Акмеология и андрагогика — спутники возрастной психологии и психологии развития

Полагаем вполне разумным, говоря о возрастном развитии человека, сообщить ряд сведений о научных дисциплинах, не просто стоящих рядом с психологией развития, но и в значительной мере определяющих решение целого ряда проблем, чисто психологических, психофизиологических, относящихся к исследованию личности человека в тот или иной период его жизни, жизнедеятельности, профессиональной деятельности и т.д.

Начнем с общего представления об акмеологии, разговор о которой уже шел выше.

В 1928 г. Н.А. Рыбников предложил термин «акмеология» в качестве обозначения новой науки «...о развитии зрелых людей».

Акмеология (от акте — в переводе с древнегреческого — высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости.

С середины XX в. в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту задачу и призвана решить акмеология.

Уже в 1969 г. Б.Г. Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке — выходит его известный труд «Человек как предмет познания».

В 1993 г. появляется книга А.А. Бодалева «Акмеология как учебная и научная дисциплина».

Затем, в 90-е годы под руководством А.А. Деркача и А.А. Бодалева была создана первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В 1992 г. — по инициативе Н.В. Кузьминой, А.А. Деркача и А.М. Зимичева в Санкт-Петербурге создана и зарегистрирована научно-общественная организация «Академия акмеологических наук».

В 1995 г. — по инициативе А.М. Зимичева учреждено первое высшее учебное заведение акмеологического профиля — Санкт-Петербургская акмеологическая академия (ныне — Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии).

Следует отметить, что, согласно определению, акмеология относится одновременно к педагогической и психологической отраслям наук.

Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека.

Объект акмеологии — профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей.

Предмет акмеологии — объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой.

Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме».

Поскольку нравственный облик профессионала свидетельствует о степени трансформации общечеловеческих ценностей в его собственные, то акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности.

Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего создать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

Помимо этого, можно сказать, что акмеология — это и новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Это наука о закономерностях развития личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования.

Еще академик Б.Г. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблему эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.

Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.

Итак, акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной сфере деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель, но вместе с тем никогда не является статичным образованием, а, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Чтобы целостно понять человека как «владельца», «носителя» всех этих «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук.

Подобные целостные «картины» проходящего ступень зрелости человека, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредствованиях, и нарабатываются акмеологией в ходе осуществления комплексных исследований учеными, представляющими эту новую науку.

Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, — процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.

Последовательная опора на них позволила установить, что физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воли, но главным образом все-таки проявляется в отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся в способностях, связаны друг с другом самым тесным образом. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и что дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются также разные темпы протекания изменений в названных образованиях.

И время выхода на уровень акме человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности часто не совпадает, или совпадает лишь относительно.

Акмеология пытается полностью исследовать особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии — ступени зрелости. Она определяет сходное и различное на этой ступени у разных людей и проясняет у них своеобразие действия факторов, обусловливающих индивидуальную картину зрелости. И конечно, важное место здесь занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, каким оно будет, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.

При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, но за ними могут стоять и ложные, и мнимые ценности.

И в видах деятельности, от которых зависит его существование, человек может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях.

Поэтому следующей задачей, которую решает акмеология, является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.

Да, нам уже известно, что характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости нельзя представлять себе в виде, так сказать, ровной линии, гладкого плато. Проходя эту ступень, человек переживает и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям им себя в разных видах деятельности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при исследовании им окружающей действительности и себя в ней, при накоплении опыта общения и осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» в индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристиках их проявлений бывает несколько, у других — всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, и есть его акме, его вершина.

Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но не в меньшей степени количественно-качественные показатели его акме определяются тем, какой кругозор успел у него образоваться, насколько сформировался общий и специальный интеллект, как сложилось нравственное ядро, развились способности творца.

Люди отличаются друг от друга тем или иным умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их акме, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и субъекты деятельности.

Сказанное выше определило основные задачи акмеологии:

  • • научное освещение феноменологии акме;
  • • объективирование общего и различного в акме у разных людей;
  • • прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме.

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более узко, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства — постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение: огромное количество людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности, не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. Суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией следующего круга проблем:

  • • профессионализм и его основные характеристики;
  • • профессионализм и зрелость человека;
  • • пути предотвращения профессиональной деформации;
  • • пути достижения профессионализма и др.

Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникальных, неординарных результатов. Естественно, последнего не произойдет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

В связи с только что сказанным, следующая задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить то общее, что их объединяет, и, таким образом, научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма.

Чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, рассматриваемую в широком смысле.

Из всего сказанного вырисовывается еще одна проблема, которая относится к компетенции акмеологии — проблема зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и проявлениями профессионализма вне сферы его конкретной, непосредственно профессиональной деятельности.

Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его, а также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, — это тоже задача акмеологии.

Если попытаться назвать все конкретные сферы деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области «человек — живая природа», «человек — общность», «человек — техника и неживая природа», «человек — человек», «человек — знаковые системы», «человек — образы искусства».

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям, работающим в каждой из этих областей, несхожесть «технологий», которые надо использовать, чтобы получить высокий результат, — это всё, взятое в совокупности, определяет своеобразие содержания и формы профессионализма в каждой из названных областей.

Кроме того, надо иметь в виду, что в жизни есть отдельные сферы деятельности, которые в большой мере лежат на стыке названных областей, а потом ведь внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты и должности, предъявляющие не во всем совпадающие требования к занимающим их людям. И конечно, чтобы по праву быть во всех этих случаях в числе подлинных профессионалов, человек должен сформировать у себя соответствующие способности, очень дифференцированно «нажить» конкретный фонд знаний, навыков и умений и научиться его очень уместно и творчески использовать.

Современный этап развития акмеологии связан с историко-философским ее обоснованием, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом, происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других сфер научного знания. Акмеологию рассматривают сквозь призму теории социальной синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях достижения максимального совершенства любой социальной системой (а в частности, каждым человеком) посредством самоорганизации. Человек с позиции теории самоорганизации рассматривается как структура, существующая за счет постоянного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Цель любой подобной структуры — достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится. Самоорганизация человека на пути к акме выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, не предусмотренных официальной системой образования, но необходимых лично ему для осуществления собственных целей. Самовоспитание — это формирование у индивидуума определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит его воспитание. После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс самореализации. Самореализация также двухкомпонентна и включает в себя самовыражение и самоутверждение. Самовыражение — это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе человек проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей. Так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно его столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное акме) должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное акме). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен.

А теперь позволим себе буквально несколько слов об андрагогике, несмотря на ее, несомненно, большую близость к педагогике, чем к психологии.

Андрагогика (от греч. андрос — взрослый человек, мужчина; аго-гейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом.

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре издания 2003 г. дано следующее определение андрагогики:

• одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых...

Наряду с термином «андрагогика» в специальной литературе используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др.

Термин сразу вызвал бурную дискуссию в среде ученых. Известно, что против самой идеи изучения и развития образования взрослых в качестве специфического предмета возражал такой известный философ и педагог, как Гербарт.

В первой половине XIX в. образование взрослых не приобрело широких масштабов, и термин не получил распространения.

В 1920-е годы образование взрослых становится областью теоретизирования в европейской и американской науке. Термин «андрагогика» получает второе рождение, являясь уже совокупностью размышлений о том, почему, для чего и как преподавать взрослым.

Сегодня существует три основных толкования термина:

  • • во-первых, во многих странах растет восприятие андрагогики как научного подхода к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика — это наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни;
  • • во-вторых (главным образом в США), андрагогикой называют специфический теоретический и практический подход, основанный на гуманистической концепции автономных обучающихся и преподавателей-фасилитаторов1 процесса учебы;
  • • в-третьих, наблюдается разброс в интерпретации андрагогики от «практики образования взрослых», «желаемых ценностей», «специфических методов преподавания» до «академической дисциплины» и «противоположности детской педагогике».

В России понятие «андрагогика» появилось в результате заимствования из концепции андрагогики американского ученого М.Ш. Ноулза, издавшего в 1970 г. труд «Современная практика образования взрослых: андрагогика против педагогики».

Многие российские ученые рассматривают андрагогику как самостоятельную науку и научную дисциплину, в разных работах авторы определяют ее как область научного знания и как отрасль педагогической науки, как сферу социального знания и гуманитарную сферу знания. [1]

Андрагогическая модель обучения — это организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой:

  • • обучающийся в силу объективных причин (сформирован-ность личности, большой жизненный опыт и т.д.) играет ведущую роль в организации процесса обучения, определяя совместно с обучающим все его параметры: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения;
  • • обучающий выступает в роли консультанта, эксперта по технологии обучения, оказывая обучающемуся помощь в организации процесса обучения.

Таким образом, если в классической педагогике понятие «обучение» сводится к понятию «преподавание», а обучающемуся зачастую отводится роль пассивного преемника передаваемого ему опыта, в андрагогике в центре внимания оказываются роль и функции самого обучающегося. Определяющим является его взаимодействие со всеми остальными элементами процесса обучения. Связано это с тем, что психологические, физиологические и другие особенности взрослых и не взрослых людей значительно отличаются друг от друга, определяя разные механизмы обучения.

Роль обучаемого является в андрагогике значимой на всех этапах процесса обучения. На всех этапах обеспечивается тесное взаимодействие обучаемого и обучающего, что определяет технологию обучения взрослых людей, используемые методы и сами этапы процесса обучения.

М.Ш. Ноулз обозначил шесть типологических целей андрагогики:

  • • получение новых знаний, новой информации;
  • • овладение информацией на новом уровне;
  • • приобретение навыков и умений в использовании информации;
  • • выработка убеждений и ценностных ориентиров;
  • • выработка новых личностных качеств;
  • • удовлетворение познавательных интересов.

Итак, взрослого обучающегося можно определить как человека, обладающего пятью основополагающими характеристиками:

  • • он сознает себя всё более самостоятельной, самоуправляемой личностью;
  • • он накапливает всё больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения его и его коллег;
  • • его готовность к обучению определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;
  • • он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
  • • его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

Чтобы подвести итог в нашем рассказе об андрагогике, скажем: исходными в ней являются положения, обусловленные психофизиологическими, социальными, профессиональными особенностями взрослых обучающихся и спецификой условий их обучения (см. выше). Андрагогическая модель обучения представляет собой систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности взрослого обучающегося и обучающего при осуществлении обучения, сгруппированных по пяти основным параметрам: самосознание обучающегося; опыт обучающегося; мотивация и цели обучения взрослого обучающегося, использование обучающимся приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и качеств; участие в организации процесса обучения.

Технология обучения взрослых представляет собой систему научно обоснованных действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. Она осуществляется в виде реализации обучающимися и обучающими определенных операций, технических действий и функций на каждом из шести этапов процесса обучения: диагностики, планирования, создания условий, реализации, оценивания и коррекции процесса обучения.

  • [1] Фасилитация (от ант. facilitate — помогать) — форма групповой работы для выработки решений повышенной сложности, либо повышенной важности. Фасилитатор, в отличие от тренера, не является экспертом и не обучает участников, а предоставляет им специальные технологии групповой работы для создания необходимого продукта.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >