Полная версия

Главная arrow Информатика arrow Базовые средства программирования на Visual Basic в среде VisualStudio. Net

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Пример создания и отладки проекта «Вычисление периметра и площади треугольника»

1. Название проекта:

Вычисление периметра и площади треугольника.

2. Задание на разработку проекта Проект 2.5:

Создать приложение на VB с именем Проект 2.5, которое должно вычислять периметр и площадь треугольника по заданным значениям трех его сторон. То есть:

Задано: А, В, С - значения сторон треугольника.

Требуется определить: Р - периметр треугольника,

S - площадь треугольника.

Ограничения на значения исходных данных и их соотношения:

А>0, В>0, С>0, А+В>С, А+ОВ, В+ОА одновременно.

Проект 2.5 должен иметь простой интерфейс пользователя:

  • • две кнопки управления;
  • • три поля, отображающие входные данные;
  • • два поля, отображающие выходные данные.
  • 3. Формализация и уточнение задания:

Для решения задачи существуют известные формулы:

р = А + В + С; S = ^Pp • (Pp - А) ? (Pp - В) • (Pp - С)(формулаГерона),

где Pp = Р/2 - полупериметр.

Кроме того, при разработке интерфейса необходимо учитывать следующее:

• строка заголовка формы должна содержать название работы:

Проект 2.5. Вычисление периметра и площади треугольника;

  • • для ввода исходных данных необходимо использовать три текстовых поля;
  • • вычисления должны производиться при нажатии на кнопку ВЫЧИСЛИТЬ;
  • • для вывода результатов следует использовать текстовые поля (два поля);
  • • для завершения приложения должна быть кнопка ЗАВЕРШИТЬ;
  • • приложение должно содержать поясняющие надписи;
  • • зоны ввода и вывода данных должны быть отображены визуально.

Принимая во внимание вышеизложенное, Форма соответствует рис. 2.5-1.

Форма проекта «Вычисление периметра и площади треугольника»

Рис. 2.5-1. Форма проекта «Вычисление периметра и площади треугольника»

  • 4. Разработка приложения (проекта):
  • 4.1. Создание нового проекта:
  • 1. Запустите VS:
  • 2. Создать новый проект
  • 3. Выполнить команду Создать проект элемента главного меню Файл. На экране появится диалоговое окно Создание проекта.
  • 4. Выбирать шаблон Приложение Windows Forms в диалоговом окне Создание проекта.
  • 5. Ввести в текстовое поле Имя нижней части диалогового окна Создание проекта имя проекта Проект 2.5.
  • 6. Щелкнуть на кнопке ОК диалогового окна Создание проекта. VS присвоит проекту имя Проект 2.5 и отобразит Основное окно с различными панелями, среди которых присутствует окно Конструктора форм с пустой формой Forml. Эта форма будет использоваться для создания интерфейса пользователя.
  • 4.2. Создание интерфейса пользователя:
  • 1. Изменить размер формы. Для этого необходимо поместить указатель мыши над нижним правым углом формы так, чтобы он изменился и принял форму указателя изменения размера, а затем перетащить этот угол так, чтобы увеличить размер формы для размещения на ней объектов проекта. При изменении размера формы в окне Конструктора форм могут появиться полосы прокрутки, которые позволяют получить доступ ко всей созданной форме. В зависимости от разрешения экрана и открытых инструментов VS, можно не увидеть всю форму целиком. Задать размер формы, примерно равный размеру формы, показанной на рис. 2.5-1.
  • 2. Чтобы увидеть всю форму без помех, если это необходимо, можно изменить размер других панелей инструментов или закрыть их.
  • 3. Добавить на форму объект Buttonl, для чего дважды щелкнуть в окне на Button. VS создаст на форме кнопку с размерами по умолчанию и именем Buttonl. Причем новая кнопка выделена и, вокруг нее имеются манипуляторы изменения размера.
  • 4. Обратить внимание на название кнопки - оно встретится при написании кода программы. Когда VB находится в режиме конструктора, объекты на форме перемещаются с помощью перетаскивания их мышью, а их размеры изменяются с помощью манипуляторов изменения размера.
  • 5. Необходимо попрактиковаться в перемещении и изменении размера кнопки.
  • 6. Добавить на форму второй объект Button2, для чего щелкнуть (один раз) в окне Панель элементов на элементе управления Button, а затем переместить указатель мыши в область формы Fonml. Указатель мыши примет форму перекрестия с пиктограммой кнопки. Перекрестие предназначено для того, чтобы нарисовать прямоугольную фигуру кнопки на форме, и этот метод используется как альтернатива двойному щелчку, создающему элемент управления с размером по умолчанию.
  • 7. Перетащить указатель вниз и вправо. Чтобы завершить образование второй кнопки, необходимо отпустить кнопку мыши и посмотреть на привязку Button2 к форме.
  • 8. Изменить размер объекта кнопки так, чтобы она стала такого же размера, как и первая кнопка, а затем переместить ее на форме, расположив ниже первой кнопки.
  • 9. В любой момент можно удалить объект и начать заново - выбрав этот объект на форме, а затем нажав на клавишу клавиатуры.
  • 10. Необходимо попрактиковаться в создании и удалении объектов интерфейса пользователя. Форма должна выглядеть примерно так, как показано рис. 2.5-2.
Форма проекта с двумя кнопками

Рис. 2.5-2. Форма проекта с двумя кнопками

Форма проекта с двумя кнопками и четырьмя надписями

Рис. 2.5-3. Форма проекта с двумя кнопками и четырьмя надписями

  • 11. Добавить на форму текстовые надписи, для чего необходимо дважды щелкнуть мышью в окне Панель элементов на элементе Label. VS создаст на форме экземпляр элемента управления Labell.
  • 12. Перетащить элемент Labell влево от двух объектов кнопок.
  • 13. Создать второй объект надписи, дважды щелкнув мышью в окне Панель элементов на элементе управления Label .VS создаст на форме элемент Label2.
  • 14. Создать третий объект надписи Label3, для этого дважды щелкнуть мышью на элементе управления Label.
  • 15. Создать четвертый объект надписи Label4, для чего необходимо использовать элемент управления Label для добавления к форме описательной надписи.
  • 16. Переместить третий и четвертый объекты надписей вправо от второго, оставив между этими тремя надписями небольшое расстояние. Форма будет иметь вид примерно такой, как показано на рис. 2.5-3.
  • 17. Снова дважды щелкнуть мышью на элементе управления Label, чтобы создать пятый объект надписи Labels.
  • 18. Создать шестой объект надписи Label6.
  • 19. Переместить пятый и шестой объекты надписей вниз от второго, третьего и четвертого.
  • 20. Добавить на форму текстовые поля, которые позволяют отображать на форме входные и выходные значения, для чего дважды щелкнуть мышью в окне Панель элементов на элементе управления Text Box. VS создаст на форме экземпляр объекта TextBoxl.
  • 21. Далее поместить элемент TextBoxl внизу, под элементом Label2. Таким же образом необходимо создать на форме элементы TextBox2 и TextBox3, разместив их под элементами Label3 и Label4.
Форма проекта с двумя кнопками и шестью надписями

Рис. 2.5-4. Форма проекта с двумя кнопками и шестью надписями

  • 22. Создай на форме элементы TextBox4 и TextBox5, разместив их под элементами Label5 и Label6 соответственно. Форма будет иметь вид примерно такой, как показано на рис. 2.5-4.
  • 4.3. Установка свойства объектов:

Первоначально все элементы управления и форма имеют значения свойств, назначенные системой (по умолчанию).

Свойства объектов можно изменить при помощи выбора объектов на форме и изменения их значений в окне Свойства.

  • 1. Установите свойства первой кнопки, для этого щелкнуть на кнопке Buttonl формы. Кнопка выделится и будет окружена манипуляторами.
  • 2. Затем щелкнуть на строке заголовка окна Свойства. Если окно Свойства скрыто, щелкнуть на команде Свойства элемента главного меню Вид или нажать на клавишу клаватуры.
  • 3. Изменить (если требуется) размер окна Свойства так, чтобы в нем было достаточно места для отображения имен свойств и их значений.
  • 4. В данный момент окно Свойства содержит список значений свойств для первой кнопки Buttonl. Они включают значения для цвета фона, текста, высоты шрифта и ширины кнопки и др. Так как имеется много свойств, VS организует их в категории и отображает в виде структуры. Если необходимо увидеть свойства из какой-то категории, щелкнуть на знаке «плюс» (+) рядом с названием категории.
  • 5. Прокрутить список окна Свойства так, чтобы увидеть свойство Text, расположенное в категории Внешний вид.
  • 6. Дважды щелкнуть мышью в окне Свойства в левом столбце свойства Тext. В окне Свойства будет выделено текущее значение свойства Тext элемент управления Buttonl.
  • 7. Далее необходимо ввести текст «ВЫЧИСЛИТЬ» и нажать клавишу . В окне Свойства Text изменит свое значение на «ВЫЧИСЛИТЬ», и после выхода из окна Свойства этот же текст появится на самой кнопке.
  • 8. Установить свойства второй кнопки. Выделите вторую кнопку Button2 другим способом. Для этого раскрыть список Объект в верхней правой части окна Свойства. Появится список объектов интерфейса программы.
  • 9. В этом списке щелкнуть на Button2 из списка всех используемых элементов управления System. Windows. Forms. В окне Свойства появятся значения свойств второй кнопки, a VS выделит Button2 на форме.
  • 10. Дважды щелкнуть мышью на текущем свойстве Text Button2 и введите текст ЗАВЕРШИТЬ, а затем нажать . Название второй кнопки формы изменится на ЗАВЕРШИТЬ. Использование списка Объект является удобным способом переключения между объектами проекта. Можно переключаться между объектами формы, просто щелкая на них.
  • 11. Установить свойства Label2. Для этого щелкнуть на Label2, а затем в окне Свойства Text присвоить значение А, свойству Text Align {Выравнивание) - значение 2-Center {Выравнивание по центру), свойству Font {Шрифт) значения-AriaL, жирный, размер 12, свойству Fore Color {Цвет метки) значение Маг ООП {Коричневый), свойству BorderStyle {Стильрамки подписи) значение FixedSingLe {Видимая граница).
  • 12. Аналогичным образом необходимо установить свойства для Label3 и Label4.
  • 13. Установить свойства La be 11. Для этого щелкнуть на Labell, а затем в окне Свойства свойству Text присвоть значение Введите значения сторон треугольника, свойству Text Align {Выравнивание) значение 2-Center {Выравнивание по центру), свойству Font {Шрифт) значения - AriaL, жирный, размер 12, свойству ForeColor {Цвет метки) значение Green {Зеленый), свойству BorderStyle {Стиль рамки подписи) значение None {Без границ).
  • 14. Аналогичным образом необходимо установить свойства для La be 15 и Label6.
  • 15. Установить свойства элементов TextBoxl и TextBox5. Для этих объектов примем значения свойств по умолчанию.
  • 16. Изменить заголовок формы можно, щелкнув в области Forml, а затем в правом столбце свойства Text окна Свойства, ввести текст Проект Вычисление периметра и площади треугольника. В верхней части формы напишите текст задания (рис. 2.5-1).
  • 4.4. Составление таблицы используемых объектов и их свойств.

Используемые объекты и их свойства сведите в таблицу 2.5-1.

Таблица 2.5-1

Объект

Имя объекта

Свойство

Значение свойства

1

2

3

4

Форма

Forml

Name

Forml

Text

Вычисление периметра и площади треугольника

BackColor

(Palette)

Светло-зеленый

Метка

Labell

Text

Введите значения сторон треугольника

Метка

Label2

Text

А

Метка

Label3

Text

В

Метка

Label4

Text

С

Выделить метки Label2 - Label4

(клавиша + мышь) и установить одинаковые свойства для этих меток всех меток свойства

TextAlign

2 - Center

BackStyle

0 - Transparent

Font

ForeColor

Коричневый

Метка

Label5

Text

Периметр треугольника

Метка

Label6

Text

Площадь треугольника

Выделить метки Labell, Label5, Label6 и установить одинаковые для всех меток свойства

TextAlign

2 - Center

BackColor

(Palette)

Светло-серый

Font

AriaLj >KupHb^j 12

ForeColor

Темно-зеленый

Текстовое поле

TextBoxl

Name

TextBoxl

Text

Пусто (стереть значе- ние} установленное «по умолчанию»)

Текстовое поле

TextBox2

Name

TextBox2

Text

Пусто

Текстовое поле

TextBox3

Name

TextBox3

Text

Пусто

Продолжение табл. 2.5-1

1

2

3

4

Текстовое поле

TextBox4

Name

TextBox4

Text

Пусто

Текстовое поле

TextBox5

Name

TextBox5

Text

Пусто

Выделить текстовые поля TextBoxl - TextBoxS

и установить одинаковые для всех полей свойства

TextBox4

2 - Center

Font

AriaLj >KupHbidj 12

Кнопка

Buttonl

Name

Buttonl

Text

ВЫЧИСЛИТЬ

Кнопка

Button2

Name

Button2

Text

ЗАВЕРШИТЬ

Выделить кнопки Buttonl и Button2 и установить одинаковое для кнопок свойство

Font

AriaLj жирныйj 12

4.5. Разработка схемы алгоритма

Схему алгоритма задачи реализовать с помощью элементов схем алгоритмов (рис. 2.5-5).

Более подробно о средствах описания алгоритмов и правилах оформления схем-алгоритмов можно прочитать во Введении данного пособия.

4.6. Разработка программного кода

Дописать программный код для обработки событий: нажатия кнопки Buttonl и кнопки Button2, используя окно Редактор кода.

  • 1. Внутри окна Редактора кода находятся строки кода, связанного с текущей формой. Операторы программы, которые используются совместно для выполнения некоторого действия, обычно группируются в программные конструкции, называемые процедурами. Обычным типом процедуры является процедура Sub, называемая процедурой - подпрограммой. Процедуры Sub в первой строке содержат ключевое слово Sub и заканчиваются оператором End Sub. Обычно процедуры выполняются при определенных обстоятельствах, например, таких, как щелчок на кнопке или вызовом специального оператора. Когда процедура ассоциирована с конкретным объектом и событием, она называется событийной процедурой.
  • 2) При двойном щелчке мышью на кнопке Завершить VB автоматически добавляет первую и последнюю строки процедуры события Button2_Click(... )• Обратить внимание, что первая строка перенесена на следующую строку, чтобы не вылезти за поля. Тело процедуры, которое находится между заголовком процедуры и оператором, завершающим процедуру - Sub...End Sub, будет исполняться каждый раз, когда пользователь активизирует элемент интерфейса, ассоциированный с этой процедурой. В данном случае событие - это щелчок мышью на кнопке Button2, но как будет показано далее, это может быть и другой тип события.
Схема алгоритма вы числения периметра и площади треугольника

Рис. 2.5-5. Схема алгоритма вы числения периметра и площади треугольника

3) Между заголовком и концом процедуры ввести оператор End, а затем нажать на клавишу со стрелкой вниз.

После ввода оператора буквы становятся синими и создаются отступы, что указывает, что VB распознал End как одно из нескольких сотен зарезервированных - или ключевых слов языка VB. Ключевое слово End используется для остановки программы и удаления с экрана ее формы. В данном случае End также является законченным оператором программы, то есть инструкцией, исполняемой компилятором VB. Напомним, что компилятор - это часть VS, обрабатывающая и выполняющая анализ каждой строки исходного кода VB, и объединяющая результаты с другими ресурсами с целью создания исполняемого файла. Все операторы программы должны следовать грамматическим правилам компилятора. В VS операторы программ могут состоять из ключевых слов, свойств, имен объектов, переменных, чисел, специальных символов и других значений. При вводе операторов программы и внесении других изменений, окно Редактор кода выполняет многие задачи, связанные с форматированием, включая настройку отступов, пробелов и добавление необходимых скобок. Точное написание, оператора программы называется синтаксисом оператора.

  • 4) При нажатии на клавишу «стрелка вниз» оператор End был сдвинут вправо так, чтобы он был отделен от операторов Private Sub и End Sub. Эта схема форматирования является одним из соглашений программирования и предназначена для того, чтобы программы выглядели ясно и читаемо. Соглашения относительно того, как организуется код в программе, часто называется стилем программирования.
  • 5) Теперь, когда написан программный код, связанный с кнопкой Завершить, необходимо написать код для кнопки Вычислить.

Написать программный код, который будет выполняться при нажатии кнопки Вычислить, то есть событийную процедуру для кнопки Buttonl.

Чтобы отобразить форму, щелкнуть в окне Обозреватель решений на кнопке Конструктор. В режиме Редактор программного кода форма, с которой производится работа, не отображается. Кнопка Конструктор является одним из тех механизмов, которые используются для того, чтобы снова вывести форму на экран. Также можно щелкнуть на вкладке Forml.vb[Конструктор].

Дважды щелкнуть мышью на кнопке Вычислить.

Через некоторое время появится окно Редактор кода, и рядом с процедурой события, связанной с кнопкой Button2, появится процедура события, ассоциированная с кнопкой Buttonl.

Хотя текст этой кнопки был изменен на Вычислить, ее имя в программе осталось Buttonl. (Имя и текст элемента интерфейса могут быть различными для удобства программирования). Каждый объект может иметь несколько связанных с ним процедур - по одной для каждого распознаваемого события.

Между операторами Private Sub Buttonl_Click( ) и End Sub

необходимо ввести строки программы, показанные на рис. 2.5-6.

После ввода каждой строки необходимо нажать клавиатуры, а для создания отступа необходимо нажать на <ТаЬ> и следить за вводом операторов программы в точности так, как они напечатаны на рис. 2-5.6. (При вводе длинных строк Редактор кода будет прокручивать экран влево.) Если будет сделана ошибка, которая обычно определяется по подчеркиванию волнистой линией, удалите неверную строку и введите ее снова.

При вводе кода программы VB форматирует ее текст и отображает различные части программы различными цветами, которые помогают распознавать различные элементы. В момент ввода свойства отображается список, содержащий все допустимые свойства объекта, так что вместо набора свойства вручную можно дважды щелкнуть на свойстве мышью. Если VB отображает сообщение об ошибке, то оператор, скорее всего, введен с ошибкой. Сверьте строку с текстом в книге, сделайте необходимые исправления и продолжайте набирать. Также можете удалить всю строку и начать вводить ее заново. Кроме того, VB может автоматически добавлять необходимый код.

Программный код процедур события

Рис. 2.5-6. Программный код процедур события

6) Допишите программный код, добавив в него до оператора Public Class Forml операторы установки параметровУВ:

Option Strict On Option Explicit On Imports System.Math

Окно панели Редактора кода будет выглядеть так, как показано на рис. 2.5-7.

Элементы VB, отображаемые на экране зеленым цветом, называются комментарием. Комментарии - это описательные пояснения, включаемые в программный код после символа апострофа ('). Программисты используют комментарии для описания действия операторов программы. VB при запуске программы не обрабатывает эти пояснения; они существуют

Окно редактора кода

Рис. 2.5-7. Окно редактора кода

только для документирования того, что делает программа. При написании программы часто придется использовать комментарии, чтобы оставить легко воспринимаемые записи о том, что же вы сделали.

7) Сохранить введенный программный код, выполнив, например, команду Сохранить все элемента главного меню Файл.

Команда Сохранить все сохраняет все файлы, входящие в проект - собственно файл проекта, файл формы, все модули кода и все связанные с приложением компоненты. Если это первое сохранение проекта, появится диалоговое окно Сохранить проект запрашивающее имя и место для сохранения проекта. (Если ваша копия VS настроена так, чтобы запрашивать место сохранения проекта при его создании, то сейчас окна Сохранить проект вы не увидите - VS просто сохранит все изменения.)

Щелкнуть на кнопке Обзор справа от текстового поля Местоположение и выбрать место для сохранения файлов.

4.7. Технология IntelliSense и точечная нотация

Теперь нам известно, как с помощью VB читать и записывать значения свойств форм и элементов управления. Если у каждой формы и элемента управления много свойств, как за ними уследить? Не слишком удобно постоянно переключаться между Редактором кода и окном Свойства, чтобы выяснить, какие свойства нам нужны. Имеется более удобный способ.

Можно использовать технологию IntelliSense. IntelliSense позволяет экономить время при редактировании программного кода в окне Редактора. IntelliSense «знает», к какому элементу управления вы обращаетесь, и, какие у него есть свойства; выводит список свойств и позволяет вам выбирать из него нужное. Используемое чаще всего свойство подсвечивается, когда IntelliSense отображает список. Например, для текстового поля изначально подсвечивается свойство Text. С помощью стрелок вверх и вниз на клавиатуре можно просматривать список и выбирать то свойство, которое вам требуется. При нажатии клавиши <ТаЬ> клавиатуры выбранное свойство добавляется в код. Используя IntelliSense, не придется запоминать все свойства всех элементов управления. Кроме того, данное средство заметно сокращает потребность набирать длинные имена.

Например, во время ввода с клавиатуры текста программного кода и, в частности, TextBox2, нажмем клавишу «точка». Как только будет введена точка, IntelliSense отобразит список свойств элемента TextBox2. По умолчанию в списке IntelliSense подсвечивается чаще всего используемое свойство (рис. 2.5-8).

Если далее будет введена буква, например буква «Т», IntelliSense прокрутит список до первого по алфавиту свойства, начинающегося с «Т». По мере ввода IntelliSense ищет в списке свойство, наиболее соответствующее введенным буквам.

Когда свойство подсвечивается в списке IntelliSense, рядом появляется подсказка, кратко его описывающая. Эта подсказка, например, может сообщить, что свойство доступно только для чтения (Read Only, т. е. ему нельзя присваивать значение). Кроме того, подсказка сообщает, какие значения можно присваивать свойству, например, строку (текст) или целое число.

4.8. Отладка и внесение изменений в программу

На этом этапе проверяется правильность работы программы. Ошибки, возникающие в процессе создания программы, могут быть вызваны и неадекватным моделированием, предметной области задачи и некорректностью метода или алгоритма, и, наконец, неправильным применением самих средств VB.

В целом типы ошибок принято разделять на два неравнозначных класса.

Один из них - это класс синтаксических ошибок, то есть ошибок, связанных с неправильной записью или употреблением языковых конструкций. Эти ошибки легко исправимы, так как соответствующее программное обеспечение - транслятор - осуществляет автоматический контроль синтаксической правильности программ пользователя, а с помощью контекстнозависимой помощи можно получить как разъяснения об ошибке, так и узнать правильный вид языковой конструкции.

Пример использования технологии IntelliSense

Рис. 2.5-8. Пример использования технологии IntelliSense

Другой вид ошибок, действительно представляющий проблему программирования, - смысловые ошибки. Обнаружение и исправление их, что собственно и представляет собой процесс отладки, дело сложное, а порой, как это ни парадоксально звучит, и безнадёжное.

Как определить, что программа имеет смысловую ошибку? В лучшем случае программа не работает, то есть её работа прерывается в некоторый момент, и система выдаёт какое-нибудь туманное сообщение типа «исчезновение порядка числа с плавающей точкой». В худшем случае программа успешно завершает свою работу и выдаёт результаты, отвечающие интуитивным представлениям о характере решения задачи.

Как обнаружить скрытые ошибки? Самый популярный метод - тестирование программы. Следует взять такие исходные данные, правильный результат расчёта для которых известен заранее, и выполнить программу с этими данными. Если полученный результат совпадает с известным результатом, то, как говорят, «тест прошёл успешно». Неприятность заключается в том что, это совсем не означает, что программа не содержит ошибок.

Запустить программу, приведенную на рис. 2.5-7, на выполнение. Список полученных ошибок приведен на рис. 2.5-9.

Список ошибок

Рис. 2.5-9. Список ошибок

Так как в программе запрещено использовать неявные преобразования (оператор Option Strict имеет положение On), то преобразования из String в Single и из Double в Single невозможны.

Это было ясно и без выполнения программного кода, поскольку технология IntelliSense не только указывает на ошибку в преобразовании (красный прямоугольник на ошибочной строке), но и помогает исправить ошибку (рис. 2.5-10).

Подвести курсор на красный прямоугольник и щелкните на строке появившегося квадрата. Появится текст с параметрами исправления ошибок и их автоматического исправления.

VB считает содержимое текстового поля текстом (String), а не числом (Single), даже если в текстовое поле вводятся цифры. Поэтому для присваивания числовым переменным А, В и С значений, введенных в текстовые поля объектов TextBoxl, TextBox2 и TextBox3, необходимо предварительно осуществить преобразование данных из типа St ring в тип Single. За такое преобразование отвечает функция CSng( ).

Аналогично при выводе вычисленных числовых значений периметра и площади в текстовые поля TextBox4 и Text Box5 числовые значения предварительно преобразуются в текст (St ring) с помощью функции CStг ( ).

Последняя пятая ошибка, связана с тем, что в выражении стоит лишняя скобка.

Иллюстрация использования технологии lntelliSense

Рис. 2.5-10. Иллюстрация использования технологии lntelliSense

После устранения ошибок (рис. 2.5-11) необходимо запустить программу на выполнение и ввести значения сторон треугольника, как показано на рис. 2.5-12.

Далее необходимо проанализировать результаты вычислений. Очевидно, что при тех данных, которые были введены, периметр треугольника должен быть равен 12, а площадь - 6. Отсутствие сообщений компьютера о синтаксических ошибках есть необходимое, но недостаточное условие правильности программы.

Поскольку программа достаточна простая, то полученный результат можно проверить вручную, а именно запустить программу на выполнение еще раз и ввести значения сторон, как показано на рис. 2.5-13. Система выдаст результат с ошибкой в поле Площадь треугольника.

Ошибка произошла в связи с тем, что были введены данные, при которых треугольник не может существовать: подкоренное выражение имеет отрицательное значение. Обратите внимание, что все программы должны проверять вводимые данные на корректность. Проверить работу кнопки ЗАВЕРШИТЬ. Щелчок по ней должен привести к завершению программы. Сохранить изменения в проекте.

4.9. Пошаговое выполнение программы

Чтобы ускорить процесс создания проекта, рекомендуется проконтролировать программу еще до ввода в компьютер с помощью просмотра, проверки и прокрутки.

Усовершенствованный программный код проекта

Рис. 2.5-11 Усовершенствованный программный код проекта

Просмотр текста программы предусматривает обнаружение описок и расхождений с алгоритмом. При проверке программы разработчик программного кода по тексту программы «мысленно» воспроизводит тот вычислительный процесс, который определяет программа, после чего сверяет его с требуемым процессом.

Основой прокрутки является имитация выполнения программы. Для выполнения прокрутки используют простейшие исходные данные и над ними производят все необходимые вычисления, следуя тексту программы.

Следующим этапом контроля правильности программы является отладка и тестирование на компьютере.

Результат выполнения проекта с исходными данными

Рис. 2.5-12. Результат выполнения проекта с исходными данными: А=3, В=4, С=5

Результат выполнения проекта с исходными данными

Рис. 2.5-13 Результат выполнения проекта с исходными данными: А=10, В=2, С=1

Отладка программы - это процесс поиска и устранения ошибок в программе, производимый по результатам её прогона на компьютере, а тестирование - это испытание, проверка правильности работы программы в целом, либо её составных частей.

Отладка и тестирование - это два четко различимых и непохожих друг на друга этапа, поскольку при отладке происходит локализация и устранение синтаксических ошибок и явных ошибок кодирования, а в процессе тестирования проверяется работоспособность программы, не содержащей явных ошибок. Таким образом, тестирование устанавливает факт наличия ошибок, а отладка выясняет ее причину.

В современных программных системах отладка осуществляется часто с использованием специальных программных средств, называемых отладчиками. Программа-отладчик обычно обеспечивает следующие возможности:

  • • пошаговое исполнение программы с остановкой после каждой команды (оператора);
  • • просмотр текущего значения любой переменной или нахождение значения любого выражения, в том числе, с использованием стандартных функций; при необходимости можно установить новое значение переменной;
  • • установку в программе «точек останова», т.е. точек, в которых программа временно прекращает свое выполнение, так что можно оценить промежуточные результаты, и др.

Выполнить пошаговое выполнение программы, с исходными данными показанными на рис. 2.7-13, для того чтобы выявить проблему возникновения ошибки NaN. Поставим, так называемую точку останова после ввода исходных данных (перед оператором р = (а + Ь + с)) и нажмем клавишу клавиатуры, в результате чего строка оператора выделяется красным цветом. Теперь после ввода исходных данных в текстовые поля и нажатия на кнопку Вычислить выполнение программы прерывается перед вычислением выражения.

Открывается окно Редактора кода и под ним окно Локальные, в котором отображаются значения всех объектов, использующихся в данном программном коде. После каждого нажатия на клавишу , будет происходить пошаговое выполнение программы и изменение значений всех переменных.

Из рис. 2.5-14 видно, что подкоренное выражение, а, следовательно, значение переменной S равно отрицательному значению, поэтому возникает ошибка в поле вывода переменной S.

Чтобы стереть точку останова для последующих запусков программы, надо открыть элемент меню Отладка и выбрать команду Удалить все точки

Иллюстрация работы Отладчика

Рис. 2.5-14. Иллюстрация работы Отладчика

останова или щелкнуть мышью на красном кружке (точке останова) слева от оператора, на котором прерывается программа.

Во введение пособия (В.4) даны общие рекомендации по разработке учебных программ.

4.10. Создание выполняемого (.ехе) файла

Окончательная компоновка приложения состоит в создании .ехе файла. Проект сохранить, затем выбирать команду элемент Главного меню Построить имя проекта. Созданный .ехе файл можно найти в текущем каталоге проекта, например ... Запись выражений / папка Bin / папка Release.

4.11. Выход из Visual Studio

Сохранить все изменения, которые вы сделали в вашей программе. Для этого щелкнуть на кнопке Сохранить все на Стандартной панели инструментов.

По умолчанию VS присвоить имя программе при создании проекта, но при этом не указывается местоположение файла и проект не сохраняется до тех пор, пока вы не щелкните на кнопке Сохранить все, или не выполните команду Сохранить все из элемента Главного меню - Файл.

В меню Файл выполнить команду Exit.

Visual Studio закроется.

Таким образом, мы полностью выполнили наш проект в соответствии с этапами решения задач на ПК в среде VS, очень подробно рассмотрев все тонкости создания проекта, начиная с постановки задачи и заканчивая созданием исполняемого файла. Создание других проектов в учебном пособии будет описано менее подробно, поскольку читатель может всегда обратиться к вышерассмотренному приложению.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>