Полная версия

Главная arrow Литература arrow Нравственные проблемы публицистики Н.С. Лескова 60-х годов ХIХ века. Языковые средства отражения позиции автора

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Просторечная лексика

Наибольшей степенью негативной оценочности в сравнении с разговорной обладает лексика просторечная. Следует отметить, что негативная окраска присуща всему разряду данных единиц, а не отдельным просторечным словам. В публицистике Н.С. Лескова просторечные слова выступают как яркое оценочное средство и используются при характеристике человека: его поступков, замыслов, например, болтаться - прост, «проводить время зря, ходить без дела» [МАС, 1, 105] :

Да замедлит же упрек общества тем, кто, не имея призвания к чиновничеству, болтаются без места, и да падет он на тех, кто поставил себе правилом без всякого разбора и испытания не допускать ни к какому делу людей, не выросших за прилавком!

Мы солидарны с точкой зрения В.В. Леденевой, которая, анализируя «различные пласты лексики, в том числе и просторечную», считает: «как новаторскую черту можно оценить ту смелость, с которой вводил названные элементы в свой контекст Н.С. Лесков» [Леденева, 2000, 25]. В.В. Леденева выводит данное резюме «преимущественно к художественной прозе». Наше исследование позволяет постулировать это положение и применительно к публицистике Н.С. Лескова.

Стилистическая оценка просторечных слов ржанье, лапа и т.п. синтаксически обусловлена метафоричностью их семантики: ржанье - «громкий, несдержанный хохот» [МАС, 3, 716]; лапа - «рука человека, обычно большая» [МАС, 2, 162]:

Об игре наших актеров говорить много нечего: она такая же, как и всегда; только г. Сазонов уж очень надоедает своим прыганьем и своими кавалерийскими стремлениями сесть верхом на человека. Ему бы съездить в Москву да посмотреть, что успел из себя сделать его товарищ и сверстник г. Рассказовможет быть, тогда г. Сазонов немножко постыдился бы и понял, что комизм состоит не в прыганьи и не в ржаньи “мышиным жеребчиком

В публицистической речи важную роль играет взаимодействие разговорных и просторечных элементов, что создает стилевой контраст и способствует формированию необходимого автору ассоциативно-коннотативного поля, когда лексические единицы одного стилевого диапазона не могут создать нужный эффект воздействия на адресата, например:

Начальство бурлит, ругается, а иногда шалит, протянет пьяную лапу к головенке мальчика: “Дай-ка, скажет,я тебя взвошу и взвошит.//

Уроды Рудины, после предания этого типа посмеянию, шатались без дела. Неспособность к самостоятельному труду ...была в них очень уж ярка. Инсаровыми они не могли сделаться по трусости, по эгоизму, по гадости своих тощих жизнелюбивых натурок. После “Отцов и детей ” стали надюжаться эти уродцы российской цивилизации//Такова в большинстве грубая, ошалелая и грязная в душе толпа пустых ничтожных людишек, исказивших здоровый тип Базарова и опрофанировавших идеи нигилизма//Я знаю, что такое настоящий нигилист, но я никак не доберусь способа отделить настоящих нигилистов от шальных шавок, окричавших себя нигилистами

Статьи Н.С. Лескова ярко демонстрируют диффузию разностилсвых лексем (урод - нейтральное, уродец - разговорное, шавка, тощий, шальной разговорные, ошалелый, шататься - просторечные) с

ярко выраженной негативной оценкой и

эмоциональным зарядом. В публицистике разностилевые включения служат необходимым и важным средством воздействия на адресата. Авторская речь выступает в качестве не только

пропагандирования, но и навязывания публицистом своих взглядов, идей, представлений. Н.Ю. Шведова считает, что «лексическая единица всегда существует одновременно в контексте класса, в контексте текстовой последовательности и в содержательном (обстановочном) контексте ситуации» [Шведова, 1982, 143-144], что наглядно демонстрирует публицистика Н.С. Лескова, где такие тексты довольно частотны.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>