Полная версия

Главная arrow Социология arrow Западная социология XX века

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

АМЕРИКАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XX ВЕКА

Во второй половине XIX века идеи Спенсера и Дарвина находят сторонников в США. Среди них: Уильям Самнер (1840-1910) - президент американского социологического общества; Альбион Смол (1854-1926) - редактор социологического журнала; Лестер Уорд (1841-1913) - президент международного института социологии в Париже, автор книги «Динамическая социология» (1883); Франклин Гид-дингс (1855-1931) - профессор Колумбийского университета, основатель первого факультета социологии. Но мировое значение американская социология приобретает в результате создания Чикагской школы, которая стала известной благодаря социологии Роберта Парка (1864-1944), который считается создателем социальной экологии. Ему же принадлежит множество других нововведений, которые вошли в современную социологию В частности, он выделял четыре стадии в развитии общества: экологическую, экономическую, политическую, культурную. Вместе с Эрнстом Берджессом (1886-1966) Парк положил начало социологии города, получившей значительное развитие в современной социологии. Роберт Парк ввел также понятия «социальная дистанция», «культурная мобильность», «маргинальная личность» и др.

Несмотря на наличие в истории американской социологии множества известных имен, все же центральное место в ней принадлежит структурному функционализму и его создателю Талкотту Парсонсу (1902-1979). Парсонс учился в Германии, хорошо знал классиков немецкой социологии. В Гейдельберге он написал диссертацию о Максе Вебере под руководством его брата Альфреда Вебера. С 1927 г. он работает в Гарварде. В 1946 г. сменил Пити-рима Сорокина на посту декана социологического факультета, который он затем переименовал в факультет социальных отношений. Основные работы: «Структура социального действия» (1937); «Социальная система» (1951).

На основе теории социального действия Макса Вебера и Вильфредо Парето, Парсонс создал структурнофункциональный подход на основе синтеза системного анализа и функционализма. Парсонс пытается создать всеобъемлющую теорию общества.

Люди выполняют социальные роли, для чего получают социальный статус. Личность - это человек, выполняющий свою социальную роль. Элементы социального действия: актор, ситуация, нормы-ценности.

Социальное действие — это система (Берталанфи, Винер). Общество - саморегулирующаяся система, которой необходимо равновесие, порядок и согласованность частей. Закрытые системы стремятся к хаосу, поэтому общество -это открытая система, которая взаимодействует с окружающей средой. Социальная структура — это совокупность устойчивых, стандартизованных отношений между элементами системы. Подсистемы общества: общество (интеграция), личность (целедостижение), культура (поддер-жаиие образца), организм (адаптация).

Модель социальной системы Т. Парсонса:

Функции

Подсистемы

Институты

Акторы

Целедостнжение

Политика

Партия

Функционер-

рядовой

Адаптация

Экономика

Фирма

Работодатель-

служащий

Интеграция

Контроль

Государство

Чиновник-

гражданин

Эталон

Социализация

Церковь

Учитель-ученик

Социальное действие - это внутренне мотивированное, ориентированное на внешнюю цель и подчиняющееся нормативным регуляторам социальное поведение. Его действия всегда направлены, организованы, оформлены воздействием социальных факторов. В каждом конкретном виде действий человек вынужден выбирать.

Социальное действие обладает символическим, нормативным и волютивным характером. Последнее означает способность индивидов преодолевать, при помощи механизмов воли, влияние среды и обстоятельств. Каждое социальное действие имеет собственную структуру, куда входят такие элементы, как субъект деятельности, условия деятельности, нормативные ограничения, поставленные цели и сама конкретная ситуация.

Элементарной формой, при помощи которой действия людей вписываются в социальную систему, являются социальные роли, каждая из которых предполагает соответствие действий определенным социальным ожиданиям, общепринятым нормативным и ценностным стереотипам. При посредстве роли, индивид интегрируется в структуру того или иного социального института и всей социальной системы в целом.

Из совокупности социальных взаимодействий (интеракций), соответствующих определенным социальным ролям, складывается социальная система, которая стремится к самосохранению посредством интеграции своих элементов, укрепления внутреннего порядка, поддерживания равновесия. Роль связующих начал выполняют такие факторы, как деньги, власть, взаимные ожидания и обязательства, а также общие цели.

Для успешного существования системе необходимо выполнять несколько функций: 1) адаптация к внешней среде; 2) достижение поставленных целей; 3) внутренняя координация и интеграция; 4) сохранение образцов-ориентиров, позволяющих придерживаться избранного направления.

Все вместе они позволяют системе сохранять устойчивость и равновесие в пределах своих границ, приспосабливаться к изменяющимся историческим обстоятельствам. Если индивиды своими действиями не способствуют самосохранению социальной системы, то она посредством активных действий либо заставляет их изменить поведение, либо исключает их из своего состава.

Важную роль в социальной системе играет право. Право включено в систему социальных норм религиозного, морального, общекультурного характера. Оно вырабатывает интегративные механизмы, согласительные средства и поведенческие стандарты.

Социальные системы современного типа складывались в результате трех революций: промышленной (утверждение рыночных отношений и превращение денег в основной фактор контроля за развитием экономики), демократической (расширение личных прав и свобод граждан), образовательной (определяющее влияние образовательного ценза на место личности в социальной системе).

Общество - это самодостаточная система по отношению к своему окружению. Самодостаточность - это стабильность отношений обмена и способность контролировать обмен. Типовые переменные:

  • 1) эффективность - нейтральность (подчиниться естественному порыву или устоять перед соблазном);
  • 2) эгоизм — коллективизм (преследовать только свои личные интересы или ориентироваться на интересы общности);
  • 3) универсализм - партикуляризм (соотносить свои действия с общечеловеческими нормами, или настаивать на своем праве уклоняться от общих стандартов);
  • 4) достигнутое - приписываемое (исходить из реальных результатов, или допускать мифотворчество по отношению к ним);
  • 5) специфичность - диффузность (сосредоточиться на главном, или допускать рассеивание своего внимания, энергии, сил).

Роберт Мертон (1910) был учеником Питирима Сорокина; он усовершенствовал структурный функционализм, проблемы девиантного поведения, межгрупповых отношений, социологии науки. Ввел понятия: «самоисполняю-щееся пророчество», «латентная функция», «ювенокра-тия», «социальная заметность», «устная публикация», «гомофилия», «социологическая амбивалентность». Создал теорию «личностной аномии». Основные работы: «Социальная теория и социальная структура» (1949); «Теоретическая социология» (1967); «Социология науки» (1973); «Социальная теория и функциональный анализ» (1969). Мертон критикует функционализм, он против «функционального единства общества». Социальная система интегрирована слабо. Для Малиновского существовало соответствие целей действий с потребностями выживания социальной системы. Мертон против этого отождествления целей и последствий социальных действий. «Явная» функция - последствие вызвано намеренно; «латентная» функция -ненамеренно. Мертон выступал против универсального функционализма, который рассматривает все социальные действия как «полезные». Присутствует «дисфункция». В стабильных обществах функции преобладают над дисфункциями. На примере американской политической системы Мертон показывает, что не все социальные институты выполняют свою функцию. Нормативная структура -отношения между нормами, ролями, статусами и ценностями. Аномия - дезинтегрированность социальных стандартов, «бесформие» в результате разрушения стандартов поведения. Аномия имеет место, когда в обществе наблюдается низкая социальная сплоченность, рассогласованность между нормами и ценностями, расхождение между нормами и возможностями. Ограниченность выбора —> конфликт -» девиантное поведение —> разрушение нормативной структуры. Трудно жить в согласии между ценностями (культурные цели) и нормами (интитуанализован-ными средствами). Человек может выполнить нормы или отклонить их, принять ценности или отвергнуть их.

Схема адаптации по Роберту Мертону:

Способы

Цели

Средства

Конформизм

+

+

Инновация

+

Ритуализм

+

Уход

Бунт

у

+ -

А- -

Примеры: незаконность зарабатывания денег (мошенник - бизнесмен без офиса). В науке: стремлению к новым результатам мешают структурные и личностные ограничения —> девиантное поведение: плагиат, подтасовка данных, кража идей или «уход» в управленческую или преподавательскую деятельность.

Теории среднего уровня связывают общую теорию и эмпирические исследования. Проблема социологии - разрыв теории и практики: с одной стороны - абстрактные концептуальные схемы, с другой стороны - конкретные задачи. Интерес к теории Мертона объясняется проблемой институализации новой науки. Теории предшествует накопление фактов, науки развиваются не одновременно, только немногие науки имеют стройную систему. Они занимают срединное положение, у них ограничен диапазон применения. Примеры: теория референтных групп, теория восходящей мобильности, теория конфликта и др. Теории среднего уровня - отдельные гипотезы, которые можно интегрировать в единую теоретическую систему. Они подтверждаются или опровергаются эмпирическими исследованиями. Любое социологическое понятие (роль, статус, аномия) приобретает значение только в контексте теории. Функции ТСУ: приращение знаний; позволяет накапливать эмпирические знания; постановка проблем; формулировка вопросов для исследований; определяют контекст понятий и язык наблюдений; отбор релевантных переменных; отбор методов исследования; создание «рамок» для сравнения результатов. Если новые факты не «вписываются» в теорию, тогда начинается поиск новых объяснений, уточняются понятия, происходит теоретическая кодификация: приведение понятий в логически связанную систему. Продукт кодификации - научная парадигма. Мертон использовал понятия «идеальных типов» Макса Вебера. Функция теории: упорядочение аналитических методик, моделей, понятий и результатов.

Джордж Хомане (1910) внес большой вклад в становление так называемой «парадигмы обмена» в современной социологии. Вначале он занимался психологией. Он критиковал структурных функционалистов за недостаточное внимание к человеку. По мнению Хоманса, любое социальное действие - это акт обмена. При этом люди всегда стремятся увеличить свою выгоду или уменьшить затраты. Социальная структура — это структура обмена. Хомане сформулировал пять «постулатов обмена»:

  • 1. Успеха - чаще вознаграждение, чаще действие;
  • 2. Стимула - успех ведет к повторению действий;
  • 3. Ценности - чем выше ценность, тем активнее действие;
  • 4. Насыщение-голодание - чаще вознаграждение, уменьшение его ценности;
  • 5. Агрессия-одобрение — если нет награждений или неожиданное наказание - агрессия; если больше награждений или избежание наказаний - одобрение.

Эти законы Хомане распространяет и на группы. Обмен должен быть выгодным - симметричным. Закон наименьшего интереса: лицо менее заинтересованное в обмене диктует условия обмена. Власть - несимметричный обмен, когда лицо награждает больше, чем получает взамен. Насилие убывает, обмен выравнивается. Принцип дистрибутивной справедливости: награды должны быть пропорциональны затратам, поэтому неравенство справедливо, т.к. оно отражает личный вклад.

Теория обмена Питера Блау (1918), в целом соглашаясь с теорий Хоманса, исходит из того, что «постулаты обмена» распространяются только на микроструктуру общества. На уровне макроструктуры действуют законы структурного функционализма: власть и стратификация. Власть рассматривал, как отношения обмена, когда начальник обладает монопольным правом на вознаграждения. Он навязывает свою волю; возникает система рангов, статусов -стратификация. Обмен не может объяснить легитимность власти: здесь определяющими являются социальные ценности и культура в целом.

Определяя в самом общем виде социальные структуры как многомерное пространство, образуемое линиями дифференциации, Блау характеризует их как входящие друг в друга серии последующих уровней все более широкого масштаба, то есть при рассмотрении социальной структуры он использует «принцип матрешки». Одна из основных задач социологии Блау состояла в том, чтобы соединить, интегрировать теории обмена и социальной структуры. Каждая из них добавляет свое в понимание социального взаимодействия.

Льюис Козер (1913) углубил структурный функционализм исследованием конфликтов, исследовав их положительные функции в работе «Функции социального конфликта» (1956). Борьба интересов в обществе - явление нормальное. Каждый хочет больше вознаграждения и борется за перераспределение благ. Конфликты способствуют интеграции и стабильности. Функции конфликтов: разрядка (выход негативных чувств), коммуникативноинформационная, конструирование единства,- повышение сплоченности.

Козер выступал за «контролируемый конфликт». Предлагал искусственно создавать «образ врага» для повышения единства и сплоченности. Нужен как «внешний», так и «внутренний» враг. Конфликты ведут к социальным изменениям, способствуют эк. развитию. Отсутствие конкуренции ведет к деградации. По Зиммелю конфликт сдерживает. «Оценка силы врага», если эта сила неизвестна, то конфликт неизбежен. «Теория конфликтов» была альтернативой «теории порядка».

Феноменологическое направление в американской социологии связано, главным образом, с Альфредом Шю-цем (1899-1959) - австрийцем, проживающим с 1939 г. в США. Он соединил феноменологию Гуссерля с теорией социального действия Вебера. «Феноменология социального мира» (1932) показала связь понятий с жизненным миром повседневности. Индивидуальное представление о мире - набор типологических конструкций. Каждый судит по себе: что бы он сделал в той или иной ситуации? Происходит тематизация индивидов, символов, объектов. Субъективное обыденное знание о мире одновременно рационально и морально («правильно»). Правильность «критериев» проверяется практикой. Обыденное сознание: рационально (отражает общепринятую логику), правильно (образ мира поддерживается другими). «Это известно всякому нормальному человеку!» Отклоняющееся поведение осуждается и наказывается. Цель социологии: изучение суммы объектов и явлений социокультурного мира, каким он представляется для обыденного сознания. Обыденная интерсубъективность - конструктивистская феноменология. Для того чтобы жить в социальном мире, необходимо знать смысл и значение ценностей. Социальный мир - мир повседневных переживаний и структурированных значений. Для интерсубъетивного мира характерна «взаимность перспектив». Идеализация - правила социальной жизни: взаимозаменяемость точек зрения и совпадение систем релевантности. «Я» и «он» одинаково интерпретируемые объекты; необходимо только удалить «биографическую установку». Необходимо отказаться от позиционирования своего «Я» в центре мира. Жизненный мир - сфера непосредственно переживаемого опыта. Шюц пытается связать

науку со здравым смыслом, с миром повседневности. Определяющим для индивида является практический интерес.

Мир науки

Мир повседневности

  • 1. Особая форма сознания.
  • 2. Специфическое в «эпохе».
  • 3. Преобладающая форма деятельности.
  • 4. Специфическая форма вовлеченности.
  • 5. особая форма социального.
  • 6. Своеобразие переживания времени.
  • 1. Бодрствующее напряжение внимания.
  • 2. Воздержание от сомнения в реальности мира.
  • 3. Выдвижение и реализация проектов.
  • 4. «Я» как целостная личность.
  • 5. Типизированный мир социального взаимодействия.
  • 6. Стандартное время трудовых ритмов.

Джордж Мид (1863—1931) - основоположник символического илтеракционизма. Книг не писал, но студенты записали его лекции. Основное значение придавал межличностному психологическому взаимодействию. Особое значение придавал жесту. Жест является символом. Особое значение имеет голосовой жест: язык. Смысл жеста определяется социальным опытом индивидов. Использовал понятие «обобщенного другого». Индивид старается понять отношение к себе других. Он мысленно встает на точку зрения окружающих. «Обобщенный другой» - совокупность установок и реакций окружающих на определенное поведение индивида. Разработал социально-психологический подход на стыке социологии, психологии, лингвистики. Структура внутреннего «Я» человека определятся социальной структурой. Поведение индивидов во многом стандартизированное. «Я» состоит из «I» и «Ме». «Ме» -совокупность индивидуальных установок. «I» - разум: ищет ответы на проблемы, поставленные обществом. Мид выделял четыре социальных действия (акта): импульс, пер-

цепция, манипуляция, консуммация. Перцепция - обдумывание действия. Консуммация - оценка последствий. Перцепция включает: стимуляцию, реакцию, заключительное переживание. Большое значение имеет прошлый опыт индивида. Перспектива - отношение индивида к социальной среде. Социология Мида вместе с концепциями Кули и Томаса составляют одно направление в американской социологии, которое по своим исходным позициям близко к феноменологическому направлению.

Этиометодология Гарольда Гарфипкеля (1917) представлена в его работе «Исследования по этпомешодологпи» (1967). Использовал методы этнологии для социологии. Индивиды объясняют свои действия и тем самым делают социальную жизнь упорядоченной и понятной. Взаимопонимание - соглашение индивидов. Этиометодология - исследование социальных действий и значений. Нормальность - обыденные типы (фоновые ожидания): бессознательные ожидания по поводу того, как нужно поступать -«стабильные культурные модели взаимодействия». Гар-финкель предложил экспериментирование: нарушение нормального хода взаимодействия. В результате было выявлено: наличие фоновых ожиданий-представлений о структурах взаимодействия в форме правил, санкционированных группой; связь представлений с целями взаимодействия; функции фоновых ожиданий; стандартизация; категоризация повседневных взаимодействий. Важную роль играет язык, речь, «правила говорения». Важно не то, что сказано, а как сказано. Понимание достигается и без слов. Этноме-тодология является частью феноменологической социологии. Коммуникация сводится к речевому взаимодействию, а «реальность» лишь конструируется в процессе речевой коммуникации. Важна семантика: «индексные» и «объективны» выражения. Наука должна изучать общение.

Питер Бергер (1929) и Томас Лукмин (1927) написали работу «Социальное проектирование реальности» (1966), в которой утверждают, что язык и знаковые системы создают социальный мир. Важен повседневный опыт индивидов. Основаниями социального порядка являются: хаби-туализация; опривычивание; седиментация; выпадение в осадок; традиция; наследование социального опыта; реи-фикация; овеществление социальной реальности. Габитус -образ действия, вошедший в привычку. С помощью ролей институты воплощаются в индивидуальном опыте. Легитимация - «смысловая объективация второго порядка»; она создает новые значения. В процессе легитимации порядок приобретает обязательный характер. Уровни легитимации: самоочевидное знание; теоретический; символического универсума. «Первичная» социализация имеет место у ребенка, в то время как «вторичная» социализация - у сформировавшегося уже человека при входе его в новые социальные секторы. Самое важное в социализации - формирование образа «обобщенного другого». Если социализация не удалась, то человек становится калекой, идиотом. Важную роль играет социальная идентичность, когда индивид осознает свою связь с конкретным обществом.

И. Гофман (1922-1982) считается создателем драматургической социологии. В ее центра социальное взаимодействие: интеракция и социальная идентичность. Важны субъективные интеракции. Разработал метод «смещения перспектив». Социальное действие рассматривается как манипулирование смыслом. Жизнь - спектакль, розыгрыш; а люди - актеры. Пытается объяснить нормальность с точки зрения абсурда. Ситуации, в которых люди разыгрывают свои социальные роли: неудача (охлаждение); тоталитаризм, когда нет средств для выражения идентичности (дурдом, тюрьма); нарушение территории, т.е. символического пространства (извинения); «на глазах у всех» - индивидуальная презентация (надевание маски). Методы удержания интеракционального порядка: создание имиджа (второго лица); ролевая дистанция; обман; мистификация; идеализация; драматическая постановка; стигма. Нефоку-сированное взаимодействие невербально. Фокусированное взаимодействие, когда обращают внимание на слова и дела.

Особую роль в истории американской социологии сыграл индустриализм. Теории индустриального общества развивал Торстайн Веблен (1857-1929). В книге «Инженеры и система цен» он указывает, что в современном обществе возникает новый социальный слой: «синие воротнички». Власть переходит от собственников к инженерам, к организаторам производства - «революция менеджеров». Льюис Мэмфорд (1857-1929) в работе «Миф о машине» критикует бурное развитие техники, которая негативно влияет на человека и общество. Теории индустриального общества развивал У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» и Дж. Гелбрейт в работе «Новое индустриальное общество». Эти теории затем вылились в теорию постиндустриального общества.

Политический кризис 60-х годов вызвал в странах Запада новую идеологическую волну, которая породила теории «деидеологизации», «конвергенции», «стадий экономического роста», «единого индустриального общества». К концу 70-х годов сформировалась новая социологическая концепция, которая явилась логическим завершением предшествующих теорий и впитала в себя все их сильные стороны. Она получила название теории «постиндустриального общества».

Американский социолог Даниела Белла (1919) в книге «Приход постиндустриального общества» (1973) попы-гался противопоставить марксизму свое понимание истории. «Понятия феодализм, капитализм, социализм, - пишет он, - представляют собой последовательный ряд концептуальных схем в марксистской системе, построенной вдоль оси, за которую приняты отношения собственности. Понятия доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества представляют собой концептуальные ряды вдоль оси, за которую приняты производство и виды используемых знаний»[1]. В соответствии с этим пониманием, исследователи, характеризуя современное общество как индустриальное, будущее общество называют постиндустриальным. Это общество представляется как «технотронное общество», «общество всеобщего благоденствия», «информационное общество», «общество третьей волны» и т.д.

По мнению Даниела Белла, в индустриальном обществе ведущими лицами считались бизнесмены, зато «новыми людьми» становятся специалисты: менеджеры, ученые, математики, социологи, экономисты, инженеры и т.д. Поэтому ведущая роль в новых структурах производства принадлежит университетам. Помимо основных партий, в обществе возникает множество организаций, выражающих требования различных групп населения. Принцип демократии как выражения воли преобладающего большинства -все больше замещается принципом учета интересов различных меньшинств, обеспечением их прав в общей системе.

В постиндустриальном обществе складывается и принципиально иной тип производства, распространения и хранения информации. В доиндустриальной среде основную нагрузку нес личный контакт: с другим человеком, учителем, мудрецом и т.д. До недавнего времени преобладала книжная культура. В постиндустриальном обществе все большее значение приобретает «экранная» культура, создаваемая на основе аудивизуалыюй техники, соединение компьютера с видеотехникой и с новейшими средствами связи. Экранная культура легко пересекает национальногосударственные границы.

Компактность новых систем хранения информации и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов. Вместо централизованных иерархических систем возникают сети коммуникаций и отношений, поддающиеся относительно легкой трансформации в зависимости от динамики задач и функций.

Доступность информации, получаемой по современным каналам коммуникации, приводят к значительной однородности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров, к разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что ему необходимо.

Концепция, предложенная другим американским социологом Ллвипом Тоффлером (1928) в работах «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиг власти» (1990), практически полностью укладывается в схему Даниела Белла: первая волна - земледельческая - соответствует доиндустриальному обществу; вторая волна соответствует индустриальному обществу; и, наконец, «цивилизация третьей волны» - это тоффлеровский вариант постиндустриального общества[2].

Основными чертами постиндустриального общества являются: рост влияния знаний, науки; дезинтеграция; децентрализация; местандартизация; рост сферы услуг, индустрии досуга и др. Америка раньше других перешла к постиндустриальному обществу благодаря современным технологиям. Тоффлер отметил децентрализацию социально-политических институтов современного американского общества, их независимость от «центра». Унификация, свойственная индустриальному обществу заменяется разнообразием форм. Вместо огромных заводов, характерных для эпохи индустриализма, появляются небольшие предприятия, оснащенные современной техникой и компьютерными технологиями.

Новейшие виды производства - электроника и информатика, космическое производство, биотехнология, производство услуг и индустрия культуры - приводят к качественному изменению совокупной системы производства: уменьшается роль тяжелой промышленности и массового производства. Производство становится наукоемким, а наука превращается в ведущую производительную силу. От иерархических структур регуляции хозяйственной и общественной жизни совершается переход к сетевым структурам.

Транснациональные корпорации делают экономику мировой. Огромный масштаб в производстве услуг приобретает туризм. Важное значение приобретает технический дизайн. Расширяется сектор «производства человека». Происходит перераспределение расходов па материальное производство в пользу науки, образования и здравоохранения. Формирование человека требует огромных затрат. На воспитание в семье, на образование, на новые типы социализации тратятся огромные ресурсы.

Все большее значение приобретает «человеческий капитал», — т.е. подготовленные кадры, владеющие современными «интеллектуальными технологиями»и. Большая часть самодеятельного населения занята не в сфере обслуживания, а в торговле, финансах, в образовании, здравоохранении, в индустрии отдыха, туризма, массовой культуры.

  • [1] Bell D. The coming of post-industrial society. N.Y., 1973. P. 11.
  • [2] Tofjler A. The third wave. N.Y., 1980.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>