Религиозный фундаментализм и экстремизм

Религиозный фундаментализм — консервативное религиозное течение, в котором однажды утвержденные религиозные догмы считаются незыблемыми. Его приверженцы не желают учитывать изменяющиеся условия жизни и крайне враждебно относятся к иным религиозным и идеологическим течениям. Кроме того, представители религиозного фундаментализма, как правило, претендуют и на политическую власть в обществе. Религиозный фундаментализм может иметь место в любой религии или концессии.

Религиозный экстремизм — крайняя религиозная нетерпимость и непримиримость к любым иным взглядам, мнениям, суждениям. Приверженцы религиозного экстремизма считают, что для достижения намеченных целей можно использовать любые, даже самые антигуманные средства и методы. Одним из проявлений современного религиозного экстремизма является терроризм.

Истоки религиозного фундаментализма и экстремизма уходят в глубь Средневековья, когда католическая церковь пыталась теоретически обосновать свое право на политическое господство над обществом. Кроме того, она считала себя единственно «правильной» религией и пыталась, используя насилие, распространить свое влияние на другие страны и континенты.

Современный религиозный фундаментализм и экстремизм обычно связывают с исламским фундаментализмом. Предпосылки этого явления были заложены в период колониальных войн, когда традиционная религия порабощенных стран — ислам — стала использоваться как идеология, способствовавшая освобождению от колонизаторов — как правило, представителей иной религии. В 60—70-е гг. прошлого века в некоторых мусульманских странах (Иран, Пакистан и др.) наблюдалась активизация исламского фундаментализма. Исследователи объясняют это желанием традиционного ислама не допустить в своих странах «пагубного влияния» модернизационных и секуляристских идей Запада. Так, в 1979 г., в результате народной революции, Иран был провозглашен Исламской республикой. Религиозный лидер страны аятолла Хомейни разработал и предложил единоверцам концепцию политической системы исламского государства, в которой роль конституции страны должен выполнять Коран.

Хомейни призвал исламские государства всячески противостоять экспансии Запада, а США объявил главным террористом.

Некоторые исследователи считают, что многие арабские и другие слаборазвитые страны длительное время возлагали надежды на социализм, но когда СССР распался, образовавшийся «вакуум» заполнили исламисты, которые бросили вызов безбожному, сексуально распущенному западному обществу. В то же время агрессивно настроенные исламисты — это своего рода защитная реакция на попытки Запада (и прежде всего США) установить свое мировое господство'.

В 80—90-е гг. прошлого века наиболее влиятельным и агрессивным течением исламского фундаментализма становится ваххабизм. С 1990-х гг. ваххабизм начинает распространять свое влияние на Россию и на республики бывшего Советского Союза. Во время боевых действий в Чечне ваххабизм использовался в качестве идейного обоснования войны чеченских боевиков и иностранных наемников с федеральными войсками.

Основной формой борьбы, которую используют ваххабиты для достижения своих целей, являются террористические акты. Так, в 2004—2008 гг. они развязали настоящую террористическую войну в Дагестане и Ингушетии. Их жертвами становятся военнослужащие, сотрудники милиции, государственные чиновники и мирные жители, в том числе дети.

Идеологические установки исламского фундаментализма получили свое развитие не только в исламском мире, но и среди мусульман в европейских странах. В последние годы многие европейские страны (Франция, Англия, Нидерланды, Бельгия, Германия и др.) ощущают реальную угрозу со стороны исламского фундаментализма. Мигранты из стран Азии и Африки в большинстве своем остаются чужаками в европейских странах и становятся питательной средой для религиозного исламского экстремизма.

Каковы же причины активизации религиозного фундаментализма и экстремизма? Анализируя эту проблему, Ж. Т. Тощенко называет такие, как:

  • • противостояние богатых западных стран и всех отстающих стран Азии и Африки; [1]
  • • массовая нищета, безработица и тяжелое положение большинства народа в отсталых странах;
  • • субъективным фактором, питающим экстремистские религиозные идеи и действия, является коррупция властных структур, упадок нравов, распространение наркомании;
  • • постоянное возбуждение межконфессиональной и внутри-конфессиональной розни;
  • • мощная идеологическая поддержка со стороны специально созданных газет, каналов радио- и телевещания;
  • • прошлые исторические обиды[1].

  • [1] См.: Покосов В. В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. — 2006. — № 11. - С. 88.
  • [2] См.: Покосов В. В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социологические исследования. — 2006. — № 11. - С. 88.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >