Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow Массмедиа в социокультурном пространстве

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Коммуникация, которая в широком плане интерпретируется как способ общения, дающий возможность передавать и принимать разнообразную информацию, изучается представителями многих наук, не только гуманитарных, но и точных. Каждую из них в коммуникации интересует определенный предмет рассмотрения. Отечественные исследования массовой коммуникации посвящены изучению особенностей передачи и восприятия информации при помощи различных каналов и воздействию массмедиа на общественное сознание, речевое поведение и мотивы поступков индивидов. Ученые связывают массовую коммуникацию не только с проблематикой философии, социологии, психологии, этнографии и других гуманитарных наук, но и с междисциплинарными направлениями, отраженными в таких интегративных дисциплинах, как психолингвистика, социопсихология, социолингвистика, социокоммуникация.

Внимание представителей технических дисциплин привлекает изучение возможностей и способов передачи, обработки и хранения информации, создание систем символов и правил, посредством которых можно представить сообщения. Этнографы анализируют бытовые и культурологические особенности коммуникации. Психологов интересует исследование факторов, способствующих передаче и восприятию информации, а также причин, затрудняющих процесс межличностной и массовой коммуникации. Лингвисты изучают проблемы вербальной коммуникации, связанные с нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи. В социолингвистике анализируются проблемы, сопряженные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах.

Примечательно, что если для лингвиста изучение получателя информации имеет второстепенное значение, то для социолога важно исследование коммуникации прежде как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. Вследствие этого наряду с межличностной коммуникацией всесторонне изучается массовая. Социолог при этом исследует факторы, обусловливающие ее влияние на формирование общественного мнения — отношения к социальным реалиям, ценностям. Социальная коммуникация представляет собой такую коммуникативную деятельность людей, которая обусловлена целым рядом оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе[1].

Исследование социальной сущности массовой коммуникации привлекает внимание многих ученых. Они выражают различные мнения по поводу того, что такое теория коммуникации и что должно быть ее предметом. Американский аналитик Р. Крейг полагает, что существование разных трактовок понятия «коммуникация» связано с тем, что эту область изучают специалисты, представляющие разные профессии, каждый из них рассматривает термин применительно к определенному роду деятельности. Р. Крейг выделяет семь дисциплинарных подходов к теории коммуникации:

  • 1) риторический {rhetorical), который рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса;
  • 2) семиотический {semiotic), в котором она исследуется как система знаков;
  • 3) феноменологический {phenomenological), который изучает способы организации общения между людьми, диалог;
  • 4) кибернетический {cybernetic), для представителей которого коммуникация — это процесс обработки и передачи информации;
  • 5) социопсихологический {sociopsychological), в рамках которого коммуникация интерпретируется как способ воздействия на поведение человека, групп людей, общества в целом;
  • 6) социокультурный {sociocultural), согласно которому она рассматривает создание или воссоздание общественного порядка, взаимодействие людей в социуме;
  • 7) предметом исследования в русле критического подхода является отражение дискурса[2].

Термин «коммуникация» (лат. communicatio делаю общим, связываю) появляется в научной литературе в начале XX в. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации и понимается как: 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение — передача информации от человека к человеку; 3) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него[3].

Основными параметрами, отличающими массовую коммуникацию от групповой, являются количественные. Вследствие значительного увеличения числа коммуникативных актов, каналов, участников формируется новая качественная сущность. Коммуникация приобретает новые возможности, возникает потребность в особых средствах (передача информации на расстояние, тиражирование).

М.М. Назаров выделяет следующие особенности массовой коммуникации: публичный характер и открытость, ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации, опосредованность контактов передающей и принимающей сторон, асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон, множество реципиентов, влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.

Общими условиями, необходимыми для функционирования массовой коммуникации, по мнению исследователей, являются следующие:

  • • наличие технических средств, обеспечивающих регулярность поступления и тиражирование массовой коммуникации;
  • • социальная значимость информации;
  • • массовая аудитория;
  • • многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

В качестве технических средств, обеспечивающих коммуникацию, воспринимаются средства массовой информации, средства массового воздействия и собственно технические средства. К массмедиа относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение; к средствам массового воздействия, которым несвойственна регулярность обращения к массовой аудитории, — кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература.

Пресса возникла в Европе в XVII в., когда вышло в свет коммерческое печатное издание. Первый номер массовой газеты отпечатан в США в 1833 г. Что касается радио и телевидения, то ими статус средств массовой информации обретен в XX в.

Определяющей характеристикой массовой коммуникации является массовость, которая создает новые сущности в коммуникационном процессе. В процессе общения участвуют не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, правительство, олигархи, армия. Исследователи делают вывод о том, что функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а вслед за ней — управления, поддержания социального статуса, подчинения и власти.

Важнейшей характеристикой массовой коммуникации является и ее социальная значимость. Она заключается в соответствии сообщений запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения), воздействии на людей (обучение, убеждение, внушение).

Новые качества приобретают и взаимоотношения источника и получателя информации в массовой коммуникации. Сообщения отправляет общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем их становятся целевые группы (target groups), в которых люди объединены по некоторым признакам. Благодаря массовой коммуникации поддерживаются межличностные связи в группах и межгрупповые в обществе. На процесс создания целевых групп могут воздействовать массовые сообщения. В свою очередь, эти группы и общество влияют на массовый коммуникационный процесс. Во-первых, составителями сообщения учитывается фактор адресата; во-вторых, возможны отклики на полученную информацию в виде конкретных действий, форме интерактивного общения (обратная связь). Обратная связь отражается как в выступлениях людей на митингах и собраниях, письмах в редакции массмедиа, интерактивном диалоге, ведущемся в теле- или радиоэфире, так и в изучении общественного мнения в ходе опросов, анализа слухов и анекдотов.

Массовая коммуникация понимается исследователями как однонаправленный или двусторонний процесс. На основе обсуждения различных моделей сложилось два подхода к их анализу.

В рамках информационного подхода коммуникация интерпретируется как однонаправленный процесс. Разделяющие эту точку зрения исследователи склоняются к тому, что поток информации, посылаемой субъектом, движется в одну сторону в целях оказания воздействия на объект. Согласно теории, предложенной Г. Лассуэллом, коммуникация подобна магической пуле, для которой гражданин становится мишенью. Эта «пуля» летит от одного человека к другому, зажигает реципиента, как электрическую лампочку, и трансформирует его идеи, чувства, знания или мотивацию[4].

Специфические черты коммуникации определены философами и социологами. Массовая коммуникация трактуется как систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий в целях утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей[5]. В.М. Березин интерпретирует массовую коммуникацию и как деятельность по добыванию, упорядочению, обработке и передаче информации, и как деятельность по добыванию (открытию, изобретению) новых смыслов, приближающих человека к постижению истинного и нравственного знания[6].

Сторонники социального подхода оценивают массовую коммуникацию как двусторонний процесс. Одним из первых внимание научного сообщества к элементам обратной связи, ценным в сфере властно-управленческих отношений, привлек У. Шрамм. Он утверждал, что коммуникационный процесс бесконечен, а каждый человек является маленьким распределительным центром по управлению и переадресации огромного информационного потока.

Многое в осмыслении процессов обратной связи сделано и американским психологом Ф. Хайдером. Он пришел к выводу, что взаимоотношения двух индивидов по поводу какого-либо третьего лица или объекта в одних случаях могут быть симметричными, когда обе стороны настроены благожелательно друг к другу и единодушны в отношении третьего лица, а в других — несбалансированными, когда оба индивида симпатичны друг другу, однако по-разному относятся к внешнему объекту[7].

Имеющиеся теории, по мнению исследователей, построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации.

Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:

  • 1) функцией политического контроля;
  • 2) функцией опосредованного духовного контроля;
  • 3) культурологической функцией[3].

В первой группе теорий выделяется две подгруппы, в которых доминирующим фактором является соответственно материальноэкономический или идеологический. К первой подгруппе относятся теория массового общества и ее варианты. Их основой служит классическое марксистское понимание массмедиа как средств производства, являющихся в капиталистическом обществе частной собственностью. Различные концепции массового общества сближает признание возросшей роли общенациональных и снижения значимости местных институтов, стандартизации отношений людей. В качестве предпосылок его формирования большинство теоретиков называют индустриализацию, урбанизацию, появление массовых движений.

Одной из важнейших предпосылок возникновения такого общества является возрастание роли средств массовой коммуникации. Исследователями подчеркивается значение деятельности массмедиа в формировании общественного мнения, двоякая роль журналистов. С одной стороны, они способны манипулировать общественным мнением (В. Парето, К. Маннгейм), с другой стороны, помогают людям выжить в неблагоприятных ситуациях.

Во вторую подгруппу входит теория «гегемонии массмедиа». «Гегемония» трактуется как господствующая идеология. Отправной точкой для возникновения данной концепции стала интерпретация массмедиа как мощного механизма, способного инициировать изменения в обществе благодаря возможности их воздействия на людей в опосредованной, скрытой форме.

Советской социологической школой разработана теория массовой коммуникации как вида социального общения. Согласно ей массовая коммуникация устанавливается лишь тогда, когда людям свойственна общность социальных чувств и общий опыт. Сторонниками этой школы изучались духовная деятельность и общественное мнение, а также идеологическая пропаганда. Основательные исследования в этой сфере были проведены Б.А. Грушиным и его единомышленниками, проанализировавшими влияние массмедиа на формирование массового сознания и общественного мнения.

Ко второй группе относятся теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма. Их основой стали социологическая теория действия, предложенная американским ученым Т. Парсонсом, основателем системно-функциональной школы в социологии, и идеи, выраженные американским социологом Р. Мертоном, убежденным в том, что все действия, совершаемые в обществе, обусловлены его потребностями. Массмедиа рассматриваются в качестве самоорганизующейся и самоконтролируемой подсистемы, действующей в рамках установленных политических правил.

Исследователи, разработавшие теории третьей группы, проявляют социокультурологический подход к осмыслению массовой коммуникации и роли массмедиа. Ученые франкфуртской (поздней) школы изучили проблемы культурологического функционирования массовой коммуникации. Критический подход ее представителей отразился в работах Т. Адорно, который раскрыл разрушительное воздействие массмедиа на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры.

Противоположного взгляда на роль массовой культуры в обществе придерживаются сторонники бирмингемской школы. С. Холл и его последователи исследовали роль массмедиа в процессе взаимодействия массовой культуры и социальных групп, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств, и пришли к выводу об интегрирующем влиянии массовой культуры.

К третьей группе теорий массовой коммуникации относится и концепция, предложенная социологами М. Маклюэном и А. Молем. Они представляют культурологическую теорию массовой коммуникации как новый этап социального общения. М. Маклюэн рассматривал исследование коммуникативных средств в качестве главной задачи для осмысления их взаимодействия с человеком. По его мнению, люди, пользуясь «электронной информацией», вынуждены мыслить «мозаично», через интервалы, посредством так называемого резонанса. «Мозаичность» культуры, формируемая при помощи массмедиа, привлекала и внимание А. Моля.

Внимание сторонников данных теорий сосредоточено на анализе роли массмедиа. В качестве прогноза их развития, с одной стороны, подчеркивается возможность усиления дифференциации власти над журналистикой, снижения культурного уровня общества, с другой стороны, выделяется преимущество, которым обладает пресса в условиях свободного выбора информации.

Ученый из Амстердамского университета Д. Маккуэйл внес ряд конструктивных предложений относительно будущего теорий массовой коммуникации. По мнению исследователя, направления их развития таковы:

  • • поиски сближения возможностей социального и индивидуального использования коммуникации;
  • • выработка концепции соотнесения информации и культуры в русле их объективных возможностей и условий функционирования;
  • • основательный анализ отношений в процессе коммуникации в целях поиска баланса в соотношении передаваемой информации и реальных запросов общества;
  • • пристальное внимание к различным технологиям и изучение возможностей их использования в практике;
  • • тщательный анализ альтернативного подхода в оценке коммерциализации, ее места в массовой коммуникации;
  • • переоценка «общественного интереса» в коммуникации и интерпретации природы информации как вида частной собственности и общественного товара.

Несмотря на существование школ, изучающих массовую коммуникацию, в XX в. работы ряда исследователей оказали влияние на развитие теории в целом, а предложенные ими идеи признаны применимыми для различных научных направлений. В качестве одного из них воспринимается Г. Маклюэн. Исследователь утверждал, что западная цивилизация достигла водораздела в XX в., имеющего не меньшее значение, чем эпоха Ренессанса. Существенные сдвиги в истории человечества сопряжены с появлением новых технических средств коммуникации.

Ученым выделены три этапа в развитии цивилизации. Первый из них связан с первобытной дописьменной культурой, основанной на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира, детерминированием жизни общества устными средствами коммуникации. Первобытную сменила письменно-печатная культура. В понимании ученого она является элитной, доступной лишь образованным людям.

По мнению М. Маклюэна, огромная роль на третьем современном этапе развития цивилизации принадлежит электричеству. Оно способно мгновенно связать людей во всем мире и превращает мир в одну «глобальную деревню»; посредством электронных массмедиа общество возвращается в первобытное состояние, в котором у человека возрождается естественное слухо-визуальное многомерное восприятие мира. Электронные средства коммуникации (телеграф, телефон, телевидение, компьютер) служат продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. В наступившую эпоху преобладает миф, а с помощью средств массовой информации вскоре можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур[9].

Рассматривая деятельность телевидения, исследователь подчеркивал, что оно может из любого малозначимого события, пустяка создать сообщение всемирного значения. По мнению ученого, из увиденного каждый зритель складывает представление о происходящем в мире в зависимости от своего жизненного опыта, образования, настроения.

Расширяя характеристику массмедиа, М. Маклюэн разделил все средства коммуникации на «cool» (прохладные) и «hot» (горячие). К «прохладным» средствам общения он относил телевидение и радио частично потому, что эти массмедиа представляли анонимные корпорации без четко выраженной точки зрения; к «горячим» — печатные издания, которые всегда выражают авторскую точку зрения, мнение редакции, они не могут быть безличными и абстрактными, т.е. «cool». Эти высказывания М. Маклюэна вызывают споры, поскольку у телевизионных каналов, как и у печатных изданий, есть хозяева, «заказчики». Зритель не просматривает анонимные передачи, вынужден потреблять сообщения в том виде, в каком они представлены редакторами, журналистами, а действительность нередко искажается массмедиа. И все-таки, несмотря на существование различных взглядов на массовую коммуникацию, творчество М. Маклюэна необходимо для понимания основных этапов ее изучения, осмысления опыта, накопленного в развитых странах Запада.

Размышляя о социальной сущности коммуникации, большинство исследователей отмечает, что пресса оказывает сильное воздействие на массовую аудиторию. Она характеризуется как неоднородная, рассредоточенная (по территориальному признаку) и анонимная. Составляющие ее индивиды рассматриваются социологами в качестве личностей, вовлеченных в общественные отношения. Посредством массовой коммуникации вероятно установление связей в социальной группе и с широкой социальной средой. Более того, в процессе демократизации общества возможности участия людей, имеющих различные социальные ориентиры, в массовой коммуникации расширяются. Привычными на телевидении стали ток-шоу, в которых рассматриваются острые социальные проблемы при участии экспертов, представителей массовой аудитории, а также интервью с политиками и экономистами на актуальные темы; граждане направляют в редакции газет и журналов письма, в которых рассказывают о наболевшем. В зависимости от уровня профессионализма, культуры массмедиа так или иначе решают задачу совмещения и разграничения массовой и личностной социальной ориентации оценочной информации, влияющей на общество и индивида.

Телевидение и радио создают условия для опосредованной межличностной коммуникации, а для внутриличностной приемлемы — телетекст и видеотекст. Благодаря телетексту обеспечивается получение сообщений с помощью адаптеров, а видеотекст посредством кабельной техники позволяет почерпнуть информацию, имеющуюся в компьютере, и наладить обратную связь с другими реципиентами. Использование компьютерных видеоигр, программ и видеодисков ведет к расширению функций массмедиа. Индивид имеет возможность выбрать в зависимости от его интересов программы, объем которых благодаря кабельному и спутниковому телевидению увеличивается. Знаменателен и тот факт, что созданы благоприятные условия для интерактивности в обмене информацией.

Степень влияния сообщений на массовую аудиторию зависит от того, насколько они соответствуют ее интересам и насколько регулярны. Аудитория ожидает оценочную информацию, поскольку журналистика как социальный институт служит для общества источником разнообразных сведений. Несмотря на критику, звучащую в адрес массмедиа (коммерциализация, ангажированность), они пользуются довольно высокой степенью доверия людей. Согласно результатам опросов общественного мнения гражданами выражается уверенность в добросовестности действий субъектов журналистики в большей мере, чем в правильности работы других социальных институтов (законодательные органы власти, прокуратура, суд).

Оценочная информация не только ожидаема аудиторией, но и оказывает существенное воздействие на процесс формирования общественного мнения. Массовая коммуникация может быть нацелена и на изменение его посредством использования доводов в целях одобрения или осуждения поступка, мнения как проявлений деятельности индивида. Возможна и ориентация на изменение ее при использовании доказательств ради поддержки или дискредитации коллективных действий. Как бы то ни было, успех дела зависит от знания социальных мотивов, определенных аудиторией, и способов передачи оценочной информации. Эти обстоятельства учитываются политическими силами, ведущими поиск эффективных инструментов влияния на людей (государство, партии, корпорации).

Массмедиа часто вынуждены заботиться в большей степени об отражении интересов не общества, а учредителей. Попытки контролировать деятельность журналистов, в каких бы формах они ни выражались, осуществляются ради идеологического, политического, экономического и нравственного воздействия на сознание людей.

По мнению исследователей, эффект соучастия граждан в процессе коммуникации тем сильнее, чем четче налажена скрытая обратная связь. Достигнуть этого можно посредством осмысленного построения дикторского дискурса, предусматривающего последовательность в подаче информации, и тщательного отбора слов, формул общения, стереотипов речевого поведения. С большей или меньшей долей вероятности прогнозируется реакция слушателя или зрителя на ту или иную информацию и интерпретацию ее. Даже если отправитель сообщений не взаимодействует непосредственно с аудиторией, он может корректировать процесс коммуникации, превращая его в двусторонний.

•=> Таким образом, изучение социальной сущности массовой коммуникации как систематического распространения сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий в целях утверждения духовных ценностей и оказания воздействия на мнения и поведение людей позволяет осмыслить разнообразные возможности влияния массмедиа на аудиторию. Массовой коммуникации свойственны публичность и открытость, контроль доступа к средства и передачи информации, опосредованность контактов отправителя и получателя сообщений и ассиметричность их отношений. Для функционирования массовой коммуникации необходимы наличие технических средств, обеспечивающих регулярность поступления сообщений и тиражирование их; социальная значимость информации; массовая аудитория; многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Исследователи коммуникации дают разнообразные характеристики массмедиа. Они представлены и как средства производства, и как организаторы манипулирования общественным мнением, распространения стереотипов массовой культуры, и как мощный механизм, способный воздействовать на людей в опосредованной, скрытой форме. Массмедиа рассматриваются и в качестве самоорганизующейся и самоконтролируемой подсистемы, учитывающей правила политической игры. В будущем власть над журналистикой может быть четко дифференцирована. Не исключено и проявление прессой лучших качеств в условиях свободного выбора информации.

Сущность массовой коммуникации становится яснее в свете изучения социально-политических явлений, связанных с глобальными информационными процессами. Одним из них исследователями признано «омассовление» социальной жизни.

  • [1] См.: Конецкая В.П. Социология коммуникаций. М., 1997.
  • [2] См.: Craig R.T. Communication Theory as a Field // A Journal of theInternational Communication Association. 1999. Vol. 9(2).
  • [3] См.: Конецкая В.П. Указ. соч.
  • [4] См.: Lasswell H.D. The structure and function of communication in society / inL. Bryson (ed.) The communication of ideas, a series of addresses. Binghamton,1948.
  • [5] См.: Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичеваи др. М., 1983.
  • [6] См.: Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.М., 2003.
  • [7] См.: HeiderF. The Psychology oflnterpersonal Relations. N.Y., 1958.
  • [8] См.: Конецкая В.П. Указ. соч.
  • [9] McLuhan G.M. Understanding Media. N.Y., 1984.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>