Социальная этика Платона

Социальная этика Платона, представленная в его утопии идеального государства («Государство», «Законы», «Парменид» и др.), обусловлена содержанием индивидуальной этики. В идеальном государстве каждое сословие является носителем определенной добродетели: правители-мудрецы (высший слой) — мудрости; воины — мужества, демиурги (создатели, творцы) — умеренности. Каждый социальный слой выполняет свою функцию. Главное же назначение всех слоев — обеспечение блага государства, реализация высшей добродетели — справедливости, в платоновском понимании связано с признанием бесспорного приоритета общего, целого, которому подчиняется все частное, индивидуальное.

С отстаиванием этого бесспорного приоритета общего по отношению к индивидуальному связаны наиболее дискуссионные положения его социально-этического учения, вызывавшие острую критику оппонентов. Так, в этом обществе недопустимы частная собственность, брак и семья, непосредственно или косвенно расшатывающие целостность государства. Ведь в основе брака лежат отношения мужчины и женщины, направленные прежде всего друг на друга, а не на общественное благо. В этой связи государственные органы должны взять на себя функцию отбора: подбирать самым красивым девушкам самых здоровых мужчин для воспроизводства населения. Поскольку семья — это источник формирования частных, индивидуальных интересов, постольку воспитание детей опять-таки должно взять на себя государство.

Подводя итог краткому знакомству с этическими воззрениями великого афинского мыслителя, следует отметить его наиболее принципиальные и конструктивные идеи. Во-первых, весомым положением, представляющим своего рода ключ к пониманию сути морали, явилась мысль о социальной значимости содержания бытия индивида, о необходимости общезначимых моральных норм, регулирующих индивидуальную жизнь человека. Во-вторых, в вопросе о «месте пребывания» оснований морали Платон, в отличие от Сократа, так и не пришедшего к определенному решению данной проблемы, обосновывает мысль об их объективном, т.е. независимом от человека существовании в особом мире идей.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >