ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПАТТЕРНЫ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Обобщим сказанное о пространстве речевого поведения в табл. 4. Рассмотрите эту таблицу. Используя сведения об основных осях пространства речевого поведения (см. 5.1.2), попробуйте изобразить графически пространство речевого поведения (четыре основные оси, пересекающиеся в нулевой точке шкал, как ось X и ось У в системе координат на плоскости); определите свое место в этом пространстве, учитывая, что каждая ось представляет континуум определенного поведенческого свойства (характеристики). Найдите себя «на карте»:

  • 1) если бы вы читали лекцию в настоящий момент;
  • 2) в идеале — так, как вы себе представляете свой желаемый речевой имидж.

Подумайте, какие изменения в вашем речевом поведении необходимы для приближения к идеальному для вас имиджу.

Завершая тему, подведем итоги. Формируя свой уникальный речевой имидж при выборе типа речевого поведения, нужно руководствоваться двумя основными принципами:

  • 1) учет собственных, неповторимых и естественных для вас особенностей речевого поведения;
  • 2) категория меры: мера — это основная эстетическая категория, ключ к подлинной гармонии образа, а также ключ к истинной гармонизации отношений между говорящим и адресатом.

Именно их гармонизация делает общение успешным; основной психологический признак успешного, состоявшегося, эффективного общения — чувство радости, эмоционального подъема, возникающее у партнеров — и преподавателя и аудитории — в процессе и в результате дискурса.

113

Поведенческие паттерны различных типов речевого поведения

Таблица 4

Оси

пространства

речевого

поведения

Уровни дискурса

акустический

вербальный

кинесический

проксемический

Диалогичность

Голосовой контакт с аудиторией, отсутствие напряженности. Разнообразие речи

Вопрос — ответная форма,

ответ:

  • • не категоричный;
  • • не «закрытый», а приглашающий к самостоятельному рассуждению (не точка, а вопросительный знак):
  • — майевтика;
  • — ирония;
  • — открытость структуры речи для адресата

Жестово-мимический контакт, особенно важно — зрительный, жесты «предполагающие»

Без барьеров — как можно ближе к аудитории, среди нее; разнообразие позиций лектора в аудитории

Монологичность

Голосового контакта нет. Однообразие рисунка речи: громко или тихо, равномерно. Эмоциональная напряженность

Завершенность смысловой структуры — как всей речи, так и фразы, категоричность высказываний; неподвижность; однообразие структур высказываний, повторы

Однообразие жестов, мимики. Привычные однообразные «тиковые» движения-ма- неризмы

Неподвижность в пространстве, «монументальность»

114

Продолжение табл. 4

Оси

пространства

речевого

поведения

Уровни дискурса

акустический

вербальный

кинесический

проксемический

Иерархичность

Интонации «уверенные», завершенные, «внушительные». Энергетика речи — все «чересчур»:

  • • или буйная;
  • • или монотонноровная

Как выше — завершенность смысловая и конструктивная. Отступлений от своего плана нет

Неподвижность лицевых мышц; лицо- маска; улыбка-маска; воздетый палец — указующий перст

Отделение от массы — трибуна, пьедестал, подмостки, для преподавателя — стол или кафедра, из-за которой он не выходит

Равенство

Интонации доброжелательные, речь оживленная или доверительно-спокойная; во всем противоположная акустике иерархии

Темы могут меняться по потребностям и вопросам аудитории; лабильность структуры; импровизации

Разнообразие и спокойствие без напряженности и демонстраций

Ближе к аудитории и среди нее

Продолжение табл. 4

Оси

пространства

речевого

поведения

Уровни дискурса

акустический

вербальный

кинесический

проксемический

Атональность

Агрессивная акустика — раздраженная, скрипучая речь, крик и пр.

Агрессивные высказывания; запугивание; отрицательнооценочные высказывания об аудитории

Агрессивная мимика и жесты: сжатый кулак, нахмуренные брови и пр.

Отделение, отдаление или, напротив, подход и «нависание» над студентом

Гармонизация

Умиротворяющие, иногда вопросительные интонации; хорошее акустическое взаимодействие с аудиторией (реакция на ее реакцию), богатство интонирования; выраженность положительных эмоций — смех, радость, восторг

Этикетные формулы доброжелательности, использование «языка адресата» («зеркало» слов)

Зрительный контакт; открытые жесты, подбадривающие, одобряющие, выражающие согласие (улыбка, кивки головой и пр.), мимика заинтересованности (полуоткрытый рот, поднятые брови, наклон вперед)

Близость, подвижность

116

Окончание табл. 4

Оси

пространства

речевого

поведения

Уровни дискурса

акустический

вербальный

кинесический

проксемический

Вовлеченность

«Пила» звукового сигнала: резкие смены тона (высоты) и громкости голоса

Оценочная и эмоциональная лексика: выражение эмоций непосредственно и ярко

Активная, амплитудная, разнообразная жестикуляция и мимика эмоций и заинтересованности с обязательным зрительным контактом

Близость

Отстраненность

Ровный сигнал, монотонность; голосового контакта нет

Скудость эмоционально-оценочной и образной лексики, в основном — лексика абстрактная

Бедная, без зрительного контакта (минимум).

Дальность и неподвижность

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >