Полная версия

Главная arrow История arrow История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ И НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУР

При рассмотрении основ феномена генеалогической культуры студентов, которые определяют смысл, ее место в структуре нравственных ценностей развивающейся личности, не менее важно проследить взаимосвязь генеалогической и нравственной культур личности.

При определении нравственной культуры личности будем исходить из проведенного нами анализа представлений о культуре, имеющихся в педагогической и психологической литературе: совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальных общностей (этноса, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества» [72. С. 150—151]; совокупность ценностей, норм и идеалов, присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми [73].

В научной литературе культура личности нередко определяется таким качеством, как интеллигентность, которая соединяет различные стороны человеческого образования, миропонимания, приверженность определенным идеям, ценностям, представлениям, обеспечивающим взаимодействие и взаимопонимание людей [113]. Сегодня акцент все больше делается на нравственной характеристике личности. С общечеловеческой точки зрения любые человеческие таланты и способности становятся достоинствами лишь при условии, что они выстроены на базе нравственной культуры и ответственности.

Свойство интеллигентности, поутверждению Ю.М. Лотмана [113], является определенным культурным достижением человечества. Личностными качествами интеллигентного человека являются привязанность к своей культуре, своему народу, своей Родине; развитое чувство справедливости, чувство независимости, в частности социально независимая позиция и способность отстаивать эту независимую позицию. Интеллигентный человек — это человек внутренне свободный, бесспорно уважающий себя. Однако «уважение к себе есть уважение к другому. Оно не включает рабского подавления своей личности, рабского смирения, но не включает и рабской агрессивности, потому что подавление чужой личности и отсутствие уважения к своей— это, по сути, две стороны одной медали» [112. С. 475]. В представлении А.Ф. Лосева свойство интеллигентности проявляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, умении незаметно помочь другому человеку. Иными словами, интеллигентность — это способность к пониманию, восприятию, это человеческое отношение к миру и людям [112].

По мнению И. В. Дубровиной, интеллигентность является показателем общей культуры личности [70. С. 8]. Психология научно обосновывает взаимосвязь культуры и развития личности. А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Человек не рождается наделенным историческими достижениями человечества. Достижения развития человеческих поколений воплощены не в нем, не в его природных задатках, а в окружающем его мире; в великих творениях человеческой культуры. Только в результате присвоения человеком этих достижений, осуществляющегося в ходе его жизни, он приобретает подлинно человеческие свойства и способности; процесс этот как бы ставит его на плечи предшествующих поколений» [107. С. 47]. Процесс освоения и присвоения человеком ценностей, форм общения и деятельности исторически развивающейся культуры обусловливает развитие личности и богатство индивидуальности. Чем больше диапазон культуры, с которым человек взаимодействует с момента своего рождения, тем больше оснований для развития его как личности.

На основании анализа культуры личности представляется возможным выделить ее внутренний интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой аспект и внешний аспект, представляющий культуру предметной деятельности, культуру поведения и культуру общения. Данный анализ позволяет определить культуру как совокупность социальных и нравственных ценностей, норм, идеалов, опредмечивающих творческую деятельность людей, а также как саму эту деятельность по осознанию и освоению систем материального мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные и нравственные ценности и нормы.

Как уже упоминалось, в состав генеалогической культуры входят генеалогические знания о фактах, характеризующих субъективный мир человека в его связи с историей происхождения своей семьи, рода, фамилии, семейных традиций, источниках поиска информации по истории семьи; осознанная деятельность личности по систематизации и поиску сведений по истории семьи; эмоциональная и регулятивная составляющие. Генеалогическую культуру следует рассматривать как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к определенной деятельности, и как устойчивое свойство личности. Как актуальная потребность, генеалогическая культура реализуется в определенной системе целевых установок, ценностных ориентаций, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности. Как преобразующая способность, генеалогическая культура реализуется в соответствующих генеалогических знаниях, умениях и навыках.

Нравственная культура объясняет особенности взаимодействия личности с природой и обществом и является источником и условием его ответственности. Обращение к понятию «нравственная культура» требует его рассмотрения в контексте взаимосвязи с понятием «генеалогическая культура» в условиях образовательной среды семьи и образовательного учреждения. Генеалогическая культура как один из важнейших аспектов общей культуры человека несет в себе, как было определено ранее, ценностно-смысловое, нравственное начало и находит вполне определенное место в структуре нравственных ценностей личности.

Нравственная культура реализуется в гражданской нравственности, убеждениях, поведении, взаимоотношениях, деятельности и других проявлениях. Ее базу составляет нравственное сознание, обусловливающее формирование нравственности личности как жизненно важного интегративного качества. Основу данного качества составляет установка на отношение к человеку (его здоровью, благополучию, счастью) как величайшей ценности. Нравственная культура находит проявление в этической грамотности и нравственной умелости; в сформированности осознанного отношения личности к базовым общечеловеческим ценностям и ценностям конкретного социума, членом которого она является; в способности соотнести их со своими индивидуальными интересами, стремлениями и потребностями; во внутренней потребности и личном опыте гуманистически ориентированного нравственного поведения. Нравственность находится в тесной взаимосвязи как с нравственной культурой общества, так и с ее институциональным проявлением — нравственной культурой молодежи. Это связано с тем, что основу нравственности составляют понятия и убеждения, присущие личности независимо от ее рода занятий.

В то же время генеалогическая культура оказывает на личность такое влияние, что система нравственных ценностей структурируется в соответствии с ней и отражает линию связи с нравственной культурой семьи. Нравственную культуру личности в связи с вышесказанным мы понимаем как совокупность гражданских, личностных и нравственных убеждений, которые характеризуют ее с общечеловеческих позиций. Она характеризует период нравственного развития личности с момента начала личностного становления и отражает степень освоения нравственного опыта в рамках поведения и деятельности.

Нравственная культура личности формируется под воздействием множества разнообразных факторов, к которым относятся социальная генетика (социальное происхождение, традиции, обычаи), макросреда (нравственная культура общества, СМИ, государственно-правовая система), микросреда (межличностное общение и взаимодействие), социальные институты образования и воспитания. Влияние микро- и макрофакторов менее интенсивно и неярко выражено, однако действует в течение всей жизни человека. Что же касается образования, то оно оказывает достаточно сильное влияние на личность в течение определенного периода, когда его формирующее воздействие проходит целенаправленно и интенсивно.

Существует также множество других объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на нравственную культуру личности. Особое место принадлежит семье как первому организующему началу в формировании нравственной культуры личности. Включение студента в процесс изучения истории своей семьи вносит существенные изменения в его ценностную систему. Важным является фактор социальной генетики, основным проводником которого является семья. Социальное происхождение с рождения определяет принадлежность ребенка к определенному кругу людей, связанных родственными отношениями, занимающих определенное место в обществе, участвующих в определенной деятельности, имеющих нравственные ценности, нормы и идеалы. Нравственная культура родителей и их отношение к семейным традициям, истории своей семьи, является первым фактором, формирующим нравственную культуру ребенка, вносящим в нее свои характерные элементы.

Другой фактор формирования нравственной культуры личности — социальная среда. В ней выделяются два уровня: макроуровень, т.е. экономическая, социальная и культурная политика государства, а также нравственная культура общества, реализующаяся в деятельности основных социальных институтов и воздействующая на личность через средства массовой информации; и микроуровень — непосредственное межличностное общение. На макроуровне в процессе восприятия студентом потока информации усваиваются нравственные понятия и убеждения как гражданского, так и генеалогического плана. Такое же воздействие оказывает и межличностное общение на микроуровне социальной среды, семьи, образовательного учреждения, общества сверстников. При этом выбор круга общения способствует формированию тех или иных нравственных ценностей личности.

В определении нравственной культуры мы исходим из понимания нравственности как одной из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, воззрения на человека, общество и историю. Нравственное имеет объективное основание, что позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее.

Проанализируем категории нравственности, входящие в состав нравственной культуры: нравственная деятельность, нормативная регуляция действий человека, формы общественного сознания, вид общественных отношений и др.

Категория нравственной деятельности включает в себя следующие моменты: структура отдельного поступка и его составные элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия); общая линия поведения индивида (нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности нравственный образ жизни личности в целом.

Анализ структуры общественных отношений и нравственного сознания позволяет установить действительное соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающие различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральные качества, оценка, нравственный принцип, общественный и нравственный идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, образующие логическую основу всякой системы нравственности и наполняющиеся каждый раз иным содержанием. Содержание и характер деятельности людей в обществе обусловлены объективными социально-историческими условиями их бытия и законами общественного развития. Но способ непосредственной детерминации и действий человека, в которых эти условия и законы преломляются, может быть самым различным (собственные потребности личности, интересы и привычки людей, взаимовлияние множества социальных факторов, достигнутый уровень культуры, знания, общественное мнение, социальный строй и др.).

Нравственные принципы регулируют поведение и деятельность человека во всех сферах общественной жизни, имеют социально всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе основное и общее, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития семьи, общества, государства. Нравственные принципы поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, общий строй жизни и формы общения, и потому в силу обобщенности своих принципов нравственность отражает глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности. Требования нравственности сформировались в процессе взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в семейных, коллективных и индивидуальных представлениях. Нравственные нормы осуществляются и воспроизводятся в силу массовых привычек, велений и оценок, семейных традиций, общественного мнения, воспитываемых в индивидах убеждений и побуждений.

В нравственной культуре существенную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно вырабатывать свою линию поведения.

В связи с этим в моральной регуляции большое значение имеет личное воспитание, т.е. формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без повседневного внешнего контроля (отсюда же такие понятия морали, как совесть, чувство собственного достоинства и чести). Форма выражения нравственной нормы — не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так- то), а безусловно-императивное требование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей. В моральных нормах отражаются потребности человек и общества, сформированные на основе исторического опыта многих поколений. С точки зрения этих норм потребности человека могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, и как средства их достижения.

В нравственной культуре на основе системы категорий этики рассматриваются категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания. Эти категории отражают три основные стороны морали: содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственная мотивация как специфическая сторона нравственной деятельности в целом; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности общественных связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование.

Выделение сферы нравственных или моральных явлений в границах предстающей перед личностью житейской ситуации — довольно сложная задача, так как часто содержание моральных проблем выходит далеко за рамки этой ситуации, вторгаясь в сферу исторического масштаба. В нравственном сознании обнаруживаются довольно строгая собственная логика, определенные основания рассуждения, богатая совокупность понятий, выработанных многовековым опытом предков, системность представлений.

Нравственное сознание в структуре нравственной культуры охватывает все сферы жизнедеятельности человека; материальный и духовный труд, семья и частные взаимоотношения лиц рано или поздно попадают под суд нравственности, контролируются и направляются ею. Мораль включена в состав нравственной культуры личности не как обособленная сфера деятельности человека, его поведения, а как специфический способ ее регуляции, не зависящий от предметного содержания действий. Суть данной регуляции в том, что нравственное сознание выделяет в разнородных социальных явлениях какой- то общий для всех, но специфический аспект.

Основными моментами морали как сложного целого являются нравственная деятельность, т.е. вся совокупность поступков людей, поскольку они подпадают под моральную санкцию; отличающие мораль особые способы регуляции ею этих действий, нравственные отношения; моральное сознание. Таким образом, моральные отношения — это те же явления нравственного поведения, но рассматриваемые с точки зрения их моральной обусловленности и значения.

Нравственное сознание рассматривает действительность под особым углом, выделяя в ней то, что относится к деятельности и морали. Если при рассмотрении норм, принципов, идеалов, понятий добра и т.д. отвлечься от их содержания и обратить внимание на способы осмысления их содержания, то можно отметить следующее: в норме как форме нравственного представления зафиксировано общее правило поведения; в принципах морали выражены обобщенные законы морального поведения; в форме оценки совершается моральная санкция индивидуальных и массовых действий; в моральных идеалах личности и общества отражены конечные цели индивидуальной и общественной деятельности; в понятии совести отражена способность индивида к саморегуляции, требование к личности самостоятельно направлять и контролировать свое поведение. Проведенный анализ морального сознания позволяет вычленить сферу нравственности. В нравственном сознании отражаются не только потребности сегодняшнего дня, но и общеисторические потребности, что является причиной универсальности моральных идей.

В нравственной культуре имеются и долженствовательные, и ценностные элементы нравственного сознания. Например, «добро» — это требование внешней действительности, то, что должно быть; «справедливость» — такое положение вещей, которое требует своего осуществления и считается благом. Такие понятия нравственности, как «честность», «гуманность», «мужество», — это то, что одобряется, оценивается положительно и что вменяется в обязанность всем людям. Нравственная норма эксплицитно (открыто) содержит только предписание, но отступление от нее рассматривается как зло, а всеобщее исполнение — как благо. В отличие от моральной нормы оценка имплицитно (скрыто) содержит в себе и предписание.

Особое место в структуре нравственной культуры занимает определение понятия «моральное или нравственное качество». Выделение понятия морального качества связано с периодом, когда индивид становится самостоятельным носителем таких отличительных качеств, как смелость, выдержка, трудолюбие, верность обычаю, и приобретает способность оценить проявление этих качеств другими людьми. Исполнение морального требования предполагает существование «внутренней» личностной характеристики индивида. Таким образом, личность становится объектом целенаправленного воспитания. В понятии морального качества содержится также идея самовоспитания. Понятие морального качества органически соединяет в себе моменты долженствования и ценности: это и достойная черта характера и то, каким человек должен быть. Это единство, переход одного в другое становится возможным лишь постольку, поскольку признается возможность внутренней перестройки человека, его самовоспитания. В понятии морального качества заложена идея о том, что процесс нравственного развития человека бесконечен и предполагает нигде не завершенное восхождение человека к идеальному пределу. Это нашло отражение в категории нравственного идеала, идее всесторонне развитой личности, образ которой является высшей, конечной целью формирования нравственного человека. С возникновением нравственного идеала в структуре нравственного сознания обостряется противоречие сущего и должного. Это требует появления более гибкого и универсального руководства для человека, имеющего одновременно и мировоззренческое, и повседневно-регулятивное значение.

Проанализируем понятие «смысл жизни» с позиций его ценностной составляющей в структуре нравственной культуры. Человеку не просто предписывается, что он должен делать, чтобы его деятельность имела смысл, а выясняется ценность типа и характера деятельности, которая вменяется ему той или иной системой нравственности. В понятии назначения человека превалирует момент долженствования. Однако эти категории не сводятся к оправданию должного миропорядка в плане его нравственного совершенства. Ответ на вопрос, во имя чего живет человек, предполагает не просто систему оценок, но и осознание природы законов человеческой жизни и истории.

Структура нравственного сознания не может быть представлена однолинейно, так как требования к массовому поведению и общественному состоянию образуют две параллельные и сложно взаимосвязанные ветви этой структуры. Третью ветвь составляют личностные категории нравственного сознания, представленные в нравственной культуре такими составляющими, как долг, ответственность, совесть и др. Эти понятия выделяются, с одной стороны, потому, что нормы, принципы, идеалы, понятия добра и справедливости могут мыслиться личностью таким образом, что в них будет вкладываться каждый раз и индивидуальный смысл. С другой стороны, проблема долга, личной ответственности, совести решается на уровне не только индивидуального, но и общественного, социального сознания. В личностных понятиях отражается особенность нравственности в целом: в ней общественные нормативы принимаются и осознаются самим субъектом, становятся его заданиями и самооценками. Это предполагает, что человек не только обязуется применять общее правило к жизненной ситуации, собственному положению и месту в обществе, способностям и т. д., но и принимает на себя обязанность каждый раз конкретизировать общее требование.

Осознание человеком личного долга означает не только обязательство к действию, но и осознание им необходимости самому предъявлять к себе данное требование. В категории долга отражено превращение общезначимого требования в задачу, имеющую смысл для конкретного лица и тех особых условий, в которых оно находится. В содержании понятия долга выделяется и особый объект обязанности: «долг перед Родиной», «долг перед матерью», «долг перед предками», «долг перед потомками», «долг перед государством». В этом случае личность выступает не только как исполнитель долга, но и как субъект целенаправленной деятельности, имеющий свой объект, ради которого осуществляется данная деятельность. В понятии долга личность представляется как субъект требований. В связи с этим возникает проблема личного выбора человеком своей нравственной позиции. В категории долга просматривается проблема личной мотивации совершаемых и выбираемых поступков, т.е. осознание человеком тех оснований, которые побуждают его принять то или иное решение.

Моральный долг, в том числе перед своими предками и потомками, может побудить человека не только совершать какие-то действия, но и субъективно подчинять себя нравственному долгу, исходить из нравственных, а не чужеродных мотивов. Проблема соотношения в долге мотива и действия была предметом исследования выдающихся философов прошлого времени и является актуальной в настоящее время. Человек может повиноваться чувству одного только долга, а конкретное содержание действия само по себе не несет в себе нравственной ценности [87J. Он может осознавать необходимость только совершать требуемые от него действия, тогда как мотив не вменяется человеку в обязанность.

Проведенный анализ показывает, что понятийные формы морального сознания представляют собой образования разного порядка: одни представляют собой более сложные структуры (совесть), другие более абстрактны (долг, ответственность); как и первые, они включают в себя другие формы морального сознания, но в смысле конкретизации: содержание личной ответственности и совести конкретизирует отношение морального долга, например. Таким образом, моральное сознание представляется в виде сложного, многоразвет- вленного, динамичного и подвижного образования.

Для целей генеалогического исследования представляет интерес динамика форм морального сознания при условии, что в эти формы будет внесен конкретный исторический материал. Структура сознания, анализируемая в историческом времени, отражала бы даты появления, изменения, исчезновения тех или иных понятий и отношение к ним человека в тот или иной период времени. При этом следует учитывать, что каждая историческая эпоха имеет и свою систему мышления. Нравственность в этом случае переплетается с иными формами общественного сознания, причем способом, характерным для данной эпохи, а потому вряд ли были бы оправданы некоторые акты поведения и деятельности, приемлемые с точки зрения конкретно-исторического мышления, с позиций морального сознания человека другой исторической эпохи.

При анализе результатов генеалогических разысканий, совершаемых специалистом-генеалогом, приходится сталкиваться с определенными трудностями и дополнительными вопросами. В случае если результаты разысканий в области истории своей семьи ведут студенты, эти трудности и количество вопросов возрастают, так как им необходимо анализировать ситуации одной исторической эпохи с точки зрения морали и нравственности другой исторической эпохи. Это возможно только при условии предварительного анализа системы понятий морального сознания и соотнесения их с конкретной исторической эпохой. В противном случае структура морального сознания всего лишь динамика связей нравственного опыта человека в его статистическом виде. Формирование нравственной культуры студента актуализируется в процессе усвоения им нравственных категорий при анализе конкретного генеалогического материала.

В процессе исторического развития мораль была противопоставлена внешней полезности человека и его действия. С этой точки зрения моральное падение человека состоит в том, что он неразборчиво социабелен при недостатке индивидуальности всегда деятелен, живет «при открытых дверях» и без всякого притязания на личную жизнь, измеряет свое достоинство требуемыми от него умениями, деловитостью, общественной пригодностью, а по характеристике Хайдеггера — живет, ориентируясь на общественное мнение, т.е. утратив чувство личной ответственности [197. Р. 226].

Суть данных высказываний относительно поведения человека в конкретных социальных обстоятельствах в том, насколько его моральная дееспособность отвечает тем задачам, которые порождены конкретной исторической эпохой и насколько адекватно нравственность современного человека отражает эти обстоятельства или насколько он подготовлен к их адекватному отражению. Каждая эпоха порождает свойственные ей социально-психологические стандарты, которые могут показаться привлекательными представителю позднейшей эпохи. Но эти чувства обращенной к минувшему симпатии и утраты бессознательно проецируют на совершенно иную ситуацию проблемы и запросы, возникшие в современности. В этом проявляется несостоятельность подобных моральных оценок. Например, в далеком прошлом человека был прочнее связан в своем поведении непререкаемыми запретами, обычаями и т.д., и они создавали тип поведения, устойчивый к отклонениям. Однако это вовсе не означает, что данная особенность характера обусловлена моральными требованиями, которые предъявляются к современному индивиду, например его совестью, чувством личного достоинства, ответственности и т. д. Здесь действуют иные по своей моральной природе регуляторы поведения, которые называются нравственностью личного мотива. Они характерны для настоящего времени — это обычаи, традиции, ритуалы, личные авторитеты и т.д. Их изучение нынешними студентами приобщает их к генеалогической культуре и способствует развитию нравственной культуры.

Изучение истории семьи является тем условием, которое позволяет студенту представить жизнь и быт своих предков, их занятия, традиции, обычаи и т.д. Переход этой информации во внутренние детерминанты поведения определяется как усвоение, ориентация на социально ценное поведение и деятельность, на осознание своей принадлежности к семье. Формирование генеалогической культуры, осознание основных моральных, нравственных (в том числе и семейных) ценностей и норм поведения, нравственного идеала закладывают основы формирования генеалогической идентичности личности, которая была рассмотрена ранее.

Формирование нравственной культуры с позиций ценностно-генеалогического подхода основывается на генеалогических знаниях, практической деятельности по изучению истории семьи, на осознании результатов генеалогических разысканий, которые могут быть представлены описанием истории семьи, конкретного представителя семьи, события или явления семейной жизни. Все это служит основанием для формирования генеалогической культуры личности и ее нравственных качеств.

В то же время генеалогическая культура, как уже упоминалось, оказывает на личность такое влияние, что система нравственных и генеалогических ценностей личности структурируется в соответствии с ней и с нравственной культурой личности. В содержании нравственной культуры находят отражение нравственные категории, формирование и проявление которых имеют место в генеалогических ценностях и генеалогической культуре личности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  • 1. Дайте определение понятия «культура».
  • 2. Дайте характеристику научных подходов, определяющих понятие «культура».
  • 3. Чем определяются культурные нормы?
  • 4. Что такое субкультура и контркультура?
  • 5. Назовите признаки культуры.
  • 6. Как влияют экономика и социальные изменения на состояние культуры?
  • 7. Назовите основные компоненты культуры.
  • 8. Дайте характеристику семейным ценностям. Они формируют культуру личности?
  • 9. Дайте определение генеалогической культуры личности.
  • 10. Объясните причины взаимосвязи генеалогической культуры и нравственной воспитанности личности.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>