Полная версия

Главная arrow Психология arrow Дети и телевидение: история психологических исследований и экспертизы телепрограмм для детей

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ИМПЛИЦИТНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ

В теориях воздействия телевидения на аудиторию и многочисленных эмпирических исследованиях не сложилось однозначной концепции поведения аудитории. На их основе можно выделить следующие типы зрительского поведения и поведения участников телепрограмм:

  • • пассивный реципиент, который будет смотреть все, что ему предложат;
  • • наивный адепт, который будет поступать именно так, как ему демонстрируют СМИ;
  • • аддикт, который не может прожить и дня без телевидения, отказываясь от других видов деятельности и реальных взаимоотношений;
  • • фанат, который обожает своих телезвезд и будет смотреть все программы с их участием;
  • • заинтересованный участник, который отвечает на вопросы ведущих;
  • • активист, который стремится попасть на программу, чтобы высказать свое мнение;
  • • игрок, который стремится попасть на программу, чтобы прославиться, самому стать телезвездой или выиграть приз;
  • • профессионал, который работает статистом во время программы, сидя в студии;
  • • скептик, который выключает телевизор, как только теряет интерес, и вообще ничего серьезного не ждет от телевидения;
  • • критик, который смотрит телевизор, чтобы получить подтверждение своим пессимистическим взглядам на жизнь и общество;
  • • агрессор, борец против телевидения: зритель, который считает (по религиозным, идеологическим или психиатрическим причинам), что все зло в мире от телевидения; он пишет письма, выражая свое негодование, участвует в пикетах протеста, преследует работников телевидения по телефону;
  • • один из членов плюрального множества зрительских групп внутри многомиллионной аудитории;
  • • умелый пользователь, программирующий телесмотрение сообразно своим индивидуальным вкусам, интересам, занятости.

Таким образом, зрители различаются по стилям телеповедения, которые определяются:

  • • представлением зрителя о месте телевидения в жизни общества, уровнем его культуры и образованности;
  • • ролью телеповедения в образе жизни самого зрителя;
  • • уровнем критического отношения к содержанию телепрограмм;
  • • вкусами и предпочтениями зрителя (любимые каналы, темы, программы, жанры, фильмы, ведущие);
  • • силой идентификации с участниками программ, звездами, остальной зрительской аудиторией;
  • • технологической компетентностью, навыками использования телеаппаратуры;
  • • культурой телесмотрения: телевидение как развлечение (лежа на диване в гостиной, с поп-корном); телевидение как фон (со спицами в руках или за швейной машинкой; во время обеда); телевидение как источник информации (просмотр новостей или научнопознавательных программ) и т.д.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>