Предпринимательские объединения

Особым субъектом предпринимательской деятельности выступают предпринимательские объединения. Чаще всего они возникают в результате принудительных поглощений, создания «систем участий» или вследствие договорных объединений.

Целями объединения выступают стремление к координации хозяйственной деятельности, укрупнение бизнеса, привлечение дополнительных финансовых средств, усиление влияния на товарном рынке[1].

При создании хозяйствующего субъекта может возникнуть либо усилиться доминирующее положение как самой созданной организации, так и ее учредителей. И это также может являться целью процесса объединения предпринимателей. В такой ситуации необходимо очень четко разграничивать положительный эффект подобного объединения и результаты, подпадающие под действие об ограничении конкуренции и монополизации рынка.

Объединения юридических лиц до сих пор не получили четкого наименования. На наш взгляд, в современных условиях оптимальным термином является понятие предпринимательского объединения, предложенное И.С. Шиткиной[2]. Под предпринимательским объединением следует понимать устойчивую форму интеграции, участники которой, оставаясь формально независимыми субъектами, осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность в интересах объединения в целом.

Гражданский кодекс РФ называет следующие возможные виды объединений: ассоциации (союзы) (ст. 121), общественные организации (ст. 117). Указанные виды объединений законодатель раскрывает через родовое понятие «объединение», уточняя специфические черты, характеризующие каждую форму.

В соответствии со ст. 121 ГК ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Субсидиарная ответственность членов ассоциации по ее обязательствам может быть предусмотрена законом или уставом.

Статус общественных и религиозных объединений по своей сущности является противоположным целям и задачам предпринимательских объединений.

Всем признакам предпринимательского объединения отвечают холдинговые компании. Холдинг — это предпринимательское объединение с так называемой частичной правоспособностью. Входящие в состав холдинга коммерческие организации не утрачивают своей юридической самостоятельности, а холдинговая компания как совокупность организаций не приобретает статуса юридического лица.

Действия входящих в холдинговую компанию участников определяются волеизъявлением основного (преобладающего) участника, и это небезразлично для акционеров (участников) хозяйственных обществ и товариществ, входящих в холдинг, государственных органов, контрагентов и иных лиц. При наличии юридической независимости входящих в структуру холдинга организаций они являются фактически взаимосвязанными через «систему участий», наличие договорных обязательств, персональный состав их органов управления. Основными принципами взаимодействия между участниками холдинговой компании выступают отношения власти и подчинения, а также принципа субординации или координации субъектов холдинга в зависимости от уровня интеграции (вертикального или горизонтального).

Понятие холдинговой компании содержится в устаревшем Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных, предприятий в акционерные общества (утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. №21. Ст. 1731). На практике термин «холдинг» используется в нескольких значениях. В узком понимании его отождествляют с основным обществом. Дочерние (зависимые) общества в него не включаются. Широкое же значение этого термина иное — холдингом называют совокупность основного и дочерних обществ.

Понятие дочернего общества введено ст. 105 ГК. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества (товарищества). Основное хозяйственное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного общества (товарищества), последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам. Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

Проект закона о холдингах[3] обоснованно исходит из понимания холдинговой компании в широком смысле, определяя холдинг как совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других на основе права головной компании определять решения, принимаемые иными участниками[4].

В первой половине 90-х гг. XX в. в России появилась специфическая организационно-правовая форма объединения юридических лиц — финансово-промышленная группа. Это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы, в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2 ФЗ от 30ноября 1995г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» //СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697). Однако в настоящее время данная форма утратила свою актуальность в связи с отменой закона.

В ГК закрепляется также возможность образования предпринимательских объединений, основанных на договоре простого товарищества. Участники данного договора преследуют совместные цели и по общему правилу не выступают по отношению друг к другу в роли должников и кредиторов. Г.Ф. Шершеневич[5] отмечал, что существенной особенностью договора простого товарищества, в отличие от других договоров, в которых интересы контрагентов противоположны, является то, что в простом товариществе эти интересы тождественны.

Участники договора простого товарищества не создают нового субъекта права и потому отвечают по общим долгам всем своим имуществом.

Существенным условием, предусмотренным в законе и необходимым для договора простого товарищества, является условие, определяющее обязанности участников договора по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей.

Вклады и иное общее имущество участников простого товарищества составляют объект их общей долевой собственности. Но неверно было бы сводить роль данного договора к созданию отношений общей собственности, поскольку требуется организация самой совместной деятельности, а долевая собственность составляет лишь необходимую имущественную базу такой деятельности.

Вкладом участника договора признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество (ценные бумаги, товары, недвижимое имущество, право пользование, объекты интеллектуальной собственности и т.д.), профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. При этом вклады участников необязательно должны быть равными, хотя они предполагаются таковыми при отсутствии между ними специального соглашения. Размер долей впоследствии определяет и размер участия в прибыли и убытках.

Вопрос распределения прибыли, полученной при проведении совместной деятельности, в ГК решается путем установления долей, пропорциональных вкладам участников. Однако соглашением может быть предусмотрен иной критерий распределения прибыли.

Важным является правило о погашении убытков, возникших при осуществлении совместной деятельности. При отсутствии специального соглашения по данному вопросу размер ответственности устанавливается пропорционально вкладам участников договора в совместную деятельность. Важным и защищающим интересы третьих лиц является предусмотренное ч. 2 ст. 1046 ГК правило, не допускающее освобождения участника простого товарищества от участия в покрытии общих расходов и убытков. Также ничтожно соглашение об устранении кого-либо из участников от участия в прибыли (ст. 1048 ГК).

Преимущества холдинговых компаний и иных предпринимательских объединений связаны с созданием нового типа отношений, включающих в себя отказ от конкуренции в сбыте, разделение с партнером стратегической информации и коммерческих тайн, оказание финансовой и технической помощи, распределение коммерческих рисков. Повышается инвестиционный потенциал участников объединения. Улучшаются условия для проведения прогрессивных структурных изменений в организации производства, управлении бизнесом в целом.

Основные проблемы развития предпринимательских объединений в России связаны с отсутствием эффективного правового регулирования, в том числе для установления оптимального налогового режима.

  • [1] См.: Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. М., 1999. С. 77.
  • [2] См.: Шиткина И.С. Предпринимательские объединения. М., 2001; Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. М.,2006.
  • [3] См.: Проект Федерального закона № 99049555-2 «О холдинговых компаниях» //СПС «Гарант».
  • [4] См.: Шиткина И. Закон о холдингах: каким ему быть? // Хозяйство и право.2000. № 11. С. 18.
  • [5] См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995. С. 388.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >