ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. В нашей квартире стоят холодильник и стиральная машина, телевизор и видеомагнитофон; мы с вами ездим не на лошадях, как это было еще в начале XX в., а на автомобилях, летаем на самолетах; человечество избавилось от холеры и оспы, которые когда-то опустошали целые страны; люди высадились на Луну и готовят экспедиции на другие планеты. Земной шар, громадный и почти еще неизвестный во времена Колумба, к настоящему времени изучен от полюса до полюса и уже становится мал для деятельности человека. Колумб, как известно, добирался до Америки больше месяца, сейчас самолет доставит вас из Москвы в Нью-Йорк всего лишь за десять часов. Все эти достижения человечества связаны с развитием науки и были бы немыслимы без научных открытий. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного и технического знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.
Вопрос о том, когда возникла наука, почти столь же сложен, как и вопрос о том, когда появились искусство или миф. Несомненно, значительное количество знаний было накоплено человечеством еще в древнейшие времена. Скотоводство, земледелие, строительство храмов и пирамид, обработка камня и металлов в Шумере, Вавилоне, Китае, Египте — все это опиралось на знание животного и растительного мира, на развитие ремесел, на математические, астрономические, инженерные знания. Однако в древнем мире истинное знание было вплетено в мифологические и религиозные представления, а познавательная деятельность еще не была отделена от повседневной практики. Пожалуй, только в античной Греции приблизительно в VII—VI вв. до н.э. познание стало превращаться в самостоятельную сферу человеческой деятельности, а научное знание стало выделяться из конгломерата религиозно-мифологических представлений. Такие античные мыслители, как Фалес, Пифагор, Фукидид, Платон, Аристотель, Архимед, Евклид были уже учеными в современном смысле этого слова. Постепенно в качестве самостоятельных научных дисциплин сформировались математика, астрономия, физика, медицина, логика, история и некоторые другие науки. До сих пор в школах доказывают знаменитую теорему Пифагора, изучают геометрию Евклида, механику Архимеда, логику Аристотеля, историю Геродота, Фукидида, Плутарха.
К сожалению, после крушения Римской империи достижения античной науки были забыты почти на тысячу лет и отчасти сохранялись лишь на арабском Востоке. В Европе возрождение науки начинается лишь в XVI в. вместе с великими географическими открытиями, изобретением книгопечатания и началом промышленной революции. Первым и наиболее важным результатом науки Нового времени было открытие и обоснование гелиоцентрической картины мира. Открытия Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона заложили основы нового научного мировоззрения и обеспечили прочный фундамент последующего бурного развития научного познания.
В последнее столетие все большее количество людей вовлекается в научную деятельность. Еще в XIII—XIV вв. образуются первые университеты; возникают академии наук и научные общества, члены которых объединяются для совместной научной работы; начинают выходить первые научные журналы. Все это содействует распространению научных знаний и формированию особого интернационального научного сообщества. На рубеже XIX—XX вв. возникает новый способ организации науки — крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Современная наука все теснее связывается со всеми социальными институтами, пронизывая собой не только промышленное и сельскохозяйственное производство, но и военную сферу, политику, управление. Чтобы оценить, до какой степени наука изменила социальную жизнь, достаточно оглянуться вокруг: автомобиль и самолет, радио и телефон, телевизор и личный компьютер — все это вошло в жизнь и быт людей на протяжении одного последнего столетия.
Современная наука включает в себя сотни научных дисциплин или конкретных наук. Все они разделяются на три большие группы в зависимости от предмета изучения. Науки о природе — естественные науки или просто естествознание — изучают предметы и явления неорганического, растительного и животного мира. К их числу относятся физика, астрономия, химия, биология, география и геология и т.п. Науки об обществе исследуют различные стороны и институты человеческого общества, их возникновение, функционирование и взаимоотношения между ними. К их числу относятся история, социология, экономика, языкознание, юриспруденция и т.п. Наконец, в последние десятилетия XX в. стремительно формируется особый класс технических наук, изучающих искусственные устройства, созданные человеком и способы их совершенствования. Конечно, резких границ между этими группами наук провести нельзя. Куда, например, отнести антропологию или экономическую географию? Более того, в последние десятилетия возникла тенденция к объединению и синтезу различных наук, к появлению новых научных дисциплин на стыках ранее существовавших наук. И все-таки указанное разделение наук на три большие группы имеет определенный смысл и помогает ориентироваться в пестром конгломерате ныне существующих дисциплин.
Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религии? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? Попытка найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины — философии науки, которая сформировалась в XX в. на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки есть дисциплина, стремящаяся понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.
Однако прежде чем приступать к исследованию науки и пытаться отвечать на какие-то вопросы относительно научного знания, ученый очевидно должен иметь определенное представление о том, что такое человеческое познание вообще, какова его природа и социальные функции, его связь с практикой и т.п. Ответы на эти вопросы дает философия, причем разные философские направления предлагают различные ответы. Поэтому каждый философ науки с самого начала вынужден опираться на ту или иную философскую систему. Вместе с тем, современная наука слишком обширна для того, чтобы один исследователь мог обозреть ее всю целиком. Возьмите, скажем, физику или биологию или даже просто медицину — каждая из них охватывает громадный комплекс специальных дисциплин, часто весьма далеких одна от другой. Поэтому каждый философ науки избирает для изучения и анализа какие-то отдельные научные дисциплины или даже отдельные научные теории, например, математику, математическую физику, химию или теорию биологической эволюции. Обычно этот выбор определяется его философскими предпочтениями или случайностями его образования. Если теперь мы примем во внимание то обстоятельство, что представители философии науки могут ориентироваться на разные философские направления и в своих исследованиях опираться на разные научные дисциплины и их историю, то мы сразу же поймем, что они часто будут приходить к выработке очень разных представлений о науке.
Это выражается в факте существования в философии науки множества различных методологических концепций — теорий науки, дающих систематизированные и логически согласованные ответы на указанные выше вопросы. В конце XIX—начале XX вв. широкой известностью пользовались методологические идеи, высказанные австрийским физиком и философом Э. Махом, французским математиком А. Пуанкаре, французским физиком П. Дюгемом. С конца 20-х годов XX столетия почти всеобщее признание получила методологическая концепция логического позитивизма, в создании которой принимали участие Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Г. Ган, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др. Во второй половине XX в. выступили со своими методологическими концепциями К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд, С. Тулмин, И. Лакатош и многие другие философы и ученые.
Несмотря на существенные расхождения всех этих концепций в понимании природы научного знания, методов науки и форм ее развития, в них есть нечто общее. В конце концов, у всех методологических концепций один базис, один предмет изучения — современная наука и ее история. И сколь бы разными ни были философские воззрения исследователей, они не могут отмахнуться от общепризнанных фактов истории науки и современных научных теорий. Как бы ни расходились мы в понимании того, что такое наука, мы вынуждены согласиться с тем, что, скажем, Лавуазье внес решающий вклад в возникновение современной химии, Дарвин создал теорию биологической эволюции, а Мендель заложил основы генетики. И это создает почву для получения философами науки общепризнанных результатов — тех результатов, с которыми должен быть знаком каждый ученый, задумывающийся над статусом своей собственной дисциплины, стремящийся глубже понять ее структуру и ее методы.
Однако прежде чем приступать к рассмотрению этих результатов, полезно взглянуть на некоторые теории науки, пользовавшиеся широкой известностью в XX в. Создатели именно этих философско-методологических теорий сформировали наше нынешнее представление о науке, а дискуссии между ними составили основное содержание более чем векового развития философии науки.