История становления методологии

Немецкий профессор Г.Г. Гервинус (1805-1871) рассматривал историческую науку как искусство и выделял следующие этапы ее развития: хроника, мемуары, прагматическая история. Движущие силы истории, по его мнению, - это исторические идеи, а их носители - великие личности.

Представители французской школы Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос обосновали самостоятельный статус истории по сравнению с искусством с одной стороны, естествознанием - с другой. Особенность истории в том, что историк имеет дело не с реальностью, а с формами ее восприятия. Факты субъективны, историческими они становятся только в силу их познания историком.

В своих работах по философии истории Н.И. Кареев (1850-1931) предложил для обозначения теории исторического знания использовать термин - «историка», а для теории исторического процесса - «историология».

Свой вклад в становление новой научной дисциплины внесли российские ученые А.С. Лаппо-Данилевский (1863-1919) и М.М. Хвостов (1872-1920).

В советской историографии выражение «методология истории» не использовалось, дисциплины под таким названием не существовало. Основой научного исследования была марксистско-ленинская теория с ее принципами материализма и партийности. И все же, отдельные советские историки пытались интересоваться теорией истории: А.И. Данилов (Томский ун-т), Н.А. Ерофеев (МГУ), И.Д. Ковальченко (МГУ - с 1970-х гг.), Б.Г. Могильницкий (Томский ун-т).

Вследствие произошедших в нашей стране социально- политических изменений, в Госстандарте исторического образования 1994 г. появился предмет «Основы философии истории». С 2000 г. он был переименован и сегодня называется «Теория и методология истории».

Философия истории - область философского знания, предметом которой является: 1) исследование всемирной истории во всем ее многообразии (природа исторического процесса, смысл, направленность истории и др.); 2) философский анализ исторического познания, его форм, методов, границ и особенностей.

Термин «философия истории» был введен в научный оборот в XVIII в. Вольтером. Гегель впервые прочитал лекции по философии истории. Благодаря этому история поднялась на более высокую ступень из науки эмпирической (устанавливающей факты) в науку, понимающую их. Цель философии истории состоит в том, чтобы представить и осмыслить всю историю человечества как единый процесс во времени и в пространстве. Этим философия истории отличается от исторической науки, которая стремится наиболее детально описать социально-политические и экономические события региональных культур на определенных временных отрезках.

Проблемное поле онтологической (субстанциональной) философии истории включает в себя:

  • • природу, причины и факторы движения истории;
  • • закономерность и случайность в истории;
  • • направленность исторического процесса;
  • • движущие силы исторического процесса;
  • • ритм истории;
  • • альтернативность (проблема выбора) и т.д.

Проблемное поле критической (аналитической) философии истории:

  • • природа исторического познания;
  • • историческое и донаучное знание;
  • • формирование и статус исторических фактов;
  • • структура и методы исторического знания;
  • • детерминизм и свобода воли в историческом познании.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >