Полная версия

Главная arrow Менеджмент

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖЕРА

ОБЯЗАННОСТИ АРТ-МЕНЕДЖЕРА

Результаты внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказываются далеко не однозначными. Они показывают, что поиск возможности самовыражения, нахождения внебюджетных источников финансирования в нынешних условиях является чрезвычайно сложным и требует высокого уровня профессионализма и организационных навыков специалистов в сфере культуры и искусства.

Л.С. Жаркова в книге «Организация деятельности учреждений культуры» выделила принципиальную особенность специалиста в том, что знания социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно значимых и весьма престижных сегодня наук выступают не как самоцель, а как существенное средство реализации «ведущей метафункции социальнокультурной деятельности» — приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемерное развитие его творческого потенциала1.

Как специалист широкого профиля арт-менеджер призван:

  • • выявлять, удовлетворять и развивать социально-культурные интересы разных групп населения;
  • • разрабатывать целевые культурные программы и социальные арт-проекты;
  • • стимулировать инновационные движения в сфере культуры;
  • • управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности;
  • • внедрять эффективные методики культурного и творческого развития потенциальных потребителей.

Следует подчеркнуть, что арт-менеджер является представителем особой интеллектуальной профессии. Не случайно его управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта сравнивают с созданием мозаичного рисунка, т.е. с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций возможных, потенциальных действий.

Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждения культуры: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2010. С. 19.

Функции деятельности арт-менеджера, с позиции современных деятелей социально-культурной деятельности, определяются следующим образом:

  • 1) арт-менеджер — это человек, который участвует в соединении нескольких элементов разной профессиональной деятельности;
  • 2) с точки зрения экономистов, арт-менеджер — это человек, помогающий соединить трудовой ресурс и капитал с целью получения конечного продукта;
  • 3) с точки зрения социолога, арт-менеджер оказывает влияние на организационное поведение в данной внутренней или внешней среде, сводит вместе идею проекта, место организации и аудиторию;
  • 4) арт-менеджер — это человек, который принимает решения, в противоположность тому, кто только дает советы;
  • 5) идеальный арт-менеджер — это тот, кто воплощает идею в жизнь и заставляет ее работать;
  • 6) арт-менеджер — это человек, который способен направить свои усилия, симпатии и антипатии в подчинение художественным целям проекта;
  • 7) современный арт-менеджер «должен быть человеком чувствительным и эрудированным, имеющим вкус, чьи склонности и образование позволяют ему искать, распознавать и развивать художественную оригинальность, в какой бы форме она ни появилась»[1].

Г.Н. Новикова наиболее полно перечислила функции деятельности арт-менеджера, выделив следующие группы:

  • 1) проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественнотворческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения);
  • 2) художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта);
  • 3) организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, необходимыми государственными организациями и учреждениями, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.);
  • 4) маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции);
  • 5) связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей со средствами массовой информации, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы — афиш, листовок и т.п.);
  • 6) коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов, мерчандайзинг и т.п.);
  • 7) юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаивание по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже)[2].

Таким образом, как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:

  • • планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идей творческих проектов и самих проектов;
  • • осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;
  • • организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельного исполнителя;
  • • производит набор сотрудников, которые решают творческие, организационные и финансово-экономические задачи;
  • • координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа

«звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; налаживание различных форм связей с общественностью и т.п.);

  • • осуществляет контроль за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;
  • • осуществляет контроль за изготовлением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;
  • • осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);
  • • стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения — премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей — на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т.п.);
  • • осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.

Арт-менеджер является одновременно и лидером, и эффективным управляющим. Определяя лидерство, П. Друкер отмечает способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов. И вместе с тем «лидер должен относиться к своему лидерству как к ответственной миссии, а не как к званию, дарующему ему определенные привилегии»1.

Эффективный лидер безоговорочно принимает на себя ответственность за все, происходящее в его организации, он не боится окружать себя талантливыми сотрудниками и подчиненными. Деспотичные правители, наоборот, бегут от конкуренции и поэтому периодически проводят «чистки рядов». Эффективному лидеру требуются эффективные помощники: он поощряет их, «проталкивает» их, по-настоящему гордится ими.

Эффективный лидер должен заслужить доверие у подчиненных. Чтобы доверять лидеру, вовсе не обязательно любить его или безоговорочно соглашаться с ним. Доверие к лидеру — это убежденность в том, что он действует на основании своих убеждений, это вера в честность и порядочность. «Действия лидера и декларируемые им убеждения должны совпадать или, по крайней мере, не противоречить одно другому. Эффективное лидерство основано в первую очередь на последовательности и принципиальности»[3].

По мнению специалистов, характер личности — фундамент эффективного лидерства. В конечном счете, способность генерировать доверие среди своих работников, потребителей и даже конкурентов является бесценным активом. Шесть признаков в совокупности формируют прогрессивный характер лидера:

  • • надежность. Все, что говорит и делает лидер, должно вызывать доверие. Это дает основание требовать от других честных действий, соответствия между заявленными ценностями и поведением;
  • • уважение. Лидер, подавая пример собственным поведением, добивается от других уважительного отношения ко всем людям, искоренения любых форм дискриминации по полу, возрасту, этническому происхождению и т.д.;
  • • ответственность. Лидер несет ответственность не только за собственные решения, но и за решения своих подчиненных. Это общая ответственность прежде всего перед людьми, которые выступают потребителями продукции, ответственность за последствия решений перед обществом в целом;
  • • справедливость. Современный лидер должен быть эталоном справедливости во всех своих делах, решениях и отношениях с людьми. Справедливость в отношениях со всеми партнерами — верная гарантия устойчивого делового доверия и уважения;
  • • внимательность. Современный лидер понимает, что оскорбительный стиль в обращении с людьми, хлесткие удары по человеческому сознанию, чести и самолюбию не несут ничего, кроме нравственного урона и экономических потерь. Поэтому современный лидер доложен быть вежливым и внимательным, великодушным и отзывчивым в общении с людьми;
  • • гражданственность. Современный лидер — цивилизованный лидер. Он принимает активное участие в решении проблем своего общества и стремиться сделать свою компанию хорошим «корпоративным гражданином».

Выделяют три ключевые роли арт-менеджера, предопределяющие успех его деятельности:

  • 1) роли по принятию решений, направленных на определение направления движения организации, распределение ресурсов, коррекцию текущей деятельности;
  • 2) информационные роли, направленные на обработку собираемой информации, разработку и осуществление рекламной кампании по продвижению арт-продукта на рынок;
  • 3) межличностные роли, способствующие осуществлению руководящих функций, улаживанию конфликтов, ведению деловых контактов и переговоров, определению объема и содержания работы сотрудников.

Следует учитывать, что группы функций арт-менеджера подразделяются на основные и специфические.

Основные общие функции менеджмента связаны с управлением и организацией художественно-творческой деятельности (планированием, организацией, мотивированием, контролем и др.).

Специфические функции объединяет эстетическая функция. Здесь доминируют: побуждение к самореализации в художественно-творческой деятельности, выдвижение новых целей с последующей реализацией арт-проектов.

При этом, как было отмечено ранее, основные специфические функции арт-менеджмента основаны на понимании непосредственно функций искусства (познавательной, коммуникативной, воспитательной и др.), т.е. роли, которую выполняет искусство в жизни человека и общества.

Успешное совмещение творческих и управленческих функций в одном лице — это основная базовая характеристика профессиональной компетентности арт-менеджера.

Арт-менеджер должен:

  • • оценивать сильные и слабые стороны своей организации (в таких областях, как финансы, маркетинг, производство, исследования, разработка творческих проектов и др.);
  • • анализировать возможности и угрозы окружающей среды (конкуренция, законы, экономические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т.е. все, что может помочь или помешать организации в достижении поставленных целей);
  • • планировать производство творческого продукта; управлять ходом проектов; тщательно обдумывать, что именно поможет процессу быстрее продвигаться;
  • • демонстрировать невидимые невооруженным взглядом качества, такие как уверенность в себе и способность доверять членам команды;
  • • стимулировать успешную совместную деятельность; направить свои усилия, симпатии и антипатии в подчинение художественным целям проекта.

Основные вопросы, которые должен прояснить руководитель: сколько мероприятий следует провести в течение определенного периода (сезона); к какому уровню дохода надо стремиться с учетом характера художественного замысла проектов и условий рынка; каким должен быть состав предполагаемой аудитории; соответствует ли арт-проект культурным запросам потенциальных потребителей и др.

Важное значение в деятельности арт-менеджера приобретает не только художественная, но прежде всего социальная направленность разрабатываемых культурных мероприятий.

Важно запомнить

Арт-проект определяется как новый вид творческого продукта, который предполагает воплощение художественных идей и реализацию творческих замыслов, соответствующих новым прогрессивным процессам современного общества и культурным запросам потенциальных потребителей[4].

Основные критерии оценки арт-проекта:

  • 1) яркость и оригинальность (идея, тематика, форма организации);
  • 2) концепция (актуальность проблемы, грамотно сформулированные цели, основные задачи);
  • 3) художественное содержание;
  • 4) способность проекта оказать существенное влияние на качество общекультурного развития потенциальных посетителей (особенности познавательного, развивающего, воспитательного воздействия и др.);
  • 5) отчетливое понимание конечного культурного и социально-экономического продукта;
  • 6) эффективное использование организационных механизмов;
  • 7) привлекательность проекта для потенциальных партнеров из разных сфер профессиональной деятельности, в том числе из сферы государственного управления, среднего и малого бизнеса;
  • 8) реалистичность бюджета;
  • 9) эффективность информационной и маркетинговой кампании;
  • 10) своеобразие рекламы, неповторимость (оригинальность) художественного оформления.

Представляя проект, следует учитывать, насколько актуально решение тех социальных проблем, которые вы выделяете. Каждый проект несет определенную смысловую нагрузку на участника (зрителя, слушателя), оставляя ему право сделать соответствующие выводы.

Социальные проблемы — это признаки неправильного функционирования общества, его «болезнь». «Вся история развития бизнеса свидетельствует о том, что социальные перемены и социальные инновации важны никак не меньше, чем технологические перемены и технологические новшества»[5].

Самые широкие возможности для преобразования социальных проблем не должны зависеть только от новых технологий, новых продуктов и новых услуг. Они могут быть связаны с решением той или иной социальной проблемы (т.е. с инновацией), которое затем прямо или косвенно создает коммерческую выгоду для соответствующей компании или отрасли в целом, служит ее усилению.

При этом заметим, что художественный эффект проекта — это показатель индивидуального творческого (инновационного, креативного) характера практической деятельности арт-менеджера на уровне искусства как высокой степени умения и мастерства.

  • [1] Лэнгли С. Идея для театра, менеджер для идеи // Арт-менеджер. 2003. № 1 (4). С. 24-25.
  • [2] Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учеб, пособие. С. 25. Друкер П. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. С. 327.
  • [3] Друкер П. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. С. 329.
  • [4] Командышко Е.Ф. Арт-менеджмент в вопросах и ответах: учебно-методич. пособие. М.: Военный университет, 2012. С. 50.
  • [5] Друкер П. Энциклопедия менеджмента: пер. в англ. М.: Вильямс, 2004. С. 83.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>