Этика и постмодерн

Постмодерн представляет собой совокупность новых культурных практик и тенденций, характерных для самосознания западного общества начиная с 80-х гг. XX в. Он также отражает сущность радикальных трансформаций, присущих философии последней четверти XX в. В нем воплотилась необходимость объяснения с политической, эстетической, этической и философской точек зрения изменений, которые произошли в современной культуре. Представители постмодернизма: Жорж Батай (1897—1962), Жан Бодрийяр (1929—2007), Феликс Гваттари (1930—1992), Жиль Де-лёз (1925—1995), Жак Деррида (1930—2004), Жак-Франсуа Лиотар (1924-1998) и др.

Постмодерн отличается плюралистичностью и ацентрично-стью вне любой возможности определения аксиологических или иных приоритетов. Происходит изменение этического пространства, отход от устоявшихся норм, принципов.

Статус этики как общепринятой теории морали в постмодернистской философии подвергается сомнению даже в качестве возможности. Выделяют следующие причины отказа постмодернистской культуры от традиционной этики:

  • • настоящее культурное пространство провозглашает себя как программно плюралистическое и ацентричное, вне любой возможности определения аксиологических или иных приоритетов. Доктринально-нормативный характер этики делает невозможным ее существование в условиях мозаичной организации культурного целого, что предполагает принципиальные разнообразное расположение и практическую реализацию различных (вплоть до альтернативных и взаимоисключающих) поведенческих стратегий;
  • • современная культура предполагает отказ от концептуальных систем, организованных по принципам жесткого де-дуктивизма: явление и факт приобретают статус становления, адекватная интерпретация которого предполагает его рассмотрение в качестве единично-уникального без каких-либо ценностно-этических шкал;
  • • провозглашается «смерть субъекта», отказ от феномена «Я» в любых его артикуляциях, тогда как необходимым условием существования традиционной этики является именно феномен субъекта;
  • • метафизичность этики трансформируется современной культурой в «постметафизичное мышление» с отказом от презумпции логоцентризма, имманентности содержания и т.п.;
  • • культурная ситуация постмодерна характеризуется программным отказом от идеи бинарных оппозиций (добро/ зло, должное/сущее, аскетизм/гедонизм, эгоизм/альтруизм и др.), поэтому в данном ментальном пространстве немыслимы дуализм или дихотомия даже в примитивной форме добра и зла;
  • • современная культура осуществляет рефлективно осмысленный поворот к нелинейному видению реальности (принцип ризомы). Направленность вектора эволюции в сторону того или иного «мира» из множества возможных объективно существующих вариаций. Поэтому бифуркации, предшествующие данному моменту, снимают ответственность индивида за совершенные в этот момент поступки (по словам Ж. Делёза, «нет больше Адама-грешника, а есть мир, где Адам согрешил»), но налагают ответственность за будущее, которое определяется поступками индивида здесь и сейчас.

Игра отражает особый, адогматичный тип миропонимания, совокупность определенных форм человеческой деятельности, ее высшая ценность заключается не в результате, а в самом игровом процессе. Игровые ценности всегда релятивны: условно существует соперник, борьба, победа и пр. Процессуальность и релятивность преимущественно определяются характерными чертами философии и этики постмодерна. В своей качественной определенности игра морально нейтральна, она приобретает нравственное содержание во взаимодействии с другими реалиями бытия человека, которые формируют ситуацию морального выбора. Бытующее мнение о тотальности игры, с одной стороны, неполно раскрывает сущность игры, а с другой — является безосновательным. Игра имеет тенденцию поэлементного проникновения в различные сферы жизни (политику, работу, любовь и др.), стремясь покорить их себе, что создает опасность растворения морали в игре, поскольку именно мораль есть конституирующее начало бытия людей.

Постмодернизм проникает, прежде всего, в сферу мироощущения, а не миропонимания, где на первом месте находится не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне пережитая реакция современного человека на окружающий его мир. Таким образом, он охватывает глобальную по своему масштабу сферу. Выдающийся итальянский семиотик, эстетик, историк средневековой литературы Умберто Эко считал постмодернизм не фиксированным хронологическим явлением, а духовным состоянием, подходом к делу, давая этим ответ модернизму, разрушавшему и деформировавшему прошлое. Постмодернистский вариант, по его мнению, заключается в невозможности изменить или уничтожить прошлое, приглашает к его ироническому переосмыслению.

Специфическое видение мира как хаоса, лишенного центра, логики и ценностных ориентиров, отражается в человеческом сознании в виде иерархически неупорядоченных фрагментов и получило определение «постмодернистской чувствительности» как ключевого понятия постмодернизма. Важным элементом в этической рефлексии постмодернистов выступают размышления о порядке и хаосе Вселенной.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >