Глобализация и антиглобализм

Глобализм — это создание общего мирового пространства (политического, экономического, социокультурного и др.) для совместного решения общемировых и частных государственных проблем. Глобализация уже стала объективной реальностью, и остановить или повернуть вспять этот процесс невозможно.

Назовем несколько объективных причин, обусловливающих глобализацию мирового пространства:

  • • размывание границ между внутренней и внешней политикой государств. Любые внутренние проблемы государства становятся объектом пристального внимания и реагирования всего мирового сообщества;
  • • создание международных политических организаций (например, ООН), которые во многом определяют международные отношения;
  • • создание общего мирового экономического пространства и мировой банковской системы;
  • • формирование общего информационного поля;
  • • необходимость объединения всех государств для решения глобальных проблем современности, в том числе и для борьбы с мировым терроризмом;
  • • тенденция к демократизации и закреплению в международных отношениях общих нравственных и правовых норм;
  • • формирование глобального гражданского общества, основой которого являются неправительственные организации (экологические, культурные, религиозные, пацифистские и др.).

Несмотря на то что глобальное мироустройство сулит человечеству всякого рода преимущества, у глобализации имеются не только сторонники, но и противники — антиглобалисты.

Антиглобализм — это международное общественное движение, которое выступает против глобализации в ее нынешнем виде. По мнению антиглобалистов, процессами глобализации управляют наиболее развитые страны мира, преследуя при этом, прежде всего, собственные интересы, а глобалисты в лице наиболее развитых стран беспардонно вмешиваются во внутренние дела суверенных государств и устанавливают там свои порядки.

Глобализация предполагает открытость мирового пространства для движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы. Но на самом деле получается так, что наиболее развитые страны обеспечивают себе доступ на «чужие» рынки, но при этом их рынки остаются закрытыми для других. В результате богатые страны продолжают богатеть, а бедные беднеть. Кроме того, глобализация нарушает национальный суверенитет отдельных государств, нивелирует этническую культуру и самобытность народа.

По мнению А. С. Панарина, «глобализм не идет дальше присвоения глобальных (планетарных) ресурсов алчным вмешательством «избранных», считающих все остальное человечество недостойным этого общества»[1].

Еще более негативную оценку глобализму дает А. А. Зиновьев. Он считает, что глобализм — это глубокая и масштабная эволюционная война за всю последующую историю человечества. Главным агрессором в этой войне является глобальное «западни-стское сверхобщество», которое объединилось для покорения всей планеты. Уже сейчас сверхобщество контролирует более 70 % мировых ресурсов и навязывает большинству стран мира свои «правила игры»[2].

Однако попытки распространить на все мировое сообщество западные нормы и ценности, навязать другим странам выгодные лишь наиболее развитым государствам свои «правила игры» встречают все более мощный отпор со стороны менее развитых стран. Многие специалисты считают, что одной из причин появления глобального терроризма, преимущественно исламистского толка, является гегемонизм США и их союзников, а межкультурные войны являются неизбежной частью глобализации.

Таким образом, глобализм и антиглобализм — это две стороны одного и того же явления. Мы видим, что агенты глобализации трансформируются в некую всемирную власть, а антиглобалистов стоит рассматривать как глобальное гражданское общество, задача которого состоит в том, чтобы сделать глобализм более справедливым.

  • [1] Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2002. С. 14.
  • [2] Зиновьев Л. Л. Глобализация как война нового типа // Личность, культура, общество. 2001. Т. 3. Вып. 3 (9). С. 274.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >