ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Основные социально-демографические характеристики граждан старшего поколения в Российской Федерации

Численность пожилых граждан в стране и их доля в общем составе населения исторически меняются. Этот процесс определяется несколькими факторами. Во-первых, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения, которая в начале XX в. не достигала в России 35 лет, впоследствии возросла почти в два раза. Во-вторых, значительно снизилась рождаемость, вследствие чего доля детей и подростков в составе населения резко уменьшилась. Отмечается высокая смертность населения трудоспособного возраста от неестественных причин. Кроме того, массовые потери населения в годы Великой Отечественной войны, сформировавшие “демографическую волну”, лишь постепенно компенсируются за счет послевоенной рождаемости.

Численность пожилых людей (согласно действующему законодательству к этой категории относятся лица старше трудоспособного возраста — мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) за последние годы выросла от 27 млн до 31 млн человек. Все большую угрозу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей[1].

Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.

При общем росте численности пожилых людей количество лиц старших возрастных групп, долгожителей возрастало опережающими темпами: если к 2000 г. общая численность пожилых граждан увеличилась почти на 6%, то количество людей 85 лет и старше возросло более чем вдвое. Это обусловлено увеличением средней ожидаемой продолжительности жизни и вхождением в пожилой возраст когорт населения, встретивших Великую Отечественную войну детьми (и потому меньше, чем взрослое население, пострадавших от нее) либо родившихся уже после войны.

Интенсивное увеличение продолжительности жизни, отмечавшееся на территории страны вплоть до 1980-1990-х гг., привело к росту данного показателя в среднем почти до 70 лет (около 64 лет у мужчин и 74 года у женщин).

Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал. Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16—19 лет у мужчин и на 9-13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население.

В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения вызовет острый дефицит рабочей силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств со своими социокультурными параметрами и образом жизни, существенно отличающимися от характеристик народов Российской Федерации, может только на время и локально способствовать решению экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе.

Отставание продолжительности жизни в России от соответствующих показателей развитых стран обусловлено не только социально-экономическими трудностями, но и отсутствием традиций самосохраняющего поведения, предусматривающего рациональный режим питания, двигательную активность, отказ от вредных привычек. Кроме того, на ожидаемую продолжительность жизни негативно влияют высокий уровень бытового и производственного травматизма, смертности на дорогах, убийств и самоубийств. Очевидно, что причины отмечаемых демографических тенденций имеют социальный, долговременный характер, поэтому их преодоление возможно только в перспективе и при условии реализации системы целенаправленных мер.

Более высокая продолжительность жизни женщин по сравнению с мужчинами — это общесоциальная закономерность, основанная на биологических предпосылках. Как правило, в государствах, стабильных в социальном и политическом отношении, такая разница составляет 4-5 лет. Отмечаемый в России разрыв в 12~14 лет представляется беспрецедентным. Он свидетельствует о неблагоприятных условиях жизни преимущественно мужского населения и значительном “вкладе” в совокупный показатель смертности, в первую очередь смертности от неестественных причин (отравление некачественными продуктами и напитками, дорожно-транспортный и производственный травматизм, убийства и самоубийства).

Доля женщин среди пожилого населения с возрастом увеличивается (рисунок). При этом в течение последних 15—20 лет соотношение женщин и мужчин в старших возрастных группах остается довольно стабильным.

Существуют определенные различия в демографических характеристиках городского и сельского населения старшего возраста. Большинство пожилых граждан проживает в городах, однако доля пожилого населения выше в сельской местности, где люди старше трудоспособного возраста составляют 22,9% (среди городского населения — 19,9%). Данное положение связано преимущественно с тем, что экономически активное население часто покидает сельскую местность в поисках работы. Подобная миграция определяет также более высокую численность лиц пенсионного возраста в ряде территорий и муниципальных образований с суровым климатом и, следовательно, тяжелыми условиями труда, откуда уезжает население трудоспособного возраста.

Соотношение мужчин и женщин в составе лиц старше трудоспособного возраста

Изменение численности и доли лиц старшего возраста на фоне снижения рождаемости и численности детей и подростков вызывает определенную трансформацию размеров и структуры демографической нагрузки — соотношения числа лиц нетрудоспособных возрастов (детей от рождения до 15 лет, лиц старше трудоспособного возраста) и трудоспособного возраста (таблица). В зависимости от целей исследования указанное соотношение выражается в процентах, на 100 человек трудоспособного возраста, или в промилле, на 1000 человек трудоспособного возраста.

Данные, представленные в табл. 5.1, свидетельствуют о том, что совокупная демографическая нагрузка может меняться довольно значительно.

Структура демографической нагрузки на 100 человек трудоспособного возраста*

Возраст

1979 г.

1989 г.

2000 г.

2006 г.

2011г.

2016 г.

Моложе

трудоспособного

38,5

43,0

33,6

24,9

24,0

25,6

Старше

трудоспособного

27,0

32,5

35,0

32,4

35,7

41,5

Всего

65,5

75,5

68,6

57,3

59,7

67,1

* 2016 г. — прогноз.

В то же время тенденция структурных изменений демографической нагрузки достаточно устойчива: с каждым годом снижается доля лиц младших возрастов и повышается доля лиц старше трудоспособного возраста. Вследствие этого возрастает нагрузка на систему пенсионного обеспечения. Люди моложе и старше трудоспособного возраста образуют единую социальную категорию “лиц, нуждающихся в обслуживании”. Нарастание доли граждан старшего поколения обусловливает все более высокие требования к развитию инфраструктуры и содержанию социального обслуживания пожилых людей.

Эти тенденции характерны как для городского, так и для сельского населения, однако демографическая нагрузка на селе значительно выше, приближаясь в отдельные годы к 100 чел. нетрудоспособных возрастов на 100 чел. трудоспособных возрастов (94 чел. в 1989 г., 93,5 — в 1997 г.).

В последующем идет снижение этого показателя как за счет уменьшения численности пожилых людей, так и за счет уменьшения численности молодого поколения. На 2000 г. эта нагрузка равномерно складывалась из лиц моложе трудоспособного возраста и лиц старше трудоспособного возраста (42,5 — моложе трудоспособного возраста и 42,2 человека — старше трудоспособного возраста). В будущем если у горожан число пожилых людей будет относительно равномерно возрастать (43,8 чел. на 100 чел. трудоспособного возраста к 2016 г.), а число детей и подростков равномерно уменьшаться (24,3 чел. на 100 трудоспособных к указанному году), то у сельских жителей демографическая нагрузка будет достаточно равномерно снижаться, приближаясь к значениям, характерным для городского населения, причем не только за счет сокращения доли молодежи, но также и за счет временного сокращения (по сравнению со второй половиной 90-х гг. XX в.) доли лиц старших возрастов. Однако во втором десятилетии XXI в. прогнозируется возрастание демографической нагрузки сельского населения также и за счет лиц старшего возраста.

Состояние социально-демографических характеристик граждан старшего поколения и тенденций, определяющих процессы их изменения, позволяет сделать следующие выводы.

Демографические процессы, затрагивающие жизнедеятельность граждан старшего поколения, обладают значительной устойчивостью, и управленческие воздействия в этой сфере с целью повлиять на неблагоприятные тенденции и добиться позитивных изменений требуют масштабных мер экономического, социального, организационного характера.

Демографическое постарение общества будет продолжаться в обозримом будущем, что предъявляет серьезные требования к системам пенсионного обеспечения и социального обслуживания, всего жизнеустройства социума, который во все большей мере будет состоять из стареющих людей.

Увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения приводит к тому, что численность лиц старческого возраста, долгожителей становится массовой. Таким образом, единая социально-демографическая группа пожилых становится все более сложной, включая не только людей разного возраста, но иногда и разных поколений. Поэтому государственная социальная политика, вся деятельность государства в интересах пожилых людей должны предусматривать изучение и учет этой специфики, дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей самих лиц старшего возраста.

Ввиду сокращения ресурсной базы пенсионного обеспечения и социального обслуживания из-за возрастания демографической нагрузки на население трудоспособного возраста необходимо опережающими темпами развивать страховые механизмы пенсионного обеспечения и стимулировать социальную активность пожилых с целью максимального использования потенциала их самопомощи и взаимопомощи.

  • [1] Данные приведены из Государственного доклада о положенииграждан старшего поколения в Российской Федерации. — М., 2001. —С. 9-17.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >