ул. Ленина. Дворцовый характер придают постройке развитая объемно-планировочная структура со сложным ритмом объемов и их элементов, острое силуэтное решение и богатое убранство. Главный фасад с двумя ризалитами, выявленными высокими крутыми фигурными фронтонами, симметричен относительно парадного входа с массивной резной дверью. Симметрия главного фасада нарушена живописной галереей в юго-восточном углу дома.
  • 8. Краевая научная библиотека - важный элемент ансамбля площади Революции. Здание выполнено в неоклассических формах, характерных для середины 1950 гг, состоит из двух корпусов. Основной, южный корпус здания, имеет довольно строгие формы и выходит на площадь высоким, на четыре этажа шестиколонным портиком упрощенного композиционного ордера, над которым выступает завершенный треугольным фронтоном-щипцом аттиковый этаж с полукруглыми окнами.
  • 9. Дом архитектора Л. А. Чернышева расположен на ул. Марковского. Этот дом, как известно, был построен по проекту самого Л. А. Чернышева. Здание запоминается необычной формой флигеля, выполнено в стиле модерн с элементами псевдоготики. Сегодня характер восприятия усадьбы сильно нарушен сносом ближайших домов и изменением масштаба окружающей застройки. Этот дом можно увидеть лишь с ул. Марковского.
  • 10. Старая аптека на ул. Мира воспринимается с рядом расположенным сквером. Это здание отличает не только архитектура, но и сохранившейся богатый интерьер.

Можно сделать следующие выводы:

  • 1) Наиболее яркие запоминающиеся здания имеют высокое художественное качество архитектуры, культурно-просветительное назначение, что свидетельствует о высоком культурном потенциале города.
  • 2) Архитектура перечисленных зданий отличается большим многообразием стилей, их сочетаний и интерпретаций, что, несомненно, обогащает образ города.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>