Полная версия

Главная arrow История arrow История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СЕМЬЯ КАК СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА ГОСУДАРСТВА

СЕМЬЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ В ВОСПИТАНИИ РАСТУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Целенаправленное приобщение личности к истории семьи, воспитание семейной (генеалогической) культуры, использование инновационных психолого-дидактических программ генеалогической направленности в системе всех форм общего образования призваны создать предпосылки для оптимизации духовно-нравственного развития молодежи в образовательных учреждениях, ибо семейная память — основа культуры. Сохранение генеалогической (семейной) памяти в сознании человека не что иное как поддержание преемственности поколений в постоянно изменяющемся российском социуме. В учебно-воспитательной практике любого образовательного учреждения генеалогический фактор позволяет стимулировать мощный импульс в формировании интеллектуального и нравственного развития учащихся. Формирование генеалогической культуры личности посредством изучения истории семьи в истории Отечества обусловлено необходимостью восстановить преемственность поколений и авторитет традиционной российской семьи, имеющих как теоретическую, так и практическую ценность для нравственного становления личности. Материалистическая философия и социология марксизма-ленинизма, на основе которых строилась вся система образования и воспитания молодежи в XX в. (после 1917 г.), была ориентирована на преимущество общественного воспитания, пронизанного коммунистической идеологией, игнорирование роли исторических (межпоколенческих) связей и преемственности поколений.

Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце XX в., привели к существенным изменениям в жизни общества, строящегося на принципиально новых основах. В значительной мере эти изменения касаются российской семьи и участия государства в преобразовании семейного права. Оказалось, что унаследованную из XX в. семейную политику невозможно просто усовершенствовать, адаптировав к новым социальным условиям. В предлагаемом учебном пособии мы рассматриваем проблемы формирования генеалогической культуры молодежи в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения. С этой целью первоначально дадим научно-педагогический анализ проблем состояния и развития современной семьи, основываясь на материалах научных исследований.

Среди множества объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на формирование семейной (генеалогической) культуры личности, можно выделить социальную ситуацию общественного развития, способствующую или препятствующую развитию генеалогической культуры личности в образовательном процессе. Особое место в формировании генеалогической культуры принадлежит семье как первому организующему началу приобщения ребенка к истории семьи, рода, семейным традициям, свойственным родственникам и предкам. Семья — это первый по времени фактор, влияющий на формирование генеалогической культуры ребенка, а затем и взрослеющего человека.

Семья дает человеку чувство защищенности и душевного комфорта с момента его рождения и до старости. И именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка, будущего семьянина, продолжателя рода. Однако современная семья испытывает значительные трудности в воспитании детей, так как в XX в. во многом были утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности, которые были опорой воспитания. Увеличилось количество неполных семей, что ослабляет формирование нравственной ценности семейных отношений; обесценились такие важные в прошлом для россиянина понятия, как «целомудрие», «супружеская верность», «женственность», «девичья честь», «семейные традиции», «родительский долг» и пр.; возрастает стремление семьи к «закрытости», ее нежелание сотрудничать с образовательными учреждениями.

Изначально в понятие «семья» включались не только ее представители (отец, мать и дети), но и ведение домашнего хозяйства, функционирующего как единое целое, а также процесс воспитания подрастающего поколения. Семья представляет собой образование более древнее, чем сама история. Исторические факты свидетельствуют о том, что состав семейной группы в значительной степени зависел от социального строя и экономического уклада общества в целом. Следовательно, с исторической, да и генетической точек зрения семья представляет собой продукт социальной эволюции. Социологи и социальные психологи относят семью к типу малых групп, характеризующихся тем, что все ее члены находятся в непосредственном общении и взаимодействии друг с другом.

Для характеристики семьи в XXI в. обратимся к определению, данному М. Уэдделлом, в котором под нормативной современной семьей понимается социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары. На основе социологического подхода к семье можно выделить две формы семейной организации:

  • 1) нуклеарные или супружеские семьи;
  • 2) расширенные или так называемые родственные семьи, в которых живут представители трех и более поколений (бабушки, дедушки, братья и сестры, их дети и даже новообразующиеся семьи повзрослевших детей) — этот тип семей наиболее распространен на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии, Африке, племенах аборигенов Австралии.

Общим в этих формах семейной организации является понимание семьи как структурной единицы общества, первейшего социального института, который выполняет определенные функции семьи. Под функцией семьи подразумевается жизнедеятельность конкретной государственной ячейки, которая непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Разные исследователи выделяют различные функции семьи: Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (1989) — воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическую; А.Г. Харчев и М.С. Мацковский (1979) — функции репродукции населения, бытовую, экономическую, воспитательную, рекреативную, социального контроля и регулирования, коммуникативную, интимного эмоционального самовыражения; А. Эглите (1990) — функции рождения и воспитания детей, удовлетворения духовных потребностей, бытовую функцию; X. Бутерфиелд (1997) — функции рождения детей, социализации детей, духовного совершенствования родителей, эмоциональной поддержки и безопасности; Дж. Мевес (1989) — социального и экономического статуса, самовыражения, продолжения рода, постоянства общения и смысла сексуальной связи.

Большинство ученых основными считают следующие функции семьи: репродуктивная, воспитательная, социализирующая, статусная, защитная, эмоциональная, функция нравственного общения, функция первичного социального контроля. Стабильность семьи определяется такими признаками как толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций. Исследователи признают семью необходимым условием социализации личности, основным носителем нравственных и культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Все функции семьи называются общественными. На это указывается в работах Н. Аккерман, Н.В. Александрова, К. Альт, А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова и многих других исследователей, которые подчеркивают, что выполнение семьей собственных функций едва ли имеет меньшее значение и для общества в целом.

Дадим характеристики наиболее распространенным в современной психолого-педагогической и социологической литературе функциям семьи:

• важнейшей функцией семьи является репродуктивная, суть которой — воспроизводство новых человеческих особей. В работах

Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса эта функция обозначается термином «сексуально-эротическая» и характеризуется как функция привития культуры и норм взаимоотношений полов;

  • функция социализации, которая позволяет детям приобретать первые представления о социальных нормах и ценностных установках, осваивать навыки взаимодействия и социальные роли;
  • • особо выделяется воспитательная функция, за счет выполнения которой реализуются на практике потребности в отцовстве и материнстве как важнейшие потребности сформированных и социально адаптированных личностей;
  • • тесно взаимосвязана с воспитательной и социализирующей функциями семьи функция первичного социального контроля, т.е. обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, особенно теми, которые в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами;
  • • К. Витаккер выделяет статусную функцию семьи, которая реализуется в предопределении социального положения каждого нового члена социальной общности. Причем, как подчеркивает автор, часто это происходит еще до того как человек займет определенное место в обществе [51J;
  • • реализация защитной функции семьи заключается в охране и защите прав всех членов семьи (физические и нравственные посягательства);
  • • нельзя умалять значение функции эмоционально-психологической поддержки. В литературе распространено и второе название этой функции — «эмоциональная функция», без которой семья не является психологической общностью;
  • • по мнению многих исследователей (Л.Л. Гозман, В. Сатир, А.И. Захаров, Ю.Н. Олейник и др.), построение эмоциональной функции определяет качество реализации еще одной функции семьи — функции духовного (или нравственного) общения. По нашему мнению, когда семья проводит время вместе, то духовно обогащает друг друга и это является определяющим фактором развития и формирования генеалогической культуры личности.

Формирование генеалогической культуры в семейных отношениях возможно, если молодой человек осознанно и ответственно относится к своим функциям будущего семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций; если он осознает себя представителем своей семьи, своего рода, осваивает соответствующие формы поведения, принятые в семейной традиции или в той национальной культуре, к которой он принадлежит; если он учится принимать близких и отдаленных родственников такими, какие они есть или были, проявлять терпимость к недостаткам родных людей, любить их; если он испытывает потребность сохранения памяти своих предков, круга семейных ценностей; стремится восстановить или продолжить формирование своей семейной истории.

Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья является основой всех социальных институтов. От развития семьи зависит развитие общества в целом.

Однако не менее важным фактором в формировании генеалогической культуры личности является четко организованный, системный и целенаправленный процесс дошкольного, школьного и профессионального образования. В философской литературе образование определяется как сфера жизнедеятельности общества и личности. В последнее десятилетие были опубликованы научные труды, учебники и учебные пособия, посвященные проблемам образования следующих авторов: А.Я. Азарова, Т.В. Болотиной, С.И. Башева, С.А. Морозовой, А.Ф. Никитина, В.П. Пахомова, Я.В. Соколова, А.Н. Тубельского, И.Д. Фрумина, Н.И. Элиасберга и др. Многие исследователи опираются на психологический аспект, отраженный в теории осознания личностью целесообразности и необходимости нормативной регуляции поведения как условия формирования нравственности, психологической модели самоактуализирующейся личности (А. Маслоу), в концепции обучения ценностному процессу (Л. Ратс, М. Харли), в теории о психологических механизмах формирования характера (Р. Пек, Р. Хевигхерст, В. Беннет, В. Килпатрик, Т. Ликона, К. Раэн и др.).

Характерный для современной России кризис образования имеет комплексный характер и является следствием кризиса трех компонентов: общества, образования и отношений между обществом и государством [147]. Такая ситуация объясняется разрушением советской парадигмы коллективистского воспитания, характеризующейся недостатком внимания к индивидуальным особенностям личности, но в то же время имевшей достаточно прочную идеологическую основу. Современное состояние российского образования вследствие его либерализации характеризуется тенденцией преобладания индивидуальных ценностей над ценностями коллективизма, нравственности, патриотизма и др.

Ранее в системе образования и воспитания не было (и в силу известных обстоятельств, не могло быть) направлений, связанных с поиском своих родовых истоков, принадлежности к определенному сословию, если это относилось к дореволюционному периоду. Просчеты в воспитании и кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части молодежи политическую инфантильность, стремление замкнуться в кругу своих узколичных, сиюминутных интересов. Переживание молодежью состояния отчужденности от общества, неполноценности, незрелости, непричастности, непригодности, обусловленного недостаточной организацией нравственного воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит почву для антиобщественных, антиконституционных явлений. И это происходит в то время, как современная система образования предполагает своей целью индивидуальное развитие личности с опорой на гуманистические, общечеловеческие ценности, предостерегая обучаемого от повторения ошибок его родителей в отношении игнорирования истории семьи и ее нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение на основе принципа преемственности.

Образовательные учреждения должны способствовать формированию генеалогической культуры на основе ценностно-генеалогического подхода к становлению личности молодого человека в новых социальных условиях гражданского общества. Образовательное учреждение является базовым звеном модернизации образования, что предполагает решение нормативно-правовых, экономических и содержательных системных задач.

На современном этапе развития общества первостепенное значение приобретает достижение нового качества образования, но приоритетом в образовании является воспитание. Поэтому воспитание должно стать не отдельным элементом внеаудиторного педагогического действия, а необходимой составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс воспитания, обучения и развития. В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных, но дополнительных мероприятий либо вообще вынесенных «за скобки» преподавательской деятельности. Воспитание определяется не только как передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия, как деятельность, органично входящая в целостный процесс проживания молодежью своей индивидуальной жизни среди других людей. Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью взрослого наставника) способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что связано с решением вопросов: «Кто я? Как я живу? Кто мои предки? Как они жили? Зачем ю

я так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?» Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни, соотнося ее с жизнью других людей, своих родителей, своей семьи.

Развиваясь в духовном и нравственном отношении, современный студент должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющихся условиях экономики, производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, связи с семейными традициями, своих нравственных начал, уважения к себе, другим людям, родителям, семье, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится ощущение времени, включающее:

  • • связь с прошлым, наличие культурной, исторической, социальной памяти;
  • • устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых ходом развития человечества, и своего будущего, основы которого закладываются сегодня;
  • • полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя индивидуальных формах.

Таким образом, в воспитательном процессе взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала:

  • • момент самореализации, самоосуществления личности;
  • • момент ее приобщения к своему прошлому через осознание и изучение истории своей семьи во взаимосвязи с обществом, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального нравственного потенциала личности.

Современный студент готов к самореализации во взаимосвязи со своими родовыми основами в социальной сфере; это носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода; это личность, владеющая культурой межличностных отношений, построенных на паритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения, готовая реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способная к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, проявлению заботы и милосердия по отношению к семье, родителям, предкам, другим людям.

На становление студента одновременно оказывает влияние множество факторов. Формирование генеалогической культуры в силу этого предстает как двусторонний процесс:

  • • адаптация студента к нравственным нормам общественной жизни, окружающих людей, родителей, родственников;
  • • созидание нравственных норм собственной жизни на основе усвоения прошлого своей семьи, семейных традиций и преобразования социальных условий современной жизни.

Процесс развития нравственных ценностей на основе усвоения генеалогических ценностей реализуется при условии учета следующих принципов воспитания:

  • • принцип ценностно-смыслового равенства родителей, преподавателей и детей;
  • • принцип культуросообразности воспитания;
  • • принцип природосообразности воспитания;
  • • принцип креативности, творческого начала в воспитании;
  • • принцип целостности педагогических процессов;
  • • принцип индивидуально-личностной ориентации содержания воспитания;
  • • принцип демократизации воспитательных систем.

Необходимо не количественное, суммарное освоение предлагаемых

к рассмотрению составляющих нравственного воспитания, а предоставление студенту права самому выбирать пути приобщения к нравственным и генеалогическим ценностям для самореализации и саморазвития. Образовательное учреждение и семья призваны помочь осуществить выбор, не задавая жестких рамок, ибо этот процесс нравственного становления протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным.

Определение путей формирования генеалогической культуры студентов предусматривает ряд целенаправленных действий со стороны преподавателей вуза. В начале формируются положительное отношение, интерес, потребность проявить себя, попробовать свои силы в конкретной деятельности по изучению истории своей семьи, т. е. создается положительный мотив для вхождения в эту сферу и развивающего, созидательного влияния данной деятельности. На основе диагностики и самодиагностики формируются, прогнозируются совместно со взрослыми (преподавателем, представителями семьи) и студентами необходимые изменения, которые должны произойти на индивидуально-личностном уровне, определяются жизненные цели и планы в этой области, перспективы развития. Таким образом, достигаются осознанность поставленной цели и ощущение причастности к своей семье, своему роду, единения со своими предками, косвенной причастности к делам и гражданским поступкам представителей своего рода.

В процессе аудиторных общений с преподавателем студентам предлагается освоить генеалогический блок информации, обеспечивающий целостное представление об истории семьи и своих предков, их вкладе в развитие и становление Отечества, свободе и целесообразности их действий и поведения. Параллельно идет включение в многообразную познавательную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, где приобретается опыт, адекватный целям формирования генеалогической культуры на основе полученной информации об истории семьи в истории Отечества. На научно обоснованном уровне формируется система отношений (деловых, семейных, экологических, познавательных и др.), адекватных целевым установкам в сфере формирования генеалогической культуры и приобретенному опыту деятельности.

Далее наступает этап оценки результатов проведенной деятельности, намечаются новые ее цели, способствующие формированию генеалогической культуры личности в условиях ценностно-генеалогического подхода, и обдумываются выбор и сочетание:

  • • средств, развивающих нравственные и генеалогические ценности и влияющих на формирование генеалогической культуры личности;
  • • форм взаимодействия преподавателей, студентов и их родителей;
  • • позиций, занимаемых взрослыми и учащимися в совместной деятельности и общении;
  • • нравственно-психических ресурсов в семье как носителе позитивного опыта, форм и методов передачи этого опыта студентам. В разработке программы формирования генеалогической культуры студентов в первую очередь учитывают воспитательные возможности целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения. В этой ситуации необходимо руководствоваться положениями основополагающих документов, определяющих направления воспитательной деятельности образовательных учреждений в современной социокультурной ситуации: Федеральной целевой программы развития образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации. В этих документах подчеркнута необходимость активизации человеческого фактора, личностных и социальных ресурсов подрастающего поколения в целях его саморазвития, духовного роста, созидательной деятельности в труде, общественной и культурной жизни семьи и социума. В качестве приоритетной цели выдвигается воспитание высоконравственной личности, способной жить в мире и согласии с другими людьми, соблюдать законы правового гражданского общества, демократического государства.

Исходя из понимания роли семьи и образовательного учреждения (см. гл. 4), учитывая положения основополагающих документов, определяющих направления воспитательной деятельности, мы разработали программу формирования генеалогической культуры студентов, конкретизирующую деятельность преподавателей вуза, студентов, представителей их семей. В программе представлены содержание, формы, методы подготовки:

  • • студентов — к изучению истории своей семьи и проведению поисковой, исследовательской, творческой, оформительской деятельности, направленной на анализ и обобщение результатов;
  • • преподавателей — к обучению студентов основам генеалогических знаний, методам поисковой и исследовательской деятельности в процессе изучения ими истории своей семьи; к конкретизации содержания материала по основным предметам образовательного стандарта фактами генеалогической направленности; к развитию мотивации формирования генеалогической культуры; к созданию ситуаций проявления генеалогической культуры;
  • • родителей (представителей семьи) — к совместной со студентами генеалогической деятельности, взаимодействию на основе творческого сотрудничества в достижении поставленной цели изучения истории семьи; к осознанию значимости формирующейся личности, ее нравственного становления через приобщение к генеалогическим и нравственным ценностям.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>