Полная версия

Главная arrow Философия arrow Искусство и методология социально-гуманитарного познания

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Художественное восприятие как сотворчество

Описанные в предыдущих главах особенности восприятия искусства характеризуют его как активный процесс. Целостный образ произведения складывается в сознании реципиента из множества элементов: чувственные впечатления сопрягаются с личностно значимой информацией, понимание — с эстетическим наслаждением, идентификация — с «остранением» и т. д. Присущее художественному восприятию единство познавательного и ценностного аспектов создает мощный импульс творческой активности личности, природа которой во многом аналогична творчеству художника, но в другом отношении противоположна ей.

В исследованиях психологии художественной деятельности отмечают ее творческий характер, сопряженный со способностью к эмпатии, — мысленной познавательной идентификации с другим, с моделированием своего «я» по воспринимаемому художественному образу. Поэтому анализ художественного восприятия не может быть полным без учета психологических механизмов эмпатии и социальных предпосылок деятельности, которые генетически предшествовали искусству, обусловили возникновение художественного сознания, в значительной степени определили его структуру и особые механизмы. В настоящей главе мы попытаемся объяснить названные механизмы диалектикой труда и игры.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>