Полная версия

Главная arrow Психология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Системы психики личности в деловом общении

Будучи самым глубинным пластом психики личности, коллективное бессознательное тесно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует целостную психическую структуру личности. Интегрирующий и регулирующий центр этой структуры, направляющий психическое развитие личности, — архетип целостности и единства, который Юнг обозначал как Самость?

Выступая первоначально как врожденная предрасположенность, архетип Самости при своей актуализации проявляется как «психическая тотальность», поскольку охватывает не только бессознательную

психику, но и сознательную. И таким образом Самость представляет собой всю существующую и являющуюся личность, которую осознать до конца невозможно. Она превыше нашего воображения, так как включает в себя неопределенную и неопределимую величину бессознательного. [1]

Становление Самости, согласно Юнгу, происходит в процессе индивидуации — такого психического развития, при котором личность обретает второе, духовное рождение. При этом в психике личности осуществляется новое единство сознания с бессознательным и личность становится психически самостоятельным существом, способным к саморазвитию. Сознанию Самость предстает в виде определенного геометрического символа целостности (круга, квадрата или мандалы — фигуры, в которой круг заключен в квадрат или квадрат в круг).[2] [3]

Самость удерживает все системы психики вместе и обеспечивает единство, равновесие и стабильность личности. Как основные системы психики Юнг выделяет сознание, личностное бессознательное и коллективное бессознательное.[4]

Согласно Юнгу сознание представляет собой самую малую и изменяемую часть психики, с помощью которой личность воспринимает и познает внешний мир. По своему содержанию сознание включает в себя психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, оценки и воли. Центр сознания — «Я», к которому стекаются все осознаваемые психические процессы и их взаимодействия. Их множество образует единство и связь сознания, комплекс «Я», который является лишь частным комплексом, поскольку осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит.

В деловом общении содержательные элементы сознания играют важную роль. Так, психические процессы апперцепции обусловливают особенности восприятия деловыми партнерами друг друга, которые связаны с их собственным жизненным и профессиональным опытом. Эмоциональные психические реакции деловых партнеров связаны с процессами чувствования. Партнеры в межличностном общении осознают друг друга обычно в рамках эмоциональных дихотомических оценок (приятный — неприятный; хороший — плохой; привлекательный — непривлекательный; добрый — злой; честный — лживый; искренний — лицемерный и т.д.).

Процессы предвосхищения более всего характеризуют природную и профессиональную интуицию деловых партнеров. Она позволяет им предсказывать и прогнозировать развитие деловой ситуации и модели поведения друг друга.

Распознавание способов решения деловой проблемы, ее анализ, аргументация суждений и выводов связаны с процессами мышления. В сложных деловых ситуациях между процессами мышления и чувствования могут возникнуть коллизии, столкновения. Разумная аргументация деловых партнеров убедительна до тех пор, пока их эмоциональные реакции не превысят некоторой критической точки. Как только эти реакции достигают аффективного состояния, эффективность разумных суждений резко снижается.

Благодаря процессам оценивания и воли деловые партнеры формируют мотивации своих когнитивных стратегий и осуществляют селективный отбор своих моделей поведения. Юнг считал, что воля представляет собой психическую энергию, которая управляется сознанием. Она обретает силу только благодаря сознательной мысли и действию. Развитие воли связано с усвоением личностью моральных стандартов и культурных ценностей.[5]

Все психические процессы сознания деловых партнеров характеризуются единством и непрерывностью создания осознаваемых образов деловой ситуации. Однако поскольку содержанию этих процессов свойственна некоторая автономность и неоднородность, неизбежны столкновения между отдельными их элементами. Отсюда берет начало и противоречивость осознанных психических процессов личности деловых партнеров, которое обнаруживается в алогичности и непоследовательности их рациональных суждений и высказываний.

Система осознанных психических процессов включает и рефлексивные процессы личностного самосознания деловых партнеров. Они характеризуют процессы осознания деловыми партнерами своих собственных потребностей, целей, интересов, мотивов поведения, самооценку своих возможностей и психологических качеств и того, как они воспринимаются друг другом.

Однако, как отмечает Юнг, сознание «Я» осознает и осмысливает лишь часть тех психических процессов, которые формируются в индивидуальной психике личности. Юнг сравнивает сознание со светом прожектора, который освещает предметы, попадающие в его световое поле. Но рядом с ними в темноте существуют и другие предметы, которые невидимы и недоступны «свету сознания», не осоз-

наются личностью.1 К таким недоступным сознанию процессам Юнг относит психические процессы личностного бессознательного и коллективного бессознательного.

Как система психики личности личностное бессознательное обнаруживает себя преимущественно в таких психических содержаниях, которые принадлежат самой личности и которые были вытеснены ее сознанием или никогда не достигали сознания. Эти психические содержания могут формироваться в автономные психические комплексы, которые лишены контроля со стороны сознания и могут постоянно препятствовать или содействовать работе сознания.

Комплексы личностного бессознательного чаще всего, по мнению Юнга, формируются на основе конфликтов или их последствий. Комплексам присущи признаки конфликта, шока, потрясения, неловкости, несовместимости.2 Они содержат такие воспоминания и желания, от которых личность хочет избавиться, поскольку они постоянно вмешиваются в ее сознательную жизнь.

По своей структуре комплексы представляют собой группы («пучки») психических переживаний и ассоциаций, окрашенных одним эмоциональным тоном. Они имеют базовое ядро, заряженное психической энергией. Ядром может быть вытесненное в бессознательное какое-либо влечение, желание, представление.

Комплексы проявляются в межличностном общении как неосознаваемые психические аффективные состояния, помимо воли и сознания личности. Если затронуть комплекс, напомнить о нем каким-либо словом-стимулом, то появятся следы легкого эмоционального расстройства психики личности, которые могут сопровождаться и физиологическими реакциями (покраснением кожи, сужением или расширением зрачков, повышением артериального давления).

Юнг считал, что такие комплексы представляют собой своего рода автономные фрагментарные личности, которые находятся в тени сознательного «Я». И потому они являются диагностически ценным симптомом индивидуальной диспозиции личности.3

Понятие автономного психического комплекса стало для Юнга базовым понятием при создании словесно-ассоциативных проективных тестов, которые были использованы и в психологической диагностике на детекторе лжи.

В деловом общении автономные психические комплексы личностного бессознательного обнаруживают себя в спонтанно возни-

  • 1 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — С. 276.
  • 2 Там же. С. 95.
  • 3 Там же. С. 96. См. об этом также: Руткевич А. Предисловие к книге «Аналитическая психология: Прошлое и настоящее». — М.: Мартис, 1995. — С. 19—20.

кающих аффективных состояниях деловых партнеров, которые выявляют наиболее слабые «болевые точки» их индивидуальной психики. Чаще всего комплексы возникают в конфликтных ситуациях, когда один из деловых партнеров терпит поражение. При этом идентификация партнера с комплексом выявляет одновременно характер и причины его возникновения.

Среди причин возникновения комплекса может быть и несоответствие некоторых психологических качеств партнера и его активированных бессознательных психических переживаний требованиям деловой ситуации. Например, повышенная нервозность и нетерпимость делового партнера приходят в столкновение с вяло текущим переговорным процессом.

Комплексы налагают отпечаток на весь процесс межличностного общения деловых партнеров, на их индивидуальные поведенческие акты и предпринимаемые совместные действия. Поэтому в деловом общении желательно стремиться к минимизации отрицательного воздействия комплексов путем уяснения и осмысления той роли, которую они играют в стереотипах поведения и эмоциональных реакциях. В целом личностное бессознательное как поверхностный слой бессознательных психических процессов может интегрировать в сознание часть своих представлений, и тогда они переживаются как принадлежащие сознанию «Я».

В деловом общении проявляются архетипы коллективного бессознательного. Они составляют самую глубинную систему индивидуальной психики личности. Существенное значение в межличностном общении деловых партнеров имеет актуализация архетипа Персоны. Поскольку персона представляет коллективное бессознательное, то, по мнению Юнга, она всегда есть «маска, которую инсценирует индивидуальность» перед другими.[6]

В деловом общении персона характеризует личность делового партнера в том виде, в каком она представлена другим деловым партнерам (в противоположность своему собственному аутентичному я). Поэтому она всегда противоречива и представляет собой компромисс между той индивидуальной ролью, которую хотел бы играть партнер в данной деловой ситуации, и действительной социальной ролью, которую он уже исполняет, обладая определенным статусом, должностью и именем.

Идентификация делового партнера с персоной приводит к отчуждению его собственной индивидуальности и созданию вторичного компромиссного видимого образа, который в большей мере опирается не на свои реальные чувства и суждения, а на ту роль, которая создается этим видимым образом. В связи с этим Юнг отмечал, что в образовании этого вторичного видимого образа другие принимают гораздо большее участие, чем сама личность.[7]

Построение «коллективно пригодной персоны» означает, по мнению Юнга, истинное самопожертвование личности, ведь социум ожидает от нее, что она будет хорошо играть отведенную ей роль. Но такое обладание «превосходной маской», если оно не компенсируется частной жизнью, может привести к сильнейшим потрясениям личности.[8]

В деловом общении персонифицированные установки, идеалы, сентенции могут настолько овладеть личностью делового партнера, что это приведет ее к таким потрясениям, как психическая инфляция, синдром ригидности или диссоциация.

Психическая инфляция личности делового партнера связана с присвоением ею тех психических содержаний, которые находятся вне индивидуальных границ личности. Деловой партнер подвергается психической инфляции тогда, когда он идентифицирует себя с какой-либо социальной группой. При этом он как бы «раздувается» психически, то есть расширяет свое психологическое пространство до размера группы, становясь проводником ее норм и установок. К тому же как член группы он получает подкрепление для своей самооценки. В своих глазах он становится тем, кого он представляет (фирмой, отделом, институтом, учреждением, отраслью, партией, государством).

В деловой коммуникации психическая инфляция делового партнера может привести к возникновению завышенной самооценки, предъявлению чрезмерных требований к другим деловым партнерам.

Синдром ригидности в деловом общении проявляется как «избыточная» защищенность делового партнера, связанная с его желанием отгородиться от потока информации, других деловых партнеров, остаться в своем замкнутом психологическом пространстве. В межличностном общении такой деловой партнер создает дополнительные коммуникативные трудности и, как правило, не идет на компромиссы.

Бессознательные психические процессы находятся, по мнению Юнга, в компенсаторной связи с сознанием. Они не обязательно противоположны друг другу, а взаимно дополняют друг друга до единой целостности личности.[9] Поэтому любое нарушение связи сознательных психических процессов с бессознательными приводит к диссоциации психики личности.

Частичная диссоциация — это обычное явление для психики делового партнера, поскольку всегда в определенных рамках имеются такие элементы психики, которые являются смешанными — сознательно-бессознательными. Что же касается полной диссоциации, то она означает такое растворение сознания в стихии коллективного бессознательного, которое приводит к распаду психики личности на отдельные фрагментарные комплексы. Личность такого типа не способна принимать участие в деловом общении.

Гендерные различия деловых партнеров могут быть связаны с актуализацией архетипов Анима и Анимуса. Архетип Анима проявляется как автономный архетипический образ женщины в психике мужской личности. Накопленный в бессознательном, архетип Анима может проявиться в виде прорыва иррациональных чувств: необузданной эмоциональности, сентиментальности. В таком случае можно говорить об «одержимости Анимой» мужской личности.[10]

В женском типе личности актуализация архетипа Анимуса связана с проявлением архетипического образа мужчины и преобладанием иррациональных суждений. В деловой коммуникации актуализация архетипа Анимы связана с проявлением повышенной эмоциональности партнера-мужчины, когда его эмоции выходят из-под контроля сознания «Я». Что же касается актуализации архетипа Анимуса, то его проявление у партнера-женщины связано с ее неудержимым стремлением вступать в дискуссии и жестко отстаивать свою позицию.[11]

При реализации индивидуальной психики партнеров в деловом общении происходит постоянный обмен психической энергией между ее элементами. И хотя психическая энергия рождается из борьбы противоположных психических взаимодействий, основополагающей для психики является, по мнению Юнга, не борьба, а «отекание» противоположных психических ассоциаций. Именно такое «стекание» психических процессов (как осознанных, так и бессознательных) создает целостность психической структуры личности.

Бессознательные психические процессы в деловом общении не следует переоценивать. Сама специфика деловой коммуникации требует постоянного осознанного контроля деловыми партнерами своих мыслей, высказываний, поведенческих актов. Этот осознанный психический контроль связан всегда с высшими психическими функциями: мышлением, интеллектом, речью, формирование которых осуществляется под воздействием социальных факторов. Как справедливо отмечал Юнг, человеческий индивид не только уникален и обособлен, а еще и социален, поэтому и его психика есть не только отдельный, индивидуальный, но и коллективный феномен.[12]

Вместе с тем осознанные психические процессы личности нельзя отделять от бессознательных, они существуют в целостном единстве. И потому бессознательные психические процессы личности наряду с осознанными могут проявиться в деловом общении в рассмотренном выше аспекте.

Следует иметь в виду и то, что в современной психологической науке проблема соотношения осознанных (сознательных) и бессознательных психических процессов является недостаточно разработанной. Одна из причин заключается в сложности и многоуровневое™ характера самих бессознательных психических процессов. Каждый из этих уровней по-разному соотносится с сознанием и их взаимосвязь и взаимодействие оказывают существенное влияние на принимаемые личностью решения и избираемые модели поведения. Поэтому в реальности в управлении поведением личности одновременно участвуют разные уровни его психической регуляции.[13]

Многомерность проявления личности делового партнера связана с реализацией в деловом общении его психологических характеристик: способностей, интеллекта, воли, характера, темперамента, а также эмоций и мотиваций. Рассмотрению психологических характеристик деловых партнеров посвящается следующая глава.

Резюме

/ Психика делового партнера определяет его адаптивность к различным ситуациям делового общения, выбор моделей поведения в них и качество межличностных отношений с другими партнерами.

/ Базовое ядро психики делового партнера представляет сложную систему осознанных и бессознательных психических процессов, которая функционирует как единый целостный и динамично развивающийся процесс.

/ Основные элементы бессознательных психических процессов, выделенные Фрейдом, — ошибочные действия, сновидения и влечения.

/ В деловом общении наиболее часто проявляются такие ошибочные действия, как оговорки, очитки, ослышки, описки, забывания, затеривания, запрятывания.

/ В нравственном регулировании делового общения важная роль принадлежит особой психической инстанции «сверх-Я», которая представляет в психике человека требования морали.

/ Особая роль в деловом общении принадлежит психическим процессам предсознательного — «Я». Они сдерживают и ограничивают влияние бессознательного и стабилизируют состояние психики делового партнера.

/ Для снятия психического напряжения в конфликтной ситуации или ослабления тревожности деловые партнеры используют защитные механизмы: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, отрицание, регрессию, сублимацию.

/ Основу индивидуальной психики личности, согласно Юнгу, составляет психическая энергия, которая характеризует интенсивность любого психического процесса.

/ Проявление психической энергии в деловом общении связано с предрасположенным реагированием деловых партнеров на какую-либо деловую ситуацию. Такое реагирование характеризует две установки: экстраверсию и интроверсию.

/ В деловом общении может проявиться доминирование одной из психических функций деловых партнеров: мышления, чувствования, ощущения, интуиции.

/ Коллективное бессознательное всеобщее и идентично у всех людей; оно включает архетипы, которые могут проявиться в деловом общении.

/ Особую роль в деловом общении играет актуализация архетипа Совести, которая связана с проявлением спонтанной предрасположенности делового партнера к определенным моральным психическим реакциям.

/ Система психики личности делового партнера, согласно Юнгу, включает сознание, личностное бессознательное и коллективное бессознательное.

/ В деловом общении могут проявиться автономные психические комплексы, которые обнаруживают себя в спонтанных аффективных психических состояниях деловых партнеров.

/ Актуализация архетипа Персоны в деловом общении может быть связана с потрясениями личности: психической инфляцией, синдромом ригидности и диссоциацией.

Ключевые понятия

Анима — автономный архетипический образ женщины в психике мужской личности.

Анимус — автономный архетипический образ мужчины в психике женской личности.

Архетипические образы — психические образы архетипов, существующие в психике индивида и проявляющиеся символически.

Архетипы — априорные врожденные формы психики, коррелятивные инстинктам и создающие возможность определенного типа восприятия и действия.

Бессознательное — такие внутренние психические процессы, которые формируются вдали от сознания, носят активный динамический характер и составляют закономерную фазу психической деятельности человека.

Влечения — психические элементы внутренних раздражений организма.

Диссоциация — нарушение единства сознательных психических процессов с бессознательными.

Иррациональные психические функции — ощущающая и интуитивная функции психики личности, ориентированные на восприятие объектов, а не на их истолкование.

Индивидуация — психическое развитие личности, при котором она обретает духовное рождение.

Интроверсия — установка личности, связанная с ее рефлексивной предрасположенной направленностью и негативным отношением к объекту.

Комплексы — группы психических переживаний и ассоциаций, окрашенных одним эмоциональным тоном.

Механизмы психологической защиты — механизмы первичной зашиты личности, действующие на бессознательном уровне и способствующие снижению уровня психического напряжения личности.

Оговорки — бессознательные психические акты, которые возникают вместо ожидаемого или предполагаемого действия.

Ошибочные действия — такие бессознательные психические акты личности, которые возникают в результате наложения друг на друга двух различных намерений.

Персона — личность в том виде, как она представлена другим.

Предсознательное — область психических процессов в индивидуальной психике личности, которая обобщает и синтезирует содержание всех психических элементов на основе принципа реальности.

Психическая инфляция — «психическое» расширение личности, связанное с присвоением ею тех психических содержаний, которые находятся вне ее индивидуальных границ.

Психическая энергия — вид энергии, который характеризует интенсивность любого психического процесса, происходящего в индивидуальной психике личности.

Рациональные психические функции — мыслительная и чувствующая функции психики личности позволяющие создавать оценочные суждения о внешних объектах и жизненном опыте личности.

Самость — интегрирующий и регулирующий центр психики личности, направляющий ее психическое развитие.

Синхроничность — параллельное проявление одинаковых или сходных архетипов в психике деловых партнеров.

Экстраверсия — установка личности, связанная с ее предрасположенной направленностью вовне и с позитивным отношением к объекту.

  • [1] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 240.
  • [2] Подробнее о мандале как символике Самости см.: Зеленский В.В. Аналитическая психология: Словарь. — СПБ.: Б.С.К. 1996. — С. 128.
  • [3] Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — С. 125.
  • [4] 5 Там же. С. 277.
  • [5] Фрейджер Р., Фейдимен Д. Указ. соч. — С. 106.
  • [6] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 216.
  • [7] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 217.
  • [8] Там же. С. 259.
  • [9] Там же. С. 240.
  • [10] Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — С. 147.
  • [11] Там же. С. 148.
  • [12] Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — С. 203.
  • [13] Немов Р.С. Указ. соч. Кн. 1. — С. 120.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>