Полная версия

Главная arrow Информатика arrow Базовые средства программирования на Visual Basic в среде VisualStudio. Net

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Типы данных, способы их объявления, переменные, константы и оператор присваивания

Итак, переменные используются во время выполнения программы для временного хранения данных в памяти компьютера. Для определения (объявления) переменных компилятору нужно следующее:

  • имя переменной - по имени компилятор осуществляет связь переменной в программе с областью оперативной памяти компьютера;
  • тип переменной - тип позволяет компилятору определить, какого вида информация хранится в переменной;
  • значение переменной - определяет содержание информации, которая хранится в памяти компьютера.

При выборе имен переменных следует использовать имена, которые являются короткими и, в то же время, интуитивно понятными и простыми для запоминания. Чтобы избежать противоречий, рекомендуется использовать при создании имен переменных следующие соглашения:

  • • начинать имя каждой переменной с буквы или знака подчеркивания (это требование VB - имена переменных могут содержать только буквы, цифры и знак подчеркивания);
  • • выбирать имена переменных не длиннее 33 символов;
  • • делать имена своих переменных описательными, комбинируя, когда это имеет смысл, одно или несколько слов;
  • • использовать комбинации заглавных и строчных символов и цифр, то есть первую букву каждого слова имени переменной делать заглавной;
  • • не использовать в качестве имен переменных ключевые слова VB, имена объектов или свойств (если вы это сделаете, то при попытке запуска программы получите сообщение об ошибке).

Какими бы типами объектов, мы не пользовались при написании программы, следует помнить, что основой их являются простейшие (базовые) типы. Это основные элементы информации, из которых будет формироваться впоследствии сложная структура огромных объектов. Следует точно знать, какой именно вид информации хранится в той или иной переменной, и в соответствии с этим знанием применять к ней те или иные операции или функции обработки. Обратите внимание, что VB имеет достаточно хорошую типизацию данных.

Таблица 2.2-1 содержит перечень базовых (простых) типов данных VB. Причем каждый базовый тип языка VB соответствует типу данных .NET Framework.

Таблица 2.2-1

Тип

данных

Размер

Диапазон

Пример использования

Что хранит (Тип .NET)

1

2

3

4

5

Short

16-

бит

от-32768 до 32767

Dim Birds As Short Birds = 12500

Целые числа (System. Int)

UShort

16-

бит

от 0

до 65535

Dim Days As UShort Days = 55000

Целые числа (System.UInt)

Integer

32-

бит

от-2147483648 до 2147483647

Dim In As Integer In = 37500000

Целые числа (System. Int32)

UInteger

32-

бит

от 0

до 4294967295

Dim Joys As UInteger Joys = 3000000000

Целые числа (System.UInt32)

Продолжение табл. 2.2-1

1

2

3

4

5

Long

64-6um

от-

9223372036854775808

ДО

9223372036854775807

Dim WorldPop As Long WorldPop = 4800000004

Целые числа (System.Int64)

ULong

64-6um

от 0 до

18446744073709551615

Dim Stars As ULong Stars=180000000000000000

Целые числа (System.UInt64)

Single

32-6um

от -3.4028235Е38 до 3.4028235Е38

Dim Price As Single Price = 899.99

Числа с пл. точкой

(System.Single)

Double

64-6um

от

  • -1.79769313486231Е308 до
  • 1.79769313486231Е308

Dim Pi As Double Pi = 3.1415926535

Числа с пл. точкой

(Systcm.Double)

Decimal

128-бит

Полож. и отриц. значения до 29 знаков

Dim Debt As Decimal Debt =7600300.50

Числа с фикс, точкой

(System.Decimal)

Byte

8-бит

от 0

до 255 без знака

Dim RetKey As Byte RetKey = 13

Десятичные

числа

(System.Byte)

SByte

8-бит

от-128 до 127

Dim NegVal As SByte NegVal = -20

Целые числа (System.SByte)

Char

16-бит

любой символ Unicode в диапазоне 0 - 65535

Dim Unicode Char As Char UnicodeChar="A"

Один символ (Systcm.Char)

String

16-бит

от 0 до ~ 2 миллиардов символов Unicode

Dim Dog As String Dog ="pointer"

Текст

(Systcm.String)

Boolean

16-бит

True или False (при преобразовании типов 0 преобразуется в False, а все другие значения в True)

Dim Flag As Boolean Flag = True

Логические знач. (System.Boolean)

Boolean

16-бит

True или False (при преобразовании типов 0 преобразуется в False, а все другие значения в True)

Dim Flag As Boolean Flag = True

Логические знач. (System.Boolean)

Data

64-бит

от 1 января 0001 до 31 декабря 9999

Dim Birthday As Date Birthday = #3/1/1963#

Дату и время

(System.

DateTime)

В программном коде может использоваться любое количество переменных, и они могут содержать слова, числа, даты, свойства или другие значения. Использование переменных позволяет присвоить каждой части данных, с которыми вы работаете, короткие и легко запоминаемые имена. Переменные могут хранить информацию, введенную пользователем при выполнении программы, результат некоторого вычисления или данные, которые отображаются на форме. Если коротко, то переменные являются удобными контейнерами, которые используются для хранения информации почти любого типа.

Как было отмечено ранее, использование переменных в программе на VB требует некоторого планирования. Прежде чем использовать переменную, необходимо выделить в компьютере память, которую эта переменная будет занимать. Этот процесс несколько напоминает бронирование мест в театре или на спортивном матче.

Для каждого типа переменных выделяется определенное количество оперативной памяти, и тип данных надо выбирать, исходя из задания на решение конкретной задачи. Если данные должны принимать только целые значения, то тип соответствующих переменных в программе должен быть Integer, но никак не Single, поскольку в этом случае мы увеличиваем объем используемой оперативной памяти и не гарантируем получение правильного (точного) результата. Если из постановки задачи известно, что данные могут принимать дробные значения, то соответствующим переменным в программе необходимо назначить тип Single или Double, поскольку любой другой тип переменных может привести к непредвиденным результатам. Поэтому в VB следует всегда явно объявлять переменные до их использования. А для того чтобы VB информировал программистов о том, что переменная явно не объявлена до ее использования, необходимо в начале программного кода (перед всеми процедурами) и объявлениями поместить оператор: Option Explicit On.

Чтобы в VB явно объявить переменную, необходимо ввести имя переменной после оператора Dim (Dim означает dimension - размер), а тип переменной после слова As. При этом оператор объявления выделяет для переменной определенный размер в памяти, по которому компилятор VB узнает тип данных, связанный с этой переменной.

Оператор Dim записывается по следующим правилам:

Dim имена_пвременных As тип, имена_переменных As тип,...

Например, следующие операторы резервируют «место» в памяти ПК для различных типов переменных:

Dim LName As String

Dim Кол As Integer, b As Single

Dim Ном, d As Integer_

Таким образом, для переменной с именем LName резервируется оперативная память, которая будет хранить строковое значение; для переменных с именем Кол и Ь резервируется оперативная память, которая будет хранить, соответственно, целые и вещественные значения; для переменных с именем Ном и d резервируется оперативная память, которая хранит целые значения.

Кроме опеатора Dim, переменные можно объявить и с помощью операторов Private и Public:

Private имена_пвременных As тип, имена_пвременных As тип...

Public имена_переменных As тип, имена_переменных As тип..._

Выбор ключевого слова Dim, Private или Public определяется необходимой областью видимости переменной.

Более подробно области видимости переменных и, соответственно, использование операторов Private и Public будут рассмотрены далее.

После создания переменной ей можно присваивать конкретные значения, используя оператор присваивания (символ равенства =).

Оператор присваивания - это фундаментальный оператор любого языка программирования. Он заменяет текущее значение переменной, стоящей слева от знака равенства, новым значением, которое определяется значением выражения, стоящим справа от знака равенства. Оператор присваивания позволяет также изменять значения свойств формы и размещенных на ней управляющих элементов. Синтаксис оператора имеет следующий вид: Идентификатор = выражение.

Res = 20.56

XI = А + 5 / sin(xA 2)_

Следующий оператор присваивает переменной LName значение "Иванов":

LName = "Иванов"_

После того, как переменной LName присвоено значение, она может использоваться в программном коде вместо имени "Иванов".

Например, оператор присваивания

Labell.Text = LName_

отобразит "Иванов" в первой надписи (Labell) на форме.

Переменные могут хранить одно и то же значение на протяжении всей программы, а могут несколько раз изменять свое значение, в соответствии с программным кодом.

Следующий пример демонстрирует, как переменная с именем Name может содержать различные текстовые значения и как значение этой переменной может присваиваться свойствам объектов.

Пример 2.2-1. Создать проект, в котором изменяются значения переменных.

  • 1. ЗапуститьУ8.
  • 2. Выполнить команды, позволяющие создавать новый проект с именем Пример 2.2-1.
  • 3. В окне Конструктор появится пустая форма Пример 2.2-1.

На ней необходимо создать интерфейс проекта Пример 2.2-1 (рис.2.2-1). Эта форма содержит две надписи и две кнопки. Для отображения информации в каждой из этих надписей необходимо использовать переменные. Объекты надписей выглядят как поля потому, что свойства BorderStyle установлены в значение Fixed3D.

Исходная форма проекта Пример 2.2-1

Рис. 2.2-1. Исходная форма проекта Пример 2.2-1

4. Дважды щелкнуть мышью на кнопке формы Показать.

В окне Редактор кода появится процедура события Buttonl_Click( ).

5. Чтобы объявить и использовать переменную Name, необходимо ввести операторы:

Dim Name As String Name = "Петров"

Labell.Text = Name Name = "проф. Сидоров"

Label2.Text = Name_

Эти операторы разбиты на три группы. Первый оператор объявляет переменную Name типа String, используя для этого, оператор Dim. После ввода этой строки VS выведет под переменной Name волнистую линию, указывающую, что она была объявлена, но не используется в программе. Здесь нет ошибки - VS просто напоминает, что была создана новая переменная, которую следует использовать.

Если написание программы закончено, а имя переменной останется подчеркнутым, то, возможно, где-то в коде программы неправильно написано ее имя или эта переменная действительно не использовалась.

Вторая и третья строки присваивают переменной Name имя "Петров", а затем отображают это имя в первой надписи формы. Этот пример демонстрирует одно из наиболее частых применений переменных в программе - передачу информации в свойство. На экране все строковые значения, присваиваемые переменным, отображаются красным цветом. Четвертая строка присваивает переменной Name значение "проф. Сидоров" (другими словами, она изменяет содержимое этой переменной). Обратите внимание, что вторая строка длиннее, чем первая, и содержит пробелы. Когда переменным присваиваются текстовые строки или когда строки используются в других местах, текст этих строк требуется заключать в двойные кавычки.

Наконец, необходимо помнить еще об одной важной характеристике переменных, объявленных в этой процедуре события: они поддерживают область видимости или хранят свои значения только внутри той процедуры события, в которой они используются. Далее мы узнаем о том, как объявлять переменные так, чтобы их можно было использовать в любой из процедур событий формы или других процедурах.

  • 6. Чтобы отобразить форму, щелкнуть на вкладке Forml.vb [Конструктор].
  • 7. Дважды щелкнуть мышью на кнопке Выход.

В окне Редактор кода появится процедура события Button2_Click( ).

8. Чтобы обозначить точку конца программы, где она остановит свое выполнение, ввести оператор End.

Окно редактора кода будет таким, как показано на рис. 2.2-2.

  • 9. Чтобы сохранить изменения в проекте, необходимо щелкнуть на кнопке Сохранить все главной панели инструментов.
  • 10. Далее, чтобы запустить программу, необходимо щелкнуть на кнопке Начать отладку, расположенной на главной панели инструментов. Программа начнет выполняться, и на экране отобразится первоначальное состояние формы.
  • 11. Щелкнуть на кнопке приложения Показать.
Форма проекта Пример 2.2-1 с результатом работы проекта

Рис. 2.2-3. Форма проекта Пример 2.2-1 с результатом работы проекта

  • 12. Программа продолжит выполняться: объявляется переменная, ей поочередно присваиваются два значения, и каждое из значений копируется в соответствующую надпись на форме. Результат работы программы отображается на экранной форме, показанной на рис. 2.2-3.
  • 13. Чтобы завершить выполнение программы, необходимо щелкнуть на кнопке Выход.

Пример 2.2-2. Создать проект, показывающий использование фундаментальных (базовых) типов данных.

  • 1. Запустить VS.
  • 2. Выполнить команды, позволяющие создать проект с именем Пример 2.2-2.
  • 3. В окне Forml.vb[KOHCTpyKTop] появится пустая форма Пример 2.2-2. На ней необходимо создать форму проекта Пример 2.2-2 (рис. 2.2-4). Проект Фундаментальные типы данных - это учебный проект, который будет демонстрировать работу основных типов данных. Необходимо обратить внимание, на то, где должны располагаться объявления переменных так, чтобы они были доступны для всех процедур событий вашей программы. Кроме того, в этом проекте используется элемент управления List Box. Рассмотрим этот элемент более подробно.

List Box - это список, в который можно записывать и из которого можно выбирать одно из предложенных значений. Значения в списке могут размещаться в одну или несколько колонок в зависимости от значения

Исходная форма проекта Пример 2.2-2

Рис. 2.2-4. Исходная форма проекта Пример 2.2-2

свойства MultiColumn. Если элементы списка расположены в нескольких колонках, с помощью свойства ColumnWidth можно изменить заданную по умолчанию ширину колонок.

Элементы в списке могут добавляться во время разработки проекта и программно - во время выполнения программы.

При формировании списка во время проектирования с помощью свойства Items вручную задается весь необходимый список. После задания всех элементов нужно нажать кнопку ОК, окно редактора элементов управления закроется, а элемент управления List Box будет отображать указанные значения.

  • 4. В окне Редактор кода написать программный код (рис. 2.2-5). Необходимо отметить, что все переменные, объявленные в модуле формы, будут доступны, т.е. будут иметь область видимости во всех процедурах событий формы. Таким образом, можно установить значение переменной в одной процедуре события, а прочитать его - в другой. Обычно переменные доступны только в той процедуре события, в которой они объявлены. Чтобы сделать их доступными для всей формы, их требуется объявить в верхней части кода формы, перед событийными процедурами. Необходимо также отметить, что в процедуре событий Sub ListBoxl_ Selectedlndex( ...) используется оператор Select Case, который подробно будет рассмотре в Теме 4.
  • 5. Щелкнуть по кнопке Начать отладку на стандартной панели инструментов. Появится окно приложения, изображенное на рис. 2.2-6.

Программа Фундаментальные тины данных позволяет проводить экс- перементы с 11 типами данных. При щелчке на имени типа в поле списка программа отображает пример данных этого типа.

6. Щелкнуть в поле списка на типе Integer.

В поле формы Пример данных появится число 37 500 000. Заметьте, что ни один из типов данных Short, Integer и Long не позволяет вводить или отображать в их значениях десятичные точки.

7. Щелкнуть в поле списка на типе Date.

В поле формы Пример данных появится дата 3/1/1963.

  • 8. Чтобы увидеть, как VB отображает типы данных в поле Пример данных, необходимо щелкнуть в поле списка на каждом из них.
  • 9. Чтобы остановить программу, щелкнуть на кнопке формы - Выход. Теперь необходимо посмотреть, как в форме объявляются базовые типы данных и как они используются в процедуре события ListBoxl_ Selected_IndexChanged(...)
  • 10. Рассмотрим процедуру события Forml_Load( ... ) (рис. 2.2-5).

Операторы этой процедуры добавляют значения в элемент управления List Box программно при загрузке формы в начале отладки.

Программный код проекта Пример 2.2-2

Рис. 2.2-5. Программный код проекта Пример 2.2-2

Форма проекта Пример 2.2-2 при начальной загрузки формы

Рис. 2.2-6. Форма проекта Пример 2.2-2 при начальной загрузки формы

  • 11. Рассмотрим процедуру события ListBoxl_SelectedIndexChanged(...)
  • (рис. 2.2-5).

Процедура события Sub ListBoxl_SelectedIndexChanged (...)

обрабатывает выбор, сделанный в поле списка.

Основа этой процедуры события является условная конструкция Select Case. Далее мы обсудим, как эта конструкция выбирает один вариант из нескольких. А сейчас обратите внимание, как каждый выбор блока Select Case присваивает заданное значение одной из переменных базового типа данных, а затем присваивает значение этой переменной свойству Text объекта La be 13 формы.

12. В процедуре события Sub ListBoxl_SelectedlndexChanged(...)

внимательно изучите каждое из присвоений значений переменным. Попробуйте изменить данные в нескольких операторах присвоения переменных и запустить эту программу, чтобы увидеть, как изменились данные. В частности, вы можете попробовать присвоить переменным значения, которые находятся вне области допустимых значений, показанных в таблице типов данных. Если вы сделаете такую ошибку, VB в окне Редактор кода подчеркнет некорректное значение волнистой линией, и программа не запустится до тех пор, пока вы не исправите это значение. Чтобы узнать об ошибке поподробнее, поместите мышь над подчеркнутым волнистой линией значением и прочтите всплывающую подсказку, содержащую сообщение об этой ошибке.

13. Если были сделаны какие-то изменения, которые необходимо записать на диск, то щелкнуть на кнопке Сохранить на стандартной панели инструментов.

Рассмотрим правила объявления констант. Если переменная в программе содержит значение, которое никогда не меняется (такое, например, как число тт, являющееся фиксированной математической величиной), то целесообразно хранение такого значения не в переменной, а в виде константы.

Имя константы - это осмысленное имя, которое заменяет неизменяемое при выполнении программы число или тестовую строку. Константы увеличивают читаемость кода программы, снижают количество программных ошибок и облегчают внесение в код глобальных изменений. Константы действуют как переменные, но при работе программы их значение не изменяется. Они объявляются с помощью ключевого слова Const, следующим образом: Const нмя_константы AS тип = значение_константы. Например,

Const Pi As Double = 3.14159265

Labell.Text = CStr(Pi)_

Этот оператор создает константу с именем Pi, которая может быть использована в коде программы вместо значения 3.14159265. Чтобы сделать константу доступной для всех объектов и процедур формы, поместите этот оператор в верхней части кода формы вместе с другими объявлениями переменных и структур, область видимости которых распространяется на все процедуры формы.

Инициализаторы - это значения, которые присваиваются переменным во время ее объявления. Это позволяет упростить код и облегчить его чтение. Например,

Dim Wd As Single = 100 Dim Fn As String = "Петров" Dim Eps As Double = 0.0001

Инициализировать переменную можно только тогда, когда это единственная переменная, объявляемая в выражении Dim, Public или Private:

I Dim x. у. z As Double = 1 'оператор вызовет ошибку I

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>