О мерах борьбы с нищенством

Журнал заседания Городского благотворительного Совета. —

Москва, 28 января 1901 г. (Извлечения)

Итак, нищенство есть результат нищеты, кроме нищенства профессионального; нищета же, в свою очередь, бывает следствием причин физических и социально-экономических. В зависимости от этих причин и лица нищенствующие или нуждающиеся должны подразделяться на две категории: на лиц, впавших в нищету по недостатку физических сил и по причинам социально-экономическим. Подразделение это необходимо для того, чтобы точно определить, кто вправе пользоваться общественной благотворительностью и в чем последняя должна выражаться. Выше указано, что меры борьбы с нищенством бывают репресивныя и социально-экономическия. Первые по своему характеру относятся всецело к области и компетенции власти государственной и касаются исключительно нищенства профессионального, меньшего по своему количеству и менее грозного, а вторые касаются нищенства или нищеты в тесном смысле этого слова, и здесь широкий простор открывается для деятельности общественной. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый член его мог работать и работать. С другой стороны, естественные влечения сердца, правила морали и религии не дают права оставлять без всякой помощи тех, которые не могут работать по недостатку физических сил. Поэтому в первом ряду лиц, имеющих право на помощь, должны занимать место неспособные к труду по старости, одержимые хроническими болезнями, идиоты и т. п. Но прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о способах устранения нищенствующих из числа лиц вышеуказанной категории, т. е. создания им возможности существования без милостыни, необходимо остановиться на более важном обстоятельстве, а именно на причинах, вызывающих появление таких лиц, и на устранении их.

Лица, не имеющие возможности работать по недостатку физических сил, разделяются на три категории: 1) лица, неспособные к труду от рождения; 2) лица с хронической болезнью или одержимые увечьем вследствие дурных условий жизни или несчастного случая; 3) одряхлевшие вследствие старости.

Ко всем этим категориям мера борьбы с нищетой и следствие ее, нищенством, одна и та же. На первом плане, конечно, стоит забота об устранении условий жизни, способствующих появлению на свет таких субъектов. Если принять во внимание статистические данные, указывающие, какие условия, прежде всего, увеличивают рождение лиц увечных, то станет ясно, что в этом отношении первая роль должна быть отведена материальной обеспеченности. Чем богаче класс, тем меньше он дает увечных, и наоборот. Так, например, по исследованию Аленицына в “Статистике слепых в России по переписи 1886 года” оказывается, что количество слепых находится в тесной связи с материальным обеспечением народа, с его культурным развитием. То же самое указывает приведенная в статье Френкеля “Задачи благотворительности в России” таблица смертности, из которой видно, что коэффициент смертности, а стало быть, и заболевания, находится в зависимости от размера квартирной платы. Проф. Карышев находит, что с уменьшением наделов увеличивается смертность. К тому же выводу мы приходим при рассмотрении статистики призрения глухонемых в России, а именно, губернии более богатые дают меньший процент глухонемых, и наоборот.

Из этого ясно, что, прежде всего меры предупредительные должны выражаться в стремлении увеличить вообще благосостояние народа, улучшить материальное положение его. Тяжелые санитарные условия работы на многих фабриках, чрезмерность ее, неудовлетворительная постановка жилищного вопроса, плохое питание — все это не может не влиять на здоровье рабочего. Вот почему, имея в виду вышеуказанную общую меру, нельзя пройти мимо забот об улучшении быта рабочего.

Кроме экономических и санитарных мер, предупреждающих заболеваемость и рождаемость больных и увечных, в деле устранения нищеты немаловажное значение имеет приспособление таких увечных к трудовой деятельности. Из разнаго рода увечных первое место по количеству занимают слепые и глухонемые. Еще недавно было то время, когда слепые и глухонемые бросались на произвол судьбы и, ни к чему не подготовленные, должны были влачить жалкое существование, пробиваясь милостыней. Теперь существуют специальные приюты для обеих категорий этих обездоленных, в которых учат грамоте, Закону Божию и ремеслам, а слепых, кроме того, пению и музыке. Число этих заведений, однако, недостаточно. Во всей России существует 14 приютов для глухонемых, в которых воспитывается около 700 чел., чего, конечно, далеко недостаточно. Нужно ли говорит, что самая возможность из увечного, калеки сделать человека, способного к трудовой жизни, отверженного приобщить к духовной жизни общества — задача столь же высокая, сколь и полезная. Вот здесь широкая дорога для частной благотворительности, для инициативы добрых людей. Этим, конечно, не исчерпывается вся группа неспособных к труду. Есть такие, которые ни в чем, кроме призрения, не нуждаются: им нужен теплый угол и кусок хлеба. Благотворительность здесь самая простая и виды ее самые известные. Дома призрения, богадельни, странноприимные дома — вот те виды помощи, которые нужны одряхлевшим старикам, хронически-больным и т. п. Но все эти меры будут носить случайный характер до тех пор, пока призрение не будет поставлено на рациональную почву, на началах призрения обязательного.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >