Полная версия

Главная arrow История arrow История

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА

Чтобы понять своеобразие образования Древнерусского государства, прежде всего, необходимо уяснить пути появления государственной власти у восточных славян. В общем и целом современные историки сходятся на том, что происхождение Древнерусского государства шло по пути, связанному с трансформацией потестарной власти в государственную. Отношения в таком государстве строятся на принципе под- даничества и произвола. Однако наряду с этим цивилизационным признаком существовали у восточных славян и самоуправляющиеся общины, оказывающие значительное влияние на политическую систему государства. Кроме того, генезис государственной власти носил военно-демократический характер. Князь по отношению к своим дружинникам был лишь первым среди равных, а дружина занимала по отношению к нему положение не подданных, а вассалов. Вассалы имели определенные разнообразные (в том числе и политические) права. Все это обусловливает специфику политической составляющей древнерусской цивилизации, родня ее в какой- то степени с Западом.

По своему социально-политическому устройству Древнерусское государство (как и большинство европейских государств раннего Средневековья) являлось раннефеодальным.

В социально-экономическом плане это означало:

1) господство феодальных отношений: а) феодальные слои населения были представлены князьями (которые формально выступали собственниками всей земли), боярами (старшей дружиной, располагавшей вотчинами — земельными владениями с зависимым населением, передававшимися по наследству; отношения между ними и князьями строились на принципах сюзеренитета — вассалитета, т.е. взаимных

зз прав и обязанностей), отроками, гридями, детскими и т.д. (младшей дружиной, располагавшей землями на условном праве), церковью; б) феодально-зависимые слои населения были представлены смердами (зависимыми крестьянами), закупами и рядовичами (крестьянами, работавшими на феодала, отрабатывая свой долг или исполняя условия договора), холопами (рабами);

  • 2) медленное развитие феодальных отношений, возникших бессинтезным путем (т.е. не связанным с объединением начал, присущих Римской рабовладельческой цивилизации и варварской первобытности);
  • 3) государственный характер феодализма, при котором основным (как бы коллективным) феодалом (т.е. собственником земли и зависимых крестьян) являлось государство (фактически — Великий князь киевский), а взимание феодальной ренты осуществлялось путем сбора дани (сначала — неупорядоченной, в форме полюдья, а с середины X в. — фиксированной). Основную массу населения Древней Руси, таким образом, составляли люди — лично свободные крестьяне и горожане, платящие дань государству;
  • 4) многоукладный характер экономики. Наряду с господствующим укладом (феодальным) существовали также рабовладельческий (холопы, которых в отличие от феодально-зависимого крестьянства эксплуатировали только путем внеэкономического принуждения) и патриархальный (в рамках крестьянской общины люди и смерды совместно, путем прямой демократии, как в эпоху первобытности, решали многочисленные хозяйственные, правовые, социальные, политические вопросы, касающиеся общины, стараясь поддерживать уравнительную социальную справедливость, также характерную для первобытности) уклады.

В политическом смысле раннефеодальный характер древнерусского общества означал формирование такой формы правления, как раннефеодальная монархия (первая стадия развития средневекового государства). Ее основные признаки:

  • 1) власть передавалась по родовому принципу (старшему в роде), а не от отца к сыну (что являлось пережитком родовых, догосударственных отношений), считая Древнерусское государство коллективным владением рода Рюриковичей;
  • 2) власть великих князей была ограничена княжескими съездами (совещаниями всех князей рода Рюриковичей), феодальными съездами (боярским советом, состоящим из старшей дружины и верхушки знати, с которой князь согласно принципам вассалитета — сюзеренитета должен был согласовывать свои действия, а также представителями высшей церковной иерархии), вечем — собранием в отдельных городских общинах людей по некоторым (обычно экстраординарным) поводам;
  • 3) дворцово-вотчинная система управления, при которой управление личным хозяйством князя неотделимо от государственного управления и осуществляется одними и теми же лицами (дворским, воеводой, конюшими, стольниками, чашниками и т.д.). На местах власть осуществлялась наместниками и волостелями — боярами на принципе кормления. Согласно ему они не получали жалования, а оставляли себе часть собираемых налогов и пошлин.

Специфика древнерусской цивилизации, которая развивалась в рамках существования Древнерусского государства на базе этнической общности «древнерусская народность» в IX—XII вв., заключалась в следующем:

  • 1) древнерусская цивилизация представляла собой традиционное общество с некоторыми чертами, характерными для обществ азиатского типа: отсутствие, а впоследствии относительно слабое развитие частной собственности; принципы власти — собственности и централизованной редистрибуции; автономность общин по отношению к государству; эволюционный характер развития;
  • 2) вместе с тем древнерусская цивилизация имела много общего и с традиционными обществами Западной Европы: земледельческий характер материального производства; городской характер культуры; христианские ценности (хотя вследствие влияния Византии и ее мистических рефлексий и канонов, а также понимания властью христианства, прежде всего, не как духовно-нравственной, а как нормативной силы, христианство приняло характер формалистический и утилитарно-обрядовый, синтезированный с языческой мистикой и практикой, что в большей степени характерно в цивилизационном плане для Востока); наличие относительно автономной от власти церковной организации; отношения сюзеренитета — вассалитета, связывавшие властную верхушку с монархом, которые характеризовались относительной независимостью боярской корпорации, символизировавшей в какой-то степени независимость общества от государства; существование автономных общин с саморегулирующимся правовым и политическим укладом.

Таким образом, древнерусская цивилизация синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>