Полная версия

Главная arrow Социология arrow Введение в профессию "Социальная работа"

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Непрофессиональный характер социальной работы

Как отмечалось в предыдущих главах, социальная работа является одним из видов человеческой деятельности. Это осо-

Система социальной защиты в Ульяновской области

Рис. 3. Система социальной защиты в Ульяновской области,

структуры и формы

бый, специфический труд, в основе которого лежат три компонента — помощь, поддержка, защита. Такая деятельность была присуща уже первым человеческим сообществам в рамкам своего рода, племени. Предтечей этого являются существующие формы помощи, поддержки, защиты в животном мире.

Средства и виды указанных форм в человеческих сообществах развивались, претерпевали изменения, что связано с эволюцией процесса труда, его общественным разделением. Используемые орудия труда (начиная от каменных, медных, железных и до современных) позволяли не только защищать более надежно своих родичей, соплеменников, но и добывать для поддержки существования все больше разнообразной пищи (переход от собирательства, охоты к земледелию, промышленному производству), строить более надежные и комфортные жилища и т. д. Все это, естественно, способствовало развитию деятельности как осознанного труда, умственному развитию людей, что, в свою очередь, являлось важнейшим фактором совершенствования орудий, средств труда и расширения, обогащения форм предметов труда. Кроме того, следует учитывать и превращение индивидуального, группового (коллективного) труда в его общественные формы, что связано с формированием все более крупных сообществ, вплоть до государственных. Последнее обстоятельство в конечном счете привело к расширению субъектов деятельности, наиболее важным из которых стало выступать государство, а со временем и межгосударственные организации, образования.

Непрофессиональные формы социальной работы на протяжении столетий претерпевали изменения — от конкретных видов помощи, поддержки, защиты в рамках небольших сообществ (рода, племени) до более масштабных, цивилизованных, получивших признание (призрение, благотворительность и т. д.).

Благотворительность понимается в двух смыслах. В узком смысле как оказание частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам (слоям) населения, а в широком смысле — как безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и других ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы, слоя, общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Призрение понимается как внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания. Появление призрения как социального института, в частности в России, связывают с началом христианства и строительства церковных зданий и монастырей на Руси. Оно получило развитие в последующий период. Как можно заметить, призрение тесно связано с благотворительностью.

Различные формы непрофессиональной социальной работы с учетом применяемых методов широко рассматриваются в литературе, в которой освещается история социальной работы.

Становление и развитие профессиональной социальной работы (осуществляемой систематически людьми, получившими специальное, среднее специальное или высшее образование) в настоящее время также сочетается с непрофессиональной социальной работой, которую ведут отдельные люди, те или иные организации и учреждения путем оказания разовой помощи, благотворительности и т. д.

Социальный работник применяет технологии, помогающие достижению локальной солидарности при интеграции в сообщество представителей “слабых” слоев. Элементы данной технологии содержатся в организации сообществ, обеспечивающих взаимопомощь в самоуправляющихся структурах ветеранов, пенсионеров, инвалидов, мигрантов (особенно беженцев и вынужденных переселенцев) и др. Социальная работа становится своеобразной практикой солидарности.

Сообщество с помощью общественной психологии, морали, обычного права, других рычагов традиционной социализации формирует традиционные социально-психологические устои и соответствующую практическую идеологию, ориентированную на обычаи соседского сотрудничества и своеобразного социального обслуживания. Это проявляется также в создании инициатив взаимопомощи. В ФРГ, например, консервативные политики в 1983 г. уделяли особое внимание таким социальным инициативам, поощряя группы взаимопомощи на соседском уровне, противопоставляя локальную солидарность “обширной” солидарности в больших организациях (профсоюзах, партиях и т. д.).

В современном западном обществе общественные неправительственные организации (НПО), являясь связующим звеном между государством и отдельными гражданами, частью общественной самоорганизации, играют огромную роль в решении социальных проблем.

Добровольческие ассоциации в России только начали создаваться. Тяжелый кризис российского общества 1990-х гг. и развал крупных отраслей промышленности (ВПК, тяжелого машиностроения и др.) побудили людей к попытке самостоятельного решения чрезвычайно острых социально-экономических проблем современной российской жизни: согласно данным репрезентативного опроса, проведенного среди 3340 респондентов исследовательским центром (Великобритания) в 1998 г., 61% российских граждан в период кризиса полагались только на себя, 14% — на семью, соседей, друзей и лишь 12% — на государство. Люди начали объединяться, создавая инвалидные, ветеранские, женские, семейные, образовательные и антикризисные центры по оказанию социальных услуг своим членам. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, число общественных объединений, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2010 г., составляло 119 247 и некоммерческих организаций 79 988.

Тем не менее Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал индексы социального самочувствия россиян по итогам 2010 г. Индекс удовлетворенности жизнью завершил 2010 г. увеличением доли респондентов, которых устраивает их жизненная ситуация (26%) и устойчивостью доминирующей группы тех, кого жизнь относительно, но устраивает (45-47%), сокращение доли оптимистично настроенных граждан (с 29% в 2009 г. до 26% в 2010 г.).

Принятие федеральных законов “Об общественных объединениях” и “О некоммерческих организациях” (январь 1996 г.) способствовало развитию российского “третьего сектора” — общественных объединений. Главное в деятельности НПО — инициатива граждан, добровольно объединяющихся для решения насущных проблем.

Наряду с трансформировавшимися организациями советского периода (ветеранскими объединениями, профсоюзами, женсоветами, организациями искусства и культуры) возникают (как реакция на неспособность государства решить острые социальные проблемы) организации нового типа, объединяющие энтузиастов, которые стараются помочь себе и другим людям справиться с тяжелой жизненной ситуацией. Различные категории людей, нуждающиеся в социальной поддержке и одновременно способные сами оказать такую поддержку, объединяются в общественные ассоциации; некоторые из них становятся крупными общественными структурами с сетью филиалов, объединяются в общественные движения.

Согласно Федеральному закону от 17 июня 1996 г. № 74- ФЗ “О национально-культурной автономии” гражданам, относящимся к национальным меньшинствам, не имеющим административно-территориальных, национально-государственных образований в Российской Федерации, впервые за постсоветский период были предоставлены юридические гарантии создания национально-культурной автономии (НКА) — общественного объединения с правом юридического лица. НКА действует на принципах добровольного членства, самостоятельности и самоуправления, уважительного отношения к культуре, языку, религии, традициям других этнических общностей, соблюдения законности. Основная цель создания НКА — мобилизация потенциала этнической общности для создания условий, благоприятствующих удовлетворению культурных, духовных, социальных и экономических потребностей каждого ее участника.

В странах СНГ и Балтии русское этническое меньшинство также консолидируется в общественные объединения и движения для защиты собственных политических, экономических, социальных и национальных прав. В Украине созданы две все- украинские общественные организации “Русское движение Украины” и “Русская община Украины”.

Европейский центр Международного совета женщин, одной из старейших женских организаций в мире (существует с 1889 г.), впервые провел свое заседание в Москве, в Российском союзе женщин, в 1999 г. В рамках этого заседания прошел международный семинар “Политика равных возможностей для женщин и мужчин: сравнение законодательных основ и программ Европейского Союза и России”. Опыт Европы показывает, что самой эффективной моделью является создание в европейских странах сети неполитических “зонтичных” женских организаций. Женщины, действующие вместе, “под одним зонтиком”, превращаются в реальную силу, с которой невозможно не считаться.

Деятельность ассоциаций по защите гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения, которая выражается в информировании женщин, обучении их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, имеет большое значение для социального развития нашей страны.

Участие женщин в местном самоуправлении, а также в многочисленных неправительственных организациях (так же, как и объединение женских общественных ассоциаций в единое женское движение) позволяет:

  • • помочь власти увидеть в лице существующего интеллектуально-профессионального потенциала женщин ее кадровый резерв;
  • • показать самим женщинам то, что они вправе на основе здоровой конкуренции и профессиональной состязательности занимать руководящие должности на всех уровнях власти;
  • • вселить уверенность в сознание всех, что от совместного созидательного сотрудничества мужчин и женщин, власти и общественности выиграет все общество.

Понятие “партнерство” наиболее точно характеризует идеальный тип совместной деятельности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и специалистов. Партнерство подразумевает обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. При партнерском стиле взаимоотношений членов родительских ассоциаций ими определяются общие цели, которые реализуются в совместной деятельности. Успех родительского партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения членов ассоциации и принципа равноправия партнеров, поскольку в добровольческой ассоциации отсутствует иерархическая структура.

Родители обмениваются информацией, касающейся не только недостатков и проблем, но и успехов и достижений своего ребенка. Такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. Родительские контакты позволяют им оказывать друг другу поддержку и без участия социального работника:

  • • развивать сети нянь среди группы родителей;
  • • организовывать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;
  • • организовывать родительскую ассоциацию или группу самопомощи;
  • • привлекать отцов к починке и наладке оборудования;
  • • добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях и советах школ и реабилитационных центров;
  • • вовлекать родителей в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-ме- дико-педагогической комиссией;
  • • помогать родителям организовывать клубы по интересам и мероприятия для детей.

Работа в команде и обмен родительским опытом (при использовании рекомендаций специалистов) позволяют значительно повысить эффективность участия семьи в процессе реабилитации ребенка-инвалида.

По данным НИИ детства Российского детского фонда и Ассоциации исследователей детского движения, в настоящее время насчитывается около 100 федеральных и региональных организаций — детских, детско-юношеских и молодежных — и около 500 собственно региональных организаций. Единение различных детских движений позитивной направленности призвано способствовать преодолению всеобщего равнодушия к детям, их безнадзорности, препятствовать вовлечению детей и подростков в криминальные структуры, в различные религиозные секты.

Для решения своих специфических проблем бывшие военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов организуют различные общественные ассоциации и ветеранские объединения.

В мире насчитываются тысячи общественных организаций пожилых людей, стремящихся воплотить в жизнь основные положения Принципов ООН “Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста” (август 1982 г.). По различным оценкам, в США от 25 до 33% всех пожилых людей работают в добровольческих организациях, оказывая помощь соседям, знакомым, родственникам.

Широкое распространение в России (еще в советское время) получила клубная работа. Клубы — своеобразные объединения людей, имеющих одинаковые социальное положение, политические или религиозные взгляды, — известны со времен Древнего Рима. Хотя еще в позднем первобытном обществе появились так называемые общественные дома (чаще — мужские дома, реже — женские). Во многих традиционных обществах длительное время существовал институт общественного дома (кунацкая у народов Кавказа, чайхана в Средней Азии и т. д.). По мере развития процесса урбанизации появились многочисленные виды клубов. В дореволюционной России, например, это были петровские ассамблеи, дворянские собрания, московский Английский клуб, купеческие клубы, офицерские собрания, народные дома.

Клубы для пожилых людей начали появляться после Второй мировой войны. Клубы “Любители романса”, “Просвещение”, “Любители животных” и многие другие существуют при социальных службах. Цель работы этих учреждений — организация досуга и общения одиноких пожилых людей, сохранение у них активного интереса к жизни, продление самой жизни. В процессе клубного общения создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, формируется более оптимистичное самовосприятие, восстанавливаются социальные навыки, возникает устойчивый интерес к деятельной жизни, т. е. наблюдается позитивное воздействие “эффекта группы”.

В ряде клубов для пожилых создается секция социальной помощи, задача которой —- выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях. По мнению Н.П. Щукиной, именно клубы для пожилых могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи.

Группы самопомощи — это небольшие, привязанные к определенному месту группы, члены которых, имея общие социальные, психологические, медицинские, экологические проблемы (потребности), решают их сообща, помогают друг другу. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует наиболее активный из будущих членов (реже — социальный работник). Каждый участник такой группы одновременно и принимает помощь от других членов, и сам ее оказывает, воплощая в жизнь принцип взаимопомощи. Цель работы в группе — смягчение влияния негативных явлений, а не полное их преодоление (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизненным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.

Причины создания групп самопомощи: самореализация и развитие личности; кризисная ситуация или горе; плохие социальные условия, состояние здоровья, наличие инвалидности; принадлежность к меньшинствам и др.

Развитие групп самопомощи (взаимопомощи), образующих неформальную систему социальной помощи, необходимо для нормального функционирования формирующегося гражданского общества. В США более 15 млн человек являются членами групп самопомощи, в Испании — свыше 5 млн человек.

Традиционно наиболее активна деятельность групп взаимопомощи среди представителей этнических меньшинств (арабской диаспоры во Франции, турецкой — в Германии, китайской и вьетнамской — в США и др.) в многонациональных странах. Во многих странах действуют группы самопомощи для неизлечимо больных людей, оказывающие психосоциальную помощь.

Поддержка групп взаимопомощи различных страт женского населения имеет важное значение для социального развития российского общества. Для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, эффективной технологией социальной поддержки является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых поддерживают друг друга в работе по психологической коррекции личности, в защите своих социальных интересов.

Высочайшим уровнем работы терапевтических групп является их переход в группы самопомощи, т. е. в объединения клиентов, существующие в течение длительного времени, решающие более обширный круг проблем, развивающие личность членов группы. Группы самопомощи, несмотря на то, что имеют много общего с терапевтическими группами, отличаются от последних самоуправлением и самопомощью. В группах взаимопомощи отсутствуют иерархия, жесткая дисциплина, закрытость организации, актуализируются внутренние резервы их членов, максимально реализуется их личностный потенциал.

Переход клиентов из разряда объектов воздействия социальных служб в разряд субъектов, самостоятельно решающих свои проблемы, равноправно и добровольно взаимодействующих друг с другом, является наглядным примером функционирования в современных условиях института взаимопомощи. Однако группы самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников, работающих в органах самоуправления.

Несмотря на утверждения датских специалистов о непрофессионализме и недостаточной эффективности авторитарной и носящей эксклюзивный характер деятельности групп самопомощи, многие из этих групп охватывают миллионы человек, обратившихся к ним как к последней надежде.

Таким образом, в модернизируемом обществе по мере развития товарно-денежных отношений экономический институт взаимопомощи, регулирующий процессы производства и потребления, а также обеспечивающий выживание отдельных домохозяйств и мелких товаропроизводителей, постепенно отмирает, трансформируясь в средство социальной поддержки. Основными организационными формами взаимопомощи в современном обществе являются общественные движения и ассоциации, клубы по интересам, группы взаимопомощи. Самостоятельное объединение социально нуждающихся в форме группы взаимопомощи — сравнительно новое явление в нашей жизни, хотя многие другие организационные формы института взаимопомощи существовали в России издавна.

Активное использование в современной социальной работе различных форм института взаимопомощи позволит существенно активизировать процессы общественной самоорганизации, превратить население из пассивного объекта социальной работы (прежде всего социальной помощи и благотворительности) в активный субъект социальной работы (само- и взаимопомощи), ускорить формирование в современной России гражданского общества.

Вопросы и задания

  • 1. Когда возникла социальная работа? В каких непрофессиональных формах она реализовалась?
  • 2. Какие функции выполняет социальный институт взаимопомощи в общественной самоорганизации (в третьем секторе)?
  • 3. Назовите нетрадиционные новые формы института взаимопомощи, появившиеся в современном обществе.
  • 4. В чем состоит специфика современной модели института взаимопомощи?
  • 5. Какова роль института взаимопомощи в социальной работе?
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>