Полная версия

Главная arrow Информатика arrow Графический дизайн: стилевая эволюция

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Большая четверка мастеров французского рекламного плаката ар деко

Во второй половине 1920-х — 1930-х гг. стилистика французского рекламного плаката определяется творчеством «большой четверки» мастеров — А. Кассандра, Ж. Карлю, П. Колена и Ш. Лупо. Их плакаты были по-прежнему рисованными, но при этом изображение и шрифт часто выглядят как созданные техническими средствами. Композиция французского рекламного плаката этого времени определяется явным влиянием ар деко, с одной стороны, и итальянского футуризма — с другой. Ее характеризуют конструктивная четкость, лаконичность, ритм, плоский силуэт с заливками локального цвета, тонкий неоклассический контур.

Эстетика кубизма и футуризма стала основой стиля рекламного плаката, созданного французским художником Адольфом Жаном-Мари Кассандром (настоящее имя Адольф Мурон) (1901 — 1968) и занявшего ведущее место в рекламной графике 1920—1930-х гг.

А. Мурон начал заниматься дизайном рекламного плаката в надежде, что это позволит ему укрепить свое материальное положение и позже вернуться к станковой живописи. Для работы в рекламе он взял псевдоним Кассандр, надеясь, что позже будет заниматься живописью под своим настоящим именем. Подписав эксклюзивный контракт с фирмой Hachard and Cie, Кассандр начинает проектировать рекламные плакаты, которые выделили его из всех современных графиков.

AMEUBLEMENT

D?COPAT?ON

AU BUCHERON

LE GRAND MAGASIN DU MEUBLE

10 RUE DE RIVOLI METRO SAiNTPAUL

Рис. 3.1. Кассандр A. Рекламный плакат мебельного магазина B?cheron.

1923 [73]

В 1923 г. он создал огромный постер для наружной рекламы мебельного магазина «Лесоруб» (Au B?cheron), который размещался на фасадах Парижских зданий. Кассандр не только передал силу и мощь замахивающейся фигуры рабочего, но одновременно сделал этот образ эффектным и захватывающим воображение. В 1925 г. его работа была награждена на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Дизайн этого плаката настолько впечатлял, что клиенты стали требовать воспроизводить этот стиль в их рекламе. В 1924 г. он создал L’Intran-sigeant — рекламный плакат грузового автомобиля.

Его композиции воплощали торжество архитектонической структуры изображения и образную передачу движения машины. Вдохновение Кассандр черпал в творчестве П. Пикассо и Ж. Брака и в тех направлениях искусства, которые активно развивались в это время в Париже. Использование элементов конструкции парохода и локомотива роднили его работы с идеями Ле Корбюзье. Плакаты Кассандра демонстрируют владение принципами пуризма и использование модульной сетки — художник также находился под большим влиянием стиля Баухаус.

Азсэ-пьниамю

PO?S1?U WXTI???? ?O? il < 1« -« I i?kliniii? ||v1 n >1/ tif?&ai

M234367**Ort?.,!?)

Рис. 3.2. Кассандр A. Шрифт Bifur. 1929 [74]

С 1926 г. А. Кассандр начал специально заниматься разработкой шрифтов для использования в рекламе. Его наиболее успешной работой стал шрифт ВДиг, совместивший стремление к чистой геометрической форме Баухауса и динамику футуризма: часть каждой литеры выполнена с помощью тонких контурных линий, словно воспроизводя след от букв, которые проносятся перед глазами на большой скорости.

В конце 1930-х гг., будучи в Америке, он выполнил дизайн нескольких сюрреалистических обложек журнала Harper’s Bazar и создал сюрреалистический глаз для биллборда компании Ford.

Кассандр А. Рекламный биллборд компании Ford. 1937 [75]

Рис. 3.3. Кассандр А. Рекламный биллборд компании Ford. 1937 [75]

Работа Кассандра была оценена критиками как мост между современным и коммерческим искусством. Несмотря на близость его плакатной графики к высокому искусству, он всегда полагал, что художник должен четко учитывать разницу между искусством и коммерцией.

По его мнению, чтобы создать успешный плакат, художник должен уметь быть скромным и отказываться от проявления своей индивидуальности. Строго выверенные работы Кассандра кажутся созданными машиной — архитектурная композиция, геометрия и ритм были его основными композиционными принципами. Его формы монументальны и математически организованы. В этом стиль Кассандра находится в оппозиции ар деко.

Кассандр считал, что Стиль с большой буквы — это отражение интеллектуальности и ясности найденной концепции и бескомпромиссная точность ее графического исполнения, в результате самые скромные объекты благодаря стилю преобразуются в благородные, полные универсального значения формулировки.

Для Кассандра дизайн рекламного плаката начинался с текста, и все элементы изображения увязывались с ним. По его мнению, на первом месте в плакате находится слово, а букву, шрифт надо рассматривать как художественную форму. К наиболее известным

Кассандр А. Рекламный плакат Северного Экспресса. 1927 [76]

Рис. 3.4. Кассандр А. Рекламный плакат Северного Экспресса. 1927 [76]

Рис. 3.5. Кассандр А. Рекламный плакат аперитива «Пиволо» [77]

разработанным Кассандром шрифтам относятся Bifur, Peignot, La Metope.

Создание рекламного плаката, по Кассандру, требует от художника решения трех главных проблем — оптической, графической и поэтической. Оптическая проблема состоит в том, что дизайн должен быть таким, чтобы рекламный плакат привлекал внимание, был замеченным в результате взаимоотношений света и тени, делающих изображение более выпуклым и возникающих благодаря столкновению форм. Графическая проблема состоит в том, что при создании образа никогда нельзя быть слишком соблазнительным, т.е. натуралистичным. Наконец, поэтическая проблема — рекламный образ в совокупности с названием марки или именем должен вызывать ментальные ассоциации, становящиеся незабываемыми и порождающими эмоцию, удерживающую потребителя во власти этого рекламного образа. Нужно застать потребителя врасплох и зафиксировать его эмоцию без понимания им этого механизма.

Успех рекламных плакатов Кассандра, вероятно, объясняется его философией, заключающейся в том, что его плакаты изначально предназначены для того, чтобы быть замеченными людьми, которые не стараются их видеть.

Кассандр А. Логотип компании Yves Saint Laurent. 1963 [78]

Рис. 3.6. Кассандр А. Логотип компании Yves Saint Laurent. 1963 [78]

После начала Второй мировой войны единственной востребованной темой плаката стала политическая пропаганда, и Кассандр разочаровался в плакате как в художественной форме. Еще большее разочарование вызвала послевоенная ситуация все большей коммерциализации рекламы. Кассандр считал, что общество сделало выбор в пользу продающей рекламы, использующей вместо возможностей искусства различные продающие трюки, например эротизм. Он отказался от создания рекламного плаката, потому что его «тошнило» от распространяющейся безвкусицы и бесконечного обесценивания ценностей.

В 1960-е гг. был создан логотип для модного дома Ив Сен Лоран и шрифт СаББапбге. Творчество Адольфа Кассандра оказало огромное влияние на мастеров французского плаката, и благодаря обаянию личности дизайнера, выраженному в его одновременно конструктивных и очень поэтизированных плакатах, продолжает оставаться источником вдохновения для современных дизайнеров.

Жан Карлю (1900—1997), получивший архитектурное образование, создал свой первый плакат в 1917 г. Больше всего его вдохновляли кубисты, особенно X. Грис. Под их влиянием и сложился его авторский стиль — лаконичный язык, эффектные геометрические формы, расстановка энергичных цветовых акцентов.

Навыки архитектора позволяли ему выстраивать сбалансированные композиционные решения из шрифтов и простых графических элементов. Иногда в графические элементы превращаются буквы шрифта (САБ — название машиностроительной компании), увеличенные до предельно возможного масштаба, как в рекламном плакате ночных авиаполетов над Парижем, что позволяет разместить поверх них еще один текст. Силуэт самолета на фоне земного шара, вписанного в букву «С», придает этому изображению поэтическую ноту.

Во время Второй мировой войны Ж. Карлю создает антивоенные агитационные плакаты, например «Останови Гитлера сейчас» и «Ответ Америки». В плакате «Ответ Америки» ярко выражена стилистика графического языка ар деко с его энергичными круп-Рис. 3.7. Карлю Ж. Рекламный плакат НЫМИ формами, восхищением ночных авиаполетов над Парижем. 1924 [79] перед СИЛОЙ И Энергией рабочих рук и мощным эмоциональным, вдохновляющим на труд воздействием.

В его послевоенных работах — рекламных плакатах для Perrier, Cinzano, Monsavon — характерно использование рекламных персонажей, выполненных в комической манере и напоминающих о кубистских и сюрреалистических впечатлениях его молодости.

Поль Колен (1892—1985) — один из основоположников театральной афиши во Франции. В своих работах он использовал не только средства графики, но и живописи, что позволило ему создать своеобразный визуально-графический стиль оформления спектаклей в парижских драматических и оперно-балетных театрах в постановках видных режиссеров и балетмейстеров — Л. Жуве, С. Лифаря и др. Эту же манеру Колен применял, создавая афиши мюзикхолльных представлений и джазовых концертов.

Шарль Лупо (1892— 1962) создал свой первый плакат в 1916г. Ему принадлежит авторство сотен плакатов для швейцарских производителей. В его работах можно увидеть большое разнообразие стилистических приемов построения изображения — от постимпрессионистической стилистики (Etreness Bonnard, Cigarettes

Коффер Э. М. Рекламный плакат Лондонского метро [81]

Рис. 3.9. Коффер Э. М. Рекламный плакат Лондонского метро [81]

ЫЕ1*УЕ СЕИШ ОР ЮИРОИ^

Рис. 3.8. Карлю Ж. Рекламный плакат «Ответ Америки». 1941 [80]

Колен П. Афиша «Негритянского бала». 1927 [82]

Рис. 3.10. Колен П. Афиша «Негритянского бала». 1927 [82]

Колен П. Рекламный плакат Реі^еоі 1935 [83]

Рис. 3.11. Колен П. Рекламный плакат Реі^еоі 1935 [83]

Мекка) до элегантных, как будто бы растворяющихся на формате листа, экспрессионистических живописных образов (Fourrures Canton, PKZ, Coty), от выполненных на основе реалистического рисунка карикатурно заостренных изображений (Grand Prix Swiss) и до конструктивизма (Stop Fire, О Сар).

В рекламном плакате парфюмерной марки Coty средствами графики Ш. Лупо создает тающую атмосферу обволакивающего запаха парфюма. Написание логотипа Coty как будто бы преломляется в этом растворяющемся пространстве, а красная помада на губах модели делает ее все-таки реальной. Особенно эффектно этот плакат смотрелся на круглой поверхности рекламных тумб.

Лупо Ш. Рекламный плакат для Coty. 1920-е [84]

Рис. 3.12. Лупо Ш. Рекламный плакат для Coty. 1920-е [84]

SE RODENT

Рис. 3.13. Лупо Ш. Реклама зубной пасты Serodent. 1935 [85]

Решение рекламного плаката 8егобегй, с одной стороны, заставляет вспомнить немецкий 8асйр1ака1, а с другой, предвосхищает стилистику поп-арта — манипуляцию с масштабом изображения. Удвоенное динамическое изображение зубной щетки с выдавленной на нее пастой заполняет почти весь черный фон плаката, при всей графичности образа возникает очень чувственный эффект. В 1930—1934 гг. Лупо работал в паре с А. Кассандром. Возможно, именно это общение повлияло на энергичную стилистику решения плаката Serodent. Параллельно Лупо работал со многими крупными клиентами — Schueller, L’Oreal, Dop, Ambre Solaire, Valentino, создавая визуально привлекательные и понятные потребителю образы.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>