Полная версия

Главная arrow Туризм arrow Исследование влияния природно-климатических факторов на формирование архитектурно-художественного образа города

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Понятие архитектурно-художественного образа города

Различные толкования понятия «архитектурно-художественный образ» в искусстве, архитектуре, градостроительстве представлены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Источник

Определение

Примечание

Хачатурян, Д. К. (ред) Словарь по искусству: Архитектура. Живопись. Музыка. - М.: Омега, 1999. - 319 с.

Образ - художественно-наглядное выражение идеи при помощи средств искусства. Для создания образа художник выявляет и отбирает наиболее существенные стороны изображаемой натуры. Процесс создания образа носит объективный или субъективный, сознательный или интуитивный характер в зависимости от индивидуальности художника

  • 1. Внешний вид, облик, наружность, внешность
  • 2. Живое наглядное представление о чем-либо, возникает в воображении, в мыслях кого-либо
  • 3. Философская форма сознания явлений объективной действительности, отпечаток воспроизведения сознанием предметов и явлений внешнего мира
  • 4. Обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления

Приемлемо лишь к тому искусству, где художник участвует в процессе один

Применительно для внешнего описания объекта Сформированное представление о предмете у отдельно взятого человека

Словарь современного русского литературного языка. Т. 8, М - Л. : изд-во Академия Наук СССР, 1959.

Форма художественное обобщенного восприятия явлений, действий и изображения их

Ничего не сказано о создании объекта, который порождает образ

Евгеньева, А. П. (ред) Словарь русского языка, М. : Русский язык, 1987.-752 с.

Фил.: результат отражательной, познавательной деятельности субъекта, отражение в сознании предметов, явлений, объективной действительности. Литер., иск.: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления

Определение подходит к одному объекту

Очень обобщенное определение

Продолжение табл. 1.4

Источник

Определение

Примечание

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том II, М. : Г ос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955

Образ - это вид, внешность, фигура в очертаниях (в плоскостях), подобие предмета, например храм в образе креста, видимо, к этому применительно определение фигура в плоскостях

Есть намек на символику или запоминающуюся форму

Лазарев, А. Г. Справочник архитектора / А. Г. Лазарев. А. А. Лазарев. Е. О. Кудинова, серия «Строительство и дизайн». - Ростов на Дону : Феникс, 2005. - 352 с.

Образ - вид, облик, результат, идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Образ - конечная цель архитектурного творчества, отражение в постройке или среде духовного мира автора проекта и духовного мира общества. Художественный образ в архитектуре - художественная ценность постройки

Если образ - это цель, то архитектору нужно его представлять

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих. Лекции по эстетике. - Спб.: Наука, 2007

Художественный образ - в эстетике включает в себя полноту реального явления и может непосредственно объединить его в изначальное целое с внутренним и существенным содержанием предмета

Образ как процесс, образ - восприятие

Камил л о Зитте. Художественные основы в градостроительстве / пер. с нем. Я. Крастыинына. М. : Стройиздат, 1993. - 255 с.

Автор рассматривает художественный образ, анализируя сложившиеся элементы города, в частности городские площади, он же обращает внимание на то, что прежде всего визуально воспринимается в городской среде, на художественные вопросы организации пространства

Автор утверждает, что художественный образ возникает лишь тогда, когда создатель целенаправленно рассчитывает на восприятие объекта

Борев, Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. - М. : Высш. Шк., 2002. - 511 с.

Архитектурный образ - неотделим от функции сооружения и органически выражает как его назначение, так и художественную концепцию мира и личности, выражает представление человека о себе самом и о сути своей эпохи

Определение применительно к одному архитектурному объекту

Кевин Линч. Образ города, под ред. А. В. Иконникова. - М. : Стройиздат, 1982.-328 с.

Автор выявил главные элементы, которые человек использует в составлении образа города. Таких элементов он выделяет пять: пути, границы, зоны, узлы, ориентиры, из которых выстраиваются схемы, помогавшие сделать очевидной структурную основу восприятия

Здесь образ складывается в процессе восприятия, возможна динамика образа

Продолжение табл. 1.4

Источник

Определение

Примечание

Гликин, Я. Д. Методы архитектурной гармонии. - Л. : Стройиздат, 1979.-92 с.

«Художественный образ - идея архитектурного сооружения или ансамбля, воплощение его целостности или единства»

Применительно к одному объекту, имеется ввиду архитектурная идея

Мардер, А. П. Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества / А. П. Мардер. - М, 1988.-216 с.

Образ есть результат психического отображения мира высокоорганизованными самоуправляемыми системами (животными и людьми)

Образ, который складывается в сознании человека

Арапова, О. М.

Труды НГАСУ, т. 6, № 4 (25) / О.М. Арапова // Новосибирск. - 2003.

Архитектурно-художественный облик города формируют основные компоненты пространственной среды - открытые пространства, фоновая застройка и архитектурные доминанты. Особенности композиционных связей между этими компонентами и географической средой создают образ города

Определение

неполное

Крушлинский, В. И. Лицо сибирского города / В. И. Крушлинский. - Красноярск: Изд-во «Кларетианум», 2003. - 100 с.

Образ города - лицо города. Это отражение системы опорных художественных элементов в восприятии жителей и гостей города

Художественный образ - это ряд обобщенных вторичных образов, прошедших через сознание и получивших новое эмоциональное и субъективно-предметное выражение

Даже эстетически неподготовленный горожанин может назвать красивое здание или красивое место в городе. Образ - восприятие

Корзун, А. В. Развитие архитектурного своеобразия исторического города (на прим. Иркутска): автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Корзун Алла Вадимовна.-М., 1984.-24 с.

Облик города - вся реально существующая доступная для восприятия форма. Образ города - специфическая форма его отражения в сознании человека. Образ города является функцией целого ряда аргументов - облика города, условий его восприятия, свойств субъекта, его воспринимающего, и субъективен по своей сущности

У многих субъектов, воспринимающих один и тот же объект, могут быть общие впечатления

Циркунов, В. Ю. Об эстетической природе зодчества. / В. Ю. Циркунов. - Ленинград : Стройиздат, 1970.-216 с.

Художественный образ - это ряд обобщенных вторичных образов, прошедших через сознание и получивших новое эмоциональное и субъективно-предметное выражение

Определение дано с точки зрения воспринимающих предмет

Окончание табл. 1.4

Источник

Определение

Примечание

Гайдаш, В. М. Пути повышения архитектурно-художественной выразительности крупного исторически сложившегося города: (На прим. Кишинева): автореф. дис. ... канд. архитектуры: 18.00.01 / Гайдаш Владимир Михайлович. - М., 1989.-24 с.

Категория художественного образа, которая рассматривается в эстетике как динамическая целостность, осуществляющая себя через ряд последовательно развивающихся стадий «образ - замысел», «образ - произведение», «образ - восприятие», приемлема к стадиям формирования художественного образа города

Наиболее полное определение

Из табл. 1.4 можно сделать вывод, что общего определения образа города еще нет.

Часто многие авторы путают понятия «образ» и «облик», но значение этих слов разное. Облик - это почти фотография, это то, что мы видим, тогда как образ - это более глубокое понятие. «Образ непереводим на язык логики, потому что при анализе остается «сверхсмысловой остаток». И в то же время образ переводим, потому что глубже проникнуть в суть произведения, можно все полнее, всесторонне выявить его смысл. Критический анализ есть процесс бесконечного углубления в бесконечный смысл образа. В отечественной и зарубежной литературе часто используют такие термины, как «своеобразие города», «архитектурный облик города», «лицо города», «образ города», вкладывая в это обобщенный смысл. Между тем есть принципиальная разница между обликом, лицом и образом. Облик города - это реальность, это то, что мы видим, он включает в себя следующие компоненты (по К. Линчу): природные компоненты, планировочную структуру, акцентирующие здания, рядовая ткань, остальное наполнение городской среды.

Понятие образа подразумевает нечто идеальное, оно не может существовать само по себе. Это обязательно образ чего-нибудь: образ жизни, образ женщины, образ города. Образ города - идеал, он вторичен и сложен, возникает после видения реальности, то есть облика города. На образ города влияют следующие аргументы:

  • • облик отдельных элементов города;
  • • условия восприятия (по исследованиям Беляевой, скорость движения тоже имеет значение);
  • • свойства субъекта, который воспринимает город (его образ жизни, эстетическая подготовленность и т. д.).

В связи с этим образ города может быть и субъективным и достаточно объективным по своей сущности.

Исследования показывают, что архитектура воздействует на зрителя постепенно:

  • • физической формой (пространство, линии, объемы), как физически существующее явление;
  • • художественной формой (организация пространства, масштаб, пропорции, ритм и т. д.), как следствие художественного замысла;
  • • художественным образом (выражение определенного чувства или идеи, то есть результат субъективного восприятия реально существующих и художественно организованных архитектурных форм, трансформированного обстоятельствами и индивидуальными возможностями зрителя) [42].

А. П. Мадлер пишет о принципиальной разнице между понятием «архитектурный образ» и «художественный образ». «В архитектурной науке речь идет об образе гносеологическом, а также о научных образах абстрактного мышления» («каркас» и «ткань» - застройка у А. Э. Гутнова, обобщенные понятия у Кевина Линча и т. д.) А. В. Иконников дает определение одного из составляющих образа города - ансамбля. «Архитектурный ансамбль - это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с жизненными потребностями, мировоззрением общества, принятыми им эстетическими ценностями, несущая определенное идейно-художественное содержание». Как пишет А. В. Иконников, ансамбль должен следовать главному признаку архитектуры - органически сочетать утилитарные и информационные ценности, общекультурные, эстетические и художественно-образные. Информация (заключенная в форме произведения) может быть воспринята лишь в контексте, образованном окружающей средой, это свойство определяет принципиальное отличие художественного образа в архитектуре от художественного образа в любом виде станкового искусства [12]. Архитектурный образ выражает результат отражательной (познавательной) деятельности человека, осуществляемой в рамках архитектурной деятельности, т. е. в процессе формирования и потребления искусственной предметно-пространственной среды. Образ города динамичен во времени. Отнимая отдельные архитектурные сооружения и элементы ландшафта, можно трансформировать художественное воздействие образа города с необратимой потерей или с обогащением.

Трудно представить себе Париж без Эйфелевой башни, Москву без Кремля и т. д.

Существует несколько подходов к рассмотрению понятия архитектурно-художественного образа города. 3. Н. Яргина выделяет три:

  • 1) город как сложившаяся композиционная структура, здесь важны выявление художественных элементов и анализ их взаимодействия с другими элементами. Это принимается как факт;
  • 2) город как объект образного решения, художественного творчества проектировщика. В этом случае речь идет не совсем о том городе, который нам дается в непосредственном восприятии в эстетическом анализе существующего объекта. Анализ может быть применен к проекту, но в этом случае он отличается от анализа построенного объекта;
  • 3) восприятие города - возможность целостного его представления, иерархия разнохарактерных ценностей, реальное восприятие архитектурно-пространственной среды. Здесь огромное значение имеют свойства памяти, психологии, зрения человека, отношение к городу его жителя, гостя и т. д.

Несомненно, архитектурно-историческое наследие - одна из составляющих художественного образа. Существует архитектурноэстетическая концепция, которая включает несколько позиций [42]:

  • 1. Фасад исторической улицы формируется на протяжении нескольких веков, архитектурных стилей и стилевых эпох. При реконструкции и реставрации отдельных зданий и постановке новых объемов в ряду фасада улицы необходимо учитывать единство и гармонию сложившейся среды.
  • 2. Характер сложившихся и чередующихся сочетаний доминант и рядовой застройки рекомендуется сохранять, реконструкци- онные работы проводить в границах объемно-пространственных отношений.
  • 3. Важный фактор - пластика фасадов, решаемая в различные архитектурные периоды с использованием разных декоративнопластических средств и приемов: ордерной системы, пилястр выносных карнизов, скульптурно-декоративных вставок, обрамления окон, дверей, порталов, системы эркеров и балконов, сочетания плоскостных и рельефных фасадов.
  • 4. Непременным условием сохранения архитектурно-исторической среды должна оставаться силуэтность исторического города или населенного пункта. История изобилует положительными примерами создания и значимости силуэта градостроительных образований. Многие сложившиеся на основе пропорциональных геометрических соотношений силуэтные контуры, положительно влияющие на эмоциональное восприятие, могут быть рекомендованы не только для сохранения, но и выбора пропорций, высоты и конфигурации объемов новых построек в исторической среде.
  • 5. Строительные реставрационные материалы играют существенную конструктивную и архитектурно-эстетическую роль в создании функционального и художественного облика зданий. Они формируют градостроительное своеобразие, сообщают исторической застройке улиц региональные особенности и выразительность [28].

Художественно-эмоциональная концепция участвует в создании городской среды. Эта концепция более всего касается воздействия средств художественно-декоративной выразительности на формирование эстетических законов и положений, прилагаемых к архитектурной среде. Кроме того, средства художественной выразительности весьма существенно влияют на восприятие всей архитектурноэстетической и жизненной среды:

  • 1. Цветовое решение среды и цвет фасадов отдельных зданий. Как правило, цвет здания и всей среды в значительной степени диктовался естественным цветом материала, из которого создавалась конструкция постройки, а при несоответствии цвета творческим замыслам зодчего естественный строительный материал перекрашивался.
  • 2. Скульптурные украшения, лепнина, барельефы, горельефы.
  • 3. Металлические узоры ограды и другие средства художественной выразительности [22].

В психологии восприятия окружающей среды существует такое понятие, как «когнитивная карта», то есть своего рода пространственная схема, куда человек вмещает и образ. Исходя из этих подходов, можно предположить некую модель взаимосвязей между ними. Например, существует некий город N. Если город N воспринимать как источник для творчества архитектора, для реализации его идей, то сначала идет анализ сложившейся застройки, так как мы не проектируем на пустом месте. Этот анализ даст параметры для проектирования, конечный проект, который строится в городе N, обогащает город N и архитектурных объектов для восприятия становится больше, в реальности эти связи намного сложнее (рис. 1.6).

Схема взаимодействия города, зрителя и процесса проектирования

Рис. 1.6. Схема взаимодействия города, зрителя и процесса проектирования

На рис. 1.6 связь (восприятие города и существующий город) объясняется так. Она возникает от местонахождения воспринимающего, его психологических установок, эстетической подготовленности, а также от природных условий (времени года, суток).

Связь существующий город - проектирование возникает следующим образом. Перед проектированием нового объекта необходимо провести анализ территории, на которой будет проектироваться и строиться объект: в каком месте будет находиться здание, какие объекты его окружают, какова значимость территории для города и т. д. Этот анализ определяет правильное направление дальнейшей работы и снижает вероятность ошибок. Обратная связь проектирование - существующий город вводит в город при реализации проектов новые объекты, которые видоизменяют город, а та же улучшают или ухудшают его восприятие. Из этого возникает связь восприятие города - проектирование, где в проектировании нужно учитывать, как будущий объект будет восприниматься с разных точек города.

Выдающийся японский архитектор Кензо Танге говорил: «Архитектурное искусство является особой формой постижения действительности. Оно воздействует на действительность и видоизменяет ее посредством строительства реальных утилитарных объектов. С другой стороны, художественная форма этого объекта обладает двояким свойством: как отражать действительность, так и обогащать ее» [15]. Архитектор В. И Крушлинский считает, что архитектурное искусство - это художественная форма создания и управления действительностью.

Н. М. Трубникова на примере формирования архитектурного облика жилой застройки рассматривает три взаимосвязанных между собой этапа: проектирование, строительство и восприятие архитектурно-пространственной среды людьми.

Художественный образ города складывается из множества отдельных элементов и образов. Город - это своего рода система образов.

Многие исследования посвящены лишь факторам, которые влияют на формирование художественного образа города.

Авторы А. В. Манн, Ю. Б. Хромов, Г. Я. Мокеев отмечают, что рельеф, гидрографическая сеть, климат участвуют в формировании города, создают композиционную направленность его развития. В. Р. Крогиус пришел к выводу, что архитектурно-художественный облик формируется под влиянием трех основных свойств рельефа:

  • 1) размерные особенности строения обусловливают развитие визуальных связей пространств;
  • 2) возникновение ритмичных и масштабных связей с планировкой и застройкой;
  • 3) разновысотность участков приводит к различным по характеру визуальным связям, формированию разнообразных по ширине, глубине и ракурсу панорам и т. д. [18].

Итак, в заключение этой главы можно сказать, что при частом использовании различными авторами термина «художественный образ города» определенного, ясного понятия пока не найдено. Существуют различные подходы и интерпретации, что и является проблемой, поставленной в исследовании.

  • 1. Определены задачи исследования: уточнение определения, определение характеристик, разделение характеристик по территории города.
  • 2. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт формирования образа города и систематизированы подходы к определению, изучены исследования по данной тематике.
  • 3. Изучены природно-климатические факторы. Выявлены градоформирующие и формообразующие характеристики природных факторов, влияющие и формирующие образ города.
  • 4. Изучена литература, проанализированы проекты. Проведенный анализ застройки позволяет заключить о недостаточном внимании проектировщиков к проблеме архитектурно-художественного образа, о поверхностном представлении этого понятия.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>