Полная версия

Главная arrow Социология arrow Западная социология XX века

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XIX ВЕКЕ

Возникновение западной социологии как науки обычно связывают с именем французского ученого Огюста Копта (1798-1857). Он родился в семье чиновника, с 1818-го учился в политехническом институте в Париже, но был исключен за республиканские идеи. До 1824-го был секретарем Анри де Сен-Симона. Основные работы: «Курс позитивной философии» (1830), «Система позитивной политики» (1851). «Позитивный» для Конта означает научный, реальный, полезный, определенный, точный. По его мнению, революция разрушила старый порядок во Франции, и необходимо было создать новый буржуазный порядок. Важную роль в этом социальном переустройстве должна сыграть наука вообще и социология в частности.

Классификация наук, предложенная Контом, была достаточно оригинальна для того времени: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. Математика - абстрактная наука; социология конкретная - наука связанная с практикой. По Конту, социология - это единственная наука, изучающая, как разум и ум человека совершенствуются под воздействием социальной жизни. Конт предлагал использовать в социологии следующие научные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический. Исторический метод - это метод исторических сравнений различных последовательных состояний человечества. Здесь Конг, по сути дела, не расчленяет социологию, историю и политическую науки.

Социологию он делит на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия существования и законы функционирования социальной системы. Социальная динамика имеет дело с законами развития и изменения социальных систем. Социальная статика - это теория социального порядка, организации и гармонии.

Социальная динамика - это философия истории. Это закон трех стадий: теологическая (900-1300), метафизическая (1300-1800), позитивная (1800-2200).

Теологическая стадия включает в себя язычество, античность и раннее Средневековье, а также последующее развитие европейской цивилизации. Она делится на: фетишизм, наблюдающий жизнь во внешних объектах, в которых люди и находят своих богов (период язычества); политеизм, где «фиктивные сущности» наделялись жизнью, здесь существовал поэтический взгляд на мир и делался упор на искусство; монотеизм. Затем имело место разрушение старых верований, реформация, просвещение и революция. Негативная критическая философия привели к упадку авторитеты власти и религии.

Вторая стадия — метафизическая — начинается с XIX века. Европейские революции освободили индивида и низшие классы от зависимости, но не создали учение, которое смогло бы объединить общество. Поэтому современное общество, ввергнутое в анархию, нуждалось в новой идеологии.

Третья стадия - позитивная. Здесь промышленная система заменяет военную. Начинается использование научных открытий для блага человечества. Достигается победа альтруизма над эгоизмом, происходит рост социальных чувств, идет быстрое развитие материальной культуры, что обеспечит более легкую и приятную жизнь для всех, справедливость и мир. Становится возможным избегать крайностей традиционализма и радикализма, которые ведут к застою или анархии.

Огюст Конт выделяет первичные и вторичные факторы социального развития. Первичные — духовное, умственное развитие. Вторичные - климат, раса, продолжительность жизни, рост населения, которые обусловили разделение труда и стимулируют развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Конт делит социальный прогресс на материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного или метафизического мировоззрения к позитивному) и моральный (развитие коллективизма, нравственности и моральных чувств).

В рамках социальной динамики основными социальными институтами являются: семья, государство и Церковь.

Социальная статика изучает семью - клеточку общества. Семья должна быть патриархальной, выполнять функцию социализации, сохранять традиции, связывать поколения; женщина должна быть в подчинении. Семья, по Конту, есть моральный и эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии супругов. Роль семьи состоит в том, что она является связкой между индивидом и родом; ее главные идеи - воспитание молодежи в духе альтруизма, преодоления внутреннего эгоизма. Семья -спонтанный источник нашего нравственного воспитания, естественная основа политической организации. Конт идеализировал семью своего времени. Он недостаточно увязывал ее анализ с собственностью, наследием, деньгами и т.д. Он решительно выступал за патриархат, против равенства женщин с мужчинами, везде подчеркивая необходимость консолидировать в семье авторитет и власть мужчины - отца и мужа. При этом, по его мнению, роль женщины состоит в том, чтобы оказывать облагораживающее воздействие на грубые мужские натуры, разбудить в мужчине социальные чувства, основанные на солидарности. Хорошие отношения между поколениями - как в семье, так и в обществе - в целом создают необходимое равновесие между традициями и инновациями.

Разделение труда приводит к образованию классов, связывает семьи, создает солидарность и мораль. Кооперация, основанная на разделении труда, - это аналог семейных отношений в широком социальном плане. Разделение труда хотя и развивает определенные способности человека, но подавляет общие склонности, сужает общее мировоззрение. При сильном разделении труда социальные чувства объединяют людей только одной профессии, и одновременно возникает враждебность к представителям других профессий. Чрезмерное разделение труда может привести к расколу общества на отдельные корпорации; оно подрывает единство, порождает конкуренцию, возбуждает в людях самые низменные чувства. Конт предлагал в качестве основного этического лозунга лозунг «Живи для других».

Социальная полития - это новая религия, где на место Бога поставлено общество. Как и другие религии, позитивизм проповедует полное растворение индивида в обществе; всеобщую любовь, братство. Ученые и деятели искусств должны стать проповедниками, жрецами, защитниками догм позитивизма, приверженцами нового культа. Цель позитивистской Церкви - быть ассоциацией народов всего мира. Позитивистская федерация наций должна иметь центр в Париже.

Социолатрия - это культ человечества как высшего божества. Касаясь механизмов политического управления обществом, Маркс выдвинул идею промышленного патрициата, состоящего из промышленников и техников, из которых в свою очередь, выбирается триумвират, для того чтобы руководить промышленностью, сельским хозяйством, финансами; полностью сконцентрировать в его руках законодательную и исполнительную власти. Однако нравственный авторитет должен быть отделен от политической и экономической администрации и быть в руках специально назначенных людей из числа философов и деятелей искусств. Экономика должна быть подчинена политике, иначе она принесет нестабильность. Религия и Церковь создают устойчивые социальные связи благодаря единым верованиям, убеждениям и чувствам.

Так как существует объективная тенденция к расслоению общества и к подрыву его органического единства, то необходима жесткая политическая власть правительства, которая должна предотвратить фатальную тенденцию к размыванию общественных идей, чувств, интересов. Государство есть агент социальной солидарности, подчинение ему - это священный долг всех граждан. Государство является хранителем социального порядка, выполняет экономические, политические и моральные функции. Демонстрируя необходимость разделения моральной и политической власти, для того чтобы предотвратить интеллектуальный и моральный террор, который может отбросить назад развитие мысли и подчинить его узким практическим интересам правителей, Конт высоко оценивает эпоху Средних веков за практику разделения власти между государством и Церковью. Всячески хваля заслуги духовного диктата средневековой Церкви, он видит его аналогию в позитивизме как в совокупности идей, принципов и концепций, дополненных подобием культа: серией гражданских обрядов и ритуалов, имеющих целью заменить старые, традиционные церковные ритуалы.

Идея Конта об объективной природе социологии как науки, развивающейся по принципам естественной науки, имела большое влияние на развитие всей социальной науки. В то же время, объективности ради, следует отметить, что некоторые из идей, ассоциируемых с его именем, в действительности были выдвинуты его предшественниками, в частности Сен-Симоном. Вместе с тем следует отметить консервативность выдвинутого Контом социального идеала общества. Через все работы Конта проходят идеи морального единства человечества, реорганизации общества на базе «новой религии».

Герберт Спенсер (1820-1903) родился в семье школьного учителя в Дерби. Обучением его занимался отец и дядя. Образование не получил. Занимался самообучением. С 1897 до 1841-го работал железнодорожным инженером. После смерти дяди в 1853 г. получил наследство и целиком посвятил себя научно-публицистической деятельности. С 1848 г. - главный редактор журнала «Экономист». Основные работы: «Социальная статика» (1850), «Основания социологии» (1876). Идею эволюции перенял у Чарльза Дарвина. На него повлияли Адам Смит и Роберт Мальтус. Спенсер развивал идею эволюции, которую понимал как «переход от гомогенности к гетерогенности». Ему принадлежит идея аналогии между социальной и биологической эволюцией, между живым организмом и обществом. Спенсер ввел понятие «социального организма», когда сравнивал общество и тело, где различные функции выполняют определенные системы. Клеточки - это люди, обладающие большой самостоятельностью. Эволюция - это переход от бессвязности к порядку, «переход от беспредельной, бессвязной однородности к определенной связанной разнородности». Предел для эволюции - равновесие системы.

Спенсер выделял два основных типа обществ: военный и промышленный. Особенности промышленного общества: социальная дифференциация, основанная наличной свободе.

Спенсер был последователем либералов, защищая принцип индивидуальной свободы и конкуренции. Социалистическое устройство противоречит естественной эволюции, естественным законам общества. Он считал, что вмешательство государства приведет к вырождению общества, к поощрению «худших за счет лучших».

Социальные классы возникли в результате подчинения внутренней организации общества задачам войны. Государство создают война и труд, а необходимость обороны служит сплочению общества. В современном обществе объединяющей силой становится общественное производство, разделение труда. Насилие уступает самоограничению. Спенсер сформировал закон «равной свободы»: каждый может делать все, если он не нарушает свободу другого человека. Промышленные институты - гильдии, цеха, профсоюзы. Они организованны по профессиям и поддерживают производственную структуру общества. Спенсер защищал социальное неравенство и критиковал социализм. Все сферы общества - социальные институты - должны находиться в определенных рамках. Рост государства может привести к «нарушению равновесия» внутри «социального организма». После разрушения равновесия начинается распад системы.

Эволюционные процессы бывают: неорганические, органические, надорганические. Как и Мальтус, Спенсер важным фактором социальной эволюции считал рост населения. Социальные институты обеспечивают социализацию превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Социальные институты возникают из-за роста населения, так как рост массы ведет к усложнению структуры и дифференциации функций.

Семья - домашний институт. Эволюция семьи происходила от неупорядоченных отношений до моногамии. Государство - политический институт. Церковь - обрядовый институт. Спенсер подробно описывает рост социального организма по аналогии с человеком, но, в то же время, пытается избежать плоского редукционизма. По мере развития общества, растет его социальная иерархия; по мере разложения общества, его социально-класовая структура упрощается.

Спенсер выделяет так называемое военное и промышленное общество[1]. Признаками военного общества являются: оно подчинено целям борьбы за выживание; в нем доминирование коллективных целей, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура власти; это государство военной касты, в нем высокий уровень дисциплины, религиозность сознания, воспитание патриотизма, готовности к самопожертвованию, консервативность.

Признаки промышленного общества: замена сословного права гражданским; инновации, плюрализм вместо единства; самоуправление; все разрешено; частная жизнь богаче общественной; неформальные объединения, вознаграждение по труду, а не по должности; подчинение индивида государству; занимается защитой государством прав человека.

Герберт Спенсер считается одним из видных представителей социал-дарвинизма, - течения в западной социальной мысли, считавшего основным двигателем социального прогресса закон борьбы за существование, предложенный Чарльзом Дарвиным. Важный вклад в развитие социал-дарвинизма внесли известные социологи:

Томас Мальтус (1766-1834) придумал «закон народонаселения», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, в то время как продукты питания -в арифметической. В результате нехватки продуктов питания возникают войны, эпидемии в результате которых население резко сокращается.

Людвиг Гумплович (1838-1909), считавший что социология измеряет борьбу социальных групп. Группы хотят подчинить других. «Расовая борьба» (1883). Основные идеи: раньше расовая борьба - уничтожение; этноцентризм - каждая группа считает себя лучше других.

Густав Ратценхофер (1842-1904): законы природы распространяются на общество, особенно законы биологии. Конфликты интересов: прокреативные, физиологические, индивидуальные, социальные и трансцендентные. Интересы - это биологические потребности, а борьба за существование - основной мотив социального поведения.

Альбион Смолл (1854-1926) - последователь Г. Ратцен-хофера. Интерес - как атом в физике. Основные интересы: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость.

Уильям Самнер (1840-1910) - последователь Спенсера. «Народные обычаи» (1906). Основные идеи: неизбежность эволюции, естественный отбор, борьба за существование. Обычаи - стандартизированные формы поведения, последствия 4-х желаний: голода, секса, честолюбия и страха. Обычаи защищают людей в процессе борьбы за существование. Выделял «мы-группы» и «они-группы».

Адольф Кетле (1796-1874) уделял много внимания статистическим методам изучения общества. Основные работы: «О законе роста человека», «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики», «О склонности к преступлению в различных возрастах». Кетле изучал статистику преступности, стремясь к максимально простому табличному выражению количественной информации. Составленные им таблицы смертности оказались полезными для страховых обществ.

Кетле говорил об устойчивости во времени средних характеристик общества: средних физических свойств, постоянного среднего процента самоубийств и преступности в обществе, постоянной нормы браков по различным возрастным группам и т.д. При достаточно большом числе наблюдений распределение различных свойств людей подчиняется закону нормального распределения. Это позволило говорить о так называемом «среднем человеке», как о среднестатистическом показателе данного общества, как о типе, стандарте, лишенном индивидуальных различий, затемняющих общую картину. Он должен был служить осью анализа, точкой отсчета колебаний в ряду статистических показателей. Средний человек - это то же, что центр тяжести

В социальном мире действуют постоянные (пол, возраст, занятия, географическое положение, экономические и религиозные институты и др.) и случайные причины, неопределенно действующие в любом направлении. Последние представляют собой, главным образом, силы обратного воздействия человека на социальную систему, «возмущающие» ее устойчивость. Каждая характеристика человека нормально распределяется в изучаемой популяции около некоторой средней; и чем больше число наблюдений, тем точнее эмпирическое распределение совпадает с теоретическим вероятностным распределением. Средний человек есть статистическая константа: он есть такой тип или норма, от которой другие люди отличаются только под влиянием случайных причин. Для эмпирической социологии важной оказалась постановка вопроса об измерении «моральных качеств». Кетле предлагал оценивать моральные качествам людей по результатам их деятельности и при этом измерять сами действия

Фредерик Ле Пле (1806-1882) рассматривал семью как простейшую модель, как клеточку всякого общества. Именно в семье, по его убеждению, закладываются все особенности общества, семена его устойчивости или нестабильности. В работе «Европейские рабочие» (1855) он использовал метод монографического наблюдения. В план монографии семьи входили разделы: общее описание местности, занятий в данном районе и в самой семье; источники существования; образ жизни; история семьи; бюджет семьи; различные элементы общей социальной организации: виды контрактов рабочих с работодателями, учет профессионального продвижения молодых рабочих в данной местности, подробная информация о технико-экономических условиях отрасли). Основными способами сбора информации были личные наблюдения и свободные интервью. В центре каждой монографии семьи стояло описание ее бюджета, анализ которого позволял получить точные данные о структуре и функциях семьи и обеспечивал надежную основу для сравнений семей.

Ле Пле использовал статьи семейного бюджета как основные показатели; в результате ему удалось выявить ряд частных социологических закономерностей: высокая доля в бюджете расходов на питание позволяет сделать вывод, что у семьи мало шансов продвинуться вверх; слишком большие траты на алкогольные напитки и бесполезные развлечения означают пренебрежение религией и образованием. Статьи бюджета выступали как симптом и мера определенных социальных отношений. Эта техника поиска индикаторов для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии. Индикаторы опираются на содержательный анализ и на наблюдения, выходящие за пределы одной семьи.

Результатом изучения семей явилась их типология: патриархальная - индивид полностью подчинен общности; корневая - все имущество семьи переходит к одному наследнику, выбранному отцом, остальные дети мигрируют; нестабильная - отсутствие достаточных средств для передачи потомкам, разрозненное существование родителей и детей. Наиболее стабильной является патриархальная семья. Корневая семья - показатель общества, в котором сбалансированы традиции и новшества. Нестабильная семья, является, по мнению Ле Пле, основной для современного французского индустриального урбанизированного общества.

Французский социолог считал, что для стабилизации общества в первую очередь необходимо укрепление отцовского авторитета, что является задачей воспитательных учреждений и школы. В отношениях рабочих с предпринимателями идеальной формой является «патронаж»: патриархальная опека над рабочими со стороны мелкого предпринимателя, который находится в непосредственном контакте с ними, разделяет их нужды и печется об их благе.

Западная социология XIX века развивалась под сильным влиянием других наук. В соответствии с этим влиянием в ней сложились направления, использовавшие в качестве основной парадигмы положения других наук. Рассмотрим основные направления: географическое, расовоантропологическое и психологическое. Одним из первых идеи географического детерминизма высказал француз Шарль Монтескье. В работе «Дух законов» он обращал внимание на то, что законы зависят от климата, от характера ландшафта и др. географических факторов. Английский историк Генри Бокль (1821-1862) считал, что богатство общества определяется, прежде всего, теплым климатом, плодородными почвами и разнообразием ландшафта. Эти условия накладывают отпечаток как на отбельного человека, так и на целые народы и цивилизации. Немецкий географ Фридрих Ратцель (1844-1904) предложил создать новую науку - антропогеографию. Она должна изучать население и географические условия его проживания. В работе «Политическая география» он сформулировал основные идеи геополитики, где считал государство организмом, связанным со своей «почвой». На развитие геополитики повлиял швед Ю. Медлен (1864-1922) и англичанин X. Ма-киндер (1861-1947), который все государства делил на «сухопутные» и «морские». В работе «Географическая ось истории» он считал Россию и Монголию - центром Земли, а островные государства рассматривал как «полумесяц». Ввел понятие «римланд»: это береговые пространства Евразии.

Важными тезисами расово-антропологической школы являются: культура зависит от расы; расы не равны и передаются по наследству; смешения рас вредны. Артур де Го-бино (1816-1882) в книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1855) говорит о фатальной неизбежности гибели всех цивилизаций, в том числе и европейской. Смешение рас, выступающее вначале необходимым источником развития цивилизации, в дальнейшем неизбежно ведет к ее вырождению и смерти, Гобино стремился выделить «подлинные» иерархии, а внутри них - «подлинные» элиты. На верхней ступени находится «белая» раса, на средней -«желтая», а на нижней - «черная». Превосходство «белой» расы определяет ее основную роль в развитии европейской цивилизации. Внутри «белой» расы существует иерархия, на вершине которой находятся «арийцы».

Хаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927) в работе «Основы девятнадцатого столетия» (1899) пишет, что все достижения Европы обязаны христианской «тевтонской культуре» и ее арийскому духу. Арийцам противостоят евреи, которые губят европейскую культуру.

Одной из разновидностей расово-антропологического направления явилась так называемая антропосоциология. Главным представителем антропосоциологии был Жорж де Ляпуж (1854-1936). Он использовал понятие «головной указатель»: процентное отношение наибольшей ширины черепа к его наибольшей длине. Понятие это было введено шведским анатомом А. Ретциусом. По мнению Ляпужа, головной указатель постоянно растет, то есть головы становятся круглее.

Ляпуж выделял шесть форм расового отбора: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический. В результате расового отбора уменьшается число представителей «длинноголового» расового типа -белокурого долихоцефала.

Ф. Гальтон (1822-1911) утверждал, что талант передается по наследству. Создатель евгеники предлагал принять меры по улучшению наследственности. Изучал выдающиеся личности. Пришел к выводу, что гениев меньше всего среди врачей и педагогов.

Чезаре Ламброзо (1835-1909) работал директором психбольницы, исследовал особенности поведения душевнобольных и преступников. Ввел метод автобиографии. Основные идеи: болезни передаются по наследству, социальное окружение и воспитание меняют мало, среди гениев было много сумасшедших, среди животного мира много форм социальной жизни, преступность передается по наследству, женщины по своей природе ближе к животным.

Психологическое направление нашло много приверженцев. Вильгельм Вундт (1852-1920) в многотомной работе «Психология народов» показывает связь отдельного человека с психологией народа. Он отмечал всеобщность и обязательность обычаев. Задача социальной психологии - изучать обычаи и нравы. Габриэль Тард (1843-1904) спорил с Эмилем Дюркгеймом. Социология - это коллективная психология, которая изучает законы воспроизводства и развития общества. Основные законы: повторения, оппозиции, адаптации. Он один из основателей социологии коммуникаций. Источниками нововведений являются творческие личности. Социальное начинается тогда, когда за ним начинают повторять другие, нетворческие, люди всей массой где повторение распространится в виде концентрических кругов, пока не натолкнется на другие «волны», идущие от другой творческой личности; тогда появляется адаптация. Социология - интерсубъективная психология. Основную роль играет подражание: «Общество -это подражание, а подражание - это род гипноза». Подражание - повторение, копирование внушаемое образцом (референтная группа). Человек ведет себя в соответствии с устойчивыми образцами и обычаями. Человек может подражать, а может отказаться от подражания. Подражание может быть в форме обычая или моды. В обычае подражают «своему и старому». В моде подражают «чужому и новому». В жизни общества постоянно появляются «нововведения», которые потом распространяются путем подражания по всему обществу. Тард постоянно критиковал Дюрк-гейма, который считал социологию «коллективной психологией». Тард считал, что социальная реальность редко действует путем насилия; чаще убеждением, внушением и примером. В обществе постоянно происходит институционализация нововведений. В современном обществе растет роль публики. Если толпа объединена пространственно и эмоционально, то публика - духовно и интеллектуально, и она рассредоточена в пространстве. Публика формирует общественное мнение. Важную роль здесь играют СМИ, особенно газеты и телевидение. Публика имеет единую реакцию, системность поведения, общность мнения. Толпа - малоорганизована, инертна; она не способна к творчеству, следует за лидером. Толпа связана «физически», а публика - «психически». XX век - это век «толпы».

Густав Левой (1841-1931). Основные работы: «Психология толпы» (1895), «Психология революции» (1912). Психология должна изучать бессознательные мотивы поведения людей. Особую роль бессознательные мотивы играют в толпе и массе. У каждого народа своя психология, которая идет от предков. Психология народов состоит: из наследственности, воспитания, среды проживания, подражания, общественного мнения. В результате этих факторов сумма средних понятий передается из поколения в поколение. Основную роль при этом играют религиозные верования, на которых строятся социальные, экономические, культурные, политические убеждения народа. В XX веке Европа переходит к эпохе толпы, которая характеризуется заменой сознательной деятельности индивидов на «бессознательную деятельность толпы». Толпа охвачена общими чувствами, стремлениями и настроениями. Основные черты толпы: заразительность общей идеи, утрата чувства ответственности, нетерпимость, раздражительность, догматизм, отсутствие рассуждения и критики, излишняя чувственность, внушаемость, импульсивные действия, бездумное следование за вождями. Эпоха толпы - начало упадка цивилизации, когда происходит деиндивидуализация и деперсонализация. В толпе люди чувствуют одинаково, они едины в своей ненависти или восхищении. В процессе формирования толпы из нее исключаются сознательные личности, мысли и чувства нивелируются, возникает временная «коллективная душа». Люди становятся управляемыми зомби. Они немедленно хотят реализовать внушаемые им идеи. Толпы бывают «разнородные» (парламент) и «однородные» (секта). Войны рассматривают как борьбу рас.

У «высших рас» социальное неравенство больше. Ле-бон разработал концепцию массового общества, где происходит нивелирование личности. Толпа - безликая и аморфная - способна только на деструктивные действия. Толпа имеет психологическое единство, которое ведет лидер. В современном обществе происходит рост «власти толпы». Толпа ниспровергает авторитеты. Лидеры стараются загипнотизировать ее привлекательными иллюзиями. Политики стараются стать «властелинами толпы», когда стараются потакать низменным страстям и настроениям толпы. Они «злоупотребляют сильными выражениями»; они приувеличивают, повторяют, но никогда не стремятся доказывать. Лебон считал: кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот станет ее лидером; кто стремится образумить ее, тот будет ее жертвой. Публика, в отличие от толпы, более рациональна, индивидуальна, рассредоточена; поэтому за ней будущее.

Леспер Уорд (1841-1913) в работе «Динамическая социология» утверждает, что социология имеет психический базис. На биологии построена психология. Он использовал термин «социальная физиология». «Чистая» социология изучает, что происходит в обществе на основе законов природы; а «прикладная» - как использовать естественные социальные силы в интересах самого общества.

Чарльз Кули (1864-1929) считал задачей социологии -«вообразить воображаемое». Симпатии порождают социальный порядок. Воображаемое является реальным. Его основные работы: «Человеческая природа и социальный порядок», «Социологические теории и социальное исследование». Предшественник символического интеракцио-низма. Занимался исследованием малых групп. Создал концепцию «зеркального Я». Мы смотрим на представление нас у других, как в зеркало. Ребенок с 6 месяцев начинает это понимать. Актер ведет себя по отношению к различным людям по-разному. Кули выходит на теорию социализации и на ролевую теорию личности. Первичные группы -ячейки общества. Индивид получает в них опыт социального единства. Примеры - общины в России и Германии, где отношения дружеские, непосредственные, прямые. Распад первичных групп в городах создает множество проблем для отдельных индивидов.

Уильям Томас (1863-1947) анализировал субъективные мотивы поведения. Ввел понятие «установки» и «определения ситуации». Индивид постоянно определяет свое положение в обществе. Полностью объяснить поведение индивида невозможно. Этот подход он использовал в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке». Установки являются ценностями индивида; значениями, важными для поведения. Установки - это позитивная или негативная реакция индивида на «ценность». Томас пытался эмпирически исследовать установки; в частности, он использовал автобиографический метод. Прежде чем совершать действие, индивид «конструирует», обдумывает свою ситуацию (рекогносцировка). Любая конкретная ситуация связана с определенным поведением. Семья, школа, общественное мнение, установки других личностей имеют значение и почерпнуты из его предшествующего опыта. Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Ситуация определяется исследователем и самим человеком. Важно, чтобы понять ситуацию, как ее видит сам человек изнутри. В дальнейшем этот метод использовала «интерпретативная социология». В работе «Непристроенная девушка» изучал маргинальные, нестандартные ситуации.

Наибольшее значение для формирования социологии, как особой науки среди других социальных наук, имели работы Эмиля Дюркгейма (1858-1917), которому удалость освободить социологию от влияния психологии. Дюркгейм родился в семье раввина, работал профессором педагогики в Сорбонне. С 1898 по 1913 гг. был редактором «Социологического ежегодника». Основные работы: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897). Дюркгейм утверждал, что социология независима от психологии, ибо она изучает особую реальность - социальные факты: морфологические (население, транспортная сеть, характер поселений) и духовные (коллективные представления: религия и право). Важную роль в обществе играет солидарность: механическая - индивид теряется в группе (религия), репрессивные санкции, органическая - человек свободен (светская), рест-руктивные санкции. Коллективное сознание доминирует над индивидуальным, а религиозное - над светским. Солидарность вызывается сознанием того, что индивид зависит от других людей.

Социологию Дюркгейм делит на общую социологию, на социальную морфологию и на социальную физиологию. Человек испытывает социальное принуждение. Он должен

придерживаться правил и норм, установленных в данном обществе. В основе религии, морали и права лежат коллективные представления: «Социальные факты следует рассматривать как вещи».

Социальные факты делятся на материальные и духовные. Материальные факты: плотность населения, качество жизни. Социологизм Дюркгейма состоит в том, что он считал: существует особая реальность -реальность социальная. Счастье — это социальное здоровье, ему мешают излишества, в том числе и материальные. Счастье нарушают революции, когда наступает беспорядок. Общество объединяется благодаря не государству, а благодаря разделению труда. Солидарность компенсирует разделение труда. Она тем сильнее, чем больше коллективное сознание совпадает с индивидуальным. Коллективный авторитет абсолютен, он совпадает с религиозным. Убеждения группы носят религиозный характер. Социальное и религиозное совпадают. Механическая солидарность характерна для архаических обществ, в которых отсутствует функциональная дифференциация. Их единство поддерживается коллективным сознанием, определяемым как «совокупность общих верований и чувств». Эта совокупность имеет собственную жизнь, не сводимую к жизни отдельных индивидов. Коллективное сознание существует в любом обществе, однако в архаическую эпоху оно является единственной силой, связывающей общество. Напротив: органическая солидарность основана на разделении труда. По мере роста механической плотности (количество населения на единицу площади) и моральной плотности (интенсивность контактов), происходит усиление борьбы между индивидами, которая начинает угрожать единству общества. Мирным способом разрешения этой борьбы и является возникновение органической солидарности. В условиях последней роль прежних традиционных верований в поддержании социальной солидарность заметно уменьшается. Благодаря этому, общество оказывается в перманентном состоянии аномии, т.е. потери устойчивой ценностной системы.

Разделение труда ослабляет коллективное сознание и религию. Разделение труда приводит к ослаблению авторитета старших, традиций; увеличивает рациональность, уменьшает влияние общества на личность, способствует формированию автономной личности. Дюркгейм обратил внимание на следующие «болезни» капитализма: аномия, социальное неравенство, неадекватная организация груда, конкуренция, социальные конфликты, рутинная работа, деградация личности. В группе люди ведут себя по-другому, чем в отдельности. Социальные верования существуют независимо от отдельных людей. Общество священно, оно - единство идей, верований и чувств. Основное социальное поведение, по Дюркгейму, - конформизм: -соблюдение все норм, правил и законов. Все остальное -девиантное поведение, социальная аномия. Аномия - ценностный вакуум во время кризисов и переходных периодов, потеря ценностных ориентаций. Нормальный тип - это средний тип; все остальные - отклонения. Религия, по Дюркгейму, есть символическое выражение общества. Она делит мир на «священное» и «профанное». Духовность придает обществу вечность. Религия определяет экономику, а не наоборот (как считал Карл Маркс). Бог - это понятое символически общество.

В работе «Самоубийство» (1897) Дюркгейм выделил следующие закономерности этого явления: летом больше, чем зимой; мужчины чаще, чем женщины; старые чаще, чем молодые; солдаты чаще, чем гражданские; одинокие чаще, чем семейные; в городах чаще, чем в сельской местности. Самоубийства делил на: эгоистические, алътруист-ские, аномические. фаталические. В книге «Элементарные формы религиозной .жизни» (1912), которая считается основным произведением Эмиля Дюркгейма, французский социолог изучал австрийский тотемизм, делал попытки объяснить религию без понятия потустороннего. Считал, что христианство исчерпало свои возможности. «Коллективное сознание» у него вытесняет Бога. Коллективное сознание переплетено с индивидуальным сознанием и с чувствами, включает представления и идеи; оно меняется. В 1905 г. во Франции государство было отделено от Церкви. Стали появляться попытки заменить христианство другой религией. Дюркгейм пытается заменить религию на мораль. Тотемизм - элементарная форма религии. Дюркгейм предлагал вернуться к примитивным верованиям.

Дюркгейм отвергает трактовку религии как простого вымысла и заблуждения. Она выполняет в жизни общества какие-то значимые функции, и задача социологии - их открыть и описать. Им обосновывается социальная природа религии: люди никогда не поклонялись ничему, кроме коллективной (социальной) реальности, преображенной верой. Живя в обществе, человек постоянно сталкивается с проявлением некой высшей и совершенно не зависящей от него силы. Это - сила предшествующих поколений, через механизм культурного наследования управляющих жизнью человека. Именно эта реально существующая сила становится объектом поклонения в религии. Таким образом, в религии человек поклоняется преображенному обществу, т.е. достоверной реальности. Главная функция понимаемой так религии - поддержание и укрепление социальной солидарности. Согласно Дюркгейму, наука - в частности, социология - не противостоит религии и не должна стремиться к ее уничтожению. Задача социологии - открывать связь каждой религиозной формы с образом жизни того или иного народа. Но наука не может создать новую позитивную религию, ибо в основе религии лежит коллективное творчество: она является социальным фактом, который, как и любой социальный факт, объективен и независим от воли человека.

Особый интерес представляет исследование Дюркгей-мом самоубийств. Самоубийства не могут быть объяснены только психологическими причинами и генетическими отклонениями. Так, например, в еврейских семьях психологических отклонений много, а самоубийств мало. Генетические отклонения существуют у человека на протяжении всей жизни, однако возрастание частоты самоубийств наблюдается с возрастом. Наконец, при прочих равных условиях (один этнос, одно общество, один и тот же социальный слой), число самоубийств среди протестантов, например, выше, чем у католиков. В основе эгоистических самоубийств этого типа лежит повышенный индивидуализм, потеря человеком устойчивых и привычных связей с обществом и с социальной группой. Самоубийства этого типа проявляются, например, у людей, не имеющих семью или ее потерявших и т.д. Альтруистическое самоубийство проистекает из абсолютной интеграции индивида в социальную систему. В основе — требование группы, существующих в ней традиций, согласно которым человек при определенных обстоятельствах должен добровольно (посредством какого-то действия, или, напротив, бездействия) расстаться с жизнью. Например, вдова индийца, которая должна убить себя после смерти мужа; капитан, который, согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем. Анемическое самоубийство связано с потерей ценностной системы, с состоянием социальной аномии. Локальное возрастание самоубийств этого типа происходит в кризисные периоды и, вообще, во времена крупномасштабных социальных перемен. Однако, согласно Дюркгейму, уже сам переход от механической солидарности к органической, в силу ослабления значимости и авторитетности норм коллективного сознания, ведет к возрастанию самоубийств этого типа.

Социология религии также занимала важное место в работах Эрнста Трельча (1865-1923). Он, в частности, предложил различать церковь и секту1. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, - как, например, Католическая или Православная Церковь. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей. Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной Церкви. Секты обычно стремятся найти свой особый, «истинный путь» и следовать ему. В общественной жизни им свойственна тенденция к изоляционизму. Сектантский аскетизм является стремлением дистанцироваться от мира. Эрнсту Трельчу уделяется пока недостаточно внимания в отечественной социологической литературе, хотя он, безусловно, принадлежит к классикам немецкой социологии2.

Становление социологии как строгой науки невозможно представить без работ Внлъфредо Парето (1836-1909), которому удалость впервые применить математические методы для построения социологии. Он очертил круг проблем, вокруг которых была сконцентрирована вся пробле-

Трельч Э. Церковь и секта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1994. С. 236.

См.: Мильская Л.Т. Эрнст Трельч и проблемы философии истории //Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.. 1994.

матика социологии XX века. Парето - итальянский аристократ, жил во Франции, работал в железнодорожной компании. Занимался политэкономией, заведуя кафедрой в Лозаннском университете. Основная социологическая работа: «Трактат по общей социологии» (1912). Предложил логико-экспериментальный метод: т.е. социология должна основываться только на описательных суждениях. Ценностные суждения должны быть исключены, т.к. они искажают факты. Если результаты теории полезны, - значит, и она полезна. Все теории ограничены. Закон - единообразие, повторяемость. Хотел заменить причинность на функциональность. Отвергал линейные теории. В обществе постоянно нарушается и восстанавливается равновесие. Людьми движут чувства. Разум лишь оправдывает чувства. Нелогические действия и логические действия (средства адекватных целей). Люди маскируют свои действия логикой и аргументами. Мысль «набрасывает порывало» на инстинкты и чувства. Социальное поведение определяют не все чувства, а «резидуи» - остатки, осадки.

Остатки - основа психики, и они имеют врожденный характер. Шесть классов: проявлять чувство в действиях, чувство социальности, чувство собственности, половой инстинкт. Для социологии важны два класса: инстинкт «комбинаций» и инстинкт «постоянства агрегатов». Первый ведет к изменениям, второй - к закреплению связей. Первые ведут к революциям и реформам, вторые - к застоям и консерватизму.

Искусство управления — умение извлекать выводы из эмоций, не пытаясь их разрушить. У людей есть мыслительный голод, для которого придумывают пустые размышления, фальшивые оправдания, ложные аргументы. Идеология -ложные теории для скрытия истинных интересов; это демагогические ухищрения, скрывающие отсутствие логики. Идеологические верования называл «деривациями» (производными), которые делятся на четыре вида: абсолютной истины, аксиомы и догмы, ссылки на авторитет, апелляция по «всем», по «большинству», вербальные доказательства для вызова у слушателей определенных чувств, жонглирование словами, использование словечек и выражений. Деривации сложны, однако имеют большое социально значение.

Идеологии имеют мобилизующую силу, так как объясняют бессознательные стремления, и дают выход глубинным чувствам. Для массового сознания нужны простые деривации. Идеология и мифология похожи. Идеологии меняются только по форме и постоянно ищут все более изощренные формировки. Лишь гении могут освободиться от чувств; остальные же подчинены предрассудкам, господствующим верованиям, идеям и чувствам. Социолог должен понять, почему софистика и демагогия убеждают. Это влияние связано с определенными чувствами, которые они вызывают, тоном и изысканным языком. Юридические деривации скрывают корыстные интересы, моральные -аморальность целей, религиозные - низменные чувства.

Элита - это те, кто достиг высших показателей в своей области. Она делится на правящую и творческую (наука и искусство). Элита - это социальная группа, сочетающая обладание политической властью с использованием высокого престижа. Состав элит изменяется циклично, т.е. имеет место «циркуляция элит». Деятельность правительства требует использования обоих качеств: изобретательности, хитрости и убедительности «лис», у которых преобладает инстинкт комбинаций и силы; а также целеустремленности, готовности использовать силу «львов», у которых преобладает инстинкт «постоянства агрегатов». Лисы - спекулянты: хитрые, коварные, вероломные. «Лисы» захватывают власть в цивилизованных странах, манипулируя политической машиной. Но, в конечном счете, они уступают оппозиции слишком много, для того чтобы ее умиротворить, и становятся неспособными применить силу. Тогда их заменяют «львы», которые используют силу и даже насилие. Львы агрессивны, авторитарны, склонны к применению насилия, не любят компромиссы. У них упорство, непримиримость, мужество. В экономике также существуют два класса людей: спекулянты и рантье.

Выдающиеся представители низов поднимаются в элиту, деградирующие элементы элиты опускаются вниз, что приводит к циркуляции элиты. Элита имеет самообладание, расчетливость; использует чужие слабости в своих интересах. Масса запутывается в эмоциях и предрассудках. Управляющие должны убеждать, манипулируя эмоциями и применяя насилие. Эти способности исключают друг друга. Когда элита не в состоянии применить силу - она вырождается. Когда элита «замыкается» - она загнивает и теряет власть. Если элита не принимает в свои ряды новых членов из низших классов, обладающих необходимыми остатками, то происходит революция, основной смысл которой и состоит в обновлении персонального состава правящей элиты. Революция - смена одной элиты другой. Смена элит ведет к смене периодов веры и скептицизма.

Теорию элит Парето развил Гаэтано Моска (1858-941), предложивший теорию «правящего класса», меритократии и обосновывающий необходимость политического консерватизма. Немецкий социолог Роберт Михельс (1876-1936) развил на основе идей Парето социологию политики. Сформулировал закон перерождения демократических партий.

На развитие социологии XX века огромное влияние оказали идеи известного австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В своих работах - «Тотем и табу» (1913), «Психология масс» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927) - он затрагивает многие фундаментальные социологические проблемы. Фрейд абсолютизировал роль бессознательных инстинктов в социальном поведении, особенно полового влечения (пансексуализм). Объяснял причины психических расстройств через подавление полового инстинкта. Он предложил метод для лечения неврозов - психоанализ: человек должен осознать, «выговорить», свои бессознательные влечения и понять их связь с сексуальной жизнью. Причиной психических расстройств, неврозов, считал подавление сексуальных влечений и наследственность. Связывал развитие психики ребенка с любовью и ненавистью к отцу и матери. Основные инстинкты человек, по мнению Фрейда, - сексуальный инстинкт (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) - ведут к кровосмешению и людоедству; поэтому общество выдвинуло «табу» (запрет) на инцест и ганниба-лизм. Основные понятия в психоналитической социологии следующие: либидо - энергия полового влечения, которое может быть направлена на творчество; мортидо - агрессивное влечение к убийству или самоубийству; сублимация - преобразование сексуальной энергии в другие виды деятельности; комплекс - группа представлений, связанных с определенными чувствами: например, комплекс кастрации и неполноценности. Комплекс Эдипа - это половое влечение к одному родителю и ненависть к другому (до пяти лет). Основные чувства человека - страх смерти и чувство вины.

Психологическими законами по Фрейду являются: 1. Количество возбуждений постоянно. 2. Человек стремиться к удовольствиям и избегает страданий. 3. Принцип реальности противостоит принципу удовольствия.

Борьба принципа удовольствия и принципа реальности приводит к конфликту внутри личности, отсюда - амбивалентность чувств у психопатов. В первобытном стаде имело место убийство отца-вождя, что вызывало чувство вины и обожествление его. В результате, инцест был запрещен (во всех религиях). Появились первые табу и нормы. Тотем - первобытная религия: это воскрешение отца. Религия защищает людей от неврозов. В работе «Психология масс» (1921) 3. Фрейд делит массы на естественные и искусственные. Сравнивал массу, толпу, с первобытной ордой. В толпе все одинаковы, воля отсутствует. Высока роль лидера. Культура (Сверх-//) налагает ограничения на удовольствие, которое индивид жертвует в пользу общества. Отсюда - враждебное отношение к культуре и обществу. 3. Фрейд считал, что если бы не было наказаний, люди совершали бы преступления. Культура не может существовать долго, так как, в конечном счете, побеждают животные инстинкты. Люди, которые не в состоянии следовать социальным нормам, становятся душевно больными. Последователями Зигмунда Фрейда являются Альфред Адлер и Карл Юнг.

Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский психиатр, основатель «индивидуальной психосоциологии». Вместо сексуальной доминанты предлагал «волю к власти»: она определяет характер, приводит к неврозам. «О нервическом характере» (1927), «Подход к бессознательному» (1961). Если в детстве самореализация не получается - это ведет к нервозам, формируется комплекс неполноценности. Критиковал структуру личности Фрейда. Социальное чувство направлено на преодоление комплекса неполноценности; выполняет функцию компенсации и сверхкомпенсации. Недостаток социального чувства ведет к девиантному поведению.

Карл Юнг (1875-1961) рассматривал либидо как психическую энергию индивида, как основу развития культуры. Бессознательное бывает и коллективным. Коллективное бессознательное - архитипы - передаются из поколения в поколение. К неврозам ведет конфликт между природой и культурой. Промышленное развитие отделяет человека от природы. Отсюда — неврозы, далее психозы, иррационализм, тоталитаризм. Существует два типа личности: экстраверты и интроверты. Комплекс - группа представлений, связанных с определенным чувством.

  • [1] У Алекса Токвиля это деление соответствует аристократическому и демократическому обществу
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>