Полная версия

Главная arrow Информатика arrow Базовые средства программирования на Visual Basic в среде VisualStudio. Net

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Главное окно VS

Отметим, что процесс создания простейшего приложения в среде VS подробно будет описан в следующей Теме 2, а также в лабораторной работе по Теме 1 «Интегрированная среда разработки Visual Studio .NET. Сейчас мы познакомимся с интерфейсом среды VS.

Необходимо отметить, что при работе с VB в интегрированной среде разработки VS можно пользоваться как кнопками стандартной панели инструментов, так и элементами главного меню, расположенными в верхней части экрана (рис. 1.2-1). Запустите Microsoft Visual Studio.

На экране появится Начальная страница - Microsoft Visual Studio (рис. 1.2-1).

В этом окне можно выделить несколько основных панелей: Стандартное меню, окно Стандартная панель инструментов, окно Начальная страница, окно Обозреватель решений, окно Панель элементов.

VS предоставляет в распоряжение пользователя набор разнообразных панелей инструментов. Эти панели инструментов содержат кнопки, назначение которых зависит от функций конкретной панели инструментов.

Окно Начальная страница позволяет открывать использовавшиеся недавно проекты, осуществляет поиск примеров, содержит различные ссылки на сайты, которые могут помочь при работе с VS. Кроме того в процессе работы с проектом на месте Начальной страницы будут появлятся различные окна, например, окно Конструктора формы, окно Редактора программного кода и др.

В окне Обозреватель решений отображаются файлы текущего решения.

Для получения подробной информации об объектах используется диалоговое окно Обозреватель решений. Оно позволяет искать и исследовать элементы, их свойства, методы, события, находящиеся в проектах и ссылках на них.

К средствам, призванным облегчить разработку приложений, относится также окно Панель элементов, отображающее элементы управления, используемые в проектах VB.

Для создания нового проекта используется диалоговое окно Создать проект (рис. 1.2-2).

Диалоговое окно Создать проект

Рис. 1.2-2. Диалоговое окно Создать проект

Для его открытия необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • • выбрать ссылку Создать проект... в окне Начальная страница;
  • • выполнить команду Создать проект из элемента главного меню — Файл;
  • • нажать кнопку Создать проект, расположенную на стандартной панели инструментов.

В VB можно создавать приложения по различным шаблонам. В этом пособии будем использовать только шаблоны приложение Windows Forms и Библиотеки классов. Это предназначено для создания традиционных Windows-приложений, пользовательский интерфейс для которых проектируется с помощью форм MS Windows. Для формы этого шаблона можно задавать определенные характеристики и располагать на ней различные элементы управления.

Рассмотрим на примере основные шаги, необходимые для создания проекта Приложение Windows Forms.

Пример 1.2-1. Создать проект с именем Пример 1.2-1 и оконным графическим интерфейсом, состоящим из формы, на которой имеется одна кнопка и одно текстоое поле.

Форма проекта Пример-1.2-1 может иметь вид как на рис. 1.2-3.

При нажатии на кнопку должно появиться сообщение «Привет, МТУ СИ!»;

Для решения поставленной задачи необходимо реализовать следующие шаги:

  • 1) Запустить VS.
  • 2) Создать новый проект:
    • • выбрать элемент Главного меню Файл, а затем выполнить команду Создать проект;
    • • выбрать шаблон проекта Приложение Windows Forms;

в результате откроется окно Forml.vb[KoHCTpyKTop] - Конструктор

форм (на что указывает соответствующая вкладка), позволяющий реализовать графический интерфейс приложения.

Графический интерфейс (Форма) проекта Пример 1.2-1

Рис. 1.2-3. Графический интерфейс (Форма) проекта Пример 1.2-1

Диалоговое окно Сохранить проект

Рис. 1.2-4. Диалоговое окно Сохранить проект

  • 3) Сохранить созданный проект в «своем» каталоге:
    • • выбрать элемент главного меню Файл, а затем выполнить команду Сохранить все;
    • • в результате откроется диалоговое окно Сохранить проект;
    • • ввести в поле Имя наименование проекта «Пример-1.2-1» ("по умолчанию среда VB присваивает имя WindowsAppIicationl) и нажать ОК;
    • • ввести в поле Расположение имя каталога, где будет располагаться проект, или воспользоваться кнопкой Обзор для поиска необходимого каталога (рис. 1.2-4);
    • • щелкнуть по кнопке Сохранить;

в результате среда разработки примет вид как на рис. 1.2-5.

Интегрированная среда разработки VS .NET

Рис. 1.2-5. Интегрированная среда разработки VS .NET

Фрагмент окна Панель элементов

Рис. 1.2-6. Фрагмент окна Панель элементов

Фрагмент окна Свойства

Рис. 1.2-7. Фрагмент окна Свойства

4) Создать графический интерфейс проекта.

Для создания графического интерфейса проекта на форму необходимо добавить управляющие элементы:

• выбрать элемент Главного меню Вид, а затем выполнить команду Панель элементов;

в результате появится окно Панель элементов с набором элементов управления, которые можно разместить на форме;

  • • выбрать необходимый элемент - Button (рис. 1.2-6);
  • • поместить выбранный элемент на форму - для этого необходимо просто кликнуть в нужном месте самой формы;
  • • изменить при необходимости местоположение элемента управления на форме путем перетаскивания или растягивания;
  • • изменить свойство Text элемента управления в окне Свойства на нужное (рис. 1.2-7);
  • • повторить те же действия для всех необходимых элементов графического интерфейса, в том числе для формы.
  • 5) Дописать необходимый для выполнения задания программный код.

Для того чтобы написать код обработки события при нажатии на кнопку необходимо:

  • • кликнуть дважды по кнопке - в результате откроется окно Forml.vb* - Редактор кода (рис. 1.2-8), (на что указывает соответствующая вкладка);
  • • ввести необходимый программный код обработки события (рис. 1.2-9);
  • • вернуться в окно Конструктора форм - щелкнув по вкладке Forml.vb [Конструктор];
  • • повторить вышеперечисленные действия для остальных кнопок, если они есть.
Фрагмент окна Редактор кода с процедурой обработки события «нажатие па кнопку 1»

Рис. 1.2-8. Фрагмент окна Редактор кода с процедурой обработки события «нажатие па кнопку 1»

Фрагмент окна Редактор кода после добавления строки

Рис. 1.2-9. Фрагмент окна Редактор кода после добавления строки

6) Нажать (компиляция и запуск программы производится нажатием на клавишу клавиатуры ПК или командой Начать отладку элемента Отладка Стандартного меню).

После нажатия на кнопку на экране появится результат работы (рис. 1.2-10).

Таким образом, программый код VB хранятся в программных модулях в виде процедур (методов). Эти программные модули, являющиеся, по сути, контейнерами для данных и процедур, могут быть трех видов:

  • • стандартный модуль;
  • • модуль формы;
  • • модуль класса.
Результат работы проекта Пример 1.2-1

Рис. 1.2-10. Результат работы проекта Пример 1.2-1

В общем виде Приложение Windows Forms могут состоять из нескольких форм, нескольких стандартных модулей и нескольких модулей классов и включать другие конструкции и операторы:

Option Explicit on Option Strict on Imports System.Math Imports System.10

'импортирование компонент других библиотек классов Public Module Modulel End Module

Public Module Module_n

End Module

Public Class Classl

'модулькласса 1

End Class

Public Class Class_k

'модулькласса k

End Class

Public Class Forml

'модуль формы 1

End Class

Public Class Form_m

'модуль формы m

End Class

Каждое приложение VB должно содержать точку входа. Этой точкой входа в VB является процедура с именем Main( ). Платформа .NET Framework вызывает процедуру Main( ) при загрузке приложения. Процедура Main ( ) содержит программный код, который будет выполняться в первую очередь. В процедуре Main() пользователь может определить, какая форма загружается первой при запуске программы, ввести набор переменных для приложения или открыть необходимую для приложения базу данных. Причем основную работу выполняет метод Run ( ) - в процессе его вызова создается объект класса Forml и открывается форма - визуальный образ этого объекта, с которым может работать пользователь проекта. Если, форма спроектирована и заполнена элементами управления, пользователю остается вводить собственные данные в поля формы, нажимать на кнопки, вообще быть инициатором возникновения различных событий в мире объектов формы. В ответ на возникающие события начинают работать обработчики событий, что приводит к желаемым (или не желанным) изменениям объектов. Типичной ситуацией является проведение вычислений по данным, введенным пользователем и отображение результатов этих вычислений в полях формы, предназначенных для этих целей.

Выполняемый файл, запускаемый самостоятельно с расширением .ехе, должен также содержать процедуру Main( ).

В Приложении Windows Forms процедура Main( ) создается автоматически. Дело в том, что в VB поддерживается концепция стартового объекта, автоматически создаваемого при запуске приложения. По умолчанию стартовым объектом всегда является исходный класс, производный от класса Form. Имя этого объекта указывается на вкладке Основного окна, которое можно открыть, щелкнув на MyPro ject в окне Обозреватель решений.

Таким образом проект VB построен из модулей. Решение состоит из одного или нескольких проектов. Проект в свою очередь может содержать одну или несколько сборок. Каждая сборка компилируется из одного или нескольких исходных файлов. Исходный файл включает в себя определения и реализацию классов, модулей и интерфейсов, и, в конечно, содержит весь программный код.

Сборки образуют базовую единицу развертывания и принимают форму исполняемого файла (.ехе) или файла библиотеки динамической компоновки (DLL); они являются стандартными блоками платформы .NET Framework. Среда CLR получает от них сведения, необходимые для реализации типов. Сборку можно представить как коллекцию типов и ресурсов, формирующих логическую единицу функциональности и собранных для совместной работы.

Как нам уже известно, при создании проекта и открытии окна Редактора кода, пользователю предоставляется уже готовая часть кода, расположенная в правильном порядке. Любой код должен создаваться в следующей последовательности:

  • 1. Операторы Option
  • 2. Операторы Imports
  • 3. Операторы Namespace и элементы уровня пространства имен

Размещение операторов в иной последовательности может вызвать ошибки компиляции.

Операторы Option создают основные правила обработки программного кода, предупреждающие синтаксические и логические ошибки.

Операторы Imports..., импортируют в программу компоненты библиотек, определяемые в импортируемом пространстве имен.

Кроме того, в программный код проекта могут быть включены операторы описания типов данных с ключевыми словами Dim, Private и Public, находящиеся внутри модулей или процедур; процедуры, генерируемые средой разработки внутри модулей формы; процедуры, написанные программистом, которые могут находиться внутри любых модулей.

Классы и модули содержат весь программный код исходного файла. Они являются элементами уровня пространства имен и могут отображаться в пространстве имен или на уровне исходного файла. Они содержат описания всех других элементов программирования.

Элементы программирования уровня модуля. Процедуры, операторы, свойства и события являются единственными элементами программного кода, которые могут содержать исполняемый код (то есть выполняются во время выполнения). Они являются элементами уровня модуля (операторы Function и Sub).

Кроме того элементами данных на уровне модуля являются переменные и константы.

Элементы программирования уровня процедуры. К элементам уровня процедуры относятся в основном исполняемые операторы, которые составляют код времени выполнения программы. Весь исполняемый код должен находиться в пределах некоторой процедуры (Function, Sub).

Элементы данных на уровне процедуры ограничиваются локальными переменными и константами.

По умолчанию переменные локальны внутри процедур, т.е. переменные, которые описаны внутри процедур, могут быть использованы и изменены только в той процедуре, в которой они созданы (объявлены). Также можно объявить переменные в верхней части программного кода класса (формы), до описания процедур пользователей и процедур событий, и тем самым придать переменным более широкую область видимости, распространяющуюся на весь класс (форму). Однако, при создании в проекте нескольких форм, переменные, объявленные в верхней части формы, будут доступны только в той форме, в которой они объявлены. Точно так же, процедуры по умолчанию объявляются как частные (Private) и являются локальными для той формы, в которой они созданы. Например, нельзя из второй формы с именем Form2 вызвать процедуру Buttonl_Click( ), если она объявлена в Forml как Private.

Чтобы сделать переменные и процедуры доступными для всех форм и процедур проекта, их следует объявить в одном или нескольких стандартных модулях, включенных в проект.

Таким образом, чтобы эффективно управлять элементами, используемыми на этапе разработки, например ссылками, подключениями данных, папками и файлами, в VS предусмотрены два типа контейнеров. Эти контейнеры называются решениями и проектами. Также, VS предоставляет папки решений для того, чтобы структурировать связанные проекты по группам и затем выполнять действия над этими группами проектов. Частью интегрированной среды разработки (ШЕ) является интерфейс для просмотра и управления этими контейнерами и связанными с ними элементами - Обозреватель решений.

В Обозревателе решений элементы могут быть сгруппированы следующими способами:

  • • в виде элементов проекта, которые являются элементами, составляющими данный проект, например, формами, исходными файлами и классами в пределах проекта в Обозревателе решений;
  • • в виде элементов решения для файлов, применимых к данному решению в целом, в папке Элементы решения в Обозревателе решений;
  • • в виде прочих файлов, не связанных с проектом или решением, которые могут отображаться в папке Прочие файлы.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>