Полная версия

Главная arrow Литература arrow Нравственные проблемы публицистики Н.С. Лескова 60-х годов ХIХ века. Языковые средства отражения позиции автора

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ВВЕДЕНИЕ

В начале 60-х годов XIX века Н.С. Лесков начал литературную деятельность в качестве публициста. По наблюдению Л. Г Кайда, «Общество предъявляет публицисту особые требования. Он не имеет права ошибаться. Он должен, обязан быть личностью. Неравнодушным человеком, компетентным и ответственным. И читателю должна быть интересна его позиция» [Кайда, 1992, 3]. В публицистических

работах позиция автора отражает субъективное отношение к фактам, явлениям, событиям, обязательно имеет социальную оценку. Русский до мозга костей, «Н.С. Лесков всегда придавал литературе большое общественное значение и...был верен «святому влечению служить родине словом правды и истины» [Горелов, 1988, 226]. Доскональное владение

фактическим материалом, его глубокий и детальный анализ, фундаментальные выводы практического характера отличали молодого и в то же время мудрого литератора, в творчестве которого доминировала тематика морально-нравственного диапазона. Публикации Н.С. Лескова манифестировали его как яркую языковую личность, утонченного стилиста.

Работы 60-х годов отражали мировидение автора - русского человека, исторические силы и национальную самобытность народа сквозь призму Слова, играющего многочисленными смысловыми и коннотативными оттенками в статьях, в частности, посвященных нравственной проблематике.

Непосредственным объектом данного исследования стала разностилевая лексика и фразеология, экспрессивно-коннотативные

компоненты которой нередко проявляются только в определенном контекстном окружении; искусно варьируемая семантическая и стилистическая валентность русского слова; его функциональная направленность, парадигматические связи и некоторые яркие приемы языкового воздействия.

М. Горький, будучи хорошо знаком с творчеством Н.С. Лескова, находил: «Различие Лескова с великанами литературы нашей только в том, что они писали пластически, слова у них - точно глина, из которой они богоподобно лепили фигуры и образы людей, живые до обмана. Лесков - тоже волшебник слова, но он писал не пластически, а - рассказывал, и в этом искусстве не имеет равного себе» [цит. по: Шведова, 2005, 37].

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>