Полная версия

Главная arrow История arrow История

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА, НРАВСТВЕННОСТЬ В РОССИИ В XVI В. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИССИИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

В результате политики Ивана Грозного была окончательно выбрана историческая парадигма России. К концу XVI в. достаточно отчетливо определились особенности российской цивилизации, отличающие ее от западноевропейской:

  • 1) государство в России представляло собой самодержавие, не ограниченное ни законом, ни обществом, опирающееся в основном на служилых людей (бюрократию);
  • 2) политика по отношению к обществу и личности свелась, по существу, к жесткому регулированию посредством насилия, к непризнанию властью индивидуализма и частных прав и интересов;
  • 3) нравственность базировалась на православных ценностях и оказывала влияние на все стороны жизни общества. Она провозглашала:
    • а) верность традиции;
    • б) необходимость духовного преображения личности в духе христианских идеалов (духовность);
    • в) терпение, страдание и отрицание в связи с этим необходимости прогресса;
    • г) соборность как форму коллективизма, противостоящую индивидуализму;
    • д) идею социального равенства;
  • 4) в тесной связи с этическими взглядами общества стояла и трактовка им миссии государства, разнящаяся с западноевропейскими воззрениями на этот вопрос:
    • а) в России фактически отсутствовали частная собственность (собственником важнейших экономических ресурсов выступал глава государства) и правовая автономия личности или общественных групп;
    • б) благодаря государству нация обрела независимость от Орды и смогла отстоять ее перед враждебным окружением в условиях протяженных и открытых границ;
    • в) русский народ стал в XVI в. во главе православного мира, следовательно, его государству выпала мессианская функция единственного светоча истинной веры;
    • г) православная доктрина ориентировала на верховенство светской власти над властью духовной (точнее, на их слияние в личности государя); согласно ей спасение народа могло быть лишь коллективным, государственным, во главе с православным государем.

Как следствие всего вышеизложенного — этатизм — приоритет государства и государственности. Интересы государства, личности, общества были слиты в России нераздельно, воспринимались каждым членом общества как свои. На Западе же государство существовало в том числе и как инструмент для реализации общественных и личных интересов. Если на Западе сословия формировались «снизу» — в результате потребности отстаивания своих корпоративных интересов (в том числе и через воздействие на государственную власть), то в России в основном «сверху» — государством, с целью выполнения возложенных на них государственной властью задач.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>