СОВЕТСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
- • Нэп и его воздействие на журналистику 1920-х гг.
- • Содержательные особенности непролетарских журнальных изданий этого периода
- • Журналистика новых литературных направлений
- • «Красная новь» и «Сибирские огни» как первые партийные литературнохудожественные издания
Без исследования эволюции и содержательного своеобразия литературно-художественного журнала 1920-х годов невозможно в полной мере представить историю отечественной журналистики.
Следует учесть, что этот тип журнала появился в России еще в первой половине XIX в. и стал важнейшим средством формирования общественного мнения. На его страницах находили место не только литературные произведения, но и публицистика, критика. Благодаря литературно-художественному журналу отечественная система СМИ обеспечила уникальность своего развития. Правда, аналогичный тип издания существовал в XIX в. и в западных странах, однако там он не стал широко распространенным явлением. Западная пресса всегда выглядела прагматической, нацеленной в большей мере на реализацию в первую очередь текущих запросов аудитории; отечественная же традиционно заботилась о духовном просвещении своих читателей, формировании «проблемной повестки» дня.
Толстый литературно-художественный журнал в России не только знакомил аудиторию с художественными новинками, но и в силу слабо развитых гражданских отношений в обществе брал на себя формирование его нравственной позиции. Основная задача этих СМИ, по мысли издателя «Московского телеграфа» Н.А. Полевого, заключалась в обеспечении «основательности известий», в установлении общественного мнения[1]. Н.А. Полевому вторил В. Г. Белинский, считавший, что эти журналы, неся ярко выраженную социальную миссию, «выигрывают мнением». Их моральный долг, по мысли критика, выносить на обсуждение животрепещущие вопросы дня, инициировать полемику между читателями[2].
Еще в дореволюционной России этому журналу была свойственна не столько информационная, сколько просветительская миссия. В образе «Современника» (1836—1866), «Отечественных записок» (1839—1884), «Русского вестника» (1856—1906), «Вестника Европы» (1866—1918) он стал особой площадкой, где на протяжении многих лет шли острые споры о путях развития общественной жизни, культуры в стране. Этот тип периодики выполнял роль своеобразного духовного источника, усиливая свое влияние в периоды проведения в стране либерально ориентированной политики. Так было в XIX и начале XX столетия, давших новые возможности для развития духовной культуры в России.
Толстый литературно-художественный журнал стал заметным явлением в годы нэпа, когда в обществе возрос уровень дискуссионное™. С одной стороны, этот тип периодики унаследовал в своем содержании дореволюционные традиции просвещения, а с другой — продолжил движение к советскому читателю, начатое тонкими литературными журналами «Пламя» и «Творчество».
Несколько лет развития нэпа упрочили новые тенденции в общественной жизни, повлекли за собой возросшую активность творческих сил, стремление интеллигенции осмыслить дальнейший путь развития страны.
Закономерно, что и литературно-художественный журнал, как тип издания, оказался в эти годы востребованным, заложив основы своего существования и в дальнейшем. На страницах этого типа СМИ в соответствии с дореволюционной традицией его существования велась полемика не только по литературным, но и многим общественным вопросам. В силу этого влияние журнальной периодики неизбежным образом возрастало. В то время как газеты по экономическим причинам оказались в кризисном состоянии (по причине реализации в 1922 г. декрета «О введении платности газет»), литературно-художественные журналы, наоборот, активно развивались. Все это позволяет воспринимать их как уникальный феномен советской эпохи, заслуживающий специального рассмотрения.