Нравственно-философские принципы предпринимательства

Аксиологический аспект предпринимательской деятельности. На всех этапах развития экономической теории, представленных различными школами (меркантилизм, физиократы, классическая, историческая, маржиналистская и др.), решались вопросы об источниках богатства, происхождении и природе меновых пропорций, природе экономических отношений и систем. Вместе с тем предпринимались попытки связать решения таких принципов, как максимизация выгоды и минимизация затрат, с духовной культурой, нравственными ценностями. В полной мере это относится к теории и практике предпринимательства.

При изучении данных проблем следует обратить особое внимание на опыт России. Как известно, в России в конце XIX—начале XX в. широко развивалось высшее и среднее коммерческое образование. Тогда наряду с экономическими, естественно-научными, правоведческими дисциплинами были представлены курсы мировоззренческо-нравственной ориентации — психологической, религиозно-нравственной, эстетической.

Формирование и развитие рыночных отношений вызывают изменения в социальном бытии, в сознании и поведении субъектов этих отношений, в частности в их мировоззрении и нравственной позиции. Это наглядно проявляется в соотношении коммерческой выгоды и морального бескорыстия. Современный предприниматель должен цивилизованно решать это противоречие в своей деятельности: с одной стороны, расчетливость, достижение ясного понимания своей выгоды, умение ее достичь и закрепить, а с другой стороны, при мотивации нравственного аспекта своей деятельности признание авторитета духовных ценностей, уважение к другому человеку, мотив бескорыстия, что определяет самоценность нравственных поступков и их результатов. Рыночные отношения предполагают сочетание этих принципов.

Деятельность субъектов маркетинга — и организации, и отдельных людей особенно — представляет собой особую разновидность (тип) деятельности. Деятельность включает всю совокупность целесообразных активных действий — внутренних и внешних и тесно связана с поведением, в котором, однако, фиксируются активные и пассивные внешние действия.

Основным элементом человеческой деятельности является общение — взаимодействие субъектов, предполагающее постоянный обмен как материальными ценностями, так и духовными, в частности информацией. Важнейшую сферу такого обмена представляет рынок, реализующий продукт в форме товара через спрос, предложение, цену, доказывающий свою социальную значимость через индивидуальное как диалектическое единство единичного и общего.

Предпринимательство в целом выступает как деятельность, ориентированная на изменение, в какой-то мере преобразование социальных отношений. Поэтому предприниматель — это активно действующий субъект. Итоги изучения инновационного новаторского предпринимательства позволили сделать следующие выводы: О предпринимательская активность — это функция средострукгур- ных факторов, ситуационных событий, определенных свойств личности;

О в предпринимательской активности уровень предприимчивости может быть предельно низким, а может достигать инновации, но он никогда не совпадает с тем, что планируется.

Можно сказать, что предпринимательство выступает как своего рода экономическое творчество. Мотивация предпринимателя ориентирована на успех, достижение, преодоление. Он включен в соревновательность, борьбу с конкурентом и самим собой, стремится к самостоятельному ведению дел. Исследуя тесные связи предпринимательства с инновационностью, известный экономист XX в. Й. Шумпетер пришел к заключению, что предприниматель является основным элементом экономического развития, а функция предпринимательства состоит в том, чтобы, используя факторы производства, ввести нововведения, благодаря чему происходит экономическое развитие.

Взаимоотношение социального и нравственного в бизнесе вызывает различные оценки экспертов. Так, по мнению известного американского экономиста М. Фридмена, роль этики в бизнесе определяется ролью предпринимателей в обществе, что характеризуется тезисом о «социальной ответственности». В соответствии с этим предприниматель не должен стремиться исключительно к коммерческой выгоде [10].

Анализ предпринимательской деятельности Фридмен основывает на трех основных постулатах:

  • 0 попечительский долг предпринимателя по защите интересов тех, кому он служит;
  • 0 сочетание личной и корпоративной выгоды у предпринимателя, способствующее ускоренному развитию общества;
  • 0 сочетание личной свободы, автономии, полезности, активизирующее участие предпринимателя в получении максимальной прибыли.

Эксперт Т. Маллиген, отвечая Фридмену, подчеркивает необходимость сочетания «социальной активности» с другими факторами [12]. Тогда центральным моментом деятельности предпринимателя является его роль в защите и совершенствовании общества и окружающей среды, в том числе окружающей маркетинговой среды. Забота об улучшении географической, экономической, демографической среды, технологического окружения, политико-правовых, экологических, культурологических ситуаций оказывают влияние на сегментацию рынка, покупательский спрос, принятие решений, поведение покупателей на рынке, маркетинговую деятельность в целом.

Следует отметить, что на тесную связь предпринимательства, хозяйственной деятельности с нравственностью указывали крупнейшие представители экономической теории и социологии А. Смит и М. Вебер.

А. Смит в своей теории придал экономическим отношениям статус автономии. Главными условиями процветания государства он считал: господство частной собственности, эффективные отношения государства и экономики, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Экономистам больше известна книга Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В среде философов популярна его работа «Теория нравственных чувств», где он раскрывает природу человеческих страстей и выделяет стремление человека оценить себя и других. Саму способность людей к нравственному переживанию Смит связывает с Божественным промыслом. Современные исследователи обращаются к идеям Смита для поиска новых содержательных предпосылок экономической теории. «Для А. Смита было очевидно, что экономическая теория должна быть погружена в общественно-политический и, самое главное, в нравственный этический контекст своей эпохи... Эффективная и высококонкурентная экономическая теория возникает тогда, когда ее корни питаются жизненно-политическими и нравственными идеями» [5. С. 84].

М. Вебер (1864—1920), ведущий представитель западной социальной философии и социологии XX в., в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма», исследуя связь хозяйственной жизни общества, материальных и духовных интересов различных социальных групп с религиозным сознанием, подчеркивает значение менталитета как основы экономического успеха. Главная методологическая идея Вебера — идея экономической рациональности — проводится через изучение структур общества. По его мнению, набожный предприниматель, ведущий аскетический и ответственный образ жизни, использует прибыль не для личного потребления или накопления, а для развития своего предприятия. Экономический успех трактуется как признак Божьей благодати.

С.Н. Булгаков (1871 — 1944), русский философ и экономист, в работе «Философия хозяйства», оценив идеи Вебера, подчеркивает необходимость «понимания хозяйства как явления духовной жизни», что «открывает глаза на психологию хозяйственных мировоззрений». Отсюда возникают проблемы роли личности в хозяйственном творчестве, соотношение этики и эсхатологии и др.

Н.А. Бердяев, продолжая этот анализ, утверждает, что «если народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни». Заметим, что в русской классической культуре понятие хозяйства (его качество) было тесно связано с природной средой (как основы сущего); это является составной частью современного понимания качества жизни [1].

М. Бюшер, специалист из швейцарского института экономической этики, отталкиваясь от указанных положений, классифицирует типы взаимоотношения экономической деятельности и этики (экономической этики) следующим образом:

О «отстраняющий» тип, сторонники которого относят этические факторы к внешним условиям экономической деятельности, не включая их в парадигму экономической теории;

О «аддитивный (дополняющий)» тип, представители которого применяют этические критерии к деятельности менеджеров и функционированию рынка, а саму науку объявляют нейтральной;

О «функциональный» тип, сторонники которого утверждают, что этически ориентированная экономическая теория станет в будущем наиболее конкурентоспособной, поскольку с течением времени наиболее ценными благами станут надежность товаров и услуг, качества людей и способность вызывать доверие. Поэтому вести себя этично будет экономически целесообразно, рационально;

О «интегративный» тип, сторонники которого считают, что этику и экономическую теорию нельзя изолировать друг от друга, но этические основы экономической науки следует анализировать в рамках самой этой науки.

В связи с этим Бюшер отмечает, что философская задача состоит в том, чтобы выделить нормативные и социальные основы эконо- мическо-хозяйственных процессов, учитывая определяющую роль культуры, ее ценностей и принципов [2. С. 19—23].

В практике нашего общества необходимо учитывать все эти типы взаимодействия. На наш взгляд, наиболее реальным и осуществимым представляется «интегративный» тип. «Функциональный» тип открывает горизонты развития, побуждает к реализации потенций человека и общества, повышает вероятность успеха в преодолении инерции. Именно он выступает методологической основой стимулирования эффективного профессионального труда предпринимателей и менеджеров и формирования социальной среды, в том числе маркетинговой, для отбора соответствующих специалистов.

Погруженность рынка в ментальность общества создает особый вид «рыночного сознания» — коммерческий стиль мышления (соотношение выгоды, утилитарности и уравнительности). Все это подводит к центральной проблеме научной дисциплины «этика бизнеса» — соотношению предпринимательства и духовной культуры, которая является одним из средств решения противоречий рынка и уравнительности.

Аксиологический аспект (теория ценностей) пронизывает все формы духовной культуры, в том числе философию и теорию морали. Именно аксиологические принципы служат основой этики бизнеса. К ценностям относятся те общезначимые принципы, которые определяют направленность человеческой деятельности. Наиболее четко проблема ценностей представлена в философии И. Канта, противопоставившего сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Не имея собственного бытия, ценности суть требования, характеризуемые значимостью, обращением к цели, воле и т.д.

Духовность как специфическое человеческое качество характеризует мотивацию и смысл поведения и общения личности. Если в основе формирования духовности будет лежать только житейское, относительное, то человечество ждет духовная катастрофа. Духовность — это позиция ценностного сознания, присущая нравственной, научной, философской, религиозной, художественной формам; это способ ценностной ориентации, регуляции человеческих отношений, в основе которых лежит гуманизм. Через формы ценностного сознания складываются ценностные ориентиры жизни — понятия добра и зла, долга и совести, справедливости и несправедливости, смысла жизни и смерти. Общезначимые ценности — та вершина, к которой должен стремиться индивид, если он хочет стать личностью. В течение многих тысячелетий это стремление поддерживалось религией.

Общезначимые ценности конкретизируются в групповых (например, профессиональных) и личных. Именно через них реализуются основные ценности и принципы жизнедеятельности специалиста, в частности предпринимателя.

В данном случае ценности выражаются в выборе того, что и как делать (полностью или частично заниматься делом). Данный выбор зависит от прошлого — накопленных знаний, воспитания, а также возможных последствий в будущем и осуществления в настоящем. Всегда имеется несколько вариантов решений, и предприниматель выбирает то, что считает правильным и важным, основываясь на личных ценностях, на собственной оценке.

Существуют различные варианты интерпретации личных ценностей и целей, оптимизирующих деятельность предпринимателей и менеджеров. Так, известные английские эксперты в области менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис предлагают анализировать и осуществлять эти ценности через концепцию ограничений. Под «ограничением» понимается фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы системы — организации в целом, рабочей группы, одного человека. Для ускоренного развития и саморазвития необходимы изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Методологические рекомендации Вудкока и Френсиса позволяют разработать специальную шкалу альтернативных личных ценностей.

Предприниматель, которому не ясны его личные ценности, не имеет прочной основы для действий, его решения, как правило, носят спонтанный и сиюминутный характер, и партнерами такие действия могут восприниматься как необоснованные. Отсюда понятна важность приобщения людей к выработке ценностей, следствием чего будет возрастание компетентности, твердости, решительности и определенной солидарности в конкретных поступках. Ценности лежат и в основе поведения человека. В связи с этим повышение эффективности деятельности предпринимателя в нашем противоречивом, неупорядоченном обществе предполагает систематическую коррекцию ценностных установок, прояснения и изменения ценностей. Например, оказать влияние на изменение ценностей других людей можно с помощью следующих способов:

О нравственных назиданий с опорой на авторитет;

О личным примером;

О невмешательством;

О содействием в прояснении ценностей при выборе альтернативных решений.

Предпринимательство и глобальная этика. Субъектами маркетинговой деятельности, как уже отмечалось, выступают не только отдельные индивиды, но и организации, группы (корпорации). Деятельность отдельных индивидов в корпорации и корпораций в целом также имеет нравственную, духовно-ценностную сторону. В целом корпоративизм — это система, связывающая интересы групп и государства через посредничество. Здесь происходит взаимодействие обособления и соединения групповых интересов и действий. В данном контексте в управленческой деятельности акцентируется не субстанциальный, а функциональный подход.

Корпоративистское регулирование является одним из механизмов осуществления этих связей прежде всего на трехстороннем уровне (работодатели, работники и государственные органы). Этим объясняется их влияние на политическую, экономическую, правовую и общесоциальную среды.

Корпорацию можно рассматривать как (механическую) совокупность, собрание отдельных предпринимателей, менеджеров, работников. Для того чтобы корпорация участвовала в бизнесе, она должна обладать способностью к новациям, принятию решений по правилам логики, к поведению, поддающемуся нравственно-ценностной оценке (творящему добро или совершающему криминальные поступки). В связи с этим философами рассматриваются проблемы нравственной ответственности поведения личности в корпоративных структурах [3].

Корпорация выступает и как субъект морали. Американский эксперт П. Френч считает, что каждая корпорация принимает структурное внутреннее корпоративное решение, что дает возможность руководству трансформировать поступки отдельных работников в общую стратегию деятельности корпорации [9].

Коллективная ответственность должна сочетаться с личным участием всех работников, что создает основу социального партнерства, повышает роль духовно-нравственных ценностей. Отметим, что участие в корпоративных структурах маркетинговой ориентации дает возможность тем, кто не желает обременять себя риском самостоятельного предпринимательства, хорошо работать, хорошо зарабатывать и достойно жить.

В структурах корпораций или других социальных групп ценностное взаимодействие реализуется прежде всего в форме отношений между личными взглядами и корпоративными, которые варьируются от поддержки до несогласия. На это соотношение оказывают влияние личные ценностные ориентации руководителя и неформального лидера группы, их мировоззрение в целом.

Опираясь на рекомендации Вудкока и Френсиса, можно выделить следующие типы таких отношений:

О полная поддержка корпоративных взглядов — оценивается как идеальная ситуация, все усилия работников направлены на поддержание принятого в корпорации подхода;

О согласие с корпоративными взглядами — работник понимает позицию корпорации и проблем с ее поддержкой не возникает;

О способность мириться с корпоративными взглядами — существуют различия между личными взглядами работника и корпоративными взглядами, но работник может мириться с подходом, принятым в корпорации. Есть возможность повлиять и на его взгляды, и на корпоративный подход, чтобы привести их к состоянию согласия;

О глубокое несогласие с корпоративными взглядами — наиболее сложная ситуация, ибо здесь от работника требуется поддерживать взгляды, противоположные его личным ценностям. Он должен сделать выбор: игнорировать эти взгляды или уйти из корпорации. В решении подобных противоречий должны учитываться все личные ценности, описанные выше.

Проблемы общения людей и прежде всего развития активности делового человека рассматриваются в знаменитых работах Д. Карнеги («Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» и др.), известного американского специалиста в области человековедения. Его книги содержат набор правил достижения успеха в жизни, опирающихся на культурно-этический контекст деятельности людей, развитие наук о человеке [4].

Интернационализация менеджмента, маркетинговой деятельности при анализе микросреды, где она протекает, требует глубокого осмысления и учета тех реальностей, которые порождаются мировым рынком, возрастанием конкуренции и взаимозависимости, углублением международного разделения труда, развитием транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков, созданием международных систем массовой коммуникации и других факторов.

Развитие международного бизнеса обусловлено многими причинами как отраслевого, локально-регионального (производственные издержки, торговые барьеры, правовое регулирование и др.), так и глобального характера (глобальные проблемы человечества, «планетарное сознание», глобальная этика).

В свою очередь современное мировое развитие характеризуется интеграционными и дифференционными процессами. Несмотря на сложность и противоречивость, интеграционные процессы в мире усиливаются, происходит становление нового, открытого мира, где взаимодействуют разные страны и культуры. На процессы мирового развития в целом оказывает влияние формирующаяся глобальная информационная среда. Межличностное общение становится частью глобальной сети. Этот процесс носит противоречивый характер: с одной стороны, усиливаются возможности человека в реализации своей индивидуальности, а с другой — растет унификация правил и норм, его мышления и поведения.

Исполнительный директор корпорации IBM в Италии Э. Пре- сутти характеризует современный мир такими свойствами, как сложность, глобальность, субъективность, которые оказывают влияние на изменения в международном бизнесе и требуют его концептуального переосмысления.

Сложность проявляется в ускорении и непредсказуемости в мире, что затрудняет возможность контроля над ними. Возникают ранее немыслимые системы технологий, открывающие, с одной стороны, новые перспективы, а с другой — проблемы общения с ними.

Глобальность проявляется, в частности, в усилении различных видов взаимодействий всех сегментов мира, что создает возможность действовать в любом из них, более эффективно использовать достижения мировой науки, природные ресурсы. Вместе с тем все это порождает вовлеченность в глобальное соревнование.

Субъективность характеризует возрастающую потребность: организаций — в ускоренной интеграции рынков и экономических систем с опорой на индивидов и индивидов — в активном участии в этих процессах.

Именно эти факты, по мнению Пресутти, рождают проблемы, которые невозможно решать на основе прошлого опыта, они требуют новых подходов, новых моделей поведения и соответствующих регулятивов.

Усиление интеграционных процессов, стимулирование их, в том числе бизнесом, вызывает качественные изменения в обществе. Эксперты Ассоциации Европейской этики бизнеса (EBEN) говорят о формировании в Европе особого общества — рыночного общества участия (PMS) [8]. Среди основных признаков такого общества выделяются два:

О определяющая роль бизнеса в его функционировании;

О социальная ориентированность предпринимательства.

Подобное общество конституируется на основе институционально не регламентированной системы отдельных инициатив и предполагает реализацию индивидуального и группового творчества. Этика бизнеса из внешнего регулятива деловой жизни превращается в один из элементов ее сущности.

Основанием такого общества наряду с правом становится мораль. Это создает возможности для реализации взаимодействия и развития носителей различных ценностей и культур и тем самым для существования самого общества. Если право создает формальные условия его функционирования, то мораль стимулирует осуществление свободы (в частности, свободы предпринимательства) во благо. Это задает направленность, смысл всех форм деятельности, определяет критерий выбора и оценки. Поскольку предпринимательство играет в мире все более решающую роль, то необходимость моральной направленности практики бизнеса не вызывает сомнения. Это относится к сфере взаимоотношений между субъектами бизнеса, в том числе международного.

В реализации международного бизнеса (экспорт продукции, система соглашений по лицензированию, функционирование совместных предприятий, прямые инвестиции за границей) важнейшую роль выполняют глобальные экономические структуры, прежде всего ТНК. В их деятельности реализуются все аспекты предпринимательской макросреды — экономические, политические, правовые, культурологические.

Остро актуальной в методологическом плане построения общей теории бизнеса является проблема определения глобальных корпораций, критериев и среды их деятельности. Так, в ООН неоднократно обсуждался вопрос о кодексе поведения ТНК.

При рассмотрении природы ТНК учитывается соотношение количественных и качественных характеристик, понятий целого и части. Количественные характеристики явно преобладают в следующем определении: «Многонациональная корпорация определяется как фирма, владеющая и управляющая предприятиями, которые расположены более чем в одной стране» [6. С. 688].

Другие определения предлагают более широкий набор признаков-соотношений: страны принадлежности ТНК («родительской» корпорации) и принимающих стран (имеющих филиалы ТНК), оборот филиалов в общем объеме коммерческой деятельности ТНК в целом, квоты национальной принадлежности капитала, суммы зарубежных инвестиций и активов ТНК в целом, характер собственности и контроля за деятельностью филиалов, различные типы стратегической интенциональности мышления менеджеров

(национализм, регионализм, глобализм). Американский эксперт

Э. Кольде полагает, что «...в целом многонациональное предприятие представляет собой комплекс организационных и оперативных функций и институтов бизнеса в международном контексте» [11. Р. 220].

Существует тенденция считать характерным свойством ТНК ее стремление использовать национальные рынки как части единого мирового рынка. Поэтому ТНК стремится объединить различные элементы своих управленческих, производственных, бытовых структур с целью получения наибольшей выгоды от методов управления, «ноу-хау», использования производственных мощностей, новой технологии в различных странах, координации финансовых операций. Тогда основным принципом, заложенным в транснациональные экономические структуры, будет: «единство через диверсификацию». Современный эксперт отмечает: «Понятие транснациональной корпорации, как известно, включает масштаб, долю рынка, эффективность, диверсифицированность по видам и географии бизнеса» [7. С. 11].

Международный бизнес несет корпоративную ответственность за решение глобальных проблем. Последние становятся корпоративными ценностями, в которых конкретизируются ценности общечеловеческие. Например, при решении экологических проблем необходимо учитывать проблемы взаимоотношения биосферы и ноосферы. Вступление человечества в эпоху ноосферы потребует от него огромных усилий, и все бблыпую роль будет играть экологический императив, т.е. осознанное поведение людей, в том числе хозяйственно-экономическое, согласованное с объективно необходимыми требованиями стабильности окружающей среды.

В контексте морального измерения международного бизнеса перед ТНК и конкретными предпринимателями встают проблемы определения инвестиций с точки зрения не только размера прибыли, но и социально-экономической эффективности, решения проблем окружающей среды, задач социального обеспечения, поддержки соответствующих институтов, благотворительности и др. В этом отношении характерна деятельность международных религиозных организаций и концептуальная ее оценка. Религиозно-нравственной направленностью характеризуются все программы экуменического движения (движения за интеграцию христианских церквей), его основного координирующего органа — Всемирного Совета церквей. Экуменисты разработали принципы «экономической этики» и настаивают на необходимости внедрения их в практику международной жизни, в том числе бизнеса. Подобный вариант глобальной этики основывается на библейском понимании целостности сотворенного мира, религиозно-нравственной оценке всех его частей и ответственности за их состояние.

Реклама служит одним из средств формирования массового сознания, выработки у людей эмоционально-ценностных представлений о реальности. В широком смысле — это часть культуры. Но как основное звено маркетинговых коммуникаций, характеризующая форму наличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, она выступает как коммерческая реклама. Реклама является средством, формирующим рыночное сознание, видом социальной коммуникации, синтезирует все аспекты языковых знаков. Все виды рекламы и ее конкретные задачи (создание благоприятного мнения, создание имиджа товара, товарной марки и др.) должны соответствовать таким принципам и целям, как оценка деятельности, передача закодированной информации, формирование ценностей, предписание определенного поведения, образа жизни и др.

Разумеется, через рекламу передают все стороны действительности, но многие свойства предпринимательства, особенно негативные (возможность обмана, невыполнение обязательств, разорение, проигрыш и т.п.), остаются за кадром. Все это актуализирует значимость соблюдения духовно-ценностных, мировоззренческих принципов этого бизнеса.

Итак, решение нравственно-философских принципов предпринимательства связано с инновационностью, включает в себя аксиологические принципы, гармонизирует отношения между людьми, человеком и природой, повышает глобальную ответственность перед настоящим и будущим поколениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • 1. Антология русского качества ; под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. М., 2007.
  • 2. Вопросы философии. 1992. № 1.
  • 3. История и философия экономики: учеб, пособие ; под ред. М.В. Ко- нотопова. М., 2013.
  • 4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.,
  • 1990.
  • 5. Колпаков В.Л. Эволюция экономической теории: от А. Смита к нео- смитианству // Вопросы философии. 2006. №11.
  • 6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  • 7. Смоленская Е. Триллион — это слишком // Эксперт. 2006. Февр.
  • 8. A Participatory Market Society // European Business Ethics Newsletter.
  • 1991. №3.
  • 9. French P. The Corporation as a moral person // American Philosophical Quarterly. 1979. Vol. 16. № 3.
  • 10. Friedman M. The Responsibility of Business in to Increase its Profits // The New York Times Magazine. 1970. 13 sept.
  • 11. Kolde E.J. International Business Enterprise. N.J., 1968. P. 220.
  • 12. Malligan Th. A Critique of Milton Friedman essay... // Jornal of Business Ethics. 1988. № 7.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >