Полная версия

Главная arrow Туризм arrow Исследование влияния природно-климатических факторов на формирование архитектурно-художественного образа города

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Опыт зарубежного градостроительства

Опыт зарубежного градостроительства огромен. Античная архитектура и по сей день служит эталоном истинной красоты. Эпоха Возрождения характеризуется расцветом в области архитектуры и градостроительства. Прочность, польза и красота столетиями были основными принципами выдающихся зодчих. Теоретики XV-XVI в. понимали город как организованное социально-экономическое и архитектурное целое. Создание идеального города интересовало таких теоретиков как, Кампанелла, Витрувий и др. Своеобразие архитектуры зависит также от особенностей планировочных структур. Если посмотреть на город сверху, то можно выделить транспортную сеть каркас, а все что между ними - ткань. Форма в плане предопределяет застройку квартала. Камил- ло Зитте писал, что направление работы архитектора зависит от природных и градостроительных условий проектируемого участка, то есть регулярная планировка предопределяет возникновение кубообразной застройки. Кевин Линч предлагает схему города, где отмечаются точки, наиболее выгодно отличающиеся на фоне всего города, которые надо застроить объектами (прошедшими конкурсные отборы). Это разнообразит городскую застройку [23].

В истории зарубежного градостроительства нельзя не отметить исследования Камилло Зитте. В своих работах, он анализирует сложившиеся элементы города, обращает внимание на следующее:

  • • художественные акценты, которые визуально воспринимаются в городской среде и активно влияют на организацию пространства;
  • • крупные элементы застройки - площади, ансамбли, их формирующие, отдельно стоящие ансамбли, которые оказывают существенное влияние на художественный образ города.

Для сравнительного анализа он взял Средние века, эпоху Возрождения и свое время и изучил взаимосвязи между постройками, монументами и площадями.

При этом обнаружил следующие принципы:

  • • монументы и рыночные фонтаны поставлены там, где они не затрагивают передвижения транспорта по площади. Порталы остаются главными акцентами, монумент и фасад визуально лучше воспринимаются;
  • • это относится и к постройкам, больше выигрывает площадь перед главным входом;
  • • площади замкнуты уникальными архитектурными произведениями;
  • • не все выходы с площадей перпендикулярны. Старые площади часто прямо противоположны современной прямолинейной системе;
  • • к каждому углу подходит одна улица, а ответвление от нее идет дальше по улице, там, где с данной площади это уже не видно;
  • • выходы улиц ориентированы под углом относительно видовых направлений, а не параллельно им;
  • • использованы мотивы широкопролетной арки (в наше время это упразднено) с надстройкой, применены колоннады и портики, колоннады с арочными проходами.

Камилло Зитте также выделил основные принципы по размерам и формам площадей:

  • • площадь перед церквями должна быть глубинного очертания;
  • • площадь перед ратушей должна быть широтной ориентации.

Здесь Камилло Зитте обращает внимание на то, что искусство организации сводится к сомасштабности, и делает следующие выводы:

  • • главные площади больших городов больше главных площадей малых городов;
  • • несколько площадей в городе могут иметь максимальные размеры, остальные - минимальные;
  • • размер площади тесно связан с размерами доминирующего здания, при этом должны учитываться вышеперечисленные выводы;
  • • пропорция самой площади зависит от визуального восприятия составляющих ее ансамблей.

Нерегулярность старых площадей заключается в особенностях исторического развития. При нерегулярности усиливается оригинальность и живописность. Для достижения живописных и архитектурных эффектов нет никакой необходимости в строгой симметрии и регулярности.

Фрэнк Ллойд Райт писал, что архитектура не может быть без романтики. «Наша архитектура станет бедной плоской безликой вещью, состоящей из стальных костей, кубообразных форм, газовых труб и поручней, бесстрастно сверкающих на солнце....» [14].

На функциональное назначение площадей влияет градостроительная политика каждого исторического отрезка времени; художественное впечатление зависит от сомасштабности составляющих объектов и их архитектурного качества, качества мастерства архитекторов. Применение только регулярной планировки обедняет образ города. Малыми художественными средствами, малыми архитектурными формами можно достичь эффектных результатов. Природный ландшафт часто становится опорой художественного решения. Архитектурное качество застройки формируется сложными взаимосвязями многочисленных компонентов.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>