Полная версия

Главная arrow Информатика arrow Графический дизайн: стилевая эволюция

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Эстетика функционализма и зарождение корпоративной графики

Начало формирования функциональной эстетики в Европе относится к 1830-м гг. Первоначально ее главный принцип — «форма всегда следует функции» — был сформулирован французскими архитекторами А. Лабрустом и Э. Виолле-ле-Дюком. В графическом дизайне функциональная эстетика впервые нашла свое полное выражение в творчестве немецкого графика, архитектора и дизайнера П. Беренса. Именно П. Беренс является создателем жанра корпоративного дизайна.

Петер Беренс (1868—1940) получил образование как художник югендстиля и являлся одним из основателей Мюнхенского Сецессиона. В собственном доме, построенном Беренсом в знаменитой дармштадтской колонии, он спроектировал как архитектурный проект, так и все внутреннее убранство — интерьер, мебель, посуду, текстиль и т.д. Несмотря на использование характерной для него гнутой линии модерна во всех объектах, он тяготеет к простым геометризованным композициям.

Приглашение на работу в качестве главного художника-кон-сультанта по вопросам архитектуры, промышленной продукции и графики, полученное им от концерна АЕв (Всеобщей электрической компании), принято связывать с началом эры профессионального дизайна. На этом посту П. Беренс создал первый в истории дизайна корпоративный стиль, а по сути, целую программу корпоративной идентичности — термин, появление которого связано с практикой американского дизайна.

Беренс разработал для АЕв логотип, шрифты — Беренс-кур-сив и Беренс-антикву, рекламные плакаты, офисную мебель, вывески и проекты цехов компании. Созданный Беренсом стиль продолжает работать уже более 100 лет и воспринимается как классика дизайна.

Появление на свет первого корпоративного стиля было обусловлено «производственной необходимостью» — после договора АЕв с американской «Дженерал электрик» была создана сеть филиалов по обслуживанию покупателей, офисы и торговые точки которой находились по всему миру. Именно поэтому перед Беренсом была поставлена проектная задача добиться единства стиля электробытовых изделий компании, сделав марку АЕС легко узнаваемой.

Будучи членом Германского Веркбунда — союза промышленников, банкиров, архитекторов и художников, созданного в целях повышения качества немецкой продукции, Беренс познакомился с производственными проблемами немецких фабрик и заводов, на которых происходила постепенная унификация деталей и элементов выпускаемой продукции, что позволяло повысить экономическую эффективность производства и расширить ассортимент выпускаемой продукции.

П. Беренс творчески подошел к проблеме типизации внешних данных продукции, предложив использовать для производства модели электрического чайника несколько форм (цилиндрическая, каплевидная и фонарик), фактур материала поверхности и ее цветового решения.

П. Беренс ставил перед собой цель найти такие приемы формообразования, которые бы совмещали в себе художественную простоту и элегантность формы с ее функциональной ценностью. При этом он обращал внимание на тот факт, что форма изделия находится в зависимости от технологических возможностей производства.

АШЗЕМЕПЧЕ

ШШЮСЖК

ШНЖЖРГ

  • •••••••••
  • • •

V*

р

  • • • •
  • • • •

Геометризация формы и ее лаконичность были обусловлены техническими параметрами производственного процесса, при этом социокультурная составляющая как конкретной вещи, так и всего предметного окружения знаменовали отказ от эклектичности визуальнопредметной среды второй половины XIX в.

ч/аео^м кта шаэе мам ре/

Беренс П. Рекламный плакат АЕБ. 1907. Цв. литография [51]

Рис. 2.3. Беренс П. Рекламный плакат АЕБ. 1907. Цв. литография [51]

Графические композиции Беренса воспроизводили те же принципы проектирования, что и предметный дизайн. Разработанные им логотипы встраивались в разнообразное визуальное решение в зависимости от особенностей рекламируемых товаров или необходимости создания иных носителей фирменного стиля.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>