ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА

Сущности понятия медицинская этика лучше соответствует латинская поговорка «Salus aegroti suprema /ех» (Благо больного — высший закон). Без сомнения, лечебная деятельность является одной из самых тяжелых. Обычно работать врачами идут люди, которые с детства испытывают потребность помогать другим людям, т.е. проявляют гуманизм.

Над целителями исключительной профессиональной одаренности и востребованности не властно время, поскольку в основе их деятельности — любовь и уважение к человеку, уважение к пациенту. В Индии еще в ведийскую эпоху (около 3000 лет назад) от врача требовалось соблюдение кодекса медицинской этики. Древнеиндийский врач Сушрута (годы жизни неизвестны; по разным источникам — VIII, VII, VI вв. до н.э., конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.) оставил выдающиеся советы по профессиональной этике в Аюрведе — энциклопедии древнеиндийской медицины.

По мере становления и развития медицины формировались и закреплялись нравственные принципы профессии врача.

Основные морально-этические нормы врачебной профессии сформулировал философ и врач Гиппократ в своей Клятве, которая оказала наибольшее влияние на формирование морального облика врача и не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Ее основные положения:

  • 1) запрет на причинение вреда больному («Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»);
  • 2) уважение к жизни («Я не дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, так же как я не дам ни одной женщине абортивного пессария»);
  • 3) уважение к личности больного («В какой дом я бы не вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего умышленного, неправедного и пагубного, особенно от любовных действий с женщинами и мужчинами, свободными и рабами»);
  • 4) врачебная тайна («Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал о жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу об этом, считая это тайной»);
  • 5) уважение к учителям и ученикам («Клянусь уважать того, кто научил меня искусству лечения, как собственных родителей, делиться с ним своими доходами..., а его детей считать своими братьями... учить их бесплатно... все в науке сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому»);
  • 6) уважение к профессии («Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство»).

Со времен Гиппократа основным во взаимоотношениях врача и больного, в соответствии с требованиями врачебной этики, является принцип «не навреди». Современная медицина оказывается перед рядом этических проблем, связанных с точностью диагностики, а следовательно, и методов лечения. Одна из таких сложных проблем — определение понятия смерти, особенно в связи с развитием реаниматологии. В частности, актуальна проблема о наличии оснований трансплантации органов. Считать ли умершим человека, мозг которого мертв, а сердце продолжает биться?

Современная медицина, как справедливо считают некоторые исследователи, переосмысливает понятие гуманизма. Оно должно постигать и с нравственных позиций решать ряд вопросов защиты жизни человека и гражданских прав личности: «донора» и «испытуемого» при постановке медико-биологических экспериментов на больном, умирающем. В конце концов, медицина стала перед проблемой ответственности за будущее человеческого рода. Американский биолог В. Поттер, определив круг моральных проблем, связанных с сохранением и созданием жизни, предложил объединить их в понятие «биоэтика». Сейчас эта наука все тщательнее ищет реальных путей создания глобальной этики человечества будущего.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >