ГЛОССАРИЙ

Абсолют — первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому обусловленному бытию.

Аксиология — учение о ценностях.

Антропологизм — 1) метод мышления, который рассматривает человека в конкретной жизненной ситуации; 2) тип философствования, согласно которому человек конституирует мир сообразно с различными видами своей активности, формирует бытие, его типологию и сущностные формы.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, о физиологических, биохимических и генетических факторах, влияющих на строение и развитие человеческого организма.

Антропоцентризм — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апостериори — понятие логики и теории познания, характеризующее знание, происходящее из опыта.

Априори — понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Аргумент — 1) суждение, приводимое в подтверждение истинности гипотезы или теории; 2) основание доказательства.

Астрономия — наука о строении и развитии космических тел и Вселенной в целом.

Бессознательное — глубинный слой человеческой психики, сосредоточивший в себе влечения, мотивы, стремления, другую информацию, которая не доступна сознанию.

Бытие — фундаментальная философская категория: 1) в классической философии — наиболее общая категория, обозначающая существование объективного мира (природы, общества, человека); 2) в современной философии (новой онтологии) — это то, что уже целиком сбылось; то, что происходит только сейчас; то, что никогда не есть (ничто); то, что существует как полнота возможностей (М. Хайдеггер).

Верификация — эмпирическая проверка, подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

Вещь — отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.

Возможность — объективная тенденция развития предмета или явления.

Воображение — психическая деятельность субъекта, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Восприятие — форма чувственного познания, сложный процесс преобразования информации, обеспечивающий отражение целостного предмета и выделение в нем информационного содержания отдельных, входящих в него элементов или признаков.

Время — философская категория, обозначающая форму бытия, выражающая его длительность и последовательность смены состояний всех явлений и процессов в мире.

Всеединство — принцип совершенного единства множества, которому присуще полное взаимопроникновение и в то же время взаимораз- дельность всех его элементов.

Герменевтика — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных и субъективных оснований.

Гипотеза — основание, предварительное суждение о закономерной связи явлений; форма развития науки.

Гносеология — теория познания, которая рассматривает основные принципы, границы и пределы возможностей познавательной деятельности человека.

Горизонт (понятие феноменологии, введенное Э. Гуссерлем) — неосознаваемый фон интенционал ьных актов сознания, который дает «предварительное знание» о предмете.

Движение — всякое изменение вообще.

Дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношениями логического следования.

Действительность — объективная реальность во всей ее конкретности.

Демаркация — разграничение; в философии науки данное понятие употреблял К. Поппер для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и логикой, математикой, «метафизическими системами» — с другой.

Диалектика — учение о всеобщей связи и развитии.

Динамика науки — рост, изменение и развитие научного знания; сложный процесс, включающий качественно различные этапы в развитии науки.

Дихотомия — разделение надвое.

Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Доказательство — установление (основание) истинности высказывания, суждения, теории.

Дуализм — философское учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами.

Дух — невещественное начало в отличие от материального начала.

Духовность — 1) сущность человека, форма его самосознания, импульс и содержание творческой деятельности человека, форма проявления его свободы; 2) поиск Бесконечного и Абсолютного.

Душа — понятие, выражающее исторически изменяющееся воззрение на психику и внутренний мир человека.

Единое — категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия, предшествующее им и превосходящее их.

Жизнь — совокупность явлений природы и организмов, обладающих обменом веществ, раздражимостью, способностью к росту, размножению и развитию.

Закон — необходимая, устойчивая, существенная и повторяющаяся связь явлений и процессов.

Знание — результат процесса познания, выраженный в виде понятий, суждений, теорий и обладающий определенной степенью достоверности.

Значение — смысловое содержание слова, предложения, знака и т.д.

Идентификация — признание тождественности; отождествление объектов, опознание.

Идентичность — уподобление чему-либо или кому-либо.

Идея — форма постижения в мысли явлений действительности. Раскрывается через понятия «смысл», «значение», «сущность».

Имманентное — внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу.

Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, общему утверждению.

Интенциональность — направленность (устремленность) сознания на предмет.

Интернализм — направление в философии науки, согласно которому наука развивается в результате своей внутренней эволюции, где главным является изменение способа мышления.

Интерпретация — толкование, раскрытие смысла чего-либо, разъяснение текста.

Информатика — наука, изучающая строение и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, переработкой, распространением и использованием в различных сферах деятельности.

Информация — общенаучное понятие, обозначающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами; обмен сигналами в животном и растительном мире; передача признаков от организма к организму.

Истина — объективное содержание человеческого познания.

История — 1) процесс развития природы и общества; 2) наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Качество — внутренняя определенность объекта, благодаря которой он является таким, а не иным.

Количество — внешняя определенность объекта, степень выраженности качества.

Конвенционализм — направление философии науки, согласно которому в основе теории лежат произвольные соглашения, конвенции между учеными.

Конституирование — обустраивание, структурирование.

Континуум — непрерывная, идеализированная модель единого физического пространства-времени.

Конфессия — определенное вероисповедание.

Концепт — содержание понятия.

Космология — наука о Вселенной как целом, основанная на исследованиях наблюдаемой ее части.

Космос — вселенная, мир в целом.

Космоцентризм — тип мировоззрения, характерный для ранней греческой натурфилософии, рассматривающей космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Креативность — творческая способность субъекта.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе и самим себе.

Личность — способ самоутверждения человека в бытии, объединяющий противоречивые характеристики личной жизни: абстрактность и конкретность, индивидуальность и тотальность, субъективность и субстанциональность, уникальность и универсальность.

Логика — наука о формах и законах правильного мышления, способах доказательств и опровержений.

Математика — наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Материя — философская категория для обозначения первичной данности, того начала (субстанции), из которого происходят все предметы и явления.

Метафизика — учение о сверхопытных принципах и началах бытия, знаний, культуры.

Метод — способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология — система принципов, способов построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Механика — наука о механическом движении материальных тел, т.е. изменении с течением времени взаимного положения тел и их частей в пространстве.

Мир — 1) вселенная, универсум, безусловная цельность, целое как таковое; 2) согласие.

Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мистицизм — совокупность теологических и философских доктрин, осмысливающих практику непосредственного общения («единения») человека с Абсолютом.

Мотив — то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Мышление — опосредованная и обобщенная форма познания субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений.

Натурфилософия — тип философствования, рассматривающий природу (первоначально космос) в ее гармонии и целостности.

Наука — специфическая деятельность людей по производству и получению новых знаний.

Научная революция — процесс смены парадигм (Т. Кун).

Научное сообщество — совокупность людей, признающих одну и ту же парадигму (Т. Кун).

Неотомизм — философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма.

Новация — обновление, изменение.

Ноосфера — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Обоснование — мыслительная процедура, основанная на использовании определенных знаний, норм и установок для принятия каких-либо утверждений, оценок или решений.

Общество — качественная определенность, представляющая собой устойчивую целостность, общность, основанную на деятельностном и коммуникативном взаимодействии людей в определенный исторический период.

Объект — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Онтология — учение о сущем, бытии, общих определениях, основных принципах бытия.

Опредмечивание — процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет.

Опыт — основанное на практике чувственно-эмпирическое познание реальности.

Откровение — понятие религиозной философии, выражающее сверхчувственное познание абсолютной реальности во время молитвы или в акте мистического озарения.

Ощущение — чувственное познание отдельных свойств объекта.

Память — свойство человеческой психики воспроизводить объект в своем представлении без воздействия его на субъекта в данный момент.

Парадигма — модель, принятая научным сообществом в качестве образца постановки и решения исследовательских задач.

Персонализм — философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Плюрализм — философское учение, согласно которому существует множество независимых друг от друга начал бытия или оснований знания.

Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук.

Познание — социально опосредованная историческая деятельность людей, направленная на получение системы знаний, передаваемых от поколения к поколению.

Понимание — 1) интуитивное постижение духовной целостности, ее прояснение и осмысление; 2) непосредственное постижение психического состояния другого, основанное на повседневном опыте.

Понятие — форма мышления, выделяющая в предметах и явлениях их общие признаки.

Порядок — таксономическая категория, означающая структурность, системность и причинную обусловленность сущего.

Постмодернизм — широкое культурное течение, проявившееся в культурной практике и самосознании Запада, которое характеризуется открытостью, отсутствием жестких иерархий и абсолютных ценностей.

Прагматизм — философское направление, согласно которому философия должна быть не размышлением о началах бытия, а общим методом решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях.

Предмет — 1) некоторая целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности; 2) продукт человеческой деятельности.

Приоритет — первенство, преимущественное значение.

Природа — 1) все сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) совокупность естественных условий существования человека.

Причина — основание для последующих изменений и состояний материи. Сущность причины заключается в порождении следствия. Следствие, порождаясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее.

Проблема — возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Пространство — философская категория, обозначающая форму бытия систем, характеризующая их протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов.

Противоположность — философская категория, выражающая развитое различие (до взаимоисключения) сил, свойств и тенденций в отношениях вещи к себе самой или другим вещам.

Противоречие — отношение между противоположностями и различиями (единство и борьба противоположностей).

Психоанализ — метод психотерапии и психологическое учение, ставящие в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

Развитие — направленное качественное изменение от простого к сложному, от низшего к высшему.

Разум — способность образования идей и целей; творчество нового знания.

Распредмечивание — процесс, в котором сущность и «логика предмета» становятся достоянием человека.

Рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; способность оперировать готовым знанием.

Рационализм — тип философствования, направленный на логическое конструирование мира; не природность мира, а логическая модель служит исходной основой философствования; отношение к природе является субъектно-объектным.

Редукция — упрощение, сведение сложного к более простому.

Рефлексия — 1) деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека; 2) принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок.

Самосознание — оценка человеком своего знания, нравственного облика, системы ценностей и интересов, идеалов и мотивов поведения; осознание самого себя как целостного существа: чувствующего, мыслящего и действующего.

Силлогизм — форма умозаключения, в котором две посылки, связующие субъект и предикат, объединены общим (средним) термином, обеспечивающим связь понятий в заключении; вывод умозаключений.

Синергетика — наука о сложных самоорганизующихся системах.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Скептицизм — философское направление, возникшее в Древней Греции, признающее относительность человеческого познания, его формальную недоказуемость, зависимость от различных условий.

Смерть — 1) естественный конец всякого живого существа; 2) завершающий момент человеческой жизни.

Смысл — мысленный образ, связанный с культурным объектом и являющийся его информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением).

Сознание — высшая форма психической активности человека, характеризующаяся социальной сущностью, наличием речи, самосознанием, способностью к творческой деятельности, созданию культуры.

Софисты — древнегреческие философы, выступавшие в роли учителей «мудрости» и «красноречия».

Статус — положение (позиция), существующее в данный момент или существовавшее в какое-либо время.

Структура — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.

Структурализм — 1) научное направление в гуманитарном знании, использующее структурный метод, метод моделирования, а также элементы формализации и математизации; 2) направление в зарубежной философии, применяющее структурный анализ к изучению человека и культуры.

Субстанция — предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Субъект — носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект.

Судьба — непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

Суждение — 1) мысль, выраженная повествовательным предложением и могущая быть истинной или ложной; 2) единица языкового общения.

Сущее — категория онтологии, обозначающая: а) совокупность многообразных проявлений бытия; б) любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию; в) онтологический абсолют.

Сущность — внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Таксономия — учение о порядке.

Тело — 1) материальный объект, ограниченный пространством и временем, 2) плоть (живой организм); 3) объект культуры.

Тело человека — 1) природное — биологический организм индивида, подчиняющийся законам развития живого организма; 2) социальное — результат взаимодействия природного тела с социальной средой; 3) культурное — личностное бытие телесного начала человека.

Теология — учение о Боге, богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенных на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Теория — форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Теоцентризм — тип мировоззрения, рассматривающий Бога как творца мира, Абсолютную личность и высшую ценность, познание как откровение.

Техника — 1) совокупность исторически развивающихся орудий и навыков производства, которые позволяют человечеству воздействовать на окружающую природу с целью получения материальных благ; составной элемент производительных сил общества; 2) машины, механизмы, устройства, орудия; 3) совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, а также владение этими приемами.

Технология — 1) совокупность методов, процессов в научном описании способов производства; 2) комплекс организационных мер и приемов, направленных на изготовление и эксплуатацию изделия.

Тождество — совпадение свойств, сил, сторон и тенденций в отношениях вещи к себе самой и другой вещи.

Томизм — христианская философия католической ориентации. Основное положение: гармония веры и разума.

Тотальный — полный, всеохватывающий, всеобъемлющий.

Традиция — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в определенных обществах в течение длительного времени.

Трансценденция — выход за пределы ограниченного (возможным опытом) существования.

Фальсифицируемость — форма неподтверждения или оправдания теоретической системы (или универсального высказывания), а также принцип ее опровержения (К. Поппер).

Феноменология — философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной области философского анализа — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании; выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры.

Физика — наука о природе, изучающая наиболее общие свойства материального мира, в силу чего ее законы лежат в основе всего естествознания.

Философия жизни — философское направление, выдвигающее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.

Философия науки — самостоятельное направление философских исследований, сформировавшееся в XX в., исследующее закономерности развития науки, ее структуру и динамику, место в культуре современной цивилизации.

Форма — 1) категория философии, соотносительная с категорией материи; принцип веши, ее сущность, цель и движущая сила (Аристотель); 2) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.

Хаос — 1) беспорядок, разрушение причинных связей; 2) в синергетике — форма развития.

Целое и часть — философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов (или элементов) и связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей, не присущих предметам (элементам) в их разобщенности; часть принадлежит целому, но целое не сводится к сумме частей.

Целостность — обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой, выражающая самодостаточность и автономность данных объектов.

Цель — элемент сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Ценность — социальное и культурное значение определенных явлений действител ьности.

Цивилизация — 1) уровень, ступень общественного развития; 2) синоним культуры; 3) технологическое развитие общества, которое ведет к тиражированию культуры, ее разрушению.

Эвристика — 1) возникновение новой идеи; 2) наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Экзистенциализм — философское направление, ставящее в центр понимания бытие человека как некую нерасчлененную (на субъект и объект) целостность; утверждающее, что существование предшествует сущности.

Экзистенция — существование.

Экономика — 1) наука, изучающая закономерности хозяйственной деятельности и управления общественным производством; 2) совокупность производственных отношений: собственности, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг.

Экстернализм — направление в философии науки, которое ставит своей целью выявление связей социально-экономического развития общества и развития научных знаний.

Эмпиризм — философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Эпистемология — теория познания.

Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного и безобразного, трагического и комического и др.

Эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека.

Этика — 1) философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность; 2) наука о добре и зле.

Августин Блаженный 195 Авенариус Р. 45, 48, 49 Агасси Дж. 153 Агрикола Г. 236 Адлер А. 52 Адорно Т. 225 Айдукевич К. 297 Александров И.Г.241 Альберти Л.Б. 236 Ампер А.М. 253 Андроник Родосский 15 Антисери Д. 13, 42 Аристотель 10, 13-19, 22, 56, 58, 89, 112, 114, 115, 128, 154, 164, 191, 195, 221

Артоболевский И.И. 204, 205 Архимед 112, 153, 159, 235 Асур Л.В. 205 АшеттЖ.Н. 237

Байков А.А. 241 Барбер Б. 100 Бардин И.П. 241 Барроу Дж. 199 Барт Р. 77

Бахтин М.М. 274, 291, 292 Белидор Б. 237 Белл Д. 262, 295,312 Бентам Дж. 332-334, 337 Берг А.И. 253 Бергер П. 265 Бергсон А. 285

Бердяев Н.А. 146, 215, 225, 228, 318, 358

Беркли Дж. 57 Бернал Дж.Д. 152, 295 Бетти Э. 302 Бжезинский 3. 262 Бирингуччо В. 236 Благонравов А.А. 242 Боголюбов А.Н. 203 Бойль Р. 144 Больцман Л. 182 Бор Н. 86, 102, 120, 147, 150, 154, 180, 296 Борн М. 150 Бройль Л. де 171 Брук Дж. 155 Бруно Дж. 148, 191 Булгаков С.Н. 318, 359 Бунге М. 233 Бухарин Н.И. 241 Бэкон Р. 113, 236 Бэкон Ф. 10, 19-25, 86, 114, 131, 143, 144, 304 Бюшер М. 318

Вавилов С.И. 102 Вагнер А. 335-337 Вальрас Л.М. 309, 337 Вебер М. 217, 278, 317, 318 Веблен Т. 340 Веденеев Б.Е. 241 Вейль Г. 166 Велихов П.А. 240 Вергилий П. 236 Вернадский В.И. 10, 65—71, 86, 89, 90,92,100,102,116-118,127,130

Вильсон К. 193

Виндельбанд В. 273

Винер Н. 249, 250, 253, 254, 256

Винтер А.В. 241

Витгенштейн Л. 48, 52

Витрувий 235

Возник С. Г. 348

Вольтер 148, 309

Вольф X. 72

Вудкок М. 320-322

Гавриленко Н.Е. 240 Гадамер Х.Г. 301 Гайденко П.П. 142 Галилей Г. 29, 72, 108, 114, 115, 127, 153, 187, 189, 191, 192, 237 Гансвиндт Г. 238 Гассенди П. 144

Гегель Г.В.Ф. 10, 39-44, 87, 88, 309, 356, 357 Гёдель К. 97,166 Гейзенберг В. 76, 86, 145, 147, 150, 177, 181, 276, 296 Гейтинг А. 166 Гейтс Б.У.Г. 346, 348 Гёльдерлин И.Х.Ф. 220 Гельмгольц Г. 238 Гераклит 190 Гессен Б.М. 152 Гиббс Дж.У. 182 Гильберт Д. 161, 166 Гильдебранд Б. 334 Гинзбург В.Л. 155 Гирке О. фон 355 Глушко В.П. 239 Глушков В.М. 253 Гоббс Т. 304, 329, 330 Гораций 223 Горячкин В.П. 240 Госсен Г.Г. 337 ГоформерЭ. 312

Графтио Г.О. 241 Гриневецкий В.И. 240 Гук Р. 237 Гумбольдт В. 148 Гумилев Л. Н. 291-293 Гуссерль Э. 97, 288, 300, 301 Гэлбрейт Дж. 311 Гюйгенс X. 108, 237

Дагомир П. 113 Дарвин Ч.Р. 122 Дедал 215, 223

Декарт Р. 10, 25-32, 44, 87, 114, 126, 143, 144, 192, 237, 304 Делёз Ж. 76, 79 Демокрит 163, 190, 195 Демпор А. 152 Деррида Ж. 77-79 Джевонс У.С. 86, 309, 337 Джонсон Д. 216 Дикке Р. 197, 198 Дильтей В. 274, 283, 284, 299, 300, 302

Дирак П.А.М. 197, 296 Докучаев В.В. 117 Доплер К. 193

Евдокс Книдский 153 Евклид 112, 136, 159, 161 Ершов А.С. 240

Жером 113 Жирар П. 237

Жуковский Н.Е. 205, 240, 242 Журавлев А.Л. 367

Зельтен Р. 313 Зернов Д.С. 240 Зиммель Г. 284

Икар 215, 223

Ильин И.А. 230, 358, 359 Ильюшин С.В. 238 Иордан П. 296

Канке В.А. 124

Кант И. 10, 32-38, 57, 77, 91, 164, 195, 221, 309, 320, 344 Кантор Г. 164—166 Канторович Л. 312 Капп Э. 217, 233 Кардано Дж. 236 Карнап Р. 45, 48, 86, 297 Карнеги Д. 323

Карсавин Л. П. 231,271,364-366, 368

Картер Б. 197, 198 Кейнс Дж. М. 341,342 Келдыш М.В. 239 Кенэ Ф.329 Кеплер И. 108, 192, 279 КерцеллиЛ.И. 238 Кирш К.В. 240 Клаузиус Р.Ю.Э. 182, 237 Кларк Дж. Б. 309 Книс К.Г.А. 334, 335 Ковалевский М.М. 360 КойреА. 153 Колмогоров А.Н. 253 Кольде Е. 326 Кондратюк Ю.В. 238 КонтО .45-48,89,309 Коперник Н. 72, 99, 187, 191 Корнилов И.К. 218 Королев С.П. 75, 239 Котарбинский Т. 6 Коши О.Л. 164

Кржижановский Г.М. 241, 242 Круг К.А. 240 Кузанский Н. 191 Кулон О. 237

Кун Т.С. 10, 58-64, 77, 82, 84, 91, 147, 154, 155, 271, 297

Лавочкин С.А. 238 Лакан Ж. 78, 79

Лакатос И. 10, 62-65, 87,135,136 Ландау Л.Д. 296 Ландсберг П. 151 Лауэ М. фон 148 Леви бен Герсон 113 Левкипп 163 Лейбенстайн X. 313 Лейбниц Г.В. 29, 35, 44, 57, 131, 160, 277

Лекторский В.А. 142 ЛеметрЖ. 193 Леонардо да Винчи 114, 236 Леонардо Пизанский 113 Леопольд Я. 237 Линде А.Д. 194 Лиотар Ф. 76 Лиу Дунь 155 Лобачевский Н.И. 192 Ломоносов М.В. 102, 237 Лукман Т. 265 ЛюбищевА.А. 150

Мак-Люэн Х.М. 294 Максвелл Д.К. 58, 145, 154, 177, 296

Маллиген Т. 317 Мальцев А.А. 257 Мамардашвили М.К. 142 Марков А.А. 167 Маркс К. 224, 225, 278, 283, 307, 309, 336, 337 Маркузе Г. 217 Маршалл А. 309, 310, 339 Мах Э. 45, 48, 49 Менгер К. 309, 338 Менделеев Д.И. 218, 219

Мертон Р.К. 100, 152, 153 Мерцалов Н.И. 240 Микоян А.И. 238 Микулин А.А. 239 Мили А. 152

Милль Дж.С. 45, 47, 48, 306, 307, 331, 332, 334, 339 Мишин В.П. 239 Монж Г. 237 Мюрдаль Г. К. 341

Назаретян А.П. 257 Нартов А. К. 237 Нейрат О. 48 НеморариусЖ. 113 Нидхэм Дж. 152 Николаев Г.А. 242 Ницше Ф. 282, 283, 285 Ньютон И. 28, 29, 55, 58, 72, 77, 91, 102, 108, 115, 122, 127, 144, 152,154,164,172,177,179,183, 187, 234, 237

Образцов И.Ф. 242 Огурцов А. П. 142 Оккам У. 127 ОнсагерЛ. 182 Орнштейн М. 152

Павлов М.А. 241 Пайерлс Р.Э. 296 Панарин А.С. 291 Парето В. 309, 310 Паскаль Б. 148, 237 Паули В. 76, 296 ПензиасА.А. 193 Перу Ф. 312 Петелин Г.И. 238 Петровский И.Г. 253 Пифагор 72, 111 Планк М.К.Э.Л. 86, 189, 196

Платон 13, 14, 56, 151, 153, 163, 191

Поликарпов Н.Н. 238 Поппер К.Р. 50-57, 61-64, 87, 136, 278, 297 Порто Дж. делла 236 Прайс Дж. 153, 295 Пресутти Э. 324

Пригожин И.Р. 76, 80, 102, 150, 182, 183 Прометей 223 Прони М. 237 Птоломей 154, 187, 191 Пуанкаре Ж.А. 296, 297 Пуансо Л. 237 Пуансон СД. 237

Ракитов А.И. 263

Рамзин Л.К. 240, 242

Рассел Б. 45, 48, 52, 56, 165, 166

Раушенбах Б.В. 239

Реале Дж. 13, 42

Рейно П.Л. 313

Рейхенбах X. 86

Ре ло Ф. 203

Рикардо Д. 306,307,331,332,339 Риман Б. 192 Рихман Г.В. 237 Рубинштейн Я.М. 238 РэнделлДж. 153

Савицкий П.Н. 291 Саймон Г. 313 СартонДж. 152 Сведенборг Э. 37 Севальников А. Ю. 259 Сен-Симон К.А.Р. де 44 Сидоров А.И. 240 Смит А. 305-307, 309, 317, 318, 328- 334, 339 Соловьев В.С.357

Соловьев Э.Ю. 142, 283 Сорокин П.А. 132—134 Софокл 223 Спенсер Г. 45, 48, 151 Спиноза Б. 131, 148 Стагирит 15 Стевин С. 236, 237 Стейнхарт 194 Стенгерс И. 80

Степин В.С. 81, 95, 106, 136, 142, 146, 296

Стюарт Дж. 328 Сукачев В.Н. 117 Сухой П.О. 238

Тамм И.Е. 155 Тарталья Н. 236 Теофраст 15 Терпигорев А.М. 242 Тимофеев-Ресовский Н.В. 117 Типлер Ф. 199, 200 Тойнби А.Дж. 286 Толстой Л.Н. 283 Томонага С. 296 ТомсонУ. 182,237 Торричелли Э. 237 Тоффлер О. 262 Туган-Барановский М.И. 367 Туполев А.Н. 238 Тутов Л Л. 354, 360, 362

Уайтхед А.Н. 87, 122, 165 Уатт Дж. 237 У гримов Б. И. 240 Уилер Дж. 199 Уффано Д. 236

Фейерабенд П. 76, 81 Фейербах Л. 309 Фейнман Р.Ф. 296 Ферма П. 28

Фишер К. 41

Фок В.А. 150, 296

Фома Аквинский 113

Франк С.Л. 72-75, 213, 215, 358

Франкл В. 266—268

Фрейд 3. 52

Френсис Д. 320—322

Френч П. 322

Фридман А.А. 187, 193, 195 Фридмен М. 317 ФукоМ.П. 76—78 Фурье Ж.Б.Ж. 145

Хаббл Э.П. 187, 193 Хайдеггер М. 147, 213, 214, 217, 301

Хайек Ф.А. фон 308, 309 Хайнер Р. 313 Хакен Г. 182, 183 Хатчесон Ф. 329 Хойл Ф. 198 Холл Р. 153 Холтон Дж. 87 Хонигсхейм П. 151, 152 ХорганДж. 76 Худяков П.К. 240 Хюбнер К. 76, 81, 82

Цандер Ф.А. 74, 238 Циолковский К.Э. 72-75, 238

Чернышев А. А. 241 Чёрч А. 97 Чосер Дж. 113 Чудаков Е.А. 242

Шадевальд В. 225 Швингер Дж. 296 Швырев В.С. 142 Шези А.237 Шеннон К.Э. 250—252

Шефтсбери А.Э.К. 329 Шлейермахер Ф. 299, 300 Шлик М. 45, 48 Шопенгауэр А. 281, 282 Шпенглер О. 284, 285 Шрейдер Ю.А. 251, 252 Шумпетер Й. 316 Шухов В.Г. 233, 234, 240

Эвдем 15

Эйнштейн А. 58, 102, 114, 122, 147, 148, 150, 174, 187, 193, 276

Элиаде М. 91 Энгельгард В. А. 150 Энгельмейер П.К. 232, 234 Эсхил 223

ЮмД. 309

Яковлев А.С. 238 Ясперс К. 210-212

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ